АРХИТЕКТУРА РУСИ XIII - XIV в.в.
С X в. почти половина Европейской части России вошла в
состав феодального Древнерусского государства, где сложилась самобытная
художественная культура с рядом местных школ (юго-западные, западные,
новгородско-псковская, владимиро-суздальская), накопившая опыт строительства и
благоустройства городов, создавшая замечательные па-мятники древнего зодчества,
фрески, мозаики, иконописи. Её развитие было прервано мон-голо-татарским
нашествием, приведшим Древнюю Русь к экономическому и культурному упадку и к обособлению
юго-западных земель, вошедших в состав польско-литовского госу-дарства. После
полосы застоя в размещавшихся на территории России Древнерусских землях с конца
XIII в. начинает складываться собственно русская (Великорусская) художественная
культура. В ее развитии ощутимее, чем в искусстве Древней Руси, проявилось
воздействие городских низов, ставших важной общественной силой в борьбе за
избавление монголо-татарского ига и объединение русских земель. Возглавившая
уже в XIV в. Эту борьбу вели-кокняжеская Москва синтезирует достижения местных
школ и с XV в. становится важным политическим и культурным центром, где
складываются проникнутое глубокой верой в кра-соту нравственного подвига
искусство Андрея Рублева и соразмерная человеку в своем ве-личии архитектура
Кремля.
После монголо-татарского нашествия долгое время летописи
упоминают лишь о строительстве недошедших до нас деревянных сооружений. С конца
XIII в. в избежавшей разорения Северо-западной Руси возрождается и каменное
зодчество, прежде всего военное. Возводятся каменные городские укрепления
Новгорода и Пскова, крепости на приречных мысах (Копорье) или на островах,
порой с дополнительной стеной у въезда, образующей вместе с основной защитный
коридор – «захаб» (Изборск, Порхов). С середины XIV в. стены усиливаются
могучими башнями, в начале над воротами, а затем и по всему периметру
укре-плений, получающих в XV веке планировку, близкую к регулярной. Неровная
кладка из гру-бо отесанного известняка и валунов наделяло сооружение живописью
и усиливало их пла-стическую выразительность. Такой же была кладка стен
небольших однокупольных четы-рехстопных храмов конца XIII – 1-й половины XIV
вв., которым обмазка фасадов придавала монолитный облик. Храмы строились на
средства бояр, богатых купцов. Становясь архитек-турными доминантами отдельных
районов города, они обогащали его силуэт и создавали по-степенный переход
представительного каменного кремля к нерегулярной деревянной жилой застройке,
следующей естественному рельефу. В ней преобладали 1-2 этажные дома на
под-клетах, иногда трехчастные, с сенями посередине.
В Новгороде развивалось его прежняя планировка, прибавилось
улиц, ведущих к Волхову. Каменные стены Детинца и Окольного города, а так же
церкви построенные на средства отдельных бояр, купцов, и групп горожан,
изменили облик Новгорода. В XIII-XIV вв. зодчие переходят в завершениях фасадов
церквей от полукружий-«закомар» к более ди-намичным фронтонам – «щипцам» или
чаще к трехлопастным кривым, отвечавшим форме сводов, более низких над углами
храма.
С началом возрождения Москвы в ней в 1320-1330-х гг.
Появляются первые бело-каменные храмы. Не сохранившийся Успенский собор и собор
Спаса на Бору с поясами рез-ного орнамента на фасадах восходили по типу к
четырехстолпным с тремя апсидами влади-мирским храмом домонгольской поры. Во
второй половине XIV в. строятся первые камен-ные стены Кремля на треугольном в
плане холме при впадении Неглинной в Москву-реку. На востоке от Кремля
расстилался посад с параллельной Москве-реке главной улицей.
Монастыри-крепости, защищавшие подступы к городу и созвучные
Кремлю по своему силуэту, со временем стали композиционными центрами окраин
Москвы. Радиаль-ные улицы с бревенчатыми мостовыми вели к центру через
увенчанные башнями ворота Земляного и Белого городов. Жилая застройка городских
улиц состояла в основном из дере-вянных домов, имевших два – три этажа на
подклетах, отдельные крыши над каждой частью дома, средние сени и крыльцо.
Кремли других городов, как и в Москве, следовали в своих планах рельефу
местности, а на ровных местах имели правильные прямоугольные планы. Крепостные
стены стали выше и толще. Навесные бойницы и зубцы в виде ласточкина хво-ста
примененные итальянскими архитекторами в Московском Кремле, появились и в
крем-лях Новгорода, Нижнего Новгорода, Тулы и др. Позднее башни стали
декорироваться лопат-ками и горизонтальными тягами, а бойницы – наличниками.
