рефераты

Рефераты

рефераты   Главная
рефераты   Краткое содержание
      произведений
рефераты   Архитектура
рефераты   Астрономия
рефераты   Банковское дело
      и кредитование
рефераты   Безопасность
      жизнедеятельности
рефераты   Биографии
рефераты   Биология
рефераты   Биржевое дело
рефераты   Бухгалтерия и аудит
рефераты   Военное дело
рефераты   География
рефераты   Геодезия
рефераты   Геология
рефераты   Гражданская оборона
рефераты   Животные
рефераты   Здоровье
рефераты   Земельное право
рефераты   Иностранные языки
      лингвистика
рефераты   Искусство
рефераты   Историческая личность
рефераты   История
рефераты   История отечественного
      государства и права
рефераты   История политичиских
      учений
рефераты   История техники
рефераты   Компьютерные сети
рефераты   Компьютеры ЭВМ
рефераты   Криминалистика и
      криминология
рефераты   Культурология
рефераты   Литература
рефераты   Литература языковедение
рефераты   Маркетинг товароведение
      реклама
рефераты   Математика
рефераты   Материаловедение
рефераты   Медицина
рефераты   Медицина здоровье отдых
рефераты   Менеджмент (теория
      управления и организации)
рефераты   Металлургия
рефераты   Москвоведение
рефераты   Музыка
рефераты   Наука и техника
рефераты   Нотариат
рефераты   Общениеэтика семья брак
рефераты   Педагогика
рефераты   Право
рефераты   Программирование
      базы данных
рефераты   Программное обеспечение
рефераты   Промышленность
      сельское хозяйство
рефераты   Психология
рефераты   Радиоэлектроника
      компьютеры
      и перифирийные устройства
рефераты   Реклама
рефераты   Религия
рефераты   Сексология
рефераты   Социология
рефераты   Теория государства и права
рефераты   Технология
рефераты   Физика
рефераты   Физкультура и спорт
рефераты   Философия
рефераты   Финансовое право
рефераты   Химия - рефераты
рефераты   Хозяйственное право
рефераты   Ценный бумаги
рефераты   Экологическое право
рефераты   Экология
рефераты   Экономика
рефераты   Экономика
      предпринимательство
рефераты   Юридическая психология

 
 
 

МБРР экологические аспекты деятельности


            МБРР: ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
          В.Ю. Катасонов //Банковское
дело.-1995г.-ь4.
     Международный Банк Реконструкции  и 
Развития  -  крупнейший
межгосударственный
инвестиционный институт. За 47 лет 
своей  ак-
тивной
деятельности Банк предоставил кредитов на сумму 235  млрд.
долларов.
Учитывая, что кредиты МБРР покрывают 
в  среднем  около
30%
общей стоимости кредитуемых объектов, можно представить, нас-
колько
велико влияние Банка на  экономику,  политику, 
социальную
жизнь
стран-получателей кредитов. Об этом уже сказано и  написано
немало.
Меньше известно о влиянии Банка на 
экологическую  обста-
новку в
данных странах. Влияние это не однозначно.
     В первые десятилетия своего существования
Банк ориентировал-
ся на
финансирование преимущественно гигантских проектов,  многие
из
которых были связаны со значительным вмешательством в  природ-
ную
среду(строительство водохранишищ и плотин, строительство  ав-
тодорог,
сооружение ирригационных систем, 
гидроэлектростанций  и
т.п.).
Природоохранным  мероприятиям  при 
этом  уделялось  мини-
мальное
внимание. Не рассматривались практически 
альтернативные,
природосберагающие
варианты достижения тех или  иных  экономичес-
ких и
социальных целей. Во второй половине 70-х годов  МБРР  стал
активно
подвергаться критике со стороны ряда 
правительств,  мно-
гих
общественных организаций, ученых и политических  деятелей  за
свою
природоразрушительную деятельность. Критика не осталась  без
ответа.
С начала 80-х годов Банк начал перестраивать свою  работу
с
учетом  новой экологической обстановки в
мире.
                ПРИОРИТЕТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ
ПОЛИТИКИ
     В формировании экологического направления
деятельности  МБРР
можно
выделить два этапа.
     ПЕРВЫЙ приходится на 80-е годы и  характеризуется  тем,  что
экологизация  деятельности  Банка  носила  преимущественно   фор-
мальный
характер. Декларации преобладали над 
практическими  дей-
ствиями.
Так, в начале 80-х годов было издано первое 
руководство
Банка
по охране окружаюшей среды. Однако в реальной 
кредитно-ин-
вестиционной
деятельности рекомендации этого руководства учитыва-
лись  слабо.
     ВТОРОЙ этап начался в конце 80-х - начале
90-х годов,он  ха-
рактеризуется
осуществлением практических шагов в области 
охраны
окружающей
среды, причем сразу по нескольким направлениям. Только
за один
1991 финансовый год МБРР  увеличил  объем 
финансирования
экологических
программ и проектов в 4 раза. В начале 
90-х  годов
уже
более 50% проектов , получивших одобрение руководства  Банка,
были
подвергнуты полной или частичной экологической оценке. Начи-
ная с
1990 года Банк стал публиковать ежегодные 
отчеты  о  своей
экологической
деятельности. В конце 80-х - начале 90-х годов Бан-
ком
подготовлен целый ряд документов по вопросам,имеющим  отноше-
ние к
охране окружающей среды и рациональному использованию  при-
родных
ресурсов: по лесным ресурсам; по использованию 
сельскохо-
зяйственных
пестицилов; по  экологической  политике 
в  отношении
проектов
строительства плотин и водохранилищ; по учету 
интересов
местного  населения 
и  национальных  меньшинств 
при  реализации
проектов;
по вынужденному перемещению населения в связи с осущес-
твлением
проектов; по  управлению  водными 
ресурсами;  по  диким
участкам
природы.
     Экологизация деятельности Банка  проявилась 
и  в  появлении
специаллизированных
структурных подразделений, ориентированных на
вопросы
охраны окружающей среды. В штаб-квартире МБРР в Вашингто-
не был
создан департамент окружающей среды -- ДОС. Он и  находит-
ся под
кураторством вице-президента по 
вопросам  секторальной  и
операционной
политики. ДОС работает в тесном взаимодействии с де-
партементом
по правовым вопросам  и  техническими  департаментами
Банка.  Под крышей ДОС действует администратор
Глобального эколо-
гического  фонда и аппарат координатора операций .
     В рамках четырех региональных технических
департаментов дей-
ствуют
управления по окружающей среде - УОС. 
Постоянно  происхо-
дит
экологизация деятельности страновых департаментов - в некото-
рых из
них появились отделы по окружающей среде - ООС.  В  рамках
департамента
по правовым вопросам также создан 
ООС.  Департамент
по
внешним связям МБРР, хотя и не имеет специализированных струк-
турных
единиц по вопросам окружающей среды, осуществляет  тем  не
менее
большой объем работы по экологической проблематике:  плани-
рует и
организует участие МБРР в международных экологических  фо-
румах,
поддерживает контакты с ЮНЕСКО  и  другими 
международными
организациями
