МБРР: ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В.Ю. Катасонов //Банковское
дело.-1995г.-ь4.
Международный Банк Реконструкции и
Развития - крупнейший
межгосударственный
инвестиционный институт. За 47 лет
своей ак-
тивной
деятельности Банк предоставил кредитов на сумму 235 млрд.
долларов.
Учитывая, что кредиты МБРР покрывают
в среднем около
30%
общей стоимости кредитуемых объектов, можно представить, нас-
колько
велико влияние Банка на экономику, политику,
социальную
жизнь
стран-получателей кредитов. Об этом уже сказано и написано
немало.
Меньше известно о влиянии Банка на
экологическую обста-
новку в
данных странах. Влияние это не однозначно.
В первые десятилетия своего существования
Банк ориентировал-
ся на
финансирование преимущественно гигантских проектов, многие
из
которых были связаны со значительным вмешательством в природ-
ную
среду(строительство водохранишищ и плотин, строительство ав-
тодорог,
сооружение ирригационных систем,
гидроэлектростанций и
т.п.).
Природоохранным мероприятиям при
этом уделялось мини-
мальное
внимание. Не рассматривались практически
альтернативные,
природосберагающие
варианты достижения тех или иных экономичес-
ких и
социальных целей. Во второй половине 70-х годов МБРР стал
активно
подвергаться критике со стороны ряда
правительств, мно-
гих
общественных организаций, ученых и политических деятелей за
свою
природоразрушительную деятельность. Критика не осталась без
ответа.
С начала 80-х годов Банк начал перестраивать свою работу
с
учетом новой экологической обстановки в
мире.
ПРИОРИТЕТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ
ПОЛИТИКИ
В формировании экологического направления
деятельности МБРР
можно
выделить два этапа.
ПЕРВЫЙ приходится на 80-е годы и характеризуется тем, что
экологизация деятельности Банка носила преимущественно фор-
мальный
характер. Декларации преобладали над
практическими дей-
ствиями.
Так, в начале 80-х годов было издано первое
руководство
Банка
по охране окружаюшей среды. Однако в реальной
кредитно-ин-
вестиционной
деятельности рекомендации этого руководства учитыва-
лись слабо.
ВТОРОЙ этап начался в конце 80-х - начале
90-х годов,он ха-
рактеризуется
осуществлением практических шагов в области
охраны
окружающей
среды, причем сразу по нескольким направлениям. Только
за один
1991 финансовый год МБРР увеличил объем
финансирования
экологических
программ и проектов в 4 раза. В начале
90-х годов
уже
более 50% проектов , получивших одобрение руководства Банка,
были
подвергнуты полной или частичной экологической оценке. Начи-
ная с
1990 года Банк стал публиковать ежегодные
отчеты о своей
экологической
деятельности. В конце 80-х - начале 90-х годов Бан-
ком
подготовлен целый ряд документов по вопросам,имеющим отноше-
ние к
охране окружающей среды и рациональному использованию при-
родных
ресурсов: по лесным ресурсам; по использованию
сельскохо-
зяйственных
пестицилов; по экологической политике
в отношении
проектов
строительства плотин и водохранилищ; по учету
интересов
местного населения
и национальных меньшинств
при реализации
проектов;
по вынужденному перемещению населения в связи с осущес-
твлением
проектов; по управлению водными
ресурсами; по диким
участкам
природы.
Экологизация деятельности Банка проявилась
и в появлении
специаллизированных
структурных подразделений, ориентированных на
вопросы
охраны окружающей среды. В штаб-квартире МБРР в Вашингто-
не был
создан департамент окружающей среды -- ДОС. Он и находит-
ся под
кураторством вице-президента по
вопросам секторальной и
операционной
политики. ДОС работает в тесном взаимодействии с де-
партементом
по правовым вопросам и техническими департаментами
Банка. Под крышей ДОС действует администратор
Глобального эколо-
гического фонда и аппарат координатора операций .
В рамках четырех региональных технических
департаментов дей-
ствуют
управления по окружающей среде - УОС.
