рефераты

Рефераты

рефераты   Главная
рефераты   Краткое содержание
      произведений
рефераты   Архитектура
рефераты   Астрономия
рефераты   Банковское дело
      и кредитование
рефераты   Безопасность
      жизнедеятельности
рефераты   Биографии
рефераты   Биология
рефераты   Биржевое дело
рефераты   Бухгалтерия и аудит
рефераты   Военное дело
рефераты   География
рефераты   Геодезия
рефераты   Геология
рефераты   Гражданская оборона
рефераты   Животные
рефераты   Здоровье
рефераты   Земельное право
рефераты   Иностранные языки
      лингвистика
рефераты   Искусство
рефераты   Историческая личность
рефераты   История
рефераты   История отечественного
      государства и права
рефераты   История политичиских
      учений
рефераты   История техники
рефераты   Компьютерные сети
рефераты   Компьютеры ЭВМ
рефераты   Криминалистика и
      криминология
рефераты   Культурология
рефераты   Литература
рефераты   Литература языковедение
рефераты   Маркетинг товароведение
      реклама
рефераты   Математика
рефераты   Материаловедение
рефераты   Медицина
рефераты   Медицина здоровье отдых
рефераты   Менеджмент (теория
      управления и организации)
рефераты   Металлургия
рефераты   Москвоведение
рефераты   Музыка
рефераты   Наука и техника
рефераты   Нотариат
рефераты   Общениеэтика семья брак
рефераты   Педагогика
рефераты   Право
рефераты   Программирование
      базы данных
рефераты   Программное обеспечение
рефераты   Промышленность
      сельское хозяйство
рефераты   Психология
рефераты   Радиоэлектроника
      компьютеры
      и перифирийные устройства
рефераты   Реклама
рефераты   Религия
рефераты   Сексология
рефераты   Социология
рефераты   Теория государства и права
рефераты   Технология
рефераты   Физика
рефераты   Физкультура и спорт
рефераты   Философия
рефераты   Финансовое право
рефераты   Химия - рефераты
рефераты   Хозяйственное право
рефераты   Ценный бумаги
рефераты   Экологическое право
рефераты   Экология
рефераты   Экономика
рефераты   Экономика
      предпринимательство
рефераты   Юридическая психология

 
 
 

Контрольная: Развитие газовой промышленности в России

ВВЕДЕНИЕ



Вторая половина ХХ в. характеризуется созданием и бурным
развитием

газовой отрасли в России. В предвоенные годы небольшие газовые
месторожде-

ния открывались в Поволжье, Коми АССР, на Северном Кавказе. В годы Вели-

кой Отечественной войны были открыты газовые месторождениия в Саратов-

ской и Куйбышевской областях. Елшано-Курдюмское месторождение в Сара-

товской области стало базовым для газопровода Саратов-Москва,
вступившего

в строй в августе 1947 г. На Северном Кавказе в 1959 г. Было открыто
крупное

Северо-Ставропольско-Пелагиадинское газовое месторождение, из которого

газ в 1965 г. стал поступать в Москву. В 1953 г. была установлена
газоносность

Западной Сибири, а открытие таких уникальных газовых месторождений в се-

верных районах Западной Сибири, как Уренгойское (1966), Медвежье (1967)
,

Ямбургское (1969) и ряда других , позволило организовать строительство
мно-

гониточных газопроводов большого диаметра из Западной Сибири в районы

Урала, центра и запада России, а затем и в европейские страны.
Одновременно

проводившиеся геолого-разведочные работы в других регионах страны выяви-

ли такие крупные газовые и газоконденсатные месторождения, как Оренбург-

ское (1966) в Урало-Поволжье, Южно-Соленинское (1969) и
Северо-Соленин-

ское (1971) в Норильском районе, ряд месторождений (Ленинградское, Май-

копское и др.) в Краснодарском крае. Разведанные запасы газа России на
нача-

ло 1973 г. составили 18,2 трлн м?, из которых 14,1 трлн м? было
сосредоточено

в Западной Сибири.

В 1974 -1992 гг. поисково-разведочные работы успешно
проводились

в районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, шельфа Баренцева, Карского

и Охотского морей. В Восточной Сибири были открыты крупные месторожде-

ния природного газа и нефти: Собинское (1982), Ковыктинское(1987), Юруб-

чено-Тохомское (1991), в Якутии- Верхне-Вилючанское(1975), Чаяндинское

(1976), на шельфе Охотского моря – Одоптуморе (1978), Чайво (1979), Лун-

ское (1984). В Баренцевом море были открыты крупные газовые месторожде-

ния: Штокмановское (1988), Лудловское (1990) и ряд других, в Карском
море

-Русановское (1989) и Ленинградское (1990) газоконденсатные
месторождения.

Запасы газа в целом по России к началу 1993 г. достигли 49,1 трлн м?. В
период

1993-2000 гг. геолого-разведочными работами в целом была подтверждена
вы-

сокая оценка перспектив нефтегазоносности России.За этот период было
прира-

щено около 3 трлн м? запасов газа. Однако в связи с сокращением объемов
ГРР

в последние годы прирост запасов обеспечивался в основном доразведкой
ра-

нее выявленных месторождений.

Ввод открытых месторождений в европейской части России и
Западной

Сибири в разработку и создание сети магистральных газопроводов позволили

увеличить добычу (млрд м?) газа в 1970 г. до 83, в 1990 г. до 640,6 и в
2000 г.

до 584.Доля газа в топливно-энергетическом комплексе России постепенно
уве-

личивалась и в 2000 г. составила 52% (рис.1).

В 2000 г. по предварительным данным в России было приращено
793

млрд м? запасов газа по результатам ГРР и переоценки ранее выявленных
запа-

сов. Около 55% прироста запасов газа приходится на Ковыктинское газокон-

денсатное месторождение в Иркутской области, 25%- на Чаяндинское нефте-

газоконденсатное месторождение в Республике Саха (Якутия).Суммарные

запасы газа по категориям С?+С? на первом оцениваются в 1,7 трлн м?,на
вто-

ром-1,2 трлн м?. Эти месторождения станут базовыми для поставок газа в

страны Азиатско-Тихоокеанского региона, и увеличение в них запасов газа

значительно укрепит сырьевую базу проектируемых газопроводов.

Крупные успехи были получены при разведке новых месторождений
в

Обской губе Западной Сибири. Здесь в 2000 г. ОАО”Газпром” были открыты

Северо-Каменномыское и Каменномыское-море газовые месторождения,сум-

марные запасы которых в сеноманских отложениях по категории С?
составляют

29,1 млрд м?, категории С? - 433,1 млрд м?, подтвердившие прогнозы
высокой перспективности Обской губы. В европейской части прирост запасов
газа в

объеме 6,9 млрд м? получен по Алексеевскому (Еленовскому)
газоконденсатно-

му месторождению в Астраханской области.

