Архитектура периода Российской империи
Большие успехи зодчества периода Российской империи
(18-первая половина 19 вв.), как и всей русской экономики и культуры в целом,
связаны с деятельностью Петра 1 . В его царствование, в частности, было
значительно расширено производство кирпича и других строительных материалов и
изделий, стандартизировалось их изготовление; были введены различные
законоположения, инструкции и кодексы по строительству; началась
систематическая подготовка архитектурных кадров, издание литературы по
строительству и архитектуре, а так же изучение опыта зарубежного строительства;
в Россию стали приглашать западноевропейских зодчих.
Крупным вкладом в сокровищницу русского и мирового
зодчества было возведение Петербурга с его ансамблями, общественными зданиями,
городскими и загородными дворцами, улицами, парками.
Строительство его осуществлялось по заранее
разработанному генеральному плану, основанному на принципах регулярной
планировки. Сооружение жилых домов в Петербурге велось с обязательным условием
выхода их фасадов на улицу, а не в усадьбу, как это делалось раньше. Строго
регламентировалась также высота домов. Новым в архитектуре Петербурга было то,
что застройка его производилась не только по генеральному плану, но и по
«образцовым» (типовым) проектам, в которых различались дома для именитых,
зажиточных и др.
Одним из первых монументальных сооружений Петербурга
был собор Петропавловской крепости (1712-1733 гг.) с огромной колокольней,
увенчанной 34-метровым золоченым шпилем, символизировавшим величие новой
русской столицы. Характерным в этом соборе было то, что по архитектуре он
больше походил на светское здание типа западноевропейских городских ратуш.
Сердцем же Петербурга, символом морского могущества
России стало Адмиралтейство с его 72-метровойбашней со шпилем, увенчанным
кораблем (1704 г. заново возведено зодчим И.К.Коробовым в 1732-1738 гг. и
перестроено затем А.Д.Захаровым). От здания, как лучи, расходятся три крупных
проспекта города.
Существенным отличием Петербурга от Москвы и других
городов России является то, что зодчество в нем носило утилитарный характер.
Строительство культовых зданий было ограничено – их возводили лишь в случаях
крайней необходимости.
Сдержанная и монументальная в петровскую эпоху
архитектура в последующие годы под влиянием стиля барокко становится пышной и
торжественной. Образцы архитектуры русского барокко представлены
дворцовыми зданиями, дворцово-парковыми ансамблями,
триумфальными арками, которые носили характер показной парадности, роскоши и
должны были демонстрировать богатство и могущество дворянства.
Крупнейшим мастером русского барокко петербургской
школы был зодчий В.В.Растрелли, создавший такие памятники русской архитектуры,
как Екатеринский дворец в Царском Селе (1752-1762 гг.), Зимний дворец
(1754-1762 гг.) и Смольный монастырь в Петербурге (1748-1757 гг.), Андреевский
собор в Киеве (1747-1762 гг.) и другие. Особенностями внешней архитектуры
зданий В.В.Растрелли, как, впрочем, и всего русского зодчества, являются
протяженность зданий, ясность и простота их плана, членение на выступающие и
западающие объемы, применение ордеров с раскрепованными антаблементами,
украшение фасада скульптурами, позолоченными белым лепным декором на цветном,
чаще голубом фоне стены. Для интерьеров зданий характерно наличие парадных
залов, просторных вестибюлей, а так же богатство отделки.
Типичным сооружением дворцового зодчества этого
периода является грандиозный по протяженности (около 500 м.) Екатеринский дворец в Царском Селе. Здание его состоит из центральной части и четырех
флигелей, связанных между собой в единый корпус промежуточными вставками.
Дворец примыкает к большому регулярному парку, застроенному различными
увеселительными павильонами. Расположенные анфиладой на втором этаже дворца
парадные помещения – огромные залы – имеют большую ширину и двухстороннее
освещение, а некоторые устраивались и двусветными, то есть имеют два яруса
оконных проемов. Стены и потолки помещений отделаны золоченой резьбой, картушами*,
вензелями и др.
Великолепен по национальному колориту динамичный,
парящий над днепровскими кручами на высоте более ста метров над уровнем реки
бело-голубой Андреевский собор в Киеве. Это произведение В.В.Растрелли, помимо
своих изумительных художественных качеств, имеет большое градостроительноеное
значение благодаря исключительно удачной постановке на местности. Откуда ни
посмотришь на храм – с близкого ли расстояния, находясь у подножья горы,
вдалеке от нее, - отовсюду он поражает удивительной стойкостью силуэта,
великолепно вписанного в окружающий ландшафт и неразрывно с ним связанного.
