рефераты

Рефераты

рефераты   Главная
рефераты   Краткое содержание
      произведений
рефераты   Архитектура
рефераты   Астрономия
рефераты   Банковское дело
      и кредитование
рефераты   Безопасность
      жизнедеятельности
рефераты   Биографии
рефераты   Биология
рефераты   Биржевое дело
рефераты   Бухгалтерия и аудит
рефераты   Военное дело
рефераты   География
рефераты   Геодезия
рефераты   Геология
рефераты   Гражданская оборона
рефераты   Животные
рефераты   Здоровье
рефераты   Земельное право
рефераты   Иностранные языки
      лингвистика
рефераты   Искусство
рефераты   Историческая личность
рефераты   История
рефераты   История отечественного
      государства и права
рефераты   История политичиских
      учений
рефераты   История техники
рефераты   Компьютерные сети
рефераты   Компьютеры ЭВМ
рефераты   Криминалистика и
      криминология
рефераты   Культурология
рефераты   Литература
рефераты   Литература языковедение
рефераты   Маркетинг товароведение
      реклама
рефераты   Математика
рефераты   Материаловедение
рефераты   Медицина
рефераты   Медицина здоровье отдых
рефераты   Менеджмент (теория
      управления и организации)
рефераты   Металлургия
рефераты   Москвоведение
рефераты   Музыка
рефераты   Наука и техника
рефераты   Нотариат
рефераты   Общениеэтика семья брак
рефераты   Педагогика
рефераты   Право
рефераты   Программирование
      базы данных
рефераты   Программное обеспечение
рефераты   Промышленность
      сельское хозяйство
рефераты   Психология
рефераты   Радиоэлектроника
      компьютеры
      и перифирийные устройства
рефераты   Реклама
рефераты   Религия
рефераты   Сексология
рефераты   Социология
рефераты   Теория государства и права
рефераты   Технология
рефераты   Физика
рефераты   Физкультура и спорт
рефераты   Философия
рефераты   Финансовое право
рефераты   Химия - рефераты
рефераты   Хозяйственное право
рефераты   Ценный бумаги
рефераты   Экологическое право
рефераты   Экология
рефераты   Экономика
рефераты   Экономика
      предпринимательство
рефераты   Юридическая психология

 
 
 

Предмет и задачи мировой экономики и международных экономических отношений


я2УНИВЕРСИТЕТя3 я2РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИя3 я2СОЦИАЛЬНОЙ
я2ПОЛИТИКИ И ПРАВА
ДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДД
я3Р Е Ф Е Р А Т П О К У Р С У
я2М И Р О В А
Я Э К О Н О М И К А я2И М Е Ж Д У Н А Р О Д Н Ы Е Э К О Н О М И Ч Е С К И Е
я2О Т Н О Ш Е Н И Я
я2ТЕМА: Предмет и задачи мировой экономики и
я2международных экономических отношений
Исполнил: студент 1 курса
я2МОРДВИНОВ Алексей Васильевич
103 учебная группа
ДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДД
я2Москвая0
я21995
- 2 -
я2П Л А Н я21. Интересы
государства в экономической политике. я22. Усиление
монополизации рынков. я23. Искусственное
ограничение конкуренции. я24. Конкурентная
борьба стран на рынке технологий. я25. Межстрановые
различия в экономичесой политике. я26. Вывод.
- 3 - Система
мировой экономики состоит из взаимоотношений стран меж-
ду
собой, в которых каждое государство действует исключительно в своих
интересах,
даже если они приносят прямой ущерб экономике других стран.
Экономическая
политика страны, в том числе
внешняя, всегда отражает
интересы
той или иной части избирателей. В каждой суверенной
стране имеется не только своя собственная ва-
люта
, но и свое собственное
правительство со своими государственными
расходами
и правом налогообложения. Различия в налоговых законодатель-
ствах
между странами, как правило , гораздо существеннее, чем между
отдельными
штатами, провинциями или городами.Поэтому подобные различия
порождают
перемещение значительного количества средств и товаров между
странами,
которого не наблюдалось бы , не будь межстрановых различий в
налогообложении.Банки
размещают свои отделения на Багамских островах ,
где
доходы от прироста капитала облагаются меньшим налогом, а бухгал-
терские
книги проверяются не столь тщательно.Судоходные компании
ре-
гистрируются
в Либерии или Панаме,где это почти ничего не стоит и где,
в
отличие от других стран, не регулируется использование местной рабо-
чей
силы.Суверенитет в налоговой политике и
государственных расходах
порождает,
кроме того взяточничество и лоббизм в международном масшта-
бе.Южнокорейские
агенты давали взятки американским
чиновникам, чтобы
продолжалось
субсидирование поставок американского риса в Южную Ко-
рею.Американские
авиационные фирмы занимались подкупом целого ряда
иностранных
правительств,чтобы те способствовали закупкам их продук-
ции."Юнайтед
брэндз" попалась на попытках подкупа гондурасских чинов-
ников в
целях снижения налога на экспорт бананов - разразился "банана-
гейт".И
вообще, финансово-бюджетная
политика каждой страны порождает
свою
собственную систему экспортных субсидий,
пошлин и ограничений на
импорт. Таким образом государственная
политика в отношении функционирова-
ния
рынка, упирающаяся корнями в неразрешимость проблемы эффективности
на всех
уровнях сразу - фирменном,национальном и мировом, и в связи с
трудностью
ее сравнения в краткосрочном и долгосрочном плане, выглядит
внешне
непоследовательной.Фактически же государственные органы пытают-
ся
гибко реагировать на конкретные экономические ситуации,
учитывать
их
специфику и различия и, исходя из
этого, принимать решения. Например, требования
об обязательной регистрации и
утверждении
контрактов,
об утверждении сроков и условий контрактов, законы об обя-
зательном
лицензировании.В соответствии с последними (принятыми в Юж-
- 4 -
ной
Корее, Мексике и других странах) импорт некоторых видов наукоемкой
продукции
должен осуществляться только при условии передачи технологии
для
хотя бы частичного местного производства.В развивающихся странах
распространяется
практика установления "потолка" для лицензионного
вознаграждения
и для сроков
действия соглашений.В
странах Андского
пакта
не подлежат утверждению контракты, если в них лицензиату навязы-
ваются
"в нагрузку" закупки
материалов, промежуточных товаров
и т.д.
или
содержатся ограничительные условия о производстве, экспортной тер-
ритории,
условия о постоянном найме сотрудников лицензиара, об обяза-
тельном
предоставлении лицензиару возможной рационализации в техноло-
гии.Не
ставя здесь вопроса о
действенности подобных мер государствен-
ного
регулирования лицензионной торговли в развивающихся странах, от-
метим,
что они являются
ответной реакцией на усиление монополизации
рынков.Это
выражается, в частности, и в патентной политике транснацио-
нальных
корпораций.По данным ООН, к 1975
г. в странах "третьего мира"
патенты
на 84% были зарегистрированы нерезидентами и 95% из них не бы-
ли
использованы.В результате усиливается поляризация между развитыми и
развивающимися
странами. Технологический
протекционизм и контроль технологического рынка
со
стороны ТНК и государства усиливают движение и местных, и
мировых
рынков
в сторону большей монополизации.В
новых индустриальных странах
импорт
технологии осуществляется крупными местными компаниями и
спо-
собствует
усилению их контроля на местных
рынках, росту цен и техни-
ческому
отставанию последних.Монополизация рынков местными производи-
телями
закрепляет еще больше порочный круг между передачей несовремен-
ной
технологии и ее овладением,
характерный для развивающихся
стран.
Так,
Индия приступила к
производству автомобилей "амбассадор"в 60-х
годах и
постепенно переходя на собственный выпуск всех частей добилась
90%
их местного производства.Однако к
этому моменту данное производс-
тво
безнадежно устарело, и с 1982
г. индийский производитель заново
начинает
весь круг, заключив соглашение с японской
компанией "Судзу-
ки",
при снижении местного производства компонентов до 30% .Однако нет
гарантии,
что ко времени овладения новой технологией в полном объеме
она
снова не устареет.Передача технологии,какой бы новой и передовой
она
ни была в момент
освоения, не может обеспечить
поступательного
технического
развития в условиях монополизированного и
защищенного
протекционистскими
барьерами рынка.В этих тепличных условиях местные
крупные
компании не заинтересованы в проведении НИОКР своими силами,
- 5 -
они
вполне могут довольствоваться
заимствованной технологией "не пер-
вой
свежести".Процессы, происходящие на мировом технологическом рынке,
сказываются
и на характере международной
конкуренции.Централизованное
управление
передачей технологии по каналам внутрифирменных рынков ТНК,
тенденция
к объединению ресурсов,
согласованию научно-технических по-
литик,
к разного рода научно-техническим соглашениям, скупка иностран-
ным
капиталом передовых научно-производственных небольших компаний,
постоянно
совершенствуемая и усложняющаяся правовая защита промышлен-
ной
собственности - все это свидетельства концентрации и централизации
в
использовании технологии на мировом
уровне.Усиление
централизации,
когда
речь идет о таком ресурсе, как технология, вышедшем на первое
место
среди факторов конкурентноспособности,
оказывает сдерживающее,
ограничивающее
действие на конкуренцию на отдельных товарных рынках. Ценовой механизм рынка является
наиболее эффективным средством
распределения
ресурсов и их производства в обществе только в условиях
конкуренции.Поэтому ограничения конкуренции снижают эффективность
действия
рыночного ценового механизма.В условиях существования межна-
циональных
различий в налоговых системах,валютных ограничений, тариф-
ных
и нетарифных ограничениях
импорта, монополизации
рынков, вместо
механизма
свободной торговли (который является оптимальным режимом для
мира в
целом) на мировом рынке все больше действует механизм внутри-
фирменной
торговли ТНК.С точки зрения фирмы,
этот механизм является
наиболее
эффективным, однако с точки зрения
национальных государств и
мира в
целом, оптимальность остается под вопросом. Об этом свидетельствует чрезвычайно неравномерное распределение
технологии
между развитыми и развивающимися странами и углубление тех-
нологического разрыва между ними.Несмотря на
многочисленные дебаты по
поводу
"нового технологического порядка", ожидать какого-либо сдвига в
этом направлении не приходится.Слишком
непримиримы требования о бесп-
латном
предоставлении знаний и технологии как общечеловеческого досто-
яния и
стремление ТНК сохранить
полный контроль над технологическим
преимуществом,
который является необходимым условием его появления. США безусловно остаются главным центром
научно-технического раз-
вития и
по широте фронта фундаментальных исследований, и по таким клю-
чевым
областям, как ракетно-космическая техника, авиация, информацион-
но-вычислительная
техника,средства
математического
обеспечения ЭВМ,
США
по-прежнему существенно превосходят другие страны.(В 1986 г. объем
производства
информационно-вычислительной техники,
услуг по ее обслу-
- 6 -
живанию
и средств программного обеспечения в США составил 310 млрд
долларов.Рубеж,
намеченный в Японии только на 2000 г. - 100 млрд долл.
Объем
реализации услуг по обслуживанию ЭВМ и средств
математического
обеспечения
в США в 7 раз с лишним
превосходит
аналогичный японский
показатель
и почти в 3 раза - суммарный
показатель для Франции, Япо-
нии,
ФРГ и Великобритании.) США устойчиво
сохраняют положение "нетто-экспортера" лицензий, а
Япония,
ФРГ и Франция - соответственно "нетто-импортеров" зарубежного
научно-технического
опыта.Лицензионный экспорт США превышает закупки
иностранных
лицензий в 10 раз.Выпуск продукции
на базе американских
лицензий
оценивается в 350 млрд долл. в
год.Это свидетельство масшта-
бов
американского "научно-технического присутствия" в экономике капи-
талистических
и развивающихся стран,
прогрессирующей "американизации"
их
научно-технического прогресса. Важно подчеркнуть,
что государственная стратегия США ориентирова-
на на
сохранение общего американского
превосходства, а не фиксацию
преимуществ,
достигнутых страной в прошлом в какой-то отдельной отрас-
ли или
производстве определенной группы товаров. Однако, в 80-х годах
наметилось ослабление позиций Соединенных
Штатов
на мировом рынке.Один из важнейших показателей научно-техничес-
кого
лидерства страны - положительное
сальдо во внешней торговле нау-
коемкой
продукцией - неуклонно снижалось на протяжении 80-х годов, а в
1986 г.
здесь впервые зарегистрирован дефицит - 2,6 млрд долларов.Чис-
ло
американских патентов на внутреннем рынке сократилось с 80% в 1965
г. до
55% в 1986 г., а японских, например, возросло до 17,7%. Причина этого -
ухудшение функционирования всего механизма созда-
ния
и освоения нововведений в
американской экономике как по сравнению
с
предшествующим периодом, так и по
сравнению с эффективностью такого
механизма
прежде всего в Японии.В результате
ухудшения функционирова-
ния
механизма внедрения новшеств США не являются ныне бесспорным тех-
нологическим
лидером в ряде ведущих
отраслей.Однако в целом Соединен-
ные
Штаты в развитии сферы НИОКР примерно на
15 лет опередили Япо-
нию. В 80-х годах
научно-техническая политика Японии переживает пере-
ходный
период, связанный с отходом от имитационной модели
развития к
формированию
модели научно-технического лидерства.А всякий переходный
период
связан с разрешением накопившихся проблем, противоречий, форми-
рованием
концепции будущего.
- 7 - Высокий
технический уровень японской экономики и международная
конкурентноспособность
в одних областях сочетаются с очевидной сла-
бостью
в других.Например, отрицательное сальдо в лицензионной торговле
наблюдается
в сферах "высоких технологий". Основной целью
законодательства США, в сфере
экономики, является
стимулирование
конкуренции, в то время как в Японии больше внимания
уделяется
"рационализации" хозяйства,
повышению его
эффективности и
мировой
конкурентноспособности.В области механизма действия этих зако-
нов США
чаще используют запретные меры и санкции (намного более жест-
кие), а
не гибкое регулирование.В США специальные ведомства, следящие
за
соблюдением этих законов,
значительно более независимы от бизнеса,
что в
целом характеризует менее интегрированный механизм принятия пра-
вительственных
решений по важным стратегическим вопросам. Многие специалисты,
изучающие сейчас возможности реализации более
последовательной
и комплексной промышленной политики США,
сходятся в
оценке,
что одним из наиболее сдерживающих ее разработку
элементов в
американской
институциональной структуре является конгресс.Роль конг-
ресса
США в принятии государственных решений значительно большая, чем
в
других развитых странах.При этом понимание и анализ проблем (особен-
но
научно-технического характера),
подготовка конгрессменов, явно не-
достаточны
для оценки более чем 20 тыс. законов,
проходящих через
конгресс
на каждой его сессии.Конечно,
члены конгресса пользуются ус-
лугами
многочисленных консультантов,
промышленных ассоциаций
и лоб-
бистских
групп, но эти лица и организации настолько узки в своих инте-
ресах и
слабо связаны между собой, что их помощь может рассматриваться
очень
взвешенно.Складывается ситуация, когда процесс выработки полити-
ки и
регулирующих актов оторван от объекта регулирования или предос-
тавления
помощи. Модель Западной
Европы, если говорить обобщенно, - это пример го-
сударственной
политики преимущественно "технологического толчка", ког-
да
больше внимания уделяется финансированию
широкомасштабных науч-
но-технических
программ и проектов, а не созданию более благоприятного
экономического
климата для нововведений и технологических изменений. В западноевропейских
странах мобильность ученых и
специалистов
ограничивается
не только национальными барьерами, но и менее гибким
государственным
регулированием.Структура экономики
оказывает сущест-
венное
влияние на функционирование научно-технического потенциала раз-
ных
стран.Огромное значение здесь имеют число и размеры фирм по от-
- 8 -
дельным,
особенно наукоемким отраслям, их
конкурентоспособность, ха-
рактер
кооперации и быстрота проникновения в
новые, перспективные с
точки
зрения внедрения результатов научной деятельности области произ-
водства. Первое различие
американских, японских и
западноевропейских нау-
коемких
фирм состоит в преимущественном характере их диверсифика-
ции.
Если фирмы первых двух стран больше придерживаются стратегии
межотраслевой
диверсификации, которая
открывает широкие возможности
для
осуществления смежных и кардинальных нововведений, то европейские
фирмы с
60-х годов предпочитали внутриотраслевые слияния, что ставило
их в
относительно менее выгодное положение. Второе обстоятельство
в пользу США и Японии - большее стремление,
особенно
в последнее время, к тесному сотрудничеству и кооперации фирм
в сфере
"высокой технологии".( Западноевропейская "модель"
научно-тех-
нического
развития уже к середине 80-х годов
также включала этот эле-
мент в
арсенал своих средств.) Третье заключается в
особенностях крупных европейских фирм, кото-
рые,
образно говоря,можно сравнить с большой рыбой в мелком пруду.Мно-
гие из
них становятся "национальными чемпионами", попадают в привиле-
гированные
условия, под защиту государства
и, следовательно, теряют
свой
конкурентный потенциал.Искусственно
завышенная доля этих фирм на
национальном
рынке делает их менее восприимчивыми к заказчикам и пот-
ребителям,
а также к
нововведениям.Недостаточный динамизм и иерархич-
ность
организационных структур большинства из этих фирм сильно конт-
растируют
с современной передовой теорией и практикой внутрифирменного
управления
в США и Японии. Другая негативная
сторона укрупнения - не-
достаток
кооперации между ними. Четвертое
обстоятельство связано с различиями
рынков венчурного
капитала
и соответственно с разной ролью мелкого инновационного бизне-
са. Для формирования
экономической системы, которой был бы характерен
инициативный,
новаторский, предпринимательский дух и которая обеспечи-
ла
бы условия для создания новых форм, государственная политика, по
мнению
ведущих мировых специалистов,
должна выполнять следующие функ-
ции: - гарантировать
наличие в экономике и обществе
возможностей для
реализации
предпринимательских инициатив; - создавать экономически
выгодные условия для предпринимателей;
- 9 - - способствовать
обеспечению их необходимыми ресурсами; - формировать в
обществе атмосферу терпимости к коммерческим неу-
дачам; - поддерживать конкуренцию
во всех сферах экономики.
я2ЛИТЕРАТУРА: 1. Наука о
современной капиталистической экономике. М. 1990г. 2. Стратегическое
планирование и хозяйственная политика.
пер. с
англ.
М. 1989г. 3. Никитин С.М.,
Усовкин В.М., и др., Современный капитализм: Хо-
зяйственный
механизм и НТП.
Предмет мировой экономики Формы международных экономических отношений. Реферат на тему международные экономические отношения между россией и. Какие ограничения на экспорт техники и технологий в Россию есть в США. Мировая экономика и международные экономические отношения реферат. Предмет задачи и структура предмете мировая экономика. Реферат на тему фонды мировых экономических отношений. Различия между международной и мировой экономикой. Предмет и задачи курса мировая экономика рефераты. Предмет и задачи курса Мировая экономика реферат. Примеры решения задач по международной экономике. Предмет и метод учебного курсамировой экономики. Предмет объект и задачи курса Мировая экономика. Технологии международной конкуренции курсовая. Цели и задачи мировой экономической системы. Мировая экономика и международные отношения.

© 2011 Рефераты