К началу ХХ! в. разведанные запасы газа России составили
46,9 трлн м?,

из которых на суше сосредоточено 91,9% и на шельфе 8,1%.
Тимано-Печорский

регион содержит 1,4% разведанных запасов газа России, Северный
Кавказ-0,7%, Урало-Поволжье-8,2%, Западная Сибирь-75,6%, Восточная
Сибирь-3,2%,

на Дальнем Востоке-2,8% и на шельфе 8,1%. На глубинах до 1,5 км
сосредото-

чено 23 трлн м? разведанных запасов газа (49,1%), в интервале глубин
1,5-3 км-

16,3 трлн м? (34,7%) и ниже 3 км – 7,6 трлн м? (16,2%). Структура
компонент-

ного состава следующая: метановые (сухие) газы-61%,
этансодержащие-30.3%,

сероводородосодержащие 8,7%. В структуре добычи газа доля метановых
газов

составила 84,6%, этансодержащих 9,2%, сероводородосодержащих 6,2%. Из

общего объема разведанных запасов газа России в распределенном фонде
нахо-

дится 82,7%, в нераспределенном фонде-17,3%.

В России в настоящее время выявлено 786 месторождений,
содержащих

природный газ. В разработку вовлечено 351 месторождение с разведанными

запасами газа 21 трлн м?, или 44,8% от российских запасов, подготовлено
к про-

мышленному освоению 66 месторождений с запасами 17,8 трлн м? (38%), раз-

ведуются 200 месторождений с запасами 7,9 трлн м? (16,8%) и находится в
кон-

сервации 169 месторождений с запасами 0,9 трлн м?, или 0,4%. Из общего
объ-

ема разведанных запасов газа только 13 трлн м? высокоэффективны (
рис.2).





ОАО”Газпром” сегодня- это:

- 23% мировой и 93% российской добычи газа;

- 150 тыс.км магистральных газопроводов;

- 251 компрессорная станция;

- 22 подземных хранилища газа с объемом активного газа более 56 млрд..м?

Газпром осуществляет свою деятельность в 79 регионах Российской
Фе-

дерации. Добыча газа по ОАО “ Газпром “ в 2000 г. составила 546 млрд м?,

из них около 90% в Западной Сибири. Основные месторождения характери-

зуются высокой выработанностью запасов газа. В Западной Сибири: Мед-

вежье-74%, Вынгапуровское-69,5%, Уренгойское (сеноман)-54,2%, Ямбург-

ское-33,2%; в европейской части: Вуктыльское-81,8%, Оренбургское-53,4%.

В перспективе до 2020 г. добыча газа по Газпрому будет
поддерживать-

ся на уровне 530 млрд..м?, по России в целом в 2020 г. она достигнет
680-

700 млрд м?.

В основном добывающем регионе- ЯНАО добыча газа в 2000 г.
составила

513,0 млрд..м?, в том числе по сеноманским отложениям на глубинах до
1500 м-

450 млрд .м?. К 2020 г. добыча газа в этом регионе возрастет до 534 млрд
.м?, однако структура добычи резко изменится за счет ее снижения из
сеномана и

увеличения из более глубоких горизонтов.

До 2030 г. будет отмечаться рост стоимости добываемого газа в
связи со

снижением объемов добычи сеноманского газа и увеличением объемов газа из

не разрабатываемых в настоящее время месторождений п-ова Ямал, шельфа

Карского моря, вводом в разработку глубоких горизонтов.

В основном добывающем районе - ЯНАО добыча газа в 2000 году
составила 513,0 млрд м?, в том числе по сеноманским отложеням на
глубинах до 1500 м – 450 млрд м?. К 2020 г. Добыча газа в этом районе
возрастет до 534 млрд м? , однако структура добычи резко изменится за
счет ее снижения из сеномана и увеличения из более глубоких горизонтов.

До 2020 г. Будет отмечаться рост стоимости добываемого газа в
связи со снижением объемов добычи сеноманского газа и увеличением
объемов газа из неразрабатываемых в настоящее время месторождений п-ва
Ямал , шельфа

Карского моря , вводом в разработку глубоких горизонтов .

Прогноз развития сырьевой базы газовой промышленности бвзируется
на высокой количественной оценке нефтегазоносности недр России в таких
регионах , как Западная и Восточная Сибирь , а также Дальний Восток,
Прикаспий, шельф. Из общего объема неоткрытых ресурсов газа на регионы
Западной Сибири приходится 27,0 %,Восточной Сибири и Дальнего Востока –

24,2 % , европейских районов – 6,2 % , шельфа – 42,6 % .

Перспективной программой развития газовой отрасли ОАО «Газпром»
до 2030 г. уровни добычи газа определены в объеме 530 млрд м?.При этом
за счет

сформированной сырьевой базы прогнозируемые объемы добычи могут быть

обеспечены только до 2008-2010 гг. В последующем намечаемые уровни могут

поддерживаться за счет освоения вновь открываемых месторождений или но-

вых месторождений, на которые получены лицензии. Следует отметить, что

За последние годы доля объемов ГРР Газпрома от общероссийских
составля-

ла (%); в 1998 г.- 5,9 ; в 1999- 5,6 ; в 2000 г.- 3,9. В то же время
доля прироста

запасов УВ в общем объеме прироста составила (%); в 1998 г.-27,7, в 1999
г.-

60,3, в 2000 г.- 45,8, что свидетельствует о достаточно высокой
эффективности

ГРР по организациям ОАО «Газпром».

К приоритетным направлениям расширения сырьевой базы и
устойчиво-

го развития газовой отрасли относятся;

• в Тимано-Печорском регионе – освоение выявленных и подготовка новых

месторождений в Нарьян-Марском,Вуктыльском и Интинском геолого-эконо-

мических регионах ;

• на шельфе Баренцева ,Печорского и Карского морей- подготовка к освое-

нию Штокмановского месторождения, создания нового нефтегазодобывающего

региона в Печорском море , доразведка и освоение крупнейших
Ленинградско-

го и Русановского месторождений в Карском море;

• в Урало-Поволжье- подготовка промышленных запасов УВ в Оренбургской

области, разведка глубокозалегающих отложений девона в Астраханской
облас-

ти;

• в Западной Сибири-подготовка промышленных запасов газа месторождений

п-ова Ямал к разработке, освоение запасов и ресурсов УВ ачимовских
отложе-

ний Большого Уренгоя, освоение и подготовка запасов УВ в пределах Тазов-

ской и Обской губ и прилегающей суши Гыдана и севера Тазовского п-ова;

• в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке- освоение Юрубчено-Тохомс-

кого и Собинского нефтегазоконденсатных месторождений, разведка и освое-

ние крупнейших газоконденсатных месторождений Иркутской области

(Ковыктинское) и Республики Саха (Якутия) (Чаяндинское, Верхне-Вилючан-

ское, Средне-Ботуобинское, Талаканское и др.);

• на шельфе-освоение месторождений нефти и газа шельфа Охотского моря

и суши Сахалина.