Архитектура собора отличается четкостью плана (он
имеет форму четырех сторон креста), исключительной пластикой объема, легкостью
архитектурных элементов и деталей. Украшенный нарядными люкарнами** легкий
центральный купол, кусты стройных колонн, несущих изящные декоративные боковые
главы, замечательных пропорций ордер с раскрепованным антаблементом,
опоясывающий здание, в сочетании с хорошо прорисованными лепными золочеными и
белыми деталями на голубой поверхности стен придают храму необычайную
живописность и выразительность.
Андреевский собор – самое совершенное и зрелое
произведение В.В.Растрелли. Он по праву относится к наиболее прославленным
шедеврам архитектурного наследия.
Архитектурная школа В.В.Растрелли нашла в России
многочисленных последователей. Вторым архитектурным направлением барокко была
московская школа Д.В.Ухтомского, воспитавшего таких выдающихся мастеров
архитектуры, как М.Ф.Казаков, А.Ф.Кокоринов и другие.
Известные работы Д.В.Ухтомского – триумфальная арка
Красные ворота в Москве (1753-1757 гг.), колокольня Троице-Сергиевой лавры в
Загорске (1741-1770 гг.) и ряд других дворцовых и культовых сооружений. В своих
проектах Д.В.Ухтомский развивал традиции отечественной архитектуры. Его
произведения отличаются национальным своеобразием и художественной
целостностью.
Д.В.Ухтомский сочетал практическую работу с
теоретическим обучением многочисленных учеников. Задолго до открытия Академии
художеств им была создана особая школа – «Команда Ухтомского», - в которой
обучались русские зодчие.
Во второй половине 18 в. барокко и рококо были
вытеснены пришедшим с Запада стилем классицизма, под влиянием которого созданы
замечательные творения русского искусства – величественные городские и
загородные ансамбли, монументальные высокохудожественные светские здания и др.
При этом русский классицизм, как и русское барокко, был глубоко отличен по
своему идейно-художественному содержанию от этого стиля в других странах.
Обладая рядом прогрессивных особенностей, русский классицизм способствовал
созданию сугубо национальных, самобытных архитектурных произведений,
поставивших русское зодчество на одно из ведущих мест в мире.
Основоположниками русского классицизма были
выдающиеся зодчие В.И.Баженов, М.Ф.Казаков, И.Е.Старов, А.Ф.Кокоринов,
воздвигнувшие замечательные памятники, в которых гениально сочетались
классические принципы античной архитектуры, мировой классики и русского
архитектурного наследия. Зданиям этих архитекторов присуще основанные на
классических ордерах простота и строгость объемно-планировачных схем, четкость
и ясность форм, сдержанность в применении декоративных элементов и деталей.
Большие успехи в этот период достигнуты в области
реконструкции и планировки городов. По размаху градостройства Россия далеко
опередила другие европейские государства: реконструкции подвернулись многие
города и населенные места. Применяя регулярную систему, русские мастера
избегали свойственному Западу схематизма, чисто геометрической планировки,
широко использовали национальные традиции, умело сочетали планировку с
особенностями рельефа местности и окружающей природы. При планировке они
мастерски вписывали в общий план исторически сложившиеся системы застройки,
памятники архитектуры и другие. Площадям обычно придавали простую форму и
застраивали их главным образом административными и общественными зданиями, а
так же капитальными каменными домами дворян и купечества. Улицы делали прямыми
и широкими. Прямоугольная сетка улиц в большинстве городов удачно сочеталась с
радикальной. При планировке улиц, в том числе в провинциальных городах и
сельских местностях, широко использовались «образцовые проекты».
Лучшими творениями зодчества раннего классицизма
является здание Петербургской академии художеств, построенное по проекту
А.Ф.Кокоринова при участии Валлена Деламота в 1764-1788 гг.; произведения
В.И.Баженова -- выстроенный в 1784-1786 гг. дом Пашкова в Москве и
неосуществленный проект грандиозного Кремлевского дворца в царской резиденции в
Царицыне; Московский сенат в Кремле (1776-1787 гг.), Голицинская больница в
Москве (1796-1801 гг.), выстроенные М.Ф.Казаковым; Таврический дворец в
Петербурге (1783-1789 гг.) И.Е.Старова; Камеронова галерея в Царском Селе (
1783-1786 гг.) Чарльза Камерона; Смольный институт в Петербурге (1806-1808 гг.)
