Шпаргалка: Билеты по политэкономии с ответами
Билеты по политэкономии с ответами
Основные этапы эволюции экономической теории.
Меркантилизм(М.). Выделение эк-ой науки в самостоятельную отрасль
знаний началось в эпоху Возрождения. Исторически этот процесс совпал с периодом
так называемого первоначального накопления капитала, который образует
предысторию капитализма. Эк-ое учение, теоретически отразивших зарождение
капитализма, - М. С М-ом связана первая попытка теоретического осмысления
правил рациональной организации и ведение уже не отдельного, а
общенационального хозяйства, а также определения наиболее эффективных путей
приобретения, сохранения и преумножения общественного богатства. Понятие
«эк-ия» приобретает новое значение – оно превращается в пол-ую эк-ию. В научный
оборот этот термин ввел Антуан Монкретьен(1575-1621), автор трактата «Трактата
пол-ой эк-ии». Задача меркантилистов теоретическое обоснование такой эк-ой
политики, которая способствовала бы приращению богатства. Богатство
отождествлялось с деньгами, а сами деньги – с благородными металлами, золотом и
серебром, на которые все можно купить. Источники богатства: внешняя торговля. В
своём развитии М. прошел 2 этапа. 1-ый ранний М. – возникает до Великих
географических открытий и издерживает себя к середине ХVI века Представители: Стафорд,
Снапуффи. Связан с утверждением монетарной системы и системы денежного баланса.
Идеи: накопление золота. 2-ой этап поздний(развитой) М. Представители: Мэн,
Серра, Кольбер и другие. Цель: активный торговый баланс, значение богатства(как
золота) резко упало.
Физиократы(Ф). В качестве главного богатства стала
рассматриваться не торговля, а производство. Первой специфической формой
классической школы стала школа физиократов. Основатель: Ф.Ленэ. Изложил свои
взгляды в «эк-ой таблице». Идеи: «естественный порядок», т.е. люди объединены в
общество добровольно, руководясь соображениями самосохранения и личной выгоды.
Пр-во Ф. считали лишь землевлад. труд, исследовали преимущественно с\х пр-во.
Кенэ выделил 3 класса: производительный (фермеры), собственнический
(землевладельцы), непроизводительный (промышл,рабочие,торговцы).
Английская классическая пол.эк. В Петти считал источником
богатства сферу материального пр-ва. Оценку всех вещей надо привести к
единственному знаменателю- к земле и труду. Призывал расширять сферу пр-ва и
сужать сферу обращения. А.Смит (1773-1790) за столетний период от Петти до
Смита закончился процесс создания основных предпосылок функционального
капиталистической эк-ии. 1776 г. появилось «Исследование о природе и причинах богатства народов». Это был 1-й в
эк-ой науке полноценный труд, излагавший общую основу теории пр-ва и
распределения. Главный предмет книги – условия эк-го развития, роста
материального состояния нации. Д.Рикардо (1772-1823) жил в эпоху промышленного
переворота. Это позволило дать более глубокие анализ капиталистического пр-ва.
Основной труд – «Начало пол. эк-ии и налогообложения» появилось 1817 г..
Главная задача пол. эк-ии: определение законов, управление распределением
продуктов труда между двумя классами общества: владельцами земли,
собственниками денег или капитала и рабочими. Смотрел на интересы классов
только с точки зрения роста богатства нации.
Марксистская пол.эк.. Основоположник К. Маркс (1818-1883).
Установил определяющюю роль материальных факторов в жизни общества, выделил
производственные отношения как эк-ую базу общества, на которой возвышаются
полит., юридич., идеолог., и др. надстройки. Материалистическое понимание
истории позволило по-иному подойти к исследованию капиталистического способа
пр-ва, показав его исторически преходящий характер. Основная работа: «Капитал».
Марксистское учение о зарплате являлось завершением теории прибавочной ст-ти.
К. Маркс первым определил заработную плату как выражение ст-ти(=цена) рабочей
силы. Ленин показал, что и империализм продолен. осн. свойств капитализма.
Маржинализм(М). Представители: К. Менгер, Госсен. Новизна М.
1.использование предельных величин, считая, что именно они отражают эк-ие
закономерности (Маркс оперировал средними величинами) 2. эк-ий анализ ведется с
точки зрения психологии изолир. хозяйствующего субъекта 3. более широко
использовались методы эк-го анализа.
Неоклассическая школа. Последняя треть Х1Х века основные
принципы взяты у классического направления, дополнены использован.