Для поддержания уровней добычи до 2030 г. необходимо прирастить
около

30 трлн.м? запасов газа, для подготовки которых объем глубокого
разведочного

бурения должен составить 15-17 млн.м. Финансирование геолого-разведочных

работ в таких объемах составит около 8 млрд.долл. Основным объектом ГРР

станет шельф дальневосточных и арктических морей.

После 2010 г. во многих старых газодобывающих районах суши
начнет-

ся активное освоение нетрадиционных источников: скопления газа в низко-

проницаемых коллекторах на больших глубинах, метаноугленосных толщ:

после 2030-2040 гг.- газогидратов и водорастворенных газов подземной

гидросферы.

2. Назначение компрессорной станции

При движении газа по газопроводу часть его энергии расходуется на пре-

одоление сил трения. В результате скорость газа в трубопроводе умень-

шается, происходит падение давления по его длине и это вызывает сни-

жение пропускной способности газопровода. Для восстановления преж-

них параметров газа необходимо периодически через определенные рас-

стояния сообщать соответствующее количество энергии транспортируе-

мому газу. Этот процесс подвода энергии выполняется в специальных

сооружениях газопровода, называемых компрессорными станциями.

Компрессорная станция- составная часть магистрального
газопро-

вода, предназначенная для обеспечения его расчетной пропускной спо-

собности за счет повышения давления газа на выходе КС с помощью

различных типов ГПА. Газоперекачивающие агрегаты посредством сис-

темы трубопроводов, запорной арматуры различных диаметров и другого

специального оборудования составляют так называемую технологическую

схему цеха.

На КС осуществляются следующие основные технологические про-

цессы: очистка транспортируемого газа от механических и жидких приме-

сей , сжатие газа в центробежных нагнетателях или поршневых машинах,

охлаждение газа после сжатия в специальных охладительных устройствах,

измерение и контроль технологических параметров, управление режимом

работы газопровода путем изменения количества работающих ГПА и режим-

ного состояния самих ГПА.

В состав КС входят следующие основные устройства и
сооружения:

Узел подключения КС к магистральному газопроводу с запорной арматурой

и установкой для запуска и приема очистного поршня;

- технологические газовые коммуникации с запорной
арматурой;

- установка очистки технологического газа;

- газоперекачивающие агрегаты, составляющие компрессорный
цех;

- установка охлаждения газа после его компримирования;

- системы топливного, пускового, импульсного газа и газа
собствен-

ных нужд;

- система электроснабжения и электрические устройства
различного

назначения;

- система автоматического управления;

- система связи;

-система производственно-хозяйственного и пожарного
водоснабжения

и канализации;

- склад для хранения материалов, реагентов и оборудования;

- ремонтно-эксплуатационные и служебно-эксплуатационные
помещения.

Основной объект компрессорной станции- компрессорный цех,
оснащен-

ный газоперекачивающими агрегатами и рядом вспомогательных систем

( агрегатных и общецеховых ).Эти системы обеспечивают эксплуатацию ГПА

и другого оборудования КС, а также нормальные условия работы обслуживаю-

щего персонала. В составе КС может быть один или несколько компрессорных

цехов, которые обозначаются соответствующими порядковыми номерами. В

состав головных компрессорных станций, расположенных в районе промыслов,

могут входить дожимные компрессорные цехи, предназначенные для повыше-

ния давления газа на входе в основной цех.

Кроме компрессорных цехов, в комплекс компрессорной станции
входят:

котельные , общестанционные системы водоснабжения и канализации с насос-

ными станциями, электростанции собственных нужд или трансформаторные

подстанции, узлы дальней и внутренней связи, автотранспортные парки,
меха-

нические мастерские, различные административные хозяйственные сооруже-

ния.

Головные компрессорные станции оснащаются, кроме того,
сооружении-

ями и оборудованием для осушки, очистки ,одоризации газа ( одорант-
вещест-

во, которое добавляется в газ и придает ему резкий запах ).

На компрессорной станции имеется химическая лаборатория,
которая

периодически проводит анализы масла, воды и, если необходимо, других
рабо-

чих веществ, а также систематически проверяет загазованность объектов.

Газопровод имеет ответвления ( шлейфы ), по которым газ
поступает в

компрессорные цехи станции. После очистительных устройств он подается

в газоперекачивающие агрегаты, где осуществляется процесс сжатия, после

чего пропускается через газоохладители и возвращается в газопровод для

дальнейшей транспортировки.

Когда компрессорная станция не работает, газ пропускается
только по

газопроводу. Максимальное давление газа на входе в компрессорную станцию

составляет 50 кгс/см?, а на выходе-76 кгс/см?. Температура газа на
выходе не

должна превышать 70°С. В зависимости от мощности и числа газоперекачи-

вающих агрегатов компрессорная станция способна перекачивать от 50 до
150

млн.м? газа в сутки.

Режим работы компрессорной станции круглосуточный и
круглогодич-

ный, поэтому оборудование и системы КС обслуживаются сменным персона-

лом.

Компрессорные станции входят в состав
линейно-производственных

управлений магистральных газопроводов (ЛПУМГ). Основные службы ЛПУ

МГ: а) газокомпрессорная служба ( ГКС ), в состав которой входит
компрессор-

ная станция; б) линейно-эксплуатационная служба (ЛЭС ), занимающаяся
экс-

плуатацией линейной части газопровода; в) диспетчерская служба; г)
служба

связи и телемеханики; д) служба энерговодоснабжения; е) служба КИП и А.

2.1 Устройство и обслуживание компрессорного цеха

Компрессорный цех представляет собой совокупность общецеховых

систем, которые обеспечивают эксплуатацию газоперекачивающих агрегатов,

всего общецехового оборудования, а также нормальные условия работы
обслу-

живающего персонала. На каждую систему компрессорного цеха должен запол-

няться эксплуатационный формуляр.

Все системы компрессорного цеха в установленные сроки проходят

гидравлические, пневматические и другие необходимые испытания, а также

осмотры и проверки. Арматура и трубопроводы систем окрашены в соответст-

вии с действующими требованиями, заземлены, зачищены от механических

повреждений, вибрации и коррозии. По каждой системе составлена схема,

отражающая внесенные в систему изменения и переделки, и эта схема
совмест-

но с инструкцией по эксплуатации вывешена на видном месте вблизи
оборудо-

вания, входящего в систему.

2.1.2 Система оборотного водоснабжения и охлаждения масла

Данная система предназначена для охлаждения турбинного масла ГПА до

температур, предусмотренных инструкциями по эксплуатации агрегатов (при-

мерно до 35-50°С). На компрессорных станциях турбинное масло охлаждается

циркуляционной водой в водяных маслоохладителях или воздухом в аппаратах

воздушного охлаждения (АВО). Циркуляционная вода охлаждается в градирнях

или аппаратах воздушного охлаждения. Система состоит из градирни или
аппа-

рата воздушного охлаждения, циркуляционных насосов, системы трубопрово-

дов, запорной и предохранительной арматуры, фильтров и других элементов.

