рефераты

Рефераты

рефераты   Главная
рефераты   Краткое содержание
      произведений
рефераты   Архитектура
рефераты   Астрономия
рефераты   Банковское дело
      и кредитование
рефераты   Безопасность
      жизнедеятельности
рефераты   Биографии
рефераты   Биология
рефераты   Биржевое дело
рефераты   Бухгалтерия и аудит
рефераты   Военное дело
рефераты   География
рефераты   Геодезия
рефераты   Геология
рефераты   Гражданская оборона
рефераты   Животные
рефераты   Здоровье
рефераты   Земельное право
рефераты   Иностранные языки
      лингвистика
рефераты   Искусство
рефераты   Историческая личность
рефераты   История
рефераты   История отечественного
      государства и права
рефераты   История политичиских
      учений
рефераты   История техники
рефераты   Компьютерные сети
рефераты   Компьютеры ЭВМ
рефераты   Криминалистика и
      криминология
рефераты   Культурология
рефераты   Литература
рефераты   Литература языковедение
рефераты   Маркетинг товароведение
      реклама
рефераты   Математика
рефераты   Материаловедение
рефераты   Медицина
рефераты   Медицина здоровье отдых
рефераты   Менеджмент (теория
      управления и организации)
рефераты   Металлургия
рефераты   Москвоведение
рефераты   Музыка
рефераты   Наука и техника
рефераты   Нотариат
рефераты   Общениеэтика семья брак
рефераты   Педагогика
рефераты   Право
рефераты   Программирование
      базы данных
рефераты   Программное обеспечение
рефераты   Промышленность
      сельское хозяйство
рефераты   Психология
рефераты   Радиоэлектроника
      компьютеры
      и перифирийные устройства
рефераты   Реклама
рефераты   Религия
рефераты   Сексология
рефераты   Социология
рефераты   Теория государства и права
рефераты   Технология
рефераты   Физика
рефераты   Физкультура и спорт
рефераты   Философия
рефераты   Финансовое право
рефераты   Химия - рефераты
рефераты   Хозяйственное право
рефераты   Ценный бумаги
рефераты   Экологическое право
рефераты   Экология
рефераты   Экономика
рефераты   Экономика
      предпринимательство
рефераты   Юридическая психология

 
 
 

Доклад: Алкоголизм как фактор виктимизации личности подростка, профилактика алкоголизма в подростковой среде

Алкоголизм как фактор виктимизации личности подростка, профилактика алкоголизма в подростковой среде

Аксёнова Наталья Валериевна

Социально-педагогический центр «Орлёнок» (филиал) Сочинского государственного университета туризма и курортного дела

За основу нашего исследования мы взяли определение, данное А.В. Мудриком: «виктимизация – процесс и результат превращения человека или группы людей в тот или иной тип жертв неблагоприятных условий социализации», и определили, что факторы виктимизации человека можно разделить на объективные, к которым относятся природно-климатические условия, общество и государство, специфические особенности поселения, семья, группы сверстников, и субъективные – индивидуальные особенности человека, особенности его самовосприятия и восприятия окружающей действительности. На основе классификации Г.М. Андреевой мы добавили к вышеперечисленным факторам следующие: особенности социального контроля, экологическая ситуация, уровень адаптивности человека к изменяющимся условиям.

Изучив условия поселка курортного типа Новомихайловский Туапсинского района Краснодарского края, в котором проводилось исследование, мы в качестве специфических факторов виктимизации выделили сезонную занятость работоспособного населения и его низкий социально-экономический уровень; массовую миграцию людей из близлежащих неблагополучных регионов; постоянную демонстрацию курортниками наглядных примеров легкой жизни и больших денег; неудовлетворительное функционирование учебно-воспитательных учреждений, неразвитость рекреативной инфраструктуры поселка, наличие развитой сети увеселительных заведений и, как следствие, низкий культурный уровень жителей; большое количество семей, не поддерживающих должный уровень жизнеобеспечения и воспитания своих детей; множество асоциальных подростковых групп.

С точки зрения социальной характеристики мы определили алкоголизм как форму девиантного поведения, характеризующуюся патологическим влечением к спиртному и последующей социальной деградацией личности, и сделали вывод, что провоцируемые им процессы предопределяют другие социальные отклонения: преступность, правонарушения, социальный паразитизм, аморальное поведение и др.

Проанализировав на основе статистических данных динамику количества алкоголя, потребляемого в России на протяжении ХХ века, мы утверждаем, что если потребление алкоголя в нашей стране будет так же стремительно расти, то его потребление на душу населения постепенно увеличится до 20-25 литров, вследствие чего через 20 лет будет поражено 50% генофонда нации.

В качестве основных факторов, способствующих возникновению алкоголизма, выступают психологическая, физиологическая и социальная ситуация развития, окружение человека, продолжительное бессодержательное времяпрепровождение, низкий уровень культуры и образованности; вместе с этим существует негативная тенденция неуклонного «омоложения» современного российского алкоголизма.

Основными факторами, способствующими началу и продолжению употребления алкоголя в подростковом возрасте, являются психологические факторы (любопытство, потребность в экспериментировании, вызов, потребность казаться сильным, «досрочная» взрослость, акцентуации отдельных черт характера и т.п.); социальное окружение (пример родственников и других взрослых, давление товарищей); социально-экономические факторы (социальное неравенство, обнищание, безработица, инфляция, социальная напряженность и др.); физиологические факторы (наследственность и недостатки конституционально-соматического склада).

Для подтверждения вышеизложенных данных мы провели собственное диагностическое исследование тенденций употребления спиртных напитков подростками (учащимися 8-х классов) поселка курортного типа. Изучая особенности свободного времени подростков, мы выяснили, что оно имеет преимущественно развлекательный характер: слушание музыки – 32,8% респондентов; просмотр телепередач – 30%; общение с друзьями – 27,1%; занятия спортом – 27,1%; чтение художественной литературы – 14,2% опрошенных. Что касается частоты употребления алкоголя, то мы получили следующие данные: иногда употребляют спиртные напитки - 42,8%, употребляют постоянно - 2,8%, совсем не употребляют - 15,7%. При этом 21,4% подростков употребляют алкоголь, когда есть деньги на приобретение спиртного, по случаю праздника, а также чтобы повысить настроение, например, во время дискотеки.

30% опрошенных подростков предпочитают пиво; 25,7% - вино; 14,2% - водку, коньяк, ликер; 2,8% - шампанское. После употребления алкоголя у 12,8% респондентов наблюдается приподнятое настроение; у 4,2% - повышение уверенности в себе. По словам ребят, 22,8% родителей знают, что их ребенок «выпивает» и относятся к этому спокойно; 14,2% родителей относятся негативно к фактам употребления спиртного своим ребенком и наказывают за это; 10% родителей – не подозревают о том, что их ребенок употребляет алкоголь.

Анализируя результаты проведенной диагностики, мы отмечаем, что подростки, проживающие в поселке курортного типа, достаточно сильно подвержены влиянию алкоголя. Это объясняется тем, что со стороны близких и окружающих людей происходит постоянная демонстрация «достоинств» употребления спиртных напитков, а также связано со слабой организацией досуга и отсутствием системы общественно полезной занятости подростков.

Опираясь на научные труды К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, И.С. Кона, И.П. Иванова, В.С. Мухиной, Е.В. Бондаревской, М.А. Галагузовой, А.С. Прутченкова и др., мы разработали и реализовали систему занятий по профилактике алкоголизма для учащихся 8-х классов. В качестве наиболее успешных форм профилактической работы дети отметили проблемный стол «Я и мое здоровье!», интеллектуальные игры «Знатоки здоровья» и «Энциклопедия здоровья», конкурсную программу «Мозаика», дискуссии «Решим проблему?…» и «Мое здоровье – мое будущее», тренинг «Загляни внутрь себя», сюжетно-ролевую игру «Суд над алкоголизмом». Наиболее эффективными методами профилактики алкоголизма стали убеждение, упражнение и поощрение.

Следует отметить, что формы и методы, используемые на занятиях, могут изменяться, а их содержание усложняться и дополняться в зависимости от рассматриваемой ситуации или проблемы. Используемые нами формы и методы вызывают интерес и стимулируют активность подростков, создают ситуацию постоянной рефлексии и имеют долговременное действие.

По результатам итогового диагностического исследования, проведенного среди участников занятий, стремление вести здоровый образ жизни и заниматься спортом проявили 83,3% респондентов, 75% опрошенных подростков настроены на отказ от употребления больших доз алкоголя, 70% подростков попытаются донести полученную на занятиях информацию до своих друзей и знакомых. Таким образом, мы подтвердили результативность использованных нами форм и методов по профилактике алкоголизма в подростковой среде


© 2011 Рефераты