Математического аппарата, установл. функцион. взаимосвязей между эк-ми категориями и их предельных
величин: системным анализом. Представители: В. Парете, Д. Бейтс Кларк, А.
Маршалл(«Принципы экономикс» 1890), впервые ввел термин «экономикс»:
«Господство идей до 1929-11933 («темная депрессия»)
Социально-экономические типы производства.
формационная – связана с марксистским пониманием.Решающую роль
играет мат.пр-во и пр-ые отношения. Маркс ввел теорет. Понятие общественная
эк-ая формация входит:
1. реальный базис – совокупность
эк.отношений и отнош. собственности
2. надстройка –
система полит., правовых. Эк-их,национ., семейных и т.д. отношений и соответст.
им идей и учреждений
3. способ пр-ва –
совокупность базиса и надстройки.
Маркс, опираясь на теорию, выделил 5 типов об-ва и считал, что
идет ест. смена этих типов. На каждой ступени действует з-н соответствия произв.
отношений, уровню развития произв. сил. Неумелыми действиями тормозить может
гос-во разв. Гос-во может своими мерами ускорять или тормозить разв. отраслей.
Когда прозв. силы обгоняют произв.
отношения возникает конфликт. Смена формаций происх. революционным путем.Маркс.теория
– это общественная эк.формация при анализе типов пр-ва. В основе ее лежит
классовый подход, Запад не может с этим согласиться и стал разрабатывать
собственную теорию. Запад использовал
- цивилиз. подход.
Цивилизация – уровень развития техники, культуры на разных
ступенях развития чел.общества.
Уолтер Ростоу выдвинул теорию стадий эк.роста. Он отметил 5 стадий:
1. традиционное об-во
(все докапиталист.стадии)
2. переходное об-во (17-18 век) происходит
накопление капитала,развитие предпринимательства,открытие стран и континентов.
3. стадия подъема
(кон.18-нач.19 век) происх.пром.рев.
4. стадия быстрого
созревания в Зап.Евр. в это время возникают АО, гигантские предприятия, мировой
рынок, нач. НТР.
5. Стадия высокого
массового потребления.
Джон Гэлбрейт выдвинул свою систему развития, но приоретет
отдал отдельным факторам.
Стадии:
1.аграрная эк-ка
Гл.фактор – земля
2.капитал, эпоха капитализма
3.техноструктура
гл.роль в развитии играют управленческие кадры.
8. Натуральная и товарная формы организации общественного
производства.
История знает 2 осн. рода орг-ции пр-ва: натуральное и
товарное.
Это противоположные типы. Они различаются развитостью и
неразвитостью общественного пр-ва
Эк-ая форма изготовления продукта, видом эк-их связей между
пр-вом и потреблением
Натуральное хоз-во – такая система эк. хоз-ва , когда люди
создают продукт для удовл. собств. потребностей;
простейшая техника; замкнутость и самообеспечение; прямые
эк.связи; ручной универсальный труд.
Товарное хоз-во – такой тип, где продукты труда для обмена на
рынке; общественное разделение труда
между странами, отраслями, внутри предприятий; эк-ая обособленность.
Два типа товарного
пр-ва : простое и капиталистическое.
Товарное пр-во
возникло 5-7 тыс. лет назад.
Натуральное хоз-во делится на 2 части: собирательство (
зависит от природы) и воспроизводящее
хоз-во ( люди научились быть независимыми от природы, освоили земледелие,
приручение животных. Люди живут общинами, сначала матриархат, затем патриархат,
затем моногамная семья).
3. крупных общих разделения труда:
1. скотоводческие. Появл. частная собственность (скот),
земледельческие племена, частная
собственность-земля.
2. развив.ремесла. появл.города . караваны, их кража.
3. выделение класса купцов, развивается торговля.
Товарное пр-во –
такой тип хоз-ва, где продукты труда пр-ва не
для личного потребления, а для продажи.
Растет общественное разделение труда, т.е. промышленность
отделяется от с/х. Появляется понятие товара.
Товар – продукт труда, произведенный на продажу. Богатство
любой страны измеряется кол-вом произведенного товара. Различают простое и
капиталист. товарное пр-во.
Простое – на уровне ремесла, нет разделения труда.
Капиталистическое – появл. кап. предприятия.
Капиталист. прошла 3 этапа:
1. простая кап. кооперация (нет разделения труда)
2. мануфактура (идет специализация инструмента, которая
привела к созданию машин. Первые машины созд. англичане, это текстильные
машины)
3. фабрика- кооперация, основана на системе машин.
