рефераты

Рефераты

рефераты   Главная
рефераты   Краткое содержание
      произведений
рефераты   Архитектура
рефераты   Астрономия
рефераты   Банковское дело
      и кредитование
рефераты   Безопасность
      жизнедеятельности
рефераты   Биографии
рефераты   Биология
рефераты   Биржевое дело
рефераты   Бухгалтерия и аудит
рефераты   Военное дело
рефераты   География
рефераты   Геодезия
рефераты   Геология
рефераты   Гражданская оборона
рефераты   Животные
рефераты   Здоровье
рефераты   Земельное право
рефераты   Иностранные языки
      лингвистика
рефераты   Искусство
рефераты   Историческая личность
рефераты   История
рефераты   История отечественного
      государства и права
рефераты   История политичиских
      учений
рефераты   История техники
рефераты   Компьютерные сети
рефераты   Компьютеры ЭВМ
рефераты   Криминалистика и
      криминология
рефераты   Культурология
рефераты   Литература
рефераты   Литература языковедение
рефераты   Маркетинг товароведение
      реклама
рефераты   Математика
рефераты   Материаловедение
рефераты   Медицина
рефераты   Медицина здоровье отдых
рефераты   Менеджмент (теория
      управления и организации)
рефераты   Металлургия
рефераты   Москвоведение
рефераты   Музыка
рефераты   Наука и техника
рефераты   Нотариат
рефераты   Общениеэтика семья брак
рефераты   Педагогика
рефераты   Право
рефераты   Программирование
      базы данных
рефераты   Программное обеспечение
рефераты   Промышленность
      сельское хозяйство
рефераты   Психология
рефераты   Радиоэлектроника
      компьютеры
      и перифирийные устройства
рефераты   Реклама
рефераты   Религия
рефераты   Сексология
рефераты   Социология
рефераты   Теория государства и права
рефераты   Технология
рефераты   Физика
рефераты   Физкультура и спорт
рефераты   Философия
рефераты   Финансовое право
рефераты   Химия - рефераты
рефераты   Хозяйственное право
рефераты   Ценный бумаги
рефераты   Экологическое право
рефераты   Экология
рефераты   Экономика
рефераты   Экономика
      предпринимательство
рефераты   Юридическая психология

 
 
 

Доклад: Аввакум Петрович

Аввакум Петрович

(1615-1681)

Первый по времени и талантливейший из противников нововведений патриарха Никона, он родился в селе Григорово Нижегородской губернии. Отец его был священником и рано умер. Мать взрастила в нем сильное чувство религиозности, соединенное с искренностью убеждения, не допускавшего никаких уступок. Это и погубило его.

Переехав в Москву, Аввакум стал известен в среде придворного духовенства и был представлен царю Алексею Михайловичу. Его поставили в протопопы города Юрьевца. Но здесь ревностный и неуклонно строгий обличитель человеческих пороков возбудил против себя как прихожан, так и духовенство, поднявшее на протопопа весь город. Он вновь отправился в Москву, поселился у своего единомышленника Неронова и стал “ведать, при отлучках его, церковь” (Казанский собор в Китай-городе).

Казалось, все устроилось как нельзя лучше. Аввакум был в столице в почете и довольстве и думал заняться общеполезным делом. Но именно в это время Никон, вступив в патриаршество, начал проводить церковно-обрядовую реформу. Аввакум стал ярым отрицателем церковной новизны. Он считал, что всякое изменение в богослужебных книгах — ересь, а всякое выражение, употреблявшееся исстари, должно быть свято и оставаться неизменным, как догмат. Он сделался врагом Никона, против которого открыто выступил в 1654 г., когда указом патриарха вместо 12 земных поклонов были введены поясные и троеперстное (вместо двуперстного, как было в старину) знамение креста. Возмутителя спокойствия Аввакума сняли со службы во время всенощной в Казанском соборе.

Патриарх решил Аввакума расстричь (15 сентября 1655 г.), но государь упросил вместо расстрижения сослать его в Сибирь на жительство. Однако следствием этой ссылки оказалось то, что в Сибирь было занесено раскольническое учение.

Через шесть лет Аввакума возвратили в Москву. Враги патриарха Никона всюду искали людей, готовых против него выступить с обвинениями, и протопоп оказался самым ярым и непреклонным из них.

В первое время государь часто встречался с Аввакумом и говаривал: “Благослови меня и помолись о мне!” Одно время он даже думал сделать его царским духовником. Но неукротимый нрав Аввакума скоро опять сказался. Боярыня Феодосия Морозова сделалась горячей его сторонницей, Аввакум даже переехал в ее дом. К числу приверженцев протопопа принадлежала и царица Марья Ильинична, урожденная Милославская, просившая об Аввакуме царственного супруга. Однако Аввакум в милосердии видел только слабость. Государь оскорбился на пренебрежение к своему расположению и, увидев, что протопоп не унимается, пригрозил ему новой ссылкой. Последовали отлучение и анафема, на которую протопоп ответил также анафемой. Патриархи Александрийский и Антиохийский, находившиеся в Москве, тщетно уговаривали его смириться. Аввакум своей несговорчивостью так разгневал патриархов, что сами они и свита их принялись бить его.

После этого Аввакума сослали в Пустозерск, дав 70 ударов кнутом. Здесь содержали его в остроге 14 лет.

Аввакум обратился с дерзким посланием к царю Федору Алексеевичу, в котором просил позволения перебить иерархов, уподобляя себя пророку Илии, а их — жрецам царя Ахава. О царе Алексее Михайловиче Аввакум поместил в послании оскорбительную укоризну, что он на том свете “в муках сидит” за неприятие мнений протопопа.

В Великую пятницу, 1 апреля 1681 г., в Пусто-зерске взвели на костер в срубе Аввакума и трех его соузников. Подожгли дрова — народ снял шапки, и все замолкли. Аввакум сложил двуперстный крест и с угрозою начал говорить: “Будете так креститься — не погибнете, а оставите — городок ваш погибнет, мхом его занесет. А погибнет городок — настанет веку конец!” Тут огонь охватил страдальцев. Один из трех мучеников закричал. Аввакум наклонился к нему и стал шепотом увещевать, чтобы тот потерпел; сам же он до самого конца не произнес ни слова.

Аввакум — это образ русского мученика за идею, причем идеей этой было не только отстаивание права “болеть о законе своем”, но и само мученичество. Нельзя забывать, что в религиозной среде, в которой прошла вся жизнь мятежного протопопа, образцом нравственного совершенства являлись именно христианские мученики. Вся история жизни Аввакума, его духовного развития показывает, что он жаждал тернового венца, сознательно шел к нему, увлекая за собой и своих последователей, завороженных величием его личности и той идеи, которую он исповедовал. Ярчайший пример тому — жизнь и смерть сестер Урусовых (старшая известна как боярыня Морозова).

Все дошедшие до нас в рукописях сочинения Аввакума содержат богатейший материал для изучения не только его личности, но его времени. Самое обширное и наиболее важное из творений Аввакума — его “Житие”, к которому примыкает “Краткая записка о своем страдании и страдании своих соузников”. Время написания большинства Сочинений Аввакума определяют лишь приблизительно.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ezr.narod.ru/


© 2011 Рефераты