Постоянно происхо-
дит
экологизация деятельности страновых департаментов - в некото-
рых из
них появились отделы по окружающей среде - ООС. В рамках
департамента
по правовым вопросам также создан
ООС. Департамент
по
внешним связям МБРР, хотя и не имеет специализированных струк-
турных
единиц по вопросам окружающей среды, осуществляет тем не
менее
большой объем работы по экологической проблематике: плани-
рует и
организует участие МБРР в международных экологических фо-
румах,
поддерживает контакты с ЮНЕСКО и другими
международными
организациями
, ответственными за охрану окружающей
среды. Сле-
дует
упомянуть и департамент оценки операций: он осуществляет вы-
борочную
экологическую оценку отдельных экологических проектов и
направлений
деятельности МБРР. В 1992 году, например, этот депар-
тамент
подготовил доклад-исследование об
экологических аспектах
деятельности
МБРР в Бразилии. Анализ был осуществлен
по четырем
направлениям,
связанным с рядом проектов МБРР:
1) управление окружающей средой и
контроль за промышленными
загрязнениями
в штате Сан-Пауло;
2) влияние железнодорожного,
автодорожного и портового
строительства
в районе ведениия горных работ Карахас на
окружаю-
щую
среду и местное индейское населиние;
3) влияние проектов в области
дорожного строителства и
сельского
хозяйства на тропические леса и другие
экологические
ресурсы
северо-западного региона Амазонки;
4) хозяйственное использование водных
ресурсов и вынужден-
ное
перемещение местного населения в долине реки Святого Францис-
ка.
Данный доклад-исследование сыграл немалую
роль в выявлениии
экологических
ошибок и просчетов Банка в
процессе осуществления
операций
в 80-е годы, позволил уточнить приоритеты и
скоректиро-
вать
механизм экологической политики МБРР. Среди
рекомендаций и
выводов
доклада наиболее существенными являююся следующие: о
необходимости
укрепления институциональной и правовой базы в
об-
ласти
охраны окружающей среды в странах-получателях
кредитов; о
целесообразности
более широкого привлечения местного населения
к
обсуждению
проектов и о необходимости максимально полного
инфор-
мирования
его о ходе разработки и реализации проектов;
о созда-
нии
более действенных экологических стимулов для инвестиций в ох-
рану
окружающей среды. Было
также рекомендовано осуществлять
оценку
воздействия на окружающую среду на уровне
не только от-
дельных
проектов, но и отраслевых и региональных программ, а так-
же
применительно ко всей макроэкологической политике. Разарботчи-
ки доклада
обратили внимание и на то, что
Банк огриничивается
экологическими
оценками проектов на стадии их подготовки. Необхо-
димо
распространить процедуры экологических оценок
и на стадии
реализации
проектов, усилитьнадзор Банка за строительством и эк-
сплуатацией
объектов. Был также поднят вопрос о гарантиях,
обес-
печивающих
защиту природной среды и местного населения после то-
го,
когда завершается срок действия кредитного
соглашения между
МБРР и
страной-получателем кредита.
Важным этапом в развитии
экологического направления дея-
тельности
МБРР явилась Конферанция ООН по окружающей среде и раз-
витию в
Рио-де-Жанейро(июнь 1992 года). Банк был
представлен на
этом
форуме представительной делегацией. Документы,
принятые не
конференции,
по признанию руководства МБРР, привели к
определен-
ным
коррекритовкам приоритетов и механизмов
реализиции экологи-
ческой
политики Банка, ориентации на обеспечение
в странах-чле-
нах
модели устойчивого социально-экономического развития.
На сегодняшний день можно выделить
следующие приоритетные
цели
экологической политики Банка:
1. Помощь старанам-членам МБРР в
определении приоритетов на-
циональных
экологических политик; создание
эффективной институ-
циональной,
информационной, кадровой
инфраструктуры, в ракмках
которой
должна формироваться и реализовываться национальная эко-
логическая
политика.
2. Инвестиции в проекты так называемого
"двойного эффекта",
то есть
проекты, которые улучшают
окружающую природную среду
обеспечивают
коммерческую прибыль.
3. Сведение к минимуму отрицательных экологических эффек-
торв
при осуществлении кредитно-инвестиционных операций.
4. Участие в решении глобальных
экологических проблем с по-
мощью
Глобального экологического фонда.
После конференции в Рио-де-Жанейро в качестве
приоритетной
была
провозглашена еще одна цель Банка - содействие более тесной
увязке
социально-экономических программ стран-членов и программ в
области
охраны природных ресурсов и окружающей среды.
Фактически
речь
идет о содействии переходу стран-членов к модели устойчиво-
го
развития. Эксперты и специалисты Банка признают, что до тех
пор,
пока рост бедности инищеты в развивающихся странах не будет
остановлен,
ни о каком кардинальном решении
экологических проб-
лем в
этом регионе говорить нельзя. Шаги Банка в
этом направле-
нии
делаются весьма робко. Пока больше деклараций, чем практичес-
ких
действий. Ведется лишь некоторая
исследовательская, методи-
ческая
и информационная работа. Правда, за период 1988-1992 годы
займы
МБРР на здравоохранение,планирование семьи, борьбу с голо-
дом
возросли в три с лишним раза, но они являются
не более чем
каплей
в море.