На компрессорных станциях применяются градирни открытые
капель-

ные и капельные противоточные с искусственной вентиляцией, односекцион-

ные и многосекционные. В градирнях осуществляется охлаждение воздухом

воды, поступающей от маслоохладителей, а также охлаждение водой техноло-

гического газа. Нагретая в маслоохладителях вода подается насосом в
верхнюю

часть градирни, где она разбрызгивается и стекает вниз, охлаждаясь при
сопри-

косновении с окружающим воздухом.

Для улучшения охлаждения в верхней части градирни могут
быть уста-

новлены вентиляторы, обеспечивающие движение воздуха снизу вверх.

Газовые охладители расположены в нижней части градирни.
Они ох-

лаждаются разбрызгиваемой и стекающей водой. Поступающая в градирню вода
собирается в поддоне и бассейне,откуда забирается циркулярными насосами.

Аппараты воздушного охлаждения на компрессорных станциях

используют как для прямого охлаждения турбинного масла, так и для
охлаж-дения промежуточного теплоносителя- циркуляционной воды. При
низких

температурах окружающей среды в промежуточном контуре АВО вместо

воды используют антифриз.

Аппарат воздушного охлаждения состоит из теплообменников,
в труб-ках которых циркулирует масло, вода или антифриз, и вентиляторов
с электро-приводом. Электродвигатели соединены с вентиляторами через
редукторы или

ременные передачи. Лопасти вентилятора могут быть поворотными. Кроме то-

го, на входе или выходе из АВО установлены жалюзийные решетки для
регули-рования расхода воздуха. Аппараты воздушного охлаждения
располагают на

открытом воздухе или в специальных помещениях, рядом со зданием
компресс-

орного цеха. В некоторых случаях АВО встраивают снизу в
воздухозаборные

камеры газоперекачивающих агрегатов.

Загрязнения с оребренных поверхностей труб АВО следует
удалять

паром или воздухом не реже одного раза в месяц.

Трубороводы,арматура и другие элементы системы оборотного
водо-

снабжения и охлаждения масла надо содержать в порядке, подвергать перио-

дическому осмотру и ремонту. Необходимо устранять имеющиеся утечки во-

ды, своевременно заменять прокладки и сальниковую набивку. Обслуживание

оборудования системы оборотного водоснабжения и охлаждения масла осу-

ществляется персоналом службы энергоснабжения.

2.1.3 Система маслоснабжения



Система маслоснабжения компрессорного цеха обеспечивает: а) прием,
хране-

ние и контроль расхода турбинного масла; б) очистку и регенерацию
(восста-

новление ) масла ; в) подачу турбинного масла к агрегатам ; г) аварийный
слив

и перекачку масла из маслоблоков газоперекачивающих агрегатов на склад

масел или из одного маслобака в другой.

В состав системы маслоснабжения входят: а) склад масел с
запасом,

рассчитанным не менее чем на трехмесячный расход для всех потребителей
КС

б) цех регенерации, оборудованный установками для очистки масла и
насосами

для подачи масла к потребителям ; в) система маслопроводов чистого и
отрабо-

танного масла цеха регенерации, а также система маслопроводов от склада
ма-

сел до потребителей ; г) система маслопроводов, арматура и емкости,
обеспечи-

вающие аварийный слив и перекачку масла из маслобаков всех ГПА.

На складе масел установлены емкости чистого и отработанного
масла.

Система маслопроводов чистого и отработанного масла обеспечивает:

а) подачу чистого масла из емкости непосредственно в маслобаки
агрегатов;

б) подачу чистого масла из емкости в мерный бак компрессорного цеха;

в) слив отработанного масла из маслобаков в емкости для отработанного
масла;

г) подачу отработанного масла из маслобаков на установку регенерации
масла;

д) слив регенерированного масла в отдельную емкость;

е) аварийный слив и перекачку масла из маслобаков агрегатов.

Обслуживание системы маслоснабжения направлено на обеспечение
на-

дежного маслоснабжения ГПА, сокращение расхода масла , поддержание тре-

буемых физико-химических свойств масла и предупреждение его утечек.

Масло во время работы в машинах и аппаратах соприкасается с
метал-

лами, подвергается действию окружающей среды, а также насыщается различ-

ными посторонними примесями. Под влиянием этих факторов в масле проис-

ходят физико-химические изменения. Для очистки и предупреждения прежде-

временного старения масло необходимо подвергать профилактической непре-

рывной регенерации.

Регенерацией называется восстановление эксплуатационных
качеств у

отработанных масел с помощью комплекса физико-химических методов. Реге-

нерация и очистка масла осуществляется в сепараторах и фильтр-прессах.

Очистка масла в сепараторах основана на действии центробежной силы,
разви-

вающейся во вращающихся барабанах. Сепараторы работают двумя способами;

кларификации и пурификации. Способ кларификации служит для отделения от

масла механических примесей, воды, шлама и т.п., если их содержание не
пре-

вышает 0,3%, т.е. их непрерывный отвод не требуется. Грязь и вода
собираются

в грязевике барабана и периодически удаляются, масло во время
сепарации

отводится все время. Способ пурификации служит для отделения от масла
больших количеств воды и механических примесей (более 0,3%). В этом
случае

вода отделяется от масла и все время удаляется. Вместе с водой уходит и
часть

механических примесей ; остальная часть остается на стенках барабана,
кото-

рые нужно периодически очищать.

На ГПА каждого типа установлены нормы расхода турбинного
масла.

Расход масла на каждый агрегат учитывается в эксплуатационном формуляре

и журнале учета турбинного масла.

Масло на КС анализируется работниками химической
лаборатории.

Полный анализ масла осуществляется : а) при поступлении на КС партии
мас-

ла ; б) перед заливкой и добавкой масла в маслобак агрегата. Полный
анализ

масла проводится также один раз в шесть месяцев на работающем агрегате и

один раз в шесть месяцев в резервных емкостях.

Кроме полного анализа масла работники химической
лаборатории

ежедневно контролируют масло на работающих агрегатах.

Ежедневный контроль масла включает проверку: а)
прозрачности

при температуре помещения- визуально; б) содержание шлама и механических

примесей-визуально; в) содержания влаги- качественно (проба на
потрескива-

ние).

Пробы на анализ следует отбирать с нижнего уровня
маслобака, где

масло загрязнено больше, чем наверху.

2.1.4 Система технологического газа

Центробежные нагнетатели компрессорных станций могут работать по следу-

ющим основным схемам : последовательная, последовательно-параллельная и

коллекторная.

Наиболее простая из указанных схем- последовательная. Газ
из магист-

рального газопровода проходит пылеуловители и с давлением p? поступает к

первому центробежному нагнетателю, где он сжимается до давления p?. Под

этим давлением он подается ко второму нагнетателю, в котором давление
повы

шается до p? и т.д. Недостаток последовательной схемы-ограниченная
пропуск-

ная способность турбоагрегатов, а также неравномерная нагрузка их ;
послед-

ние по ходу газа работают в более напряженном режиме.

