Шпаргалка: Билеты по политэкономии с ответами
Билеты по политэкономии с ответами
1. Общественное производство и его основные факторы,
факторы и ресурсы, проблема редкости ресурсов и благ.
Основой и условием
человеческой жизни является потребление эк. благ. Главная задача людей -
материальное пр-во. Пр-во – это процесс
воздействия человека на вещ-во природы с целью видоизменить вещ-во и
приспособить к своим нуждам. Пр-во включает в себя три простых момента: 1. сам
труд, 2. предметы труда , 3. средства пр-ва.
Труд – есть
целесообразная деятельность человека. Позднее Уильям Пеккер скажет: «Труд –
главный фактор , отец богатства, а земля его мать». Второй фактор пр-ва – предметы труда, все то на что на что
направлена деятельность человека. Прежде всего это различные природные ресурсы
(земля, ее недры). Средства труда – это все те вещи, с помощью которых человек
воздействует на предмет труда с целью его преобразования.
Пр-во – это сложное взаимодействие всех факторов.
Всеобщие средства труда – это дороги,
здания, каналы, сама земля. Средства пр-ва – это люди с их знаниями, умениями (опытом +средства пр-ва).
Результатом пр-ва явл. совокупный общественный продукт. Постоянное повторение
процесса пр-ва назыв. Воспроизводством.
Различают
воспроизводство: простое, когда объем пр-ва в опред. масштабе; расширенное,
когда объем пр-ва из года в год возрастает; суженное, когда пр-во повторяется в
усеченном объеме. Факторы пр-ва: труд, земля, капитал, предпринимательские
способности. Задача эк. науки: обеспечить наиболее эффективное и
рациональное использование
ресурсов.
Все
страны не одинаково обеспечены факторами и ресурсами. По объему ресурсов Россия
равна с США.
2.
Взаимосвязь пр- ва ,
распределения, обмена и потребления.
> пр-во
предметов потребления > распределение > обмен > потребление>
Потребление
формирует заказ для пр-ва. Обмен осуществляет связь между пр-ом и
распределением. Две стороны общественного пр-ва: производные силы, производные
отношения. В процессе пр-ва люди объективно вступают в определенные эк.
отношения между собой. И эти отношения двоякого рода. Первый род – это организационно-экономические отношения. Второй
род – это социально-экономические отношения; связаны с формой собственности на
средства пр-ва.
Никакое пр-во
невозможно без присвоения средств пр-ва и продуктов труда. Собственность на
средства пр-ва определяет социально-экономические отношения > возникает
неравенство, классовая борьба, конфликты, революции.
Маркс написал, что
вся история человечества была историей классовой борьбы.
Чтобы понять эк. отношения в обществе надо начать
с изучения форм собственности на средства пр-ва.
Маркс предложил
модель общеэкономической формаций, в которую входят понятия «базис»,
«надстройка», «способ пр-ва». Базис – совокупность форм собственности. За собственностью
стоят классы, а у каждого класса свои интересы.
Надстройка –
государство с его органами, в эти органы входит законодательная власть,
исполнительная власть, Дума, органы принуждения (суды, тюрьмы). Надстройка
также выполняет идеологическую функцию (партии).Общественно-экономические
формации – надстройка: отношения собственности на средства пр-ва > классы и
социальные группы > обмен деятельности > отношения распределения
продуктов труда и потребления.
Общественно-экономическая формация – способ периодизации общества (по Марксу). Западные экономисты дают другую
периодизацию истории.
3. Предмет экономической теории.
Пол.эк. формируется в период становления капитализма – это
такая наука, в которой та или иная концепция всегда вызывает противоречивые
взгляды.
Возник новый класс собственников, появились буржуа. По мере
развития капитализма накапливались знания о путях повышения эффективности
хозяйственной деятельности, о рациональных способах организации и ведения
хозяйственной деятельности. В процессе развития этих представлений менялись и
представления о пол.эк.
Первым шагом на пути обособления пол.эк. стало ее понимание
как науки о богатстве.
Меркантилисты объявили предметом пол.эк. сферу обращения.
Физиократы – сельское хозяйство. Адам Смит считал, что сферой пол.эк. является
все материальное пр-во в целом. Давид Рикардо – распределение. Маркс считал,
что предметом пол.эк. явл. совокупность производственных эк. отношений, которые
определяют эк. структуру общества.
Производственные отношения определяются уровнем развития производственных сил, а также формой
собственности на основные средства пр-ва. Из отношений собственности вытекают
отношения распределения и потребления.
Капиталистическая частная собственность служит орудием
эксплуатации. Такой строй несправедлив и должен быть заменен строем с общей формой собственности. Это
была классовая пролетарская пол.эк.
4. Политическая экономия и экономикс.
