Доклад: Управленческие решения: сущность, требования, механизм разработки, этапы и процедуры принятия
Управленческие решения: сущность, требования, механизм разработки, этапы и процедуры принятия
Сущность.
Решение — это результат мыслительной деятельности человека, приводящей к какому-либо выводу или к необходимым действиям. Например,
полное бездействие, разработка какого-либо действия или выбор действия из набора альтернатив и его реализация. Решение может быть направлено на
достижение разовых результатов, создание постоянно идущих процессов, поддержание идущих процессов, на прекращение какой-либо деятельности. На
разработку и реализацию решений оказывает влияние множество факторов. В том числе личностные качества человека, отношения в семье, религия и др.
С точки зрения методики разработки и реализации решений их удобно разделить на три группы:
социальные, технические и биологические. Это объясняется наличием трех основных подсистем земной цивилизации, на которые направлены решения.
Руководителю практически приходится разрабатывать и реализовывать все три группы решений в компании. Однако
наибольшее место в его деятельности занимают решения, принятые в социальной системе, — такие решения называют управленческими (УР). Они направлены на организацию
работы персонала, осуществление внешних связей, стратегическое планирование, совершенствование системы управления компанией и др.
Требования к управленческим решениям.
Разрабатываемое управленческое решение должно удовлетворять определенным требованиям и включать
условия их достижения. Эта информация представлена в таблице:
Наименование требования
|
Условия достижения
|
1. Соответствие действующему законодательству и уставным документам предприятия
|
Контроль со стороны юриста, референта
|
2. Достижение своевременности (нельзя спешить или запаздывать).
|
Знания и интуиция руководителя
|
3.Наличие четкой целевой направленности и адресности (исполнителям должно быть ясно, на что направлено разрабатываемое
решение и какие средства будут использоваться)
|
Формирование и доведение целей, сроков выполнения до каждого работника
|
4. Отсутствие в тексте противоречивостей решения самому себе или ранее реализованным
|
Контроль со стороны юриста, референта
|
5. Возможность организационной выполнимости
|
Заключение специалистов или экспертов
|
6. Наличие параметров для внешнего или внутреннего контроля его выполнения
|
Составление рабочих документов
|
7. Учет возможных отрицательных последствий при реализации решений в экономической, социальной, экологической и других областях.
|
Заключение внешних экспертов
|
8. Наличие у руководителей соответствующих полномочий (прав и ответственности)
для реализации управленческих решений.
|
Контроль за соблюдением должностных инструкций и положений об отделах и цехах.
|
9. Наличие возможности обоснованного положительного результата
|
Набор расчетов и предложений.
|
Механизм разработки.
Механизм разработки управленческого решения может состоять из следующих стадий:
Выявление тенденций отклонения параметров ситуации от запланированных.
Определение уровня отклонения новых параметров ситуации.
Вычисление проблемы и ее отклонений от допустимых значений.
Установление приоритетов отклонений ключевых параметров от допустимых значений.
Согласование результатов с заинтересованными сторонами (потребителями, заказчиками).
Определение и обоснование целевой технологии.
Определение состава процессорных технологий.
Формирование средств и методов уменьшения негативных тенденций развития проблемы.
Прогнозирование ожидаемых результатов.
Утверждение технологии РУР у вышестоящего руководства.
Корректировка средств и методов РУР.
Поиск новых подходов и решений для изменения ситуации.
Выбор УР для реализации.
Формулирование и представление УР.
Юридическое оформление УР в виде приказа и т.п.
Распределение прав, полномочий и ответственности среди исполнителей.
Реализация УР.
Промежуточный контроль.
Составление отчета о выполненном УР и конечном состоянии проблемы.
Архивирование данных об УР в БД компании.
Этапы и процедуры принятия решений.
Если проблемная ситуация не так очевидна, а ее решение неоднозначно, то процесс принятия решений требует структуризации,
которая позволит определить этапы и процедуры, направленные на ее решение.
Самая простая схема принятия решений приведена на рисунке:
Эта схема предполагает, что процесс представляет собой прямоточное движение от одного этапа к другому; после
выявления проблемы и установления условий и факторов, приведших к ее возникновению, производится разработка решений, из которых выбирается лучшее.
Однако схему принятия решений можно представить в более сложном виде:
Этапы
|
Процедуры
|
1. Постановка проблемы.
|
Возникновение новой ситуации.
Появление проблемы.
Сбор необходимой информации.
Описание проблемной ситуации.
|
2. Разработка вариантов решения.
|
Формулирование требований и ограничений.
Сбор необходимой информации.
Разработка возможных вариантов решений.
|
3. Выбор решения.
|
Определение критериев выбора.
Выбор решений, отвечающих критериям.
Оценка возможных последствий.
Выбор предпочтительного решения.
|
4. Организация выполнения решения и его оценка
|
План реализации выбранного решения.
Контроль хода реализации решения.
Оценка решения проблемы и возникновение новой ситуации.
|
Цель первого этапа – выявление и описание проблемы и проблемной ситуации; второго этапа – поиск возможных вариантов
решений; на третьем этапе производится оценка альтернатив и выбор окончательного решения; наконец, на последнем этапе целью работ является
организация, контроль и оценка результатов выполнения принятого решения.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://stroy.nm.ru
|