, ответственными за охрану окружающей 
среды.  Сле-
дует
упомянуть и департамент оценки операций: он осуществляет вы-
борочную
экологическую оценку отдельных экологических проектов  и
направлений
деятельности МБРР. В 1992 году, например, этот депар-
тамент
подготовил доклад-исследование об 
экологических  аспектах
деятельности
МБРР в Бразилии. Анализ был осуществлен 
по  четырем
направлениям,
связанным с рядом проектов МБРР:
     1) управление окружающей средой и
контроль за  промышленными
загрязнениями
в штате Сан-Пауло;
     2) влияние  железнодорожного, 
автодорожного  и    портового
строительства
в районе ведениия горных работ Карахас на 
окружаю-
щую
среду и местное индейское населиние;
     3) влияние  проектов  в  области 
дорожного  строителства  и
сельского
хозяйства на тропические леса  и  другие 
экологические
ресурсы
северо-западного региона Амазонки;
     4) хозяйственное использование водных
ресурсов  и  вынужден-
ное
перемещение местного населения в долине реки Святого Францис-
ка.
     Данный доклад-исследование сыграл немалую
роль в  выявлениии
экологических
ошибок и просчетов Банка в 
процессе  осуществления
операций
в 80-е годы, позволил уточнить приоритеты и 
скоректиро-
вать
механизм экологической политики МБРР. Среди 
рекомендаций  и
выводов
доклада  наиболее  существенными  являююся  следующие:  о
необходимости
укрепления институциональной и правовой базы в 
об-
ласти
охраны окружающей среды в странах-получателях 
кредитов;  о
целесообразности
более широкого привлечения местного населения 
к
обсуждению
проектов и о необходимости максимально полного 
инфор-
мирования
его о ходе разработки и реализации проектов; 
о  созда-
нии
более действенных экологических стимулов для инвестиций в ох-
рану
окружающей  среды.  Было 
также  рекомендовано  осуществлять
оценку
воздействия на окружающую среду на уровне 
не  только  от-
дельных
проектов, но и отраслевых и региональных программ, а так-
же
применительно ко всей макроэкологической политике. Разарботчи-
ки доклада
обратили внимание и на  то,  что 
Банк  огриничивается
экологическими
оценками проектов на стадии их подготовки. Необхо-
димо
распространить процедуры экологических оценок 
и  на  стадии
реализации
проектов, усилитьнадзор Банка за строительством и  эк-
сплуатацией
объектов. Был также поднят вопрос о гарантиях, 
обес-
печивающих
защиту природной среды и местного населения после  то-
го,
когда завершается срок действия кредитного 
соглашения  между
МБРР и
страной-получателем кредита.
     Важным этапом в  развитии 
экологического  направления  дея-
тельности
МБРР явилась Конферанция ООН по окружающей среде и раз-
витию в
Рио-де-Жанейро(июнь 1992 года). Банк был 
представлен  на
этом
форуме представительной делегацией. Документы, 
принятые  не
конференции,
по признанию руководства МБРР, привели к 
определен-
ным
коррекритовкам приоритетов и механизмов 
реализиции  экологи-
ческой
политики Банка, ориентации на обеспечение 
в  странах-чле-
нах
модели устойчивого социально-экономического развития.
     На сегодняшний день можно  выделить 
следующие  приоритетные
цели
экологической политики Банка:
     1. Помощь старанам-членам МБРР в
определении приоритетов на-
циональных
экологических политик; создание 
эффективной  институ-
циональной,
информационной, кадровой 
инфраструктуры,  в  ракмках
которой
должна формироваться и реализовываться национальная  эко-
логическая
политика.
     2. Инвестиции в проекты так называемого
"двойного  эффекта",
то есть
проекты,  которые  улучшают 
окружающую  природную  среду
обеспечивают
коммерческую прибыль.
     3. Сведение к минимуму  отрицательных  экологических  эффек-
торв
при осуществлении кредитно-инвестиционных операций.
     4. Участие в решении глобальных
экологических проблем с  по-
мощью
Глобального  экологического фонда.
     После конференции в Рио-де-Жанейро в  качестве 
приоритетной
была
провозглашена еще одна цель Банка - содействие более  тесной
увязке
социально-экономических программ стран-членов и программ в
области
охраны природных ресурсов и окружающей среды. 
Фактически
речь
идет о содействии переходу стран-членов к модели  устойчиво-
го
развития. Эксперты и специалисты Банка признают,  что  до  тех
пор,
пока рост бедности инищеты в развивающихся странах не  будет
остановлен,
ни о каком кардинальном решении 
экологических  проб-
лем в
этом регионе говорить нельзя. Шаги Банка в 
этом  направле-
нии
делаются весьма робко. Пока больше деклараций, чем практичес-
ких
действий. Ведется лишь некоторая 
исследовательская,  методи-
ческая
и информационная работа. Правда, за период 1988-1992  годы
займы
МБРР на здравоохранение,планирование семьи, борьбу с  голо-