Джакомо Кваренги и другие.
Среди немногочисленных сохранившихся произведений
В.И.Баженова особенно выделяется дом Пешкова – одно из красивейших зданий
Москвы. Он отличается исключительной композицией и изумительными пропорциями.
Фасад дома имеет типичное для многих русских усадебных дворцов того времени
объемное построение – членение здания на три объема. Центральный трехэтажный
объем и связанные с ним посредством одноэтажных галерей двухэтажные боковые
объемы оформленные разными ордерами. При этом чем выше по фасаду здания
расположен орден, тем он стройнее и изящнее. Этим подчеркивается нарастающая к
центру динамичность силуэта здания. Боковые объемы здания приземистые,
оформлены портиками*** ионического ордера грузных пропорций. Портик
центрального главенствующего объема более тонких пропорций и поднят на
рустованном цокольном этаже. Центральный объем, кроме того, увенчан
ротондой**** с колоннами тонких пропорций.
Здание это сильно пострадало во время пожара 1812 г. и восстановлено в несколько искаженном виде. И все же оно остается одним из примечательных в
Москве. Поставленный на холме дом, особенно его центральная часть, хорошо
воспринимается с различных сторон, выглядит величаво и свидетельствует о
высоком композиционном мастерстве автора, его таланте как градостроителя. При
проектировании зодчий здесь подошел к отдельному зданию, как к составной части
ансамбля.
Наиболее заметный след в истории архитектуры конца
18 в. оставил замечательный зодчий, сочетавший в себе талант художника и
инженера, М.Ф.Казаков. В отличие от зданий В.И.Баженова произведения
М.Ф.Казакова дошли до наших дней в большом количестве и в хорошей сохранности.
Архитектура его творений отличается строгостью общей композиции, логичным
выявлением в наружных формах внутренней структуры здания, сдержанностью
архитектурных форм.
Сооружением, в котором более ярко проявился широкий
диапазон мастерства зодчества, считается здание Сената в Московском Кремле.
Помимо блестящего архитектурного решения, в нем применена технически смелая
конструкция кирпичного купала диаметром около 25 м. (наибольшего в те годы в Европе) толщиной всего в один кирпич, которым увенчан цилиндрический
объем зала заседаний.
Среди общественных сооружений М.Ф.Казакова выделяется
ансамбль Голицынской больницы в Москве – усадьба с открытым парадным двором –
курдонером***** и парком, расположенным за центральной частью корпуса на склоне
Москва-реки. Доминирующим в композиции здания является его центральный объем с
портиком, за которым размещен торжественный купольный зал-ротонда, являющийся
лучшим образцом интерьера классицизма. Купол органически связан как с
внутренним пространством зала, так и с наружной архитектурой всего здания –
пример единства наружных форм и внутренней структуры здания, единства
художественного и технического замысла.
Однако такое ансамблевое строительство проводилось
только в центральных районах; окраины по-прежнему, бессистемно застраивались убогими
деревянными и глинобетонными домами бедноты, в чем сказалась классовая
ограниченность градостроительства.
Картуш* – орнамент с завитками по сторонам и полем
по середине с вензелями, эмблемой, надписями.
Люкарн** - окно для освещения чердака, в данном
случае подкупольного пространства.
Портик*** - открытая колоннада, установленная у
наружной части стены.
Ротонда**** - круглое в плане строение, обычно
перекрытое куполом.
Курдонер***** - парадный двор, образуемый
выступающими боковыми объемами здания П-образной формы.
Архитектура эпохи российской империи основные строительные материалы. Реферат на тему Москва после пожара г архитектура и восстановление. Основные принципы градостроительства в эпоху Российской Империи. Реферат на тему Реконструкция зданий исторической застройки. Архитектура и градостроительство эпохи российской империи. Памятники и места на беларуси в период Российской империи. Архитектура реферат выдающиеся творения русских мастеров. Зарождение российской империи при иване грозном. Российская империя на рубеже веков архитектура. Здания архитектуры в период правления Петра. РЕФЕРАТ НА ТЕМУ АРХИТЕКТУРА БЕЛОРУСИ В ВЕКЕ. Реферат на тему рождение общесьвених зданий. Реферат на тему период Российской Империи. Художественная культура архитектура веков. Архитектурные проекты российской империи.