Свободнее от новых влияний были крепости дальних Кирилло-Белозерского и
Соловецкого монастырей, с мощными сте-нами и башнями, сложенными из крупных
валунов и почти лишенными украшений.
Сохранившаяся часть великокняжеского кремлевского дворца в
Москве с огром-ным одностолпным залом наделена чертами западной архитектуры
(граненый руст, парные окна, ренессансный карниз), но вся композиция дворца,
слагавшаяся из отдельных зданий с переходами и крыльцами, близка к композиции
деревянных хором. В архитектуре Успенско-го собора Московского Кремля, который
было предложено строить наподобие одноименного собора XII в. во Владимире,
традиции владимиро-суздальского зодчества подверглись суще-ственному
переосмыслению. Величественный пяти-купольный храм с редкими щелевидны-ми
окнами, прорезанными в могучих барабанах и в глади стен, опоясанных аркатурным
фри-зом, мощнее по пропорциям и монументальнее своего прототипа. Впечатляющим
контра-стом несколько суровым фасадам собора служит интерьер с шестью
равномерно расставлен-ными высокими тонкими столбами, придающими ему вид
парадного зала. Храм-колокольня Ивана Великого, господствовавший не только не
только над Кремлем, но и над всей Моск-вой, стал традиционным образцом для
подобных высотных доминант и в других русских го-родах. Попытка перенести в
русский храм мотивы раннего венецианского Возрождения при-вела к несоответствию
ярусных членений фасада.
В первые десятилетия после монголо-татарского нашествия
возрождается живо-пись. В условиях сильно сократившихся международных и
межобластных связей во 2-ой по-ловине XIII века и в начале XIV в. окончательно
кристаллизуются старые школы живописи и образуются новые.
В иконах и в миниатюрах рукописей Новгорода уже со 2-ой
половины XIII в. оп-ределяются чисто местные черты, сложившиеся здесь в
росписях XII в.: ясный образ не ос-ложненный аллегориями, несколько
элементарный крупный рисунок, декоративная яркость цвета. На исполненной
Алексой Петровым храмовой иконе церкви Николы на Липне Нико-лай чудотворец
представлен как внимательный наставник и помощник людям. Округлые ли-нии,
нарядная орнаментация отразили воздействие декоративных тенденций народного
творчества.
В городах Северо-восточной Руси, уцелевших от нашествия
живопись долгое время развивалась на до-монгольской основе. Художественные
мастерские были сосредото-чены на архиерейских и княжеских дворах, и их
произведения имеют церковный, либо кас-товый княжеский характер. Ростовские иконы
XIII-XIV вв. характеризуются просвечиваю-щимися красками, нежным и теплым
колоритом. Большой популярностью пользовались жи-тийные иконы, в которых ярко
выражено литературное повествовательно начало. С Ярослав-лем связано несколько
выдающихся икон и лицевых рукописей XIII-XIV вв. Торжественной красотой
выделяется икона «Борис и Глеб», но место ее написание точно не установлено.
В 70-80-х годах XIII в. возникла тверская школа живописи.
Росписи Спасо-Преображенского собора в Твери, исполненные местными мастерами,
были первой попыт-кой обращения к монументальной живописи после татарского
нашествия. Для не очень вы-соких по качеству тверских икон и рукописей
характерны белесые высветления и декоратив-ные сочетания белого, красного,
голубого. Несколько позже тверской возникла московская школа, ранние памятники
которой свидетельствуют о тесных ее связях с Ростовом и Яро-славлем.
В XIV в. с началом широкого строительства каменных храмов
возрождается фре-сковая живопись. Фрески собора Снетогорского монастыря близ
Пскова по стилю еще близ-ки к росписям Новгорода типа нередицких. Новгородские
росписи 2-й половины XIV в. бо-лее свободны по характеру. Одни из них исполнены
выходцами из Византии: фрески церквей Спаса на Ильине улице и Успения на
Волотовом поле. Другие написаны южными славянами: фрески церквей Спаса на
Ковалеве и Рождества на кладбище и церкви Михаила Архангела Сковородского
монастыря.