4 части машин:
двигатель, передаточное устройство, рабочая машина, компьютер(контролирующее
устройство).
Товар имеет 2 свойства:
1. полезность или
потребительная ст-ть.
потребности: физиологические(пища, одежда, жилье),пр-ва,
эстетические.
2. меновая ст-ть – способность товара
обмениваться друг на друга в определенных пропорциях. Все товары создаются
трудом. Труд – целенаправленная деятельность человека.
Виды труда:
КОНКРЕТНЫЙ –(труд портного ) –требует конкр.знаний, умений
инструментов. Создает потребительную стоимость.
АБСТРАКТНЫЙ – расходование рабочей силы в физиологическом
смысле,т.е это затрата энергии. Создается ст-ть товара
Ст-ть –сложная
абстрактная теоретическая категория. Товары обладают ст-ью и ценой, потому что
на их пр-во затрачен чел. труд.
9. СОБСТВЕННОСТЬ И ЕЕ ФОРМЫ.
МНОГОУКЛАДНАЯ И СМЕШАННАЯ ЭКОНОМИКА.
СОБСТВЕННОСТЬ(соб-ть) – явление сложное и многомерное. Это
отношение человека к вещи. В хозяйственной жизни фигурируют средства пр-ва, предметы труда, Взаимоотношения людей.
Соб-ть явл. основой всех остальных эк-их отношений. При рабстве и феодализме соб-ть
явл. основой внеэк-го принуждения. При капитализме сущ. Эк-ое принуждение к
труду. Через отношения соб-ти выражаются самые глубинные связи и
взаимозависимости в об-ве, т.е. выражается сущность эк-го бытия.
Соб-ть есть отношения между людьми по поводу присвоения
средств пр-ва и продуктов труда.
История знает 2 типа соб-ти: общая и частная.
Эк-ие отнош. Соб-ти предполагают субъектов собственности и
имущества. Другие субъекты соб-ти не имеют. Отношение соб-ти - имущественное отношение. Оно составляет основу
хоз-ной жизни. При выяснении отношений соб-ти возникают вопросы: 1.Кто владеет?
2. Какими способами исп. имущество? 3. Кому достаются доходы от его исп.?
Следовательно, система отношений соб-ти включает следующие
элементы:
отношение присвоения. 2.отношение хоз. Использования.
3.отношение эк-ой реализации соб-ти
При изучении соб-ти в рыночной эк-ке нужно иметь в виду кому
принадлежат средства пр-ва. По Российскому законодательству первым явл.
физическое лицо или гражданин; вторым – юридическое лицо, третьим –
государство; четвертым – муниципалитет или местные органы власти.
Есть объекты права соб-ти:
недвижимость ( земля, здания, квартиры)
движимое имущество ( деньги, ценные бумаги)
интеллектуальная соб-ть (товарные знаки, произведения).
В результате гос. регулирования появл. Право соб-ти. Оно
включает:
владение, пользование, распоряжение (завещание, передача).
Американский эк-ст Коуз разработал эк-ую теорию прав соб-ти.
Он считает, что это пучок прав, а не отдельное право соб-ти. Он включает 11
различных прав.
- право владения,
право управления, на доход от соб-ти, на отчуждение, право на безопасность,
право на передачу соб-ти др. лицам, право на суд. защиту.
ФОРМЫ СОБ-ТИ
1. частная
трудовая нетрудовая
когда сам владелец
предприниматель владеет
средств пр-ва рабо-
предприятием и нанимает
тает и живет своим
рабочую силу
трудом
2. общая долевая соб-ть.
Она созд. путем
объединения частных вкладов или долей; управляется коллективно. Доход зависит :
- от величины взноса, от трудового
вклада
В жизни – это акционерное общество, совместные предприятия,
различ. хоз. товарищества (ООО, ТОО).
3. Общее совместное присвоение.
Это коллективное
владение ( семейная соб-ть, имущество ремесленной мастерской). Нет деления. К
ней относится гос. Соб-ть, муниципальная соб-ть.
Эволюция форм соб-и
на Западе:
соб-ть при чистом капитализме 18-19 вв. Все предприятия созд.
и принадлежат им и управляются ими же.
Конец 19, 20 век. На западе происходит эволюция форм соб-ти.
Предприятия становились слишком большими стали превращаться в АО.
70% - единоличные владения (5,8% товарооборот).
10% - различ. товарищества (4%)
19% - корпорации-гиганты (90,2%)
При подготовке этой работы были использованы материалы с сайта
http://www.studentu.ru
|