Самобытность архитектуры русского барокко
проявилась в органичном
сочетании четкой фундаментальности и про-
стоты плановых решений с живописностью силуэтов и фа- садов, щедростью
и фантазией декоративных форм, их многоцветием, традиционно развивающими
присущие искусству России мажорность и нарядность. В середине 18 века
возрождается исконно русское пятиглавие при по-стройке храмов, причем оно
обогащается новыми самосто-ятельными решениями, повсеместно сменяя тип храма
на-чала столетия, увенчанного куполами во флорентийском духе.
Стремление архитектурными средствами выразить
господ-ство человека над природой и стихией, неиссякаемость его творческих
возможностей – находит убедительное
выра-жение в контрастном сочетании геометризма окружающих дворцы регулярных
садов и парков с огромной протяжен-ностью пластичных фасадов и пышных амфилад
парадных помещений. В интерьерах – обилие проемов, зеркал, орна-мента, сплошь
покрывающие стены, живописные плафоны.
Все
это создает иллюзию безграничности пространства.
Расцвет русского барокко связан
с именами А.В.Квасова
(Большой Царскосельский дворец до его перестройки Раст-релли, не сохранившаяся
церковь Успения Пресвятой Богородицы на Сенной площади), П.А.Трезини (Фёдоров-ская
церковь в Александро-Невской лавре), А.Ф.Виста (Ан-дреевский собор на углу 6
линии и Большого проспекта, Ботный домик в Петропавловской крепости) и других
ма-стеров, но прежде всего – с именем Варфоломея Варфоло-меевича Растрелли
(1700-1771) – создателя роскошного
Смольного
монастыря, Зимнего, Воронцовского, Строгановского дворцов, перестроенных им
дворцов и па-вильонов в Царском Селе и
Петергофе. Растрелли задал тон, масштаб дальнейшей застройке Дворцовой площади
и
Дворцовой
набережной.
Русское барокко мало похоже на европейское, в
нем ярче выражен светский, более земной характер русского искус-ства XVIII
века.
Савва Иванович Чевакинский (1713-1780)
возвел велико-лепный Никольский
морской собор с самой красивой
ко-локольней Петербурга на берегу Крюкова канала, Шувалов-ский дворец на
Итальянской улице, дворе Шереметьевых на
Фонтанке
и др.
Неизвестный пока мастер (скорее всего
П.А.Трезини), словно соперничая с Растрелли, построил на Владимирской площади
удивительной красоты Владимирскую церковь (за-вершена в конце 1760 г.г.). Очень
многое из созданного этим зодчим было позднее перестроено или просто исчезло.
В 1760-1770г.г., в “золотой век ЕкатериныII”
меняются ар-хитектурные и художественные вкусы, на смену пышному
елизаветинскому барокко” приходит классицизм.