Этого недостатка в значительной степени лишена схема с
последова-

тельно- параллельно подключенными центробежными нагнетателями. В данной

схеме турбоагрегаты разбиты на две группы, а средний выполняет роль
резерв-

ного и может работать как в первой, так и во второй группах. В каждой
группе

центробежные нагнетатели работают последовательно, в то время как группы

в целом подключены к газопроводу параллельно. Подобная схема работы осу-

ществляется и при большем числе турбоагрегатов. При этом число
параллельно

работающих групп увеличивается. Производительность газопровода можно ре-

гулировать, изменяя число параллельно работающих групп, а степень
повыше-

ния давления, изменяя число турбоагрегатов, работающих в каждой группе.

Недостатком параллельно-последовательной схемы можно считать то, что при

ремонте среднего центробежного нагнетателя невозможна последовательная

работа центробежных нагнетателей первой группы с нагнетателями второй

группы. Эта схема имеет и другие существенные недостатки. Так, аварийный

останов одного из турбоагрегатов группы влечет за собой останов второго
агре-

гата; затруднен оперативный ввод в работу резервных турбоагрегатов, т.к.
при

этом возникает необходимость перестройки всей схемы с переключением
боль-

шого числа кранов. Указанные недостатки особенно заметны при большом
чис-

ле параллельно работающих групп.

Система технологического газа обеспечивает: а) подачу
газа к центро-

бежным нагнетателям компрессорного цеха и его транспортировку в пределах

N

в

Ё



мпрессорной станции; б)загрузку нагнетателей, переключение кранов для

перестройки схемы работы, разгрузку нагнетателей, а также стравливание
газа

из технологических коммуникаций компрессорного цеха; в) очистку
транспор-

тируемого газа и удаление конденсата; г) охлаждение газа.

Трубопроводы и коллекторы компрессорного цеха укреплены
с по-

мощью хомутов , обеспечивающих возможность их перемещения при темпера-

турных расширениях.

Подземная часть трубопроводов покрыта антикоррозийной
изоляции-

ей. Трубопроводы на поверхности окрашены в установленные цвета. На
трубо-

проводах стрелкой указано направление движения газа.

Все наружные коллекторы и трубопроводы в пределах
компрессорно-

го цеха защищены от коррозии электрозащитными устройствами. Не реже од-

ного раза в год проводится ультразвуковой контроль толщин стенок
наземных

трубопроводов в местах поворотов, сужений, врезок и т.п.

Не реже одного раза в месяц проверяется состояние
фундаментов, на

которых уложены наземные трубопроводы и коллекторы, для определения их

целостности и отсутствия осадки.

К запорной трубопроводной арматуре относятся
устройства, предназ-

наченные для отключения одной части трубопровода от другой, для
включения

и отключения технологических установок, аппаратов и сосудов.

Привод арматуры может быть ручным, электрическим,
пневматичес-

ким, гидравлическим и электромагнитным ( соленоидным ). Установленная

арматура имеет номера в соответствии с правилами технической
эксплуатации

магистральных газопроводов, а также указатели направления открытия,
закры-

тия и направления потока. Узел управления арматурой имеет номер,
соответст-

вующий номеру управляемого крана, а также маркировку педалей и
соленоидов

-«Открытие» и «Закрытие».

Из магистрального газопровода через кран 7
транспортируемый газ

поступает в вертикальные масляные пылеуловители, внутренний диаметр
кото-

рых 2400 мм. После пылеуловителей установлены маслоуловитель и масло-

сборник.

Запорная арматура, обеспечивающая основные
технологические

процессы по перекачке газа в пределах компрессорного цеха, состоит из
шести

кранов: 1,2,3,3бис,4 и 5 . Краны 1 и 2 – непосредственно отсекающие,

Упрощенная принципиально-технологическая схема КС,
представлен-

ная на рис.4, характерна для КС, на которых используют новое поколение
га-

зоперекачивающих агрегатов. Эти агрегаты устанавливают в специальном
индивидуальном укрытии 11. Масло ГПА охлаждается в воздушном охлади-

теле масла 12. В традиционном варианте КС агрегаты любого типа размеща-

лись в общем здании, которое газопроницаемой стеной делилось на два
функ-

циональных помещения: машинный зал и галерею (зал) нагнетателей. Как в

традиционной схеме КС, так и в схеме с индивидуальными укрытиями для

ГПА функциональное назначение технологических элементов осталось преж-

ним . Блок аппаратов воздушного охлаждения 1 обеспечивает снижение
темпе-

ратуры газа до расчетной на выходе из КС и устанавливается, как
правило,пе-

ред подачей газа непосредственно в магистральный газопровод. Охранные
краны (южный) 2 и (северный) 8, выходной кран 3, камеры запуска 4 и
приема

5 поршня, секущий кран 6, а также входной 7 и охранный 8 краны входят в

узел подключения КС к магистральному газопроводу. По входному шлейфу 13

газ через пылеуловитель 10 и всасывающий кран поступает на всас полнона-

порного нагнетателя. После компримирования в нагнетателе газ через
обрат-

ный клапан и кран по выходному шлейфу 9 поступает в АВО. После
охлаждения газ через выходной кран 3 поступает в газопровод. Кран
является

обводным для всасывающего крана и служит для заполнения контура нагнета-

теля перед его пуском. Этот кран обычно имеет диаметр 50 или 80 мм.

В рассматриваемой схеме условно не показаны так
называемые

свечные краны. Их назначение- удаление газа в атмосферу из различных

участков технологической обвязки при пусках и остановках ГПА, а также

при остановке компрессорного цеха. Рециркуляционный кран является обвод-

ным краном и предназначен для предотвращения помпажа нагнетателя. При

приближении режима работы нагнетателя к помпажному система управления

ГПА обеспечивает открытие обводного крана ( на ряде типов ГПА эту опера-

цию выполняет эксплуатационный персонал вручную). Открытие этого крана

приводит к увеличению расхода газа через нагнетатель и образованию так

называемого потока рециркуляции, когда газ из нагнетателя через кран
сбра-

сывается в коллектор рециркуляции. Этот коллектор соединяется со всасы-

вающим коллектором КС. Такую схему применяют при обвязке полнонапор-

ных нагнетателей.

При большой протяженности линейной части ( трассы)
газопрово-

да необходимо периодическое повышение давления транспортируемого газа

и оно обеспечивается КС, расположенными на трассе газопровода. Такие КС

носят название линейных.

По мере выработки газовых месторождений происходит
падение

давления газа на входе в газопровод. Для поддержания его значения на
рас-

четном уровне, а следовательно, и сохранения оптимальной пропускной
способности газопровода сооружают дожимные компрессорные станции

(ДКС), которые проектируют и строят, как правило, по индивидуальным про-

ектам, и их технологические схемы значительно отличаются от линейных.