В конце XIX века марксизм стал
популярен на Западе. Но тут же началась его критика. И в начале XX века в ВУЗах Западной
Европы стали читать вместо пол.эк. экономикс – науку о рациональном поведении
человека в рыночной экономике.
Экономикс – это
исследования о поведении людей в процессе пр-ва, распределения и потребления
материальных благ.
Экономикс делает упор на редкость ресурсов и безграничность потребностей людей. Главная
задача пол.эк-ой науки – эффективно использовать и управлять эк-и ресурсами,
чтобы достигнуть максимального удовлетворения материальных потребностей.
Поэтому любое общество должно решать 5 фундаментальных проблем: 1.Что следует
производить? 2. Сколько? 3. Из каких
ресурсов? 4. Как следует производить? 5 Способна ли данная система
видоизменяться, приспосабливаться к меняющимся спросу и поставкам ресурсов?
Экономикс в отличии
от марксизма считается наукой вне класса.
Самуэльсон считал,
что задача экономикса – это проанализировать и объяснить многообразие эк.
явлений в эк-ой с-ме и выработать практические рекомендации для эк-ой политики.
Пол.эк. шире, чем
экономикс дает представление об условиях и формах эк-ой деятельности людей и
ищет причины возникновения и развития эк-их явлений и процессов.
Всесторонняя взаимосвязь этих процессов – взаимосвязь и их
отмирание. Экономика делится на
микроэкономику и макроэкономику.
5. Методы исследования эк-их явлений.
Познание эк-ой
жизни -сложный вопрос. Процесс идет от живого созерцания к абстрактному мышлению, а от него к практике. Живое созерцание эк-ой жизни – это
знакомство с внешней стороной. «Если бы
внешняя сторона совпадала с внутренней, тогда не нужна была бы никакая
наука»,- Маркс. Пол.эк. не просто описывает или фотографирует внешнюю сторону
со всеми случайностями и частностями,
ее задача проникнуть вглубь, в сущность
изучаемого явления.
Внешние явления
– это исходный пункт познания.
Методы познания
– это инструменты, способы , с помощью которых изучаются внешние явления. Методы: 1.Диалектический метод (Гегеля) – это наука о развитии. Этот
метод разработал для философии немецкий экономист Гегель. Маркс применил этот
метод к эк-ки общественной жизни. Этот метод требует, чтобы эк-ие явления
изучались в возникновении и в развитии,
в изменении. Он возник в результате
движения передовой научной мысли. Этот метод обязывает рассматривать эк-ие
явления и процессы в их всеобщей связи и взаимосвязи, в состоянии непрерывного
развития, когда накопление количественных изменений приводит к смене
качественного состояния.
2.Системный
подход – требует изучения всех факторов, относящихся к данному явлению, как
положительные, так и отрицательные.
3. Научная
абстракция. Абстракция – отвлечение от второстепенного. Эк-ий мир сложен,
эконом. явления в чистом виде не встречаются, потому что они пере плетены с
другими явлениями, которые на них воздействуют. Задача экономиста – отличить
главное от неглавного, существенное от несущественного. Таким методом познаются эк-ие явления и
процессы. Эк-ие явления нужно изучать, глядя на более развитые страны.
Абстрагирование означает очищение явлениями, которые на них воздействуют.
Задача экономиста – отличить главное от неглавного, существенное от
несущественного. Таким методом
познаются эк-ие явления и процессы. Эк-ие явления нужно изучать, глядя на более
развитые страны. Абстрагирование означает очищение означает очищение наших
представлений об изучаемых процессах от
случайного, единичного и выделение в них прочного, устойчивого, типичного. Этот
метод включает две ступеней: 1) анализ
(разложение сложных явлений на составляющие факторы и изучение каждого из них), 2) синтез (воссоздание единой
картины сложного эк-го явления, установление связей): гипотеза (предварительная
версия) , теория, практика (критерий истины, либо отвергает, либо утверждает
гипотезы).
4. Индукция (выведение
к.-л. обобщений на основе анализа конкретных фактов).
5. Дедукция (обратный прием, сначала
выдвигается какая-то теория, а потом начинают проверять факты).
Эк-ие модели - создание упрощенных моделей хода к.-л. сложного
процесса с целью лучшего понимания, с привлечением статистики или
математического метода. Вывод: математика в эк-ом анализе должна играть
вспомогательную роль.
Французский ученый Алле говорил: «Не должно быть
математического шарлотанства».
6. Позитивный
метод. Требует показывать экономику такой какая она есть на самом деле.
7. Нормативный
метод. Оценочные суждения различных лиц (правильные, неправильные – из-за
недостатка информации).
При подготовке этой работы были использованы материалы с сайта
http://www.studentu.ru
|