Наиболее впечатляющи фрески церкви Спаса на Ильине улице,
исполненные Феофаном Греком, а так же фрески Волотова, поразительные по
одухотворенной патетике образов и артистизму. Росписи Феофана по их суровой
выразительности, исключительной свободе композиции и письма не имеют себе
равных не только на Руси, но и в Византии. Хо-рошо сохранились фрески угловой
камеры на хорах: образы, воплощающие аскетические идеалы, отличаются
психологической напряженностью, техника письма – динамикой и ори-гинальностью
приемов, колорит предельной сдержанностью. Божество и святые предстают у
Феофана в виде грозной силы, предназначенной управлять человеком и напоминать
ему о подвигах во имя высшей идеи. Их темные лики с бегло положенными белыми
бликами, по контрасту с которыми приобретают особую звучность разбеленные
желтые, малиновые, си-ние тона одежд, оказывают на зрителя непосредственное и
глубокое воздействие. Фрески церкви Федора Стратилата стилистически близки к
росписям Спаса на Ильине улице. Воз-можно, что в их исполнении участвовали
русские мастера, учившиеся у греков.
Фреска повлияла и на стиль новгородских икон XIV в.,
сделавшийся более сво-бодным и живописным. Произведения Псковских иконописцев
XIV в. выделяются смелой цветовой лепкой и необычным колоритом, основанным на
сочетании оранжево-красных, зе-леных, коричневых и желтых тонов. Сумрачная
выразительность образов святых не псков-ских иконах обнаруживает их известную
близость к работам Феофана Грека.
На севере в XIV в. сложилась вологодская школа живописи. Ее
известный пред-ставитель – иконописец Дионисий Глушицкий. В вологодских иконах
преобладают темные, несколько приглушенные тона.
Стенопись ярославских и костромских иконописцев, работавших
также в Москве, Ростове, Романове и Борисоглебской слободе, Вологде,
Троице-Сергиевой лавре и других городах, отмечена неисчерпаемой фантазией,
интересом окружающей действительности. Мастера умели придать занимательность и
декоративность многофигурным, полным дина-мики многоцветным росписям,
покрывающим стены и своды храмов живописным ковром. Ряд сцен слагается в
повествовательные циклы со множеством тонко подмеченных бытовых деталей и с
мотивами реальных пейзажей. Эти росписи, так же как иконы в ярославской церкви
Ильи Пророка и несколько превосходных икон Семена Колмогородца, пронизаны
оп-тимистическим мироощущением людей, еще робко, но радостно открывающих
красоту зем-ной жизни.
Обычно изваяния выполнялись в дереве, хотя известны
отдельные произведения в металле: автопортрет мастера Аврама на трофейных
бронзовых вратах Софии Новгородской, собранных им на рубеже XII – XIV вв.;
серебряная фигура царевича Дмитрия работы Гаври-лы Овдокимова «с товарищами».
Встречается и скульптура в камне: «Георгий» В. Д. Ермо-лина, большие памятные
кресты с рельефами. Как правило, деревянная скульптура была по-лихромной.
Локальная роспись темперными красками сближала ее с иконой. Эта близость
усугублялась тем, что рельефы не выступали за плоскость обрамляющей изображение
не-тронутой кромки доски, а уплощенные фигуры, рассчитанные на строго
фронтальное вос-приятие, помещались в киотах с цветным фоном, плотность цвета и
весомость объема, под-крепляя друг друга, создают особую интенсивность
декоративного звучания скульптуры. Фигуры, развернутые на плоскости, сохраняют
цельность и мощь округлого блока дерева. Неглубокие геометризованные порезки,
обозначающие одежды и доспехи, подчеркивают монументальность объема и непроницаемую
твердость массы, по контрасту с которой тонко моделированные черты лица
приобретают повышенную одухотворенность, выявляя внут-реннюю жизнь,
сконцентрированную в величественных, застывших фигурах. Как и в живо-писи, в
скульптуре возвышенная идея выражалась ритмом, пропорциями, силуэтом замкну-тых
композиций, наделяя телесный облик святых напряженной духовностью, лишенной
ин-дивидуальных черт.
Реферат по мирайвой художественной культуры на тему архитектура жилой дом. Архитектура и худщжественные принципы городской застройки г пинске вв. Контрольная Место Руси в европейском сообществе во второй половине вв. Сравните архитектуру руси века с архитектурой домонгольского периода. Древнерусская живопись веков Новосибирск Россия Новосибирске Россия. Презентация на тему культура древней руси во второй половине веков. Место Руси в европейском сообществе во второй половине вв реферат. Скачат презентацию на тему Архитектурный облик Древней Руси. Скачат реферат на тему Архитектура Древней Руси к в до веке. Реферат на тему Строительство и архитектура в России века. Место руси в европейском сообществе во второй половине вв. Реферат на тему Каменная архитектура Шатровых храмов век. Реферат на тему архитектура и живопись древней руси вв. Рефераты Архитектура и живопись Руси в средние Века. Особенности белорусские архитектурные сооружения вв.