Однако в практике на линейных и дожимных компрессорных станциях неред-

ко используют одни и те же типы ГПА. Поэтому изложенные в дальнейшем

принципы построения технологических схем используют для линейных и

дожимных КС.



2.1.5. Система топливного и пускового газа

Система топливного и пускового газа предназначена для подачи газа с
требуе-

мым давлением и в необходимом количестве к газоперекачивающим агрегатам.

Эта система включает: а) трубопроводы и коллекторы с
продувочными и

дренажными устройствами , б) регуляторы давления , в) запорную и
предохра-

нительную арматуру, г) расходомерные устройства для контроля расхода
топ-

ливного газа на каждый агрегат и в целом по цеху, д) свечи для
стравливания

газа, е) сепараторы и фильтры-адсорберы топливного газа с продувочными и


дренажными устройствами.

Отбирается газ в систему обычно из трех различных участков
технологи-

ческих коммуникаций компрессорного цеха: а) из магистрального газопрово-

да на узле подключения до и после крана 20, установленного на
газопроводе

между врезками всасывающего и нагнетательного трубопроводов компрессор-

ного цеха; б) из коллектора после пылеуловителей; в) из выходного шлейфа

компрессорного цеха.

Отбираемый из газопровода пусковой и топливный газ поступает
на узел

редуцирования, где установлены регуляторы давления. Топливный газ кроме

того пропускается через сепараторы и фильтры-адсорберы с целью его
осушки

и очистки, а также через расходомерное устройство. Могут быть
установлены

также подогреватели топливного газа. От узла редуцирования пусковой и
топ-

ливный газ подходит к газоперекачивающим агрегатам по двум различным
сис-

темам трубопроводов.Пусковой газ подается к турбодетандерам для запуска

турбоагрегатов в работу.

Одна из основных частей системы топливного и пускового
газа- пункт

редуцирования и установленные на нем регуляторы давления. Регуляторы
дав-

ления предназначены для снижения и автоматического поддержания давления

газа на заданном уровне.



2.1.6 Система импульсного газа

Система импульсного газа обеспечивает его подачу к узлам управления и

пневмоцилиндрам для перестановки кранов технологического, топливного и

пускового газа, а также к контрольно-измерительным приборам и
устройствам

автоматического регулирования ГПА.

Импульсный газ отбирается из системы топливного и пускового газа
до

пункта редуцирования. Импульсные линии присоединяют к цилиндрам пневмо-

приводов с помощью гибких резиновых шлангов (рукавов) высокого давления.

Для обеспечения бесперебойной работы пневматических приводов и
прибо

ров импульсный газ предварительно очищают и осушают.Степень очистки и
осушки импульсного газа должна быть такой, чтобы исключалось заедание и

обмерзание рабочих исполнительных органов при температуре наружного воз-

духа до -50?С ( -60?С для районов Крайнего Севера).В зимнее время
следует

использовать отбор импульсного газа от нагнетательного газопровода цеха.

2.1.7 Система пожаробезопасности



Система пожаробезопасности компрессорного цеха предназначена для
сигнали-

зации в случае появления очагов загорания и ликвидации их путем
автоматичес

кой или управляемой подачи воды, пены или углекислого газа в очаг
пожара.

Система пожаробезопасности включает: а) общецеховую систему
пенного

пожаротушения, в которую входят автоматические средства обнаружения
заго-

рания и система пожаротушения каждого агрегата в отдельности; б) систему

пожарного водоснабжения, обеспечивающую в любое время года подачу воды

для противопожарных нужд; в) щиты с установленным набором противопожар-

ного инвентаря, пожарные краны со стволами и рукавами, пенные и
углекислот

ные огнетушители, ящики с песком и т.п. согласно нормам и правилам
противо-

пожарной охраны; г) средства связи и сигнализации для вызова пожарной
ко-

манды и сбора добровольной пожарной дружины.

Система пожарного водоснабжения состоит из пожарного
резервуара,

трубопроводов, арматуры и насосов. В пожарном резервуаре постоянно нахо-

дится необходимый запас воды на случай пожара. Трубопроводы системы,

расположенной на надземных участках вне помещений, утеплены. В зимнее

время обеспечивается постоянная циркуляция воды по трубопроводам для
предупреждения ее замерзания. Трубопроводы, размещенные внутри компрес-

сорного цеха, прокладываются в зоне с гарантированной положительной тем-

пературой.

2.1.8 Система вентиляции, кондиционирования и отопления

Система вентиляции, кондиционирования и отопления предназначена для

поддержания параметров воздушной среды в помещениях компрессорного цеха

в соответствии с требованиями действующих санитарных и технологических

норм.

Данная система включает: а) естественную вентиляцию во всех
помеще-

ниях компрессорного цеха, кроме аккумуляторной; б) приточно-вытяжную

вентиляцию в аккумуляторной и химической лаборатории; в) приточно-отопи-

тельную вентиляцию в машинном зале и галерее нагнетателей; г)
аварийно-вы-

тяжную вентиляцию в галерее нагнетателей; д) вытяжную вентиляцию в поме-

щениях регенерации масел, механической мастерской, диспетчерской; е)
уста-

новки кондиционирования воздуха; ж) отопительно-рециркуляционные
агрегаты; з) отопительные батареи с теплосетью.

Рабочие помещения химической лаборатории кроме общей
приточно-вы-

тяжной вентиляции ( с устройством подогрева воздуха в зимнее время )
обору-

дуются также местной вытяжной вентиляцией. Аварийная вытяжная вентиля-

ция обеспечивает 8-кратный воздухообмен и включается автоматически от
газо

анализаторов-сигнализаторов при наличии газа в воздухе в количестве до
1%.

2.1.9 Система электроснабжения



Система электроснабжения предназначена для обеспечения электроэнергией

основного и вспомогательного оборудования компрессорного цеха.

Эта система подразделяется: а) на систему переменного тока,
которая

служит для привода электродвигателей, питания контрольно- измерительных

приборов и автоматического управления агрегатом, освещения и т.п.; б) на
сис-

тему постоянного тока, которая служит для привода резервных маслонасосов

турбины, для питания цепей релейной защиты и электроавтоматики, схемы

контрольно- измерительных приборов и автоматики, приборов и аварийного

освещения.



2.1.10 Система промышленной канализации

Система промышленной канализации обеспечивает сток, перекачку и очистку

промышленных вод от механических примесей, химических веществ и нефте-

продуктов, образующихся при мойке оборудования компрессорного цеха.

Система промышленной канализации включает в себя
канализационную

насосную, отстойники с фильтрами и трубопроводы.

Производственные сточные воды, содержащие горючие жидкости,
взве-

шенные вещества,жиры , масла , щелочи и другие вредные вещества ,
нарущаю-

щие нормальную работу сетей и очистных сооружений, очищаются до поступ-

ления в наружную канализационную сеть. Для очистки предусмотрены линей-

ные установки – решетки, отстойники, уловители горючих жидкостей и
прочие

сооружения. Спуск ядовитых веществ в канализацию запрещается. Эти
продук-

ты направляются в специальные технологические емкости для дальнейшей
ути-

лизации или обезвреживания.

