Сообщение ученика 10
класса Алещенко Дмитрия
Артур Шопенгауэр.
Под философией жизни подразумеваются те философские
течения XIX - начала XX века, в которых выразился протест
некоторых философов против засилья гносеологических и методологических проблем
в философии Нового времени, прежде всего в немецкой классической философии.
Представители философии жизни были против акцентирования внимания на проблемах
познания, логики, методологии. Они считали, что подробная философия отрывается
от реальных проблем, запутывается в своих собственных идеальных конструкциях,
становится слишком абстрактной, то есть отрывается от жизни. Философия должна
исследовать жизнь.
С точки
зрения большинства представителей философии жизни, жизнь понимается как особая
целостная реальность, не сводимая ни к духу, ни к материи. Принято выделять два
основных варианта философии жизни:
1. Биологический (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше и др.);
2. Исторический (В. Дильтей, О. Шпенглер).
Первым
представителям философии жизни был немецкий философ Артур Шопенгауэр
(1788-1860). Какое-то время Шопенгауэр работал вместе с Гегелем на кафедре
философии в Берлинском университете. (Шопенгауэр был доцентом, а Гегель - профессором.)
Интересно, что Шопенгауэр предпринял попытку читать свою философию как курс,
альтернативной философии Гегеля, и даже назначал свои лекции в одно время с
Гегелем. Но Шопенгауэр потерпел неудачу остался без слушателей. Впоследствии со
второй половины XIX века, слава Шопенгауэра затмила славу Гегеля. Неуспех
лекций в Берлине был вдвойне обиден для Шопенгауэра, поскольку он резко
отрицательно оценивал гегелевскую философию, называя её порой то бредом
параноика, то наглой галиматьёй шарлатана. Особенно нелестным было мнение
Шопенгауэра о диалектике, которую он считал хитроумным приёмом, маскирующим
абсурд и недостатки гегелевской системы.
Основное
произведение Шопенгауэра - «Мир как воля и представление» (1819).
Названия этого произведения отражает основные идеи учения Шопенгауэра. Весь
мир, с его точки зрения, представляет собой волю
к жизни. Воля к жизни присуща всем живым существам, в том числе и человеку,
воля к жизни которого наиболее значима, потому что человек наделён разумом,
познанием. Каждый отдельный человек обладает своей волей к жизни - не одинаковой у всех
людей. Все прочие люди существуют в его представлении как зависящие от
беспредельного эгоизма человека, как явления, значимые только с точки зрения
его воли к жизни, его интересов. Человеческое сообщество представляет, таким
образом, как совокупность воль отдельных лиц. Специальная организация - государство - каким-то образом
соизмеряет проявления этих воль, чтобы люди не уничтожили друг друга.
Преодоление эгоистических импульсов осуществляется, по Шопенгауэру, в сфере
искусства и морали.
Во
взглядах Шопенгауэра можно заметить некоторое сходство с идеями буддизма. И это
не случайно, поскольку он знал индийскую культуру, высоко ценил и использовал
её идеи в своём учении. Правда Шопенгауэр не присоединялся к восьмеричному пути
Будды, но так же, как и буддисты, пессимистически относился к попыткам и
возможности создания на Земле справедливого и счастливого общества, лишённого
страдания и эгоизма. Поэтому учения Шопенгауэра называют иногда пессимизмом. Шопенгауэр был одним из
первых философов, который указал на важную роль в жизни человека
бессознательного, инстинктивных импульсов, связанных с биологическим
происхождением человека. Подобные идеи были впоследствии использованы Фрейдом
при создании его теории. Произведения Шопенгауэра отличали яркий стиль,
метафоричность, образность выражения. Одним из его оригинальных трудов был «Трактат
о любви», Шопенгауэр считал, что любовь - это слишком серьёзное
явление, чтобы оставлять его только поэтам. В «Трактате»
Шопенгауэра много интересных, ярких образов, вытекающих из его системы,
например, любовь - это сильное влечения, возникающее между двумя людьми противоположного
пола. Влечение, таинственная сила притягивающая влюблённых - это проявления воли ещё не
родившегося существа, их будущего ребёнка - то есть природа «вычисляет» на
уровне организмов двух людей, что с биологической точки зрения комбинация этих
организмов даст оптