рефераты

Рефераты

рефераты   Главная
рефераты   Краткое содержание
      произведений
рефераты   Архитектура
рефераты   Астрономия
рефераты   Банковское дело
      и кредитование
рефераты   Безопасность
      жизнедеятельности
рефераты   Биографии
рефераты   Биология
рефераты   Биржевое дело
рефераты   Бухгалтерия и аудит
рефераты   Военное дело
рефераты   География
рефераты   Геодезия
рефераты   Геология
рефераты   Гражданская оборона
рефераты   Животные
рефераты   Здоровье
рефераты   Земельное право
рефераты   Иностранные языки
      лингвистика
рефераты   Искусство
рефераты   Историческая личность
рефераты   История
рефераты   История отечественного
      государства и права
рефераты   История политичиских
      учений
рефераты   История техники
рефераты   Компьютерные сети
рефераты   Компьютеры ЭВМ
рефераты   Криминалистика и
      криминология
рефераты   Культурология
рефераты   Литература
рефераты   Литература языковедение
рефераты   Маркетинг товароведение
      реклама
рефераты   Математика
рефераты   Материаловедение
рефераты   Медицина
рефераты   Медицина здоровье отдых
рефераты   Менеджмент (теория
      управления и организации)
рефераты   Металлургия
рефераты   Москвоведение
рефераты   Музыка
рефераты   Наука и техника
рефераты   Нотариат
рефераты   Общениеэтика семья брак
рефераты   Педагогика
рефераты   Право
рефераты   Программирование
      базы данных
рефераты   Программное обеспечение
рефераты   Промышленность
      сельское хозяйство
рефераты   Психология
рефераты   Радиоэлектроника
      компьютеры
      и перифирийные устройства
рефераты   Реклама
рефераты   Религия
рефераты   Сексология
рефераты   Социология
рефераты   Теория государства и права
рефераты   Технология
рефераты   Физика
рефераты   Физкультура и спорт
рефераты   Философия
рефераты   Финансовое право
рефераты   Химия - рефераты
рефераты   Хозяйственное право
рефераты   Ценный бумаги
рефераты   Экологическое право
рефераты   Экология
рефераты   Экономика
рефераты   Экономика
      предпринимательство
рефераты   Юридическая психология

 
 
 

Архитектура руси XIII - XIV в.в.


АРХИТЕКТУРА РУСИ XIII - XIV в.в.
С X в. почти половина Европейской части России вошла в
состав феодального Древнерусского государства, где сложилась самобытная
художественная культура с рядом местных школ (юго-западные, западные,
новгородско-псковская, владимиро-суздальская), накопившая опыт строительства и
благоустройства городов, создавшая замечательные па-мятники древнего зодчества,
фрески, мозаики, иконописи. Её развитие было прервано мон-голо-татарским
нашествием, приведшим Древнюю Русь к экономическому и культурному упадку и к обособлению
юго-западных земель, вошедших в состав польско-литовского госу-дарства. После
полосы застоя в размещавшихся на территории России Древнерусских землях с конца
XIII в. начинает складываться собственно русская (Великорусская) художественная
культура. В ее развитии ощутимее, чем в искусстве Древней Руси, проявилось
воздействие городских низов, ставших важной общественной силой в борьбе за
избавление монголо-татарского ига и объединение русских земель. Возглавившая
уже в XIV в. Эту борьбу вели-кокняжеская Москва синтезирует достижения местных
школ и с XV в. становится важным политическим и культурным центром, где
складываются проникнутое глубокой верой в кра-соту нравственного подвига
искусство Андрея Рублева и соразмерная человеку в своем ве-личии архитектура
Кремля.
После монголо-татарского нашествия долгое время летописи
упоминают лишь о строительстве недошедших до нас деревянных сооружений. С конца
XIII в. в избежавшей разорения Северо-западной Руси возрождается и каменное
зодчество, прежде всего военное. Возводятся каменные городские укрепления
Новгорода и Пскова, крепости на приречных мысах (Копорье) или на островах,
порой с дополнительной стеной у въезда, образующей вместе с основной защитный
коридор – «захаб» (Изборск, Порхов). С середины XIV в. стены усиливаются
могучими башнями, в начале над воротами, а затем и по всему периметру
укре-плений, получающих в XV веке планировку, близкую к регулярной. Неровная
кладка из гру-бо отесанного известняка и валунов наделяло сооружение живописью
и усиливало их пла-стическую выразительность. Такой же была кладка стен
небольших однокупольных четы-рехстопных храмов конца XIII – 1-й половины XIV
вв., которым обмазка фасадов придавала монолитный облик. Храмы строились на
средства бояр, богатых купцов. Становясь архитек-турными доминантами отдельных
районов города, они обогащали его силуэт и создавали по-степенный переход
представительного каменного кремля к нерегулярной деревянной жилой застройке,
следующей естественному рельефу. В ней преобладали 1-2 этажные дома на
под-клетах, иногда трехчастные, с сенями посередине.
В Новгороде развивалось его прежняя планировка, прибавилось
улиц, ведущих к Волхову. Каменные стены Детинца и Окольного города, а так же
церкви построенные на средства отдельных бояр, купцов, и групп горожан,
изменили облик Новгорода. В XIII-XIV вв. зодчие переходят в завершениях фасадов
церквей от полукружий-«закомар» к более ди-намичным фронтонам – «щипцам» или
чаще к трехлопастным кривым, отвечавшим форме сводов, более низких над углами
храма.
С началом возрождения Москвы в ней в 1320-1330-х гг.
Появляются первые бело-каменные храмы. Не сохранившийся Успенский собор и собор
Спаса на Бору с поясами рез-ного орнамента на фасадах восходили по типу к
четырехстолпным с тремя апсидами влади-мирским храмом домонгольской поры. Во
второй половине XIV в. строятся первые камен-ные стены Кремля на треугольном в
плане холме при впадении Неглинной в Москву-реку. На востоке от Кремля
расстилался посад с параллельной Москве-реке главной улицей.
Монастыри-крепости, защищавшие подступы к городу и созвучные
Кремлю по своему силуэту, со временем стали композиционными центрами окраин
Москвы. Радиаль-ные улицы с бревенчатыми мостовыми вели к центру через
увенчанные башнями ворота Земляного и Белого городов. Жилая застройка городских
улиц состояла в основном из дере-вянных домов, имевших два – три этажа на
подклетах, отдельные крыши над каждой частью дома, средние сени и крыльцо.
Кремли других городов, как и в Москве, следовали в своих планах рельефу
местности, а на ровных местах имели правильные прямоугольные планы. Крепостные
стены стали выше и толще. Навесные бойницы и зубцы в виде ласточкина хво-ста
примененные итальянскими архитекторами в Московском Кремле, появились и в
крем-лях Новгорода, Нижнего Новгорода, Тулы и др. Позднее башни стали