3. Принципиальные технологические схемы КС

Компрессорные станции предназначены для повышения давления траспорти-

руемого газа и его перекачки по магистральному газопроводу. Выполнение

этих функций обеспечивается определенной схемой обвязки центробежных

нагнетателей. Соединенные в определенной последовательности и по опре-

деленным правилам центробежные нагнетатели (ЦБН), трубопроводы, пыле-

уловители, аппараты воздушного охлаждения, технологические краны раз-

личных диаметров образуют технологическую схему КС.

Введем некоторые термины и дадим их определения для
однозначности

понимания излагаемого материала.

Центробежный нагнетатель- центробежная компрессорная машина,

имеющая степень повышения давления не менее 1,1 при отсутствии охлажде-

ния газа в процессе сжатия. Начальное давление газа – давление газа при
входе

во всасывающий патрубок нагнетателя. Конечное давление газа – давление
газа

при выходе из нагнетательного патрубка нагнетателя. Степень повышения
дав-

ления ( или степень сжатия ) – отношение конечного давления к его
начально-

му.

В технологических схемах КС типы установленного
оборудования под-

разделяются на поршневые , центробежные и комбинированные; по типу при-

вода – на газомоторные, газотурбинные и электроприводные; по числу
ступеней сжатия газа – на одно- и многоступенчатые.

В качестве привода на КС применяют авиационные
газотурбинные ус-

тановки и судовые ГПА. В настоящее время на компрессорных станциях ОАО

“Газпром» кроме агрегатов ГТ-700-4 и ГТ-700-5 эксплуатируются
газоперека-

чивающие агрегаты ГТК-5, ГТ-750-6, ГТК-10 Невского машиностроительного

завода им. В. И. Ленина, ГТ-6-750 и ГТК-16 производственного объединения

«Турбомоторный завод» им. Ворошилова в г. Свердловске, ГТН-9-750 Ленин-

градского металлического завода (ЛМЗ) , ГПА-10 «Волна» Николаевского

судоремонтного завода, ГПА-Ц-6,3 и ГПА-Ц-16 Сумского машиностроитель-
ного производственного объединения им. Фрунзе (СМПО), НК-16СТ г.Казань.

Агрегат газоперекачивающий ГПА-Ц-16/21-2,2 ; ГПА-Ц-16/76-2,2, где ГПА-

агрегат газоперекачивающий , Ц- с центробежным нагнетателем, 16-
мощность

в Мвт ; 47;56;76;100- давление конечное в кгс/см? ; 1,25 ; 1,44 ; 1,5 ;
1,7 ; 2,0 ;

2,2 – отношение давлений.

Эти установки отличаются компактностью, мобильностью,
удобством

управления и контроля . Недостатки этих агрегатов – сравнительно низкий

коэффициент полезного действия, что вызывает относительно высокие
расходы

топливного газа при компримировании технологического газа на КС.

На КС используют одно- и двухступенчатые схемы компримирования

газа. Центробежные нагнетатели с газотурбинным приводом и электроприво-

дом на газопроводах страны применяют в основном в одноступенчатом испол-

нении. При таких технологических схемах расчетную степень сжатия КС

(Є=1,45) получают последовательным включением двух центробежных нагне-

тателей, которые образуют группу.

Технологические схемы группы ГПА с центробежными

нагнетателями различных типов

Рассмотрим технологическую схему группы ГПА с двумя неполнонапорными

нагнетателями (рис.5). Основными элементами технологической схемы
являют-

ся: непосредственно группа ГПА 1 и 2 , блок очистки газа от механических
при-

месей и капельной влаги 8, блок охлаждения 3 газа – аппараты воздушного
ох-

лаждения, узел шестых кранов 4, узел подключения КС к газопроводу, узел

приема 7 и запуска 6 очистного поршня (скребка ).

Система технологического газа цеха предназначена для :

приемки технологического газа из магистрального газопровода и подачи его
к центробежным нагнетателям;

очистки технологического газа от механических примесей и капельной

влаги ;

- охлаждение технологического газа после компримирования;

- подачи технологического газа после его компримирования в
магистраль-

ный газопровод;

- регулирования загрузки групп ГПА компрессорного цеха путем
переест-

роения схем работы ГПА и изменения частоты вращения ГПА;

- вывода ГПА на станционное «кольцо» и их загрузку при пуске и
разгруз

ку при остановке;

- сброса газа в атмосферу из всех технологических газопроводов
компрес-

сорного цеха.

Рассмотрим коротко основные элементы технологической схемы. Группа
ГПА состоит, как правило, из двух неполнонапорных центробежных
нагнетателей | и || типов 370-18, 520 и 280-11-6, соединенных
последовательно по газу с помощью крановой технологической обвязки.
Расчетная степень сжа-

тия в этой схеме обеспечивается двумя последовательно работающими
нагнета-

телями. Степень сжатия одного (неполнонапорного) нагнетателя составляет

1,22-1,24.

Блок очистки технологического газа (площадка пылеуловителей П) 8
пред-

назначен для очистки транспортируемого газа от механических примесей
(песка, окалины) и капельной влаги перед поступлением его в нагнетатели.
В

зависимости от условий эксплуатации компрессорного цеха может быть пре-

дусмотрена одно- или двухступенчатая очистка газа. Первая ступень-
пылеуло-

вители различных типов, вторая- фильтры-сепараторы. Число аппаратов,
уста-

навливаемых на площадке одного компрессорного цеха, зависит от его
произ-

водительности и проектной пропускной способности аппаратов, которая
опре-

деляется по данным заводов-изготовителей.

На КС эксплуатируют масляные, мультициклонные и циклонные пылеуло-

вители. Все аппараты оборудуют системой сброса уловленных из технологи-

ческого газа примесей и капельной влаги (сброс дренажа). Сброс дренажа
из

пылеуловителей может производиться автоматически через определенные
промежутки времени по мере заполнения сборников дренажа или вручную

эксплуатационным персоналом.

Блок охлаждения газа 3 предназначен для охлаждения
технологического газа, нагреваемого в процессе компримирования в
нагнетателях (средний наг-

рев газа в группе ЦБН составляет 35-40?С). Блок обеспечивает поддержание

температуры газа на выходе из компрессорного цеха в заданных значениях.

Это обстоятельство обеспечивает длительную работоспособность изоляцион-

ных покрытий самого газопровода, что способствует увеличению срока его

работы. Блок охдаждения газа состоит из аппаратов воздушного охлаждения

Х и технологической обвязки с необходимой запорной арматурой.

