рефераты

Рефераты

рефераты   Главная
рефераты   Краткое содержание
      произведений
рефераты   Архитектура
рефераты   Астрономия
рефераты   Банковское дело
      и кредитование
рефераты   Безопасность
      жизнедеятельности
рефераты   Биографии
рефераты   Биология
рефераты   Биржевое дело
рефераты   Бухгалтерия и аудит
рефераты   Военное дело
рефераты   География
рефераты   Геодезия
рефераты   Геология
рефераты   Гражданская оборона
рефераты   Животные
рефераты   Здоровье
рефераты   Земельное право
рефераты   Иностранные языки
      лингвистика
рефераты   Искусство
рефераты   Историческая личность
рефераты   История
рефераты   История отечественного
      государства и права
рефераты   История политичиских
      учений
рефераты   История техники
рефераты   Компьютерные сети
рефераты   Компьютеры ЭВМ
рефераты   Криминалистика и
      криминология
рефераты   Культурология
рефераты   Литература
рефераты   Литература языковедение
рефераты   Маркетинг товароведение
      реклама
рефераты   Математика
рефераты   Материаловедение
рефераты   Медицина
рефераты   Медицина здоровье отдых
рефераты   Менеджмент (теория
      управления и организации)
рефераты   Металлургия
рефераты   Москвоведение
рефераты   Музыка
рефераты   Наука и техника
рефераты   Нотариат
рефераты   Общениеэтика семья брак
рефераты   Педагогика
рефераты   Право
рефераты   Программирование
      базы данных
рефераты   Программное обеспечение
рефераты   Промышленность
      сельское хозяйство
рефераты   Психология
рефераты   Радиоэлектроника
      компьютеры
      и перифирийные устройства
рефераты   Реклама
рефераты   Религия
рефераты   Сексология
рефераты   Социология
рефераты   Теория государства и права
рефераты   Технология
рефераты   Физика
рефераты   Физкультура и спорт
рефераты   Философия
рефераты   Финансовое право
рефераты   Химия - рефераты
рефераты   Хозяйственное право
рефераты   Ценный бумаги
рефераты   Экологическое право
рефераты   Экология
рефераты   Экономика
рефераты   Экономика
      предпринимательство
рефераты   Юридическая психология

 
 
 

Технико экономический анализ Экономический рост и фискальная политика государства


СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ                                                                                                                                          2
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ И ЕГО
ИЗМЕРЕНИЕ.                                                                       4
ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА                                                                                                           8
УСЛОВИЯ СТАБИЛЬНОСТИ
ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА                                                13
ЛИТЕРАТУРА:                                                                                                                                  18
ВВЕДЕНИЕ
Характер и динамика экономического развития страны
яв­ляются предметом самого пристального внимания экономистов и политиков. От
того, какие процессы происходят в динамике и уровне развития, какие при этом
происходят структурные изменения в национальной экономике, зависит очень многое
в жизни страны и ее перспективах.
Сущность экономического развития.
Экономическое развитие представляет собой
многофакторный процесс, отражающий как эволюцию хозяйственного меха­низма, так
и смену на этой основе эко­номических систем. Вместе с тем это противоречивый и
трудноизмеряемый процесс, который не может происходить прямолинейно, по
восходящей линии. Само развитие проис­ходит неравномерно, включает периоды
роста и спада, коли­чественные и качественные изменения в экономике, положи­тельные
и отрицательные тенденции. Вероятно, экономическое развитие должно
рассматриваться за средне- и долгосрочные периоды времени.
Экономическая теория выделяет ряд циклов
экономического развития (роста), среди которых наибольшее значение имеют
длинноволновые циклы, выражающие долговременные колеба­ния экономической
активности с периодом около 50 лет и получившие название «циклы Кондратьева»
(по имени русского экономиста Н. Кондратьева); нормальные, или так называемые большие,
промышленные циклы с периодом от 8 до 12 лет и малые циклы, или «циклы Китчина»
(по имени открывшего их американского экономиста), охватывающие 3—4 года. Это
тот срок, который необходим для массового обновления ос­новных фондов. В первых
двух циклах отмечается четыре фазы: спад, депрессия, оживление и
подъем производства — и две точки: пик подъема и пик спада.
Показатели уровня экономического развития.
При определении уровня экономического развития
страны требуется прежде всего установление точки отсчета. Многие страны
сравнивают свой уровень с уровнем США.
Разнообразное сочетание факторов производства и
условий развития различных стран не позволяет оценивать уровень эко­номического
развития с какой-то одной точки зрения. Для этого используют целый ряд основных
показателей:
·
ВВП (валовой
внутренний продукт) или НД (национальный доход) на душу населения;
·
отраслевая
структура национальной экономики;
·
производство
основных видов продукции на душу насе­ления (уровень развития отдельных
отраслей);
·
уровень
и качество жизни населения;
·
показатели
экономической эффективности.
Следует подчеркнуть, что уровень экономического
развития страны — это понятие историческое. Каждый этап развития национальной
экономики и мирового сообщества в целом вно­сит те или иные изменения в состав
его основных показателей.
Ведущим показателем при анализе уровня
экономического развития являются показатели ВВП на душу населения. Эти
показатели положены в основу международных классификаций, подразделяющих страны
на развитые и развивающиеся. Так, к числу развитых стран в середине 90-х гг.
относились страны с душевым производством
ВВП от 6—7 тыс. долл. в год и выше.
В некоторых развивающихся странах (например, в
Саудов­ской Аравии) показатель ВВП
на душу населения находится на высоком уровне, соответствующем развитым
индустриаль­ным странам, однако по совокупности других показателей (от­раслевая
структура экономики, производство основных видов продукции на душу населения и
др.) такие страны не могут быть отнесены к категории развитых.
Другим показателем, широко применяемым в международ­ной
практике, является отраслевая структура экономики. Ее анализ проводится на
основе показателя ВВП, подсчитанного по отраслям. Прежде всего изучается
соотношение между крупными народнохозяйственными отраслями материального и
нематериального производства. Это соотношение вы­является прежде всего по доле
обрабатывающей промышлен­ности.
Показатели экономической эффективности
Эта группа показателей в наибольшей степени
характеризует уровень экономического развития, так как показывает (прямо или
косвенно) качество, состояние и уро­вень использования основного и оборотного
капитала страны, трудовых ресурсов.
Не вдаваясь в подробное перечисление и методику
расчета показателей этой многочисленной группы, можно выделить из них:
·
производительность
труда (в целом, по промышленности и сельскому хозяйству, по отдельным отраслям
и видам про­изводств);
·
капиталоемкость
единицы ВВП или конкретного вида продукции;
·
фондоотдачу
единицы основных фондов;
·
материалоемкость
единицы ВВП или конкретных видов продукции.
В последние годы в специальных исследованиях и стати­стической
информации все шире применяются показатели срав­нительной
конкурентоспособности, разработанные Международ­ным валютным фондом (МВФ).
Эта система показателей создана для соизмерения цен и издержек в обра­батывающей
промышленности страны и по отношению к средневзвешенным соответствующим
индикаторам наиболее развитых индустриальных стран. Таких показателей пять:
1.
удельные
затраты на заработную плату (в расчете на еди­ницу продукции);
2.
нормализованные
удельные затраты на рабочую силу (в расчете на единицу продукции), т. е. выпуск
продукции на от­работанный человеко-час;
3.
уровень
полных удельных издержек по элементам добав­ленной стоимости, т. е. показатели
удельных расходов всех пер­вичных факторов производства;
4.
сравнительный
уровень оптовых цен промышленности;
5.
сравнительный
уровень экспортных цен промышленных товаров.
Конечно, и эта система не в полной мере может
характе­ризовать экономическую эффективность страны, однако одну из сторон ее
деятельности — конкурентоспособность в между­народной торговле — отражает
достаточно достоверно.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ И ЕГО ИЗМЕРЕНИЕ.
В связи с трудностями измерения процесса
экономического развития в макроэкономике чаще всего анализируют экономи­ческий
рост, хотя это лишь один из критериев экономического развития.
Экономический рост есть составляющая экономического
развития. Свое выраже­ние он находит в увеличении реального ВВП как в
абсолютном объеме, так и на душу населения.
Быстрый или, наоборот, нулевой и даже отрицательный
эко­номический рост не всегда говорит о быстром экономическом развитии,
топтании на месте или экономической деградации. Несколько примеров:
Структурные изменения в экономике страны могут
привести к такой ситуации, когда стагнация или сокращение выпуска одних видов
продукции из-за падающего или неизменного спро­са на них сопровождается быстрым
ростом других видов про­дукции. Так, в США в 80-х гг. не росло потребление
стали, сельскохозяйственной продукции, легковых автомобилей, но одновременно
увеличивался выпуск сложных изделий, напри­мер персональных компьютеров. Но и
количественный рост выпуска компьютеров недостаточно отражал другие аспекты их
производства: продажа персональных компьютеров в США за 1981—1988 гг. выросла
по количеству с 1,1 до 9,5 млн шт., по стоимости — с 3,1 до 27,7 млрд долл., а
доллар за это время обесценился на 25%. Таким образом, персональные компью­теры
дешевели, хотя их технические характеристики и качество росли. При подсчете
комплексного показателя экономического роста — валового национального продукта
(ВНП) — вышеуказанные моменты привели к тому, что он не до конца отражал
динамику экономического развития США за 80-е гг.
Тем не менее при всех недостатках экономический рост
остается наиболее употребимым критерием экономического развития. Экономический
рост может измеряться как в физи­ческом выражении (физический рост), так и в
стоимостном (стоимостной рост). Первый способ более надежен (так как позволяет
исключить воздействие инфляции), но не универса­лен (при расчете темпов
экономического роста трудно вывести общий показатель для производства разных
изделий). Второй способ употребляется чаще, однако не всегда возможно до кон­ца
«очистить» его от инфляции. Правда, в статистике ряда стран измеряют
макроэкономический рост на базе роста про­изводства наиболее важных для
экономики товаров, используя при этом их доли в общем объеме производства.
На макроэкономическом уровне ведущими показателями
ди­намики экономического роста являются:
·
рост
объема ВВП или НД;
·
темпы
роста ВВП и НД в расчете на душу
населения;
·
темпы
роста промышленного производства в целом, по основным отраслям и на душу
населения.
В экономической статистике для изучения динамики ис­пользуются
коэффициенты роста, темпы роста и темпы при­роста. Коэффициент роста х исчисляется по формуле:
X=Y1
/ Y0
где Y1,Y0  — показатели соответственно в
изучаемом и базовом периодах.
Темп роста равен коэффициенту роста, умноженному на
100. Темп прироста равен темпу роста минус 100. Однако на практике под темпом
роста часто понимают темп прироста.
В СССР в течение многих десятилетий экономический
рост измерялся произведенным НД, и лишь с 1987 г. начали при­менять показатель
ВНП. В 90-х гг. в России основным показателем динамики народного хозяйства стал
ВВП.
Факторы
экономического роста.
 Экономический рост определяется рядом факторов. В экономической
науке широ­кое распространение получила теория трех факторов производства,  родоначальником  которой был Ж.-Б. Сэй. Суть ее заключается в том, что в создании сто­имости
продукта принимают участие труд, земля и капитал.
Позднее трактовка производственных факторов получила
бо­лее глубокое и расширительное толкование. К ним обычно относят:
·
труд;
·
землю;
·
капитал;
·
предпринимательскую
способность;
·
научно-технический
прогресс.
Фактически это уже знакомые нам факторы производства
(производственные факторы), они же экономические ресурсы, но называемые
факторами роста в связи с тем, что при рас­смотрении экономического роста их
анализируют под несколь­ко другим углом.
Факторы экономического роста взаимосвязаны и перепле­тены.
Так, труд весьма производителен, если работник исполь­зует современное
оборудование и материалы под руководством способного предпринимателя в условиях
хорошо работающего хозяйственного механизма. Поэтому точно определить долю того
или иного фактора экономического роста достаточно слож­но. Более того, все эти
крупные факторы являются комплек­сными, состоят из ряда более мелких элементов,
вследствие чего факторы можно перегруппировывать.
Так, по внешне- и внутриэкономическим элементам
можно выделить внешние и внутренние факторы (например, капитал
делится на поступающий в страну извне и на мобилизуемый внутри страны, а
последний можно разделить на используемый внутри страны и на вывозимый за ее
пределы и т.д.).
Распространено и деление факторов в зависимости от
ха­рактера роста (количественного или качественного) на интен­сивные и
экстенсивные. К экстенсивным факторам
роста от­носятся:
·
увеличение
объема инвестиции при сохранении сущест­вующего уровня технологии;
·
увеличение
числа занятых работников;
·
рост
объемов потребляемого сырья, материалов, топлю и других элементов оборотного
капитала.
К интенсивным
факторам роста относятся:
·
ускорение
научно-технического прогресса (внедрение но­вой техники, технологий, путем
обновления основных фонде и т.д.);
·
повышение
квалификации работников;
·
улучшение
использования основных и оборотных фондов;
·
повышение
эффективности хозяйственной деятельности за счет лучшей ее организации.
При преобладании экстенсивных факторов роста говорят
об экстенсивном типе развития экономики, при преобладании ин­тенсивных факторов
роста — об интенсивном типе.
Экстенсивный и интенсивный рост
При экстенсивном типе развития эконо­мический рост
достигается путем количе­ственного увеличения факторов производ­ства, а при
интенсивном — путем качественного их совершен­ствования и лучшего
использования. Более того, в этом случае экономический рост возможен и при
уменьшающихся темпах капитальных вложений, и даже при уменьшении их физического
объема.
В условиях экстенсивного роста изменение соотношения
между его факторами происходит сравнительно равномерно и достижение максимума
производства продукции ставится в за­висимость главным образом от состояния
экономических ре­сурсов, особенно от сочетания затрат труда и капитала, и лишь
в определенной степени от научно-технического прогресса.
ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Фискальная (лат.
fiscalis — казенный) политика — со­вокупность финансовых
мероприятий государства по регулированию правительственных доходов и расхо­дов.
Она значительно видоизменяется в зависимости от поставленных стратегических
задач, как. например, антикризисное регулирование, обеспечение высокой
занятости, борьба с инфляцией.
Современная
фискальная политика определяет основные направле­ния использования финансовых
ресурсов государства, методы финан­сирования и главные источники пополнения
казны. В зависимости от конкретно-исторических условий в отдельных странах
такая политика имеет свои особенности. Вместе с тем в странах Запада
используется общий набор мер. Он включает прямые и косвенные финансовые мето­ды
регулирования экономики.
К прямым
относятся способы бюджетного регулирования. Средст­вами государственного
бюджета финансируются: а) затраты на расши­ренное воспроизводство; 6)
непроизводительные расходы государст­ва; и) развитие инфраструктуры, научных
исследований и т.п.: г) проведение структурной политики; е) содержание
военно-промышленно­го комплекса и т.п.
С помощью
косвенных методов государство воздействует на финан­совые возможности
производителей товаров и услуг и на размеры потре­бительского спроса. Важную
роль здесь играет система налогообложе­ния. Изменяя ставки налогов на различные
виды доходов, предоставляя налоговые льготы, снижая необлагаемый минимум
доходов и т.п., госу­дарство стремится добиться возможно более устойчивых
темпов эконо­мического роста и избежать резких взлетов и падений производства.
К числу важных
косвенных методов, содействующих накоплению капитала, относится политика
ускоренной амортизации. По существу, государство освобождает предпринимателей
от уплаты налогов с части прибыли, искусственно перераспределяемой в
амортизационный фонд. Так, в ФРГ в начале 70-х годов по ряду отраслей
промышленности на амортизацию разрешалось списывать до 20—30% стоимости
основного капитала в год. В Великобритании в первый год введения в эксплуата­цию
нового оборудования можно было отчислять в фонд амортизации 50% стоимости новых
орудий производства.
Однако в этих
случаях амортизация списывается в размерах, зна­чительно превышающих
действительный износ основного капитала, вследствие чего повышаются цены на
производимую с помощью этого оборудования продукцию. Если ускоренная
амортизация расширяет финансовые возможности бизнесменов, то одновременно она
ухудша­ет условия реализации продукции и сокращает покупательную способ­ность
населения.
В зависимости от
характера использования прямых и косвенных финансовых методов различают два
вида фискальной политики госу­дарства: а) дискреционную и б) недискреционную.
Дискреционная
(лат. discrecio — действующий по своему усмотре­нию) политика означает
следующее. Государство сознательно регули­рует свои расходы и налогообложение в
целях улучшения экономичес­кого положения страны. При этом правительство
учитывает следующие проверенные на практике функциональные зависимости между
финан­совыми переменными величинами.
Первая
зависимость: рост государственных расходов увеличивает совокупный спрос
(потребление и инвестиции). Вследствие этого воз­растает выпуск продукции и
занятость трудоспособного населения. Важно учесть, что государственные расходы
влияют на совокупный спрос так же, как и инвестиции (действуют как
мультипликатор инвес­тиций, который разработал Дж. Кейнс): мультипликатор
государст­венных расходов МG показывает, насколько возрастает
валовой нацио­нальный продукт D ВНП в результате увеличения
этих расходов DG:
DВНП=DG ´ MG
Естественно, что
при уменьшении государственных затрат G сокращается  объем ВНП.
Другая
функциональная зависимость показывает, что увеличение суммы налогов уменьшает
личный располагаемый доход домашних хозяйств. В этом случае сокращаются спрос и
объем выпуска продукции и занятость рабочей силы. И наоборот: снижение налогов
ведет к возрастанию покупательских расходов, выпуска продукции и занятости.
Изменение налогообложения
дает мультипликационный эффект. Между тем мультипликатор налогов меньше
мультипликаторов инвестиций и государственных расходов. Дело в том, что каждая
единица прироста инвестиций (и государственных расходов) прямо воздейству­ет на
увеличение объема ВНП. При уменьшении же налогов растет располагаемый доход,
однако часть его идет на потребление, а оставшаяся доля расходуется на
сбережения.
У казанные
функциональные зависимости используются в дискреционной политике государства
для воздействия на экономический цикл. Разумеется, эта политика различается на
разных фазах цикла.
Например, при
кризисе проводится политика экономического роста. В интересах роста ВНП
увеличиваются государственные расходы, снижаются налоги, причем рост расходов
сочетается с уменьшением налогов так, чтобы мультипликационный эффект
государственных затрат был больше мультипликатора налогов. Итогом является
уменьшение спада производства.
Когда происходит
инфляционный рост производства (подъем, вы­званный избыточным спросом), правительство
проводит политику сдер­живания деловой активности — сокращает государственные расходы,
увеличивает налоги. Эти меры сочетаются таким образом, чтобы мультипликационный
эффект уменьшения расходов был больше, чем мультипликатор роста налогов. В результате
снижается совокупный спрос и соответственно уменьшается объем ВНП.
Второй вид
фискальной политики — недискреционная, или политика автоматических (встроенных)
стабилизаторов. Автоматический стабилизатор ­– экономический механизм, который
без содействия государства устраняет неблагоприятное положение на разных фазах
дело­вого цикла. Основными встроенными стабилизаторами являются нало­говые
поступления и социальные выплаты, осуществляемые государством.
На фазе подъема,
естественно, растут доходы фирм и населения. Но при прогрессивном
налогообложении еще быстрее увеличиваются суммы налогов. В этот период сокращается
безработица, улучшается благосостояние малообеспеченных семей. Следовательно,
уменьшаются выплаты пособий по безработице и иные социальные расходы государства.
В итоге снижается совокупный спрос, а это сдерживает экономи­ческий рост.
На фазе кризиса
налоговые поступления автоматически уменьша­ются и тем самым сокращается сумма
изъятий из доходов фирм и домашних хозяйств. Одновременно возрастают выплаты
социального характера, в том числе пособия по безработице. Значит,
увеличивается покупательная способность населения, что помогает преодолению спа­да
экономики.
Из сказанного
видно, сколь большое место занимает налогообложе­ние в финансовом регулировании
макроэкономики. В связи с этим одним из главных направлений фискальной политики
государства яв­ляется совершенствование налогового законодательства и практики
сбора налогов.
Возьмем для
примера наиболее важную разновидность налогов — подоходный налог, который
устанавливается на доходы физических лиц и на прибыль фирм. Как определяется
величина этого налога?
Сначала
подсчитывается валовой доход – сумма всех доходов, по­лученных физическими и
юридическими лицами из разных источни­ков. Из валового дохода по
законодательству обычно разрешается вы­читать: а) производственные,
транспортные, командировочные и рек­ламные расходы; б) различные налоговые
льготы (необлагаемый ми­нимум доходов; например, в США в 1990 г. этот минимум
составил 2050 долл.; суммы пожертвований, льготы для пенсионеров, инвали­дов и
др.). Таким образом, облагаемый налогом доход — это разница между валовым
доходом и указанными вычетами.
Важно установить
оптимальную налоговую ставку (размер налога на единицу обложения). Различаются
следующие ставки налога:
·
твердые, которые устанавливаются на единицу объекта незави­симо от его
стоимости (например, автомашину);
·
пропорциональные, т.е. единый процент уплаты налогов незави­симо от
размеров доходов;
·
прогрессивные, возрастающие с увеличением доходов.
Практика показывает,
что при чрезвычайно высоких ставках нало­гов подрываются материальные стимулы к
труду и новаторству. Непо­мерное возрастание в 60—70-е годы в западных странах
налогового бремени привело к отрицательным последствиям. Оно вызвало «нало­говые
бунты», широкое уклонение от налогов, способствовало утечке капиталов и бегству
получателей высоких личных доходов в страны с более низким уровнем
налогообложения.
Как известно, в
70-е годы неоконсерваторы выдвинули теорию пред­ложения. Ее авторы установили,
что рост налогообложения оказывает неблагоприятное воздействие на динамику
производства и доходов. Увеличение налогов за счет повышения их ставок на
определенном этапе не компенсирует сокращения поступлений в государственный
бюджет из-за быстрого сужения налогооблагаемых доходов, а затем это может
сопровождаться также сокращением общей суммы бюджетных доходов. В итоге высокие
налоги оказывают сдерживающее воздействие на предложение капитала, труда и
сбережения.
Основной задачей
хозяйственной политики представители теории предложения считают определение
оптимальных ставок налогообло­жения и налоговых льгот и выплат. Снижение
налогов рассматривается в качестве средства, способного обеспечить долгосрочный
экономичес­кий рост и борьбу с инфляцией. Оно усилит стремление получать боль­шие
доходы, окажет стимулирующее влияние на рост производства и увеличит покрытие
денежной массы товарами.
Группа
американских специалистов во главе с А. Лаффером изучила зависимость суммы
налоговых поступлений в бюджет от ставок подо­ходного налога. Эта зависимость
отражена кривой Лаффера (рис. 1). Ставка налога (К), в процентах 100 50 (общая сумма налогов)
Рис.
1. Кривая Лаффера
Группа А.
Лаффера теоретически доказала: ставка налога 50% Ro является оптимальной. При
такой ставке достигается максимальная сумма налогов TM. При ставке
налога выше Rо резко снижается деловая активность фирм и работников,
и тогда доходы уходят в теневую эко­номику. При R, близкой к 100% и равной
100%, полностью исчезают стимулы к трудовой деятельности и предпринимательству.
Признано, что
высшая ставка налогообложения (для самых высоких доходов) должна быть 50—70%.
Американцы говорят, что при столь высокой ставке налога, как в Швеции (75%), в
США никто не стал бы работать в легальной экономике.
Эмпирические
исследования теоретиков предложения в какой-то мере подготовили налоговые
реформы в США и других странах. В течение 80-х — начале 90-х годов в ведущих
странах Запада проводились радикальные налоговые реформы. Цели этих реформ — ввести
более равномерное налогообложение равных по величине доходов, уменьшить налог
на прибыли компаний, снизить прогрессивность налогообложения, ликвидировать ряд
налоговых льгот. Все стороны налогообложения ре­гулируются едиными исчерпывающими
законами, которые принимают национальные парламенты.
С начала
экономических реформ в России Правительство взяло ориентир на введение
чрезвычайно высокого налогообложения на доходы фирм (все виды федеральных и
местных налогов и взносов в различные фонды доходят до 85—90%), что
отрицательно сказалось на состоянии национальной экономики и перспективах ее
подъема. Не случайно ответной реакцией является активное развитие теневой эко­номики.
В итоге Правительство Российской Федерации не в состоянии собрать в доходную
часть бюджета и половины предусмотренных на­логовых поступлений.
УСЛОВИЯ СТАБИЛЬНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА
Общество, как
правило, заинтересовано в стабильном экономическом росте. Как можно обеспечить
такую устойчивость?
Первое
условие.
Макроэкономика должна постоянно создавать со­вокупный общественный продукт
(СОП) в объеме, который соответст­вует реально сложившимся потребностям
(точнее: платежеспособному спросу) всех граждан страны,
Второе
условие.
СОП должен состоять из двух видов благ:
а) средств
производства, необходимых для продолжения производства материальных благ:
б) предметов
потребления.
Третье
условие.
Все материальное производство делится на два под­разделения;
а) I
подразделение — производство средств производства. Сюда вхо­дят отрасли
национального хозяйства и предприятия, добывающие нефть, уголь, железную руду и
создающие станки, грузовые машины строительные механизмы, трактора и т.п.;
б) II
подразделение — производство предметов потребления (хлебозаводы, мясокомбинаты,
трикотажные фабрики и т.п.).
В итоге в
масштабе макроэкономики возникает два потока (непре­рывного движения)
материальных благ:
1.
поток
средств производств;
2.
поток
предметов потребления.
Четвертое
условие.
Каждое подразделение использует создаваемые им потоки благ для удовлетворения
собственных потребностей и для нужд другого подразделения.
Так, I и II
подразделения имеют совокупный капитал (капитал всех своих предприятий),
состоящий из средств производства. Последние ежегодно расходуются (основной
капитал частично, оборотный капи­тал полностью). Поэтому на следующий очередной
период оба подраз­деления нуждаются в восстановлении утраченных вещественных
усло­вий производства. В связи с этим поток средств производства разделя­ется
на две части: а) одна часть остается внутри I подразделения (для восстановления
израсходованных в предыдущем году вещественных условий производства); б) другая
часть потока направляется во II под­разделение (для возобновления потраченных
средств производства).
В результате
такого разделения потока средств производства в I под разделении действуют два
подотдела:
1.
подотдел
производства средств производства для I подразделения (сюда относятся базовые
отрасли промышленности, создающие материальные факторы для всей сферы
производства: уголь, нефть, металл и т.д.)
2.
подотдел
производства средств производства для II подразделения.
В свою очередь,
работники I и II подразделений потребляют про­дукцию
II подразделения — жизненные блага. Поэтому поток продукции II подразделения
делится на два направления: а) одна часть исполь­зуется для работников самого
II подразделения и б) остальная часть идет работникам I подразделения.
В итоге П
подразделение имеет два подотдела:
1.
подотдел
произ­водства предметов потребления для II подразделения
2.
подотдел
производства предметов потребления для I подразделения.
Правда, в
качественном отношении продукция этих подотделов ничем не разли­чается. Между
тем деление потока предметов потребления па две части важно для учета его
общего объема и предназначения.
Структурный
анализ подвел к вопросу: при каких количествен­ных пропорциях может
обеспечиваться нормальное — устойчивое — развитие I и II подразделений.
Сначала
рассмотрим простое общественное воспроизводство, при котором объем совокупного
общественного продукта — по его нату­ральной форме и по стоимости — не
возрастает. I подразделение I1 — средства производства для I подразделения I2 — средства производства для II подразделения II подразделение II1 — предметы потребления для I подразделения II2 — предметы потребления для II подразделения
Рис
2. Схема структуры материального производства
Схема структуры
материального производства (рис. 2) показыва­ет, во-первых, что часть всей
продукции будет реализована внутри тех подразделений, которые ее создали. Это
касается средств производства, изготовленных для самого I подразделения (I1), а также предметов потребления, которые достанутся работникам II
подразделения (II2). Во-вторых, из I подразделения во II идет
часть средств производства, изготовленная для II подразделения (I2). А из II подразделения направ­ляются предметы потребления для
работников I подразделения (II1).
Совершенно ясно,
что в условиях рыночной экономики обмен про­дукции I подразделения (I2) на продукцию II подразделения (II1) дол­жен быть
эквивалентным. Значит, главным условием реализации СОП при простом общественном
воспроизводстве является сбалансирован­ность при обмене продукцией между двумя
под­разделениями: I2 = II1 .
Иначе говоря, I
подразделение поставляет II сродства производства на такую сумму стоимости, на
которую II подразделение дает ему пред­меты потребления.
Это равенство
можно использовать для соответствующей подста­новки в формуле структуры I
подразделения (I = I1 + I2).
После взаим­ного обмена продукцией между подразделениями (I2 = II1) I подразде­ление будет иметь такой вид:
I = I1
+ II1,
т.е. I подразделение
после реализации части своей продукции во II под­разделении обеспечивает себя
необходимым количеством средств про­изводства (I1) и приобретает для своих
работников соответствующий объем предметов потребления (II2).
Используя
указанную подстановку в формуле состава II подразде­ления (II = II1 + II2), можно преобразовать ее в иной вид:
II = I2 + II2.
Тогда
оказывается, что в результате взаимного обмена продукцией между двумя
подразделениями II подразделение приобретает потреб­ное для простого воспроизводства
количество средств производства (I2), а также самообеспечивает
своих работников предметами потреб­ления (II2).
Таковы условия
сбалансированного простого воспроизводства макроэкономики.
Каково же
главное условие обмена продукцией между I и II подразделениями при расширенном
воспро­изводстве?
Очевидно, что
расширение производства (особенно при его экстен­сивном типе) требует
увеличения применяемого количества средств производства- Поэтому I
подразделение к уже имевшемуся у него в прошлом году объему средств
производства добавляет (за счет накап­ливаемой части прибыли) дополнительную
сумму новых средств про­изводства (I + DI).
Тогда в этом подразделении будет больше вещест­венных факторов: (I1 + DI1) + (I2 +DI2), т.е. станет возможным увеличить два подотдела I подразделения:
производство средств производства для I подразделения (I1 + DI1)  и производство средств производства для II подразделения (I2 +DI2).
В таком случае I
подразделение сможет дать средств производства II подразделению больше, чем
было при простом воспроизводстве. Глав­ное условие реализации СОП при
расширенном воспроизводстве при­мет другой вид:
(I1 + DI1) > II.
Выходит, что I
подразделение создает возможность для того, чтобы II подразделение тоже
вступило на путь расширенного воспроизводства. Однако для этого нужно увеличить
объем предметов потребления, поступающих в обмен на продукцию I подразделения
(за счет фонда накопления): (II1 + DII1). Чтобы обеспечить
эквивалентность и сбалан­сированность взаимного обмена продукцией между I и II подразделе­ниями
при расширенном воспроизводстве необходимо соблюдать ра­венство
(I2
+DI2) = (II1 + DII1)
При соблюдении
этого равенства произойдет полностью сбалансированное расширение I и II
подразделений. I под­разделение будет иметь возросшую величину средств
производства (I1 + DI1) и большее количество
предметов потребления для работни­ков (II1 + DII1). Аналогичным образом
увеличится производство пред­метов потребления.
Следовательно,
чтобы обеспечить стабильность экономического роста, требуется соблюдать
следующее условие. Поток благ, идущих из I подразделения во II и в обратном направлении
должен быть сбалансирован.
Этот вывод имеет полную силу и при более детальном
рассмотрении взаимосвязи всех отраслей национальной экономики.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Борисов
Е. Ф. Экономическая теория: Учебник. — М.: Юристъ, 1997. —568 с.
2. Самуэльсон
П. Экономика. В 2-х т. Т. 2. — М.: Машиностроение, 1997. — 414 с.
3. Фишер
С., Дорнбун Р., Шмалензи Р. Экономика: Пер. с англ. со 2-го изд. — М.: Дело,
1998. — 864 с.
4. Экономика:
Учебник / Под
ред. доц. А. С. Булатова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство БЕК,
1997. — 816 с.
На макроэкономическом уровне ведущими показателями ди намики экономического роста являются. Сравнительный анализ прямых и косвенных методов регулирования экономики. Какие меры использует государство для ускорения экономического роста. Экономический рост и его качество булатов мировая экономика читать. Реферат на тему фискальная политика и экономический рост РК. Условия экономической стабильности экономического роста. Фискальная политика и ее влияние на экономический рост. Реферат экономический рост и политика государства. Влияние фискальной политики на экономический рост. Главные вопросы фискальной политики государства. Особенности фискальной политики в России за год. Реферат на тему Фискальная политика государства. Технико экономический анализ налогообложение. Фискальная политика и экономический рост РК. Анализ фискальной политики региона реферат.

© 2011 Рефераты