дом
возросли в три с лишним раза, но они являются 
не  более  чем
каплей
в море.
     В сотрудничестве с рядом международных
организаций МБРР  ре-
шает
ряд других более конкретнх задач в области 
охраны  окружаю-
щей
среды. Так, Банк осуществляет проект в области 
природосбере-
гающих
технологий. Его цель - формирование банка данных по техно-
логиям
в области охраны  окружающей  среды 
и  рационального  ис-
пользования
природных ресурсов; по фирмам производителям 
природ-
сберегающего
оборудования; по международной торговле 
машинами  и
оборудованием,
патентами  и  лицензиями 
экологического  профиля.
Этот
банк создается для того, чтобы способствовать 
распростране-
нию
природосберегающих технологий в глобальном масштабе.
     Для обеспечения столь масштабной
деятельности  по  указанным
направлениям
Банк использует значительную часть своего 
интеллек-
туального
и кадрового потенциала. Только в департаменте по  окру-
жающей
среде и четырех региональных 
управлениях  по  окружаюещей
среде
работают 140 сотрудников-профессионалов, а также 51 сотруд-
ник
вспомогательного персонала.
     На деятельность, непосредственно
связанную с решением эколо-
гических
проблем, в 1992 финансовом году было затрачено 279 чело-
веко-лет.
                   ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ БАНКА
     На сегодняшний день во многих
развивающихся странах и  госу-
дарствах  с 
так  называемой  переходной 
экономикой   отсутсвует
сколько-нибудь
эффективная институциональна, нормативно-правовая,
информационная
и управленческая инфраструктура, в рамках 
которой
можно
было  бы  осуществлять  реализацию
конкретных экологических
программ
и инвестиционных проектов. Поэтому 
эксперны  МБРР  счи-
тают,
что наиболее приоритетным направлением расходования  Банком
средств
на цели охраны окружающей среды является формирование та-
кой
инфраструктуры. Ряду стран Банк уже оказал и продолжает  ока-
зывать
помощь для разработки и реализации Планов действий по  ох-
ране
окружающей среды - ПДООС. Типовой 
ПДООС  содержит  следующе
основные  элементы:
     совершенствование экологической  политики 
и  экологического
законодательства;
     институциональные преобразования;
     формирование национальных кадров;
     развертывание экологического мониторинга
и  эколого-информа-
ционных
систем;
     совершенствование управления важнейшими
природными ресурсами.
     Особое внимание уделяется управлению
природными ресурсами. В
рамках
этого направления отбираются  и  разрабатываются  инвести-
ционные
проекты, которые могут иметь двойной эффект - экономичес-
кий и
экологический. В 1992 финансовом году МБРР одобрил 19  эко-
логических
проектов, 10 из них были связаны с управлением природ-
ными
ресурсами; 6 - институциональными 
преобразованиями,  разра-
боткой
эколгических программ и 
экологического  закогодательства.
Еще 43
проекта , одобренных Банком, имели экологическую  ориента-
цию. В
этой категории прокетов  основной  удельный 
вес  занимают
прокгты
по управлению природными ресурсами.
     По классификации Банка, к категории  "экологический  проект"
относится
такой проект, в котором экологические 
эффекты  состав-
ляют
более 50% суммарного, социального, экономического эффекта от
его
реализации. К этой категории также относятся проекты, в кото-
рых
затраты экологического характера превышают 50% всех затрат на
проект.
Учитывая сложность денежной оценки 
экологических  проек-
тов,
принадлежность проекта к категории "экологический" чаще все-
го
определяется по анализу  структуры  проектных затрат.
     Соответственно к категории "проекты
с экологической  оринта-
цией"
относятся те проекты, в которых эколоническая компонента  в
структуре
затрат или эффектов находится в пределах от 10 до 50%.
     Примерами крупных проектов экологического
характера,  финан-
сируемых
МБРР, могут служить:
      Проект 
интегрированного  управления  природными 
ресурсами
"Mato
Grosso" в Бразилии(стоимость - $250 млн.);
     Проект интегрального управления лесами в
Индии( стоимость  -
$124
млн.).
     Если учесть, что в 1992 финансовм году
Банком было  в  общей
сложности
одобрено 222 проекта, то на проекты экологического про-
филя и
проекты с экологической оринтацией в общей сложности приш-
лось
почти 30% всех одобренных проектов. Общая 
стоимость  проек-
тов
экологического профиля, одобренных у 1992 году, равнялась 1,2
млрд.
долларов, что в расчете на 1 проект составило в среднем  63
млн.
долларов.
                  ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА
ПРОЕКТОВ (ЭО)
5цП)[1]яA*.FRMяя[1]A*.FRMРЪ"И
 h
*.MAC> MРЬ"]Рd*.MACkРo0ёs
<
Бяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяя

© 2011 Рефераты