Узел шестых кранов 4 выполняет следующие функции:

Обеспечивает включение (загрузку) группы ГПА в трассу после их
запуска;

Осуществляет так называемое антипомпажное регулирование для защиты
от

помпажа при различных технологических режимах работы цеха;

Проводит отключение ГПА от режима работы в трассу и переход на режим

«кольцо». При этом за счет охлаждения газа в АВО режим работы ГПА на

«кольцо» может осуществляться сколь угодно долго;

Обеспечивает минимально необходимую степень повышения давления в ЦБН
при его работе до загрузки в трассу. Это требование предусматривается

заводом-изготовителем и определяется допустимой нагрузкой на
опорно-упор-

ные подшипники нагнетателя для исключения их разрушения.

Узел шестых кранов 4 состоит из нескольких последовательно
соединенных

кранов одного диаметра . Эти краны носят название режимных. Их
устанавли-

вают на специальных перемычках между выходными газопроводами после АВО
газа и входными газопроводами до крана № 7. При открытых шестых кра-

нах газ после нагнетателя поступает практически на вход пылеуловителей.
Кран № 6д выполняет функции дросселя, т.е. ограничивает расход газа по
коль-

цу шестых кранов при работе ГПА. После открытия на определенную величину

кран фиксируют в этом положении. Кран № 6, в зависимости от типа
использу-

емого в технологической схеме нагнетателя, может иметь диаметр от 400 до

700 мм и обязательно имеет обводной регулирующий кран № 6р. Этот кран
ис-

пользуют при небольших изменениях расхода газа через ЦБН. Он
обеспечивает

по преимуществу необходимую удаленность режима нагнетателя от зоны пом-

пажа. Помпаж наступает при работе ГПА с заданной частотой вращения
ротора

нагнетателя при уменьшении объемного расхода через него ниже минимально

допустимого уровня. Включение в работу крана № 6р обеспечивает необходи-

мое увеличение объемного расхода газа через центробежный нагнетатель.

Работа ГПА в зоне помпажных режимов не допускается.

Узел подключения КС к магистральному газопроводу обеспечивает поступ-

ление газа в компрессорный цех по входному газопроводу (всасывающему

шлейфу) и подачу его в газопровод после компримирования по выходному

шлейфу. Узел подключения включает краны № 7, № 8, № 20, свечные краны

№ 17 и № 18, узел режимных кранов 5 (кран № 22 с дросселем и обводным

краном № 22р).

Входной кран № 7 предназначен для подачи технологического газа в
цех

и его постоянное положение – открыто. Входной кран имеет обводной кран

№ 7р с дросселем. Предназначен для заполнения всей системы технологичес-

кого газа компрессорного цеха. Только после выравнивания давления в
магис-

тральном газопроводе и технологических коммуникациях цеха (с помощью
кра-

на № 7р) проводится открытие крана № 7. Это делается во избежание
гидравли-

ческого удара, который был бы возможен при открытии крана № 7 без
предва-

рительного заполнения технологических коммуникаций цеха.

Выходной кран № 8 предназначен для подачи газа после его
компримирова-

ния и охлаждения в магистральный газопровод. Выходной кран также имеет

обводной кран № 8р и дроссель. Перед краном № 8 устанавливают обратный

клапан. Его назначение – предотвратить обратный поток газа со стороны
газо-

провода высокого давления при возможной неисправности крана № 8. Этот
по-

ток газа, если он возникает, приведет к обратной раскрутке ЦБН и ГПА с
тяже-

лыми последствиями (что наблюдалось в практике на ряде КС).

Секущий кран № 20 (его диаметр всегда соответствует диаметру
магистраль

ного газопровода) обеспечивает нормальную работу цеха при компримирова-

нии газа.Он как бы рассекает газопровод на части низкого и высокого
давлений

При работе компрессорного цеха кран № 20 всегда закрыт и с одной стороны
у

него давление всасывания (со стороны крана № 7), а с другой стороны у
него

давление нагнетания (со стороны крана № 8). При открытом положении крана

газ проходит транзитом, минуя компрессорный цех. При этом краны № 7 и №
8

и их обводные линии должны быть закрыты, препятствуя попаданию газа в
тех-

нологические коммуникации цеха.

Свечные краны № 17 и № 18 предназначены для сброса газа в
атмосферу из

всех технологических коммуникаций компрессорного цеха при любых аварий-

ных остановках цеха (при этом краны № 7 и № 8 закрываются). Их также ис-

пользуют для продувки технологических коммуникаций при заполнении их га-

зом.

Кран № 22 с обводным краном № 22р и дросселем устанавливают на
пере-

мычке между входным и выходным газопроводом цеха. Его можно использо-

вать для перепуска потока газа цеха без выхода ЦБН на режим «кольцо».
Этот

кран стали применять на газопроводах сравнительно недавно.

Узел приема 7 и запуска 6 очистного поршня предназначен для
приема

очистного поршня, запущенного в магистральный газопровод на предыдущей

КС , а также запуска поршня по магистральному газопроводу по ходу газа в
сто

рону последующей КС.

В процессе транспортировки газа из него в полость трубы
выпадают меха-

нические примеси и капельная влага ( в виде воды и конденсата).
Постепенное

их накопление по длине трубы приводит к возрастанию гидравлического
сопро-

тивления при движении потока газа. Это вызывает уменьшение пропускной
спо

собности газопровода, перерасход топливного газа газотурбинными
агрегатами

КС. Поэтому запуск поршня проводят периодически для удаления скопившихся

механических примесей и влаги. В результате пропуска поршня
обеспечивается

увеличение до проектной пропускной способности газопровода.

Краны № 19 и № 21 носят название охранных и являются
обязательными

для любой КС. Размещают их в так называемой охранной зоне КС. Их
назначе-

ние – отключение всей КС в аварийных ситуациях на ней ( в частности, при


авариях в районе узла подключения).

Содержание

1 Введение

2 Назначение компрессорной станции

2.1 Устройство и обслуживание компрессорного цеха

2.1.2 Система оборотного водоснабжения и охлаждения масла

2.1.3 Система маслоснабжения

2.1.4 Система технологического газа

2.1.5 Система топливного и пускового газа

2.1.6 Система импульсного газа

2.1.7 Система пожаробезопасности

2.1.8 Система вентиляции, кондиционирования и отопления

2.1.9 Система электроснабжения

2.1.10 Система промышленной канализации

3 Принципиальная технологическая схема КС

3.1 Технологическая схема группы ГПА с центробежными

нагнетателями различных типов



ОАО «Газпром» 530 млрд. м?


4


3


2



Рис.3.Прогноз добычи (млрд м?) газа в России по годам.

Действующие месторождения: 1 – европейской части, 2 – Западной Сибири;

Новые месторождения: 3 – Западной Сибири , 4 – новых регионов, 5-
независи-

мые производители газа

Список используемой литературы:

1.Журнал «Газовая промышленность» , август,2001г., 82 л.

2.В.К.Суринович, Л.И.Борщенко. «Машинист технологических

компрессоров».(Издательство «Недра».,1986,280 с.

3. Газоперекачивающие агрегаты и обслуживание компрессорных

станций /А.П.Мороз, И.И.Мальцуров, К.Г.Арустамов и др.

М., Недра, 1979.с.229


© 2011 Рефераты