В сотрудничестве с рядом международных
организаций МБРР ре-
шает
ряд других более конкретнх задач в области
охраны окружаю-
щей
среды. Так, Банк осуществляет проект в области
природосбере-
гающих
технологий. Его цель - формирование банка данных по техно-
логиям
в области охраны окружающей среды
и рационального ис-
пользования
природных ресурсов; по фирмам производителям
природ-
сберегающего
оборудования; по международной торговле
машинами и
оборудованием,
патентами и лицензиями
экологического профиля.
Этот
банк создается для того, чтобы способствовать
распростране-
нию
природосберегающих технологий в глобальном масштабе.
Для обеспечения столь масштабной
деятельности по указанным
направлениям
Банк использует значительную часть своего
интеллек-
туального
и кадрового потенциала. Только в департаменте по окру-
жающей
среде и четырех региональных
управлениях по окружаюещей
среде
работают 140 сотрудников-профессионалов, а также 51 сотруд-
ник
вспомогательного персонала.
На деятельность, непосредственно
связанную с решением эколо-
гических
проблем, в 1992 финансовом году было затрачено 279 чело-
веко-лет.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ БАНКА
На сегодняшний день во многих
развивающихся странах и госу-
дарствах с
так называемой переходной
экономикой отсутсвует
сколько-нибудь
эффективная институциональна, нормативно-правовая,
информационная
и управленческая инфраструктура, в рамках
которой
можно
было бы осуществлять реализацию
конкретных экологических
программ
и инвестиционных проектов. Поэтому
эксперны МБРР счи-
тают,
что наиболее приоритетным направлением расходования Банком
средств
на цели охраны окружающей среды является формирование та-
кой
инфраструктуры. Ряду стран Банк уже оказал и продолжает ока-
зывать
помощь для разработки и реализации Планов действий по ох-
ране
окружающей среды - ПДООС. Типовой
ПДООС содержит следующе
основные элементы:
совершенствование экологической политики
и экологического
законодательства;
институциональные преобразования;
формирование национальных кадров;
развертывание экологического мониторинга
и эколого-информа-
ционных
систем;
совершенствование управления важнейшими
природными ресурсами.
Особое внимание уделяется управлению
природными ресурсами. В
рамках
этого направления отбираются и разрабатываются инвести-
ционные
проекты, которые могут иметь двойной эффект - экономичес-
кий и
экологический. В 1992 финансовом году МБРР одобрил 19 эко-
логических
проектов, 10 из них были связаны с управлением природ-
ными
ресурсами; 6 - институциональными
преобразованиями, разра-
боткой
эколгических программ и
экологического закогодательства.
Еще 43
проекта , одобренных Банком, имели экологическую ориента-
цию. В
этой категории прокетов основной удельный
вес занимают
прокгты
по управлению природными ресурсами.
По классификации Банка, к категории "экологический проект"
относится
такой проект, в котором экологические
эффекты состав-
ляют
более 50% суммарного, социального, экономического эффекта от
его
реализации. К этой категории также относятся проекты, в кото-
рых
затраты экологического характера превышают 50% всех затрат на
проект.
Учитывая сложность денежной оценки
экологических проек-
тов,
принадлежность проекта к категории "экологический" чаще все-
го
определяется по анализу структуры проектных затрат.
Соответственно к категории "проекты
с экологической оринта-
цией"
относятся те проекты, в которых эколоническая компонента в
структуре
затрат или эффектов находится в пределах от 10 до 50%.
Примерами крупных проектов экологического
характера, финан-
сируемых
МБРР, могут служить:
Проект
интегрированного управления природными
ресурсами
"Mato
Grosso" в Бразилии(стоимость - $250 млн.);
Проект интегрального управления лесами в
Индии( стоимость -
$124
млн.).
Если учесть, что в 1992 финансовм году
Банком было в общей
сложности
одобрено 222 проекта, то на проекты экологического про-
филя и
проекты с экологической оринтацией в общей сложности приш-
лось
почти 30% всех одобренных проектов. Общая
стоимость проек-
тов
экологического профиля, одобренных у 1992 году, равнялась 1,2
млрд.
долларов, что в расчете на 1 проект составило в среднем 63
млн.
долларов.
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА
ПРОЕКТОВ (ЭО)
5цП)[1]яA*.FRMяя[1]A*.FRMРЪ"И
h
*.MAC> MРЬ"]Рd*.MACkРo0ёs
<
Бяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяя