Доклад: Трудовое учение Адама Смита
Трудовое
учение Адама Смита
Адам Смит
(1723-1790),один из крупнейших представителей английской классической
политической экономии,в значительной степени ее основоположник О силе влияния
идеи Адама Смита в различных странах Европы в конце 18-начале 19 веков можно
судить хотя бы по тому факту, что А. С .Пушкин,характеризую круг чтения героя
своего романа "Евгений Онегин" счел нужным подчеркнуть:"Бранил
Гомера,Феокрита,зато читал Адама Смита и был глубокий эконом,то есть умел
судить о том,как государство богатеет,и чем живет,и почему не нужно золота
ему,когда простой продукт имеет".Многое в этих строках поэта требует
"расшифровки",которой отчасти и посвящен данный вопрос.
Среди научных
сочинений А.Смита главное место занимает его "Исследование о природе и
причинах богатства народов",опубликованная в 1776 году.В нем классическая
политэкономия была впервые сформулирована в полном и систематическом виде.
* Адам Смит
утверждал ,что богатство народов - это массы товаров,создаваемые как
промышленным,так и сельскохозяйственным трудом.При этом источником богатства
страны является производительный труд.Всякая новая стоимость создается
трудом,стоимость товаров выражает общественное богатство народов,
* Труд,основа
богатства общества,является неотъемлемым свойством чело- веческого
существования,ибо в форме труда реализуется естественное стремление человека к
благополучию,желанию добиться более высокого положения в обществе,
* Гармония общественных и личных интересов выражается при этом через
общественное
разделение труда.По мнению Смита ,именно развитие разделения труда,его
усложнение и совершенствование может служить важнейшим критерием исторического
пргресса.Разделение труда создает возможность для достижение более высокой
производительности труда и поэтому ведет к росту общественного богатства,
* Общественное
разделение труда позволяет запустить в действие сложный механизм взаимного
обмена трудом,который выступает как обмен произ- веденными товарами. Весь этот
механизм Смит определял понятием ры- ночной экономики,полагая,что она наилучшим
образом отвечает целям согласования общественных и личных интересов,
* Другим
преимуществом рыночной экономики,по убеждению Адама Смита,было то,что она
обладает способностью к саморазвитию и саморегуляцию.Основой этой способности
он считал конкуренцию между производителями,стремящимся к улучшению своего
материального блага и социального положения,
* Рыночная
экономика развивается ,по мнению Смита ,в соответствии сопределенными
законами,важнейшим из которых является закон стоимости. Согласно закону
стоимости ,товары на рынке обмениваются по их стоимости ,т.е. по
труду,вложенному в их производство,при этом цены,выражающие стоимость в
денежной форме,стихийно колеблются вокруг стоимости.Колебание цен товара
зависит от соотношения спроса и пред- ложения и соотношения индивидуальных и средних затрат труда на его
производство.
I.Спрос >
Предложения = Цена > Стоимости
Спрос <
Предложения = Цена < Стоимости
II.Инд.затраты
> Средних затрат = Цена < Инд.стоимости
Инд.затраты
< Средних затрат = Цена > Инд.стоимости
Закон стоимости
поэтому выполняет две основные функции :регулирует производство (т.к. капиталы
перетекают в те отрасли,где высок спрос) и стимулируют технические
усоверешенствования (т.к. в более выгодном положении тот производитель,у
которого затраты ниже),
* Исходя из
этого.Смит выдвигал три основных условия процветания государства:господство
частной собственности,невмешательство государства в экономику,отсутствие
препятствий для развития личной инициати- вы.Издержки общественного разделения
труда можно компенсировать путем введения всеобщего образования,при этом
безусловно недопустимы покровительственные пошлины,монополии,вторжение
государства в экономическую жизнь общества,
* Смит
предложил также и собственный анализ социальной структуры общества,разделив его
на наемных рабочих,капиталистов и землевладель- цев.Первые живут за счет
заработной платы,вторые - прибыли,третьи - доходов с земли (ренты).
Основные
понятия:
закон стоимости,стоимость,цена,общественное
разделение труда,конкуренция,условия процветания рыночной экономики.
Вопросы и
задания:
1) Определите
основные понятия темы.
2) С учетом
полученных знаний попытайтесь объяснить смысл характеристики,данной
А.С.Пушкиным понятию эконом.
3) Что из
наследия Смита остается актуальным и сегодня ? Какие его выводы не
подтверждаются опытом истории ?
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.cooldoclad.narod.ru/
|