декорироваться лопат-ками и горизонтальными тягами, а бойницы – наличниками.
Свободнее от новых влияний были крепости дальних Кирилло-Белозерского и
Соловецкого монастырей, с мощными сте-нами и башнями, сложенными из крупных
валунов и почти лишенными украшений.
Сохранившаяся часть великокняжеского кремлевского дворца в
Москве с огром-ным одностолпным залом наделена чертами западной архитектуры
(граненый руст, парные окна, ренессансный карниз), но вся композиция дворца,
слагавшаяся из отдельных зданий с переходами и крыльцами, близка к композиции
деревянных хором. В архитектуре Успенско-го собора Московского Кремля, который
было предложено строить наподобие одноименного собора XII в. во Владимире,
традиции владимиро-суздальского зодчества подверглись суще-ственному
переосмыслению. Величественный пяти-купольный храм с редкими щелевидны-ми
окнами, прорезанными в могучих барабанах и в глади стен, опоясанных аркатурным
фри-зом, мощнее по пропорциям и монументальнее своего прототипа. Впечатляющим
контра-стом несколько суровым фасадам собора служит интерьер с шестью
равномерно расставлен-ными высокими тонкими столбами, придающими ему вид
парадного зала. Храм-колокольня Ивана Великого, господствовавший не только не
только над Кремлем, но и над всей Моск-вой, стал традиционным образцом для
подобных высотных доминант и в других русских го-родах. Попытка перенести в
русский храм мотивы раннего венецианского Возрождения при-вела к несоответствию
ярусных членений фасада.
В первые десятилетия после монголо-татарского нашествия
возрождается живо-пись. В условиях сильно сократившихся международных и
межобластных связей во 2-ой по-ловине XIII века и в начале XIV в. окончательно
кристаллизуются старые школы живописи и образуются новые.
В иконах и в миниатюрах рукописей Новгорода уже со 2-ой
половины XIII в. оп-ределяются чисто местные черты, сложившиеся здесь в
росписях XII в.: ясный образ не ос-ложненный аллегориями, несколько
элементарный крупный рисунок, декоративная яркость цвета. На исполненной
Алексой Петровым храмовой иконе церкви Николы на Липне Нико-лай чудотворец
представлен как внимательный наставник и помощник людям. Округлые ли-нии,
нарядная орнаментация отразили воздействие декоративных тенденций народного
творчества.
В городах Северо-восточной Руси, уцелевших от нашествия
живопись долгое время развивалась на до-монгольской основе. Художественные
мастерские были сосредото-чены на архиерейских и княжеских дворах, и их
произведения имеют церковный, либо кас-товый княжеский характер. Ростовские иконы
XIII-XIV вв. характеризуются просвечиваю-щимися красками, нежным и теплым
колоритом. Большой популярностью пользовались жи-тийные иконы, в которых ярко
выражено литературное повествовательно начало. С Ярослав-лем связано несколько
выдающихся икон и лицевых рукописей XIII-XIV вв. Торжественной красотой
выделяется икона «Борис и Глеб», но место ее написание точно не установлено.
В 70-80-х годах XIII в. возникла тверская школа живописи.
Росписи Спасо-Преображенского собора в Твери, исполненные местными мастерами,
были первой попыт-кой обращения к монументальной живописи после татарского
нашествия. Для не очень вы-соких по качеству тверских икон и рукописей
характерны белесые высветления и декоратив-ные сочетания белого, красного,
голубого. Несколько позже тверской возникла московская школа, ранние памятники
которой свидетельствуют о тесных ее связях с Ростовом и Яро-славлем.
В XIV в. с началом широкого строительства каменных храмов
возрождается фре-сковая живопись. Фрески собора Снетогорского монастыря близ
Пскова по стилю еще близ-ки к росписям Новгорода типа нередицких. Новгородские
росписи 2-й половины XIV в. бо-лее свободны по характеру. Одни из них исполнены
выходцами из Византии: фрески церквей Спаса на Ильине улице и Успения на
Волотовом поле. Другие написаны южными славянами: фрески церквей Спаса на
Ковалеве и Рождества на кладбище и церкви Михаила Архангела Сковородского
монастыря.
Наиболее впечатляющи фрески церкви Спаса на Ильине улице,
исполненные Феофаном Греком, а так же фрески Волотова, поразительные по
одухотворенной патетике образов и артистизму. Росписи Феофана по их суровой
выразительности, исключительной свободе композиции и письма не имеют себе
равных не только на Руси, но и в Византии. Хо-рошо сохранились фрески угловой
камеры на хорах: образы, воплощающие аскетические идеалы, отличаются
психологической напряженностью, техника письма – динамикой и ори-гинальностью
приемов, колорит предельной сдержанностью. Божество и святые предстают у
Феофана в виде грозной силы, предназначенной управлять человеком и напоминать
ему о подвигах во имя высшей идеи. Их темные лики с бегло положенными белыми
бликами, по контрасту с которыми приобретают особую звучность разбеленные
желтые, малиновые, си-ние тона одежд, оказывают на зрителя непосредственное и
глубокое воздействие. Фрески церкви Федора Стратилата стилистически близки к
росписям Спаса на Ильине улице. Воз-можно, что в их исполнении участвовали
русские мастера, учившиеся у греков.
Фреска повлияла и на стиль новгородских икон XIV в.,
сделавшийся более сво-бодным и живописным. Произведения Псковских иконописцев
XIV в. выделяются смелой цветовой лепкой и необычным колоритом, основанным на
сочетании оранжево-красных, зе-леных, коричневых и желтых тонов. Сумрачная
выразительность образов святых не псков-ских иконах обнаруживает их известную
близость к работам Феофана Грека.
На севере в XIV в. сложилась вологодская школа живописи. Ее
известный пред-ставитель – иконописец Дионисий Глушицкий. В вологодских иконах
преобладают темные, несколько приглушенные тона.
Стенопись ярославских и костромских иконописцев, работавших
также в Москве, Ростове, Романове и Борисоглебской слободе, Вологде,
Троице-Сергиевой лавре и других городах, отмечена неисчерпаемой фантазией,
интересом окружающей действительности. Мастера умели придать занимательность и
декоративность многофигурным, полным дина-мики многоцветным росписям,
покрывающим стены и своды храмов живописным ковром. Ряд сцен слагается в
повествовательные циклы со множеством тонко подмеченных бытовых деталей и с
мотивами реальных пейзажей. Эти росписи, так же как иконы в ярославской церкви
Ильи Пророка и несколько превосходных икон Семена Колмогородца, пронизаны
оп-тимистическим мироощущением людей, еще робко, но радостно открывающих
красоту зем-ной жизни.
Обычно изваяния выполнялись в дереве, хотя известны
отдельные произведения в металле: автопортрет мастера Аврама на трофейных
бронзовых вратах Софии Новгородской, собранных им на рубеже XII – XIV вв.;
серебряная фигура царевича Дмитрия работы Гаври-лы Овдокимова «с товарищами».
Встречается и скульптура в камне: «Георгий» В. Д. Ермо-лина, большие памятные
кресты с рельефами. Как правило, деревянная скульптура была по-лихромной.
Локальная роспись темперными красками сближала ее с иконой. Эта близость
усугублялась тем, что рельефы не выступали за плоскость обрамляющей изображение
не-тронутой кромки доски, а уплощенные фигуры, рассчитанные на строго
фронтальное вос-приятие, помещались в киотах с цветным фоном, плотность цвета и
весомость объема, под-крепляя друг друга, создают особую интенсивность
декоративного звучания скульптуры. Фигуры, развернутые на плоскости, сохраняют
цельность и мощь округлого блока дерева. Неглубокие геометризованные порезки,
обозначающие одежды и доспехи, подчеркивают монументальность объема и непроницаемую
твердость массы, по контрасту с которой тонко моделированные черты лица
приобретают повышенную одухотворенность, выявляя внут-реннюю жизнь,
сконцентрированную в величественных, застывших фигурах. Как и в живо-писи, в
скульптуре возвышенная идея выражалась ритмом, пропорциями, силуэтом замкну-тых
композиций, наделяя телесный облик святых напряженной духовностью, лишенной
ин-дивидуальных черт.
Реферат по мирайвой художественной культуры на тему архитектура жилой дом. Архитектура и худщжественные принципы городской застройки г пинске вв. Контрольная Место Руси в европейском сообществе во второй половине вв. Сравните архитектуру руси века с архитектурой домонгольского периода. Древнерусская живопись веков Новосибирск Россия Новосибирске Россия. Презентация на тему культура древней руси во второй половине веков. Место Руси в европейском сообществе во второй половине вв реферат. Скачат презентацию на тему Архитектурный облик Древней Руси. Скачат реферат на тему Архитектура Древней Руси к в до веке. Реферат на тему Строительство и архитектура в России века. Место руси в европейском сообществе во второй половине вв. Реферат на тему Каменная архитектура Шатровых храмов век. Реферат на тему архитектура и живопись древней руси вв. Рефераты Архитектура и живопись Руси в средние Века. Особенности белорусские архитектурные сооружения вв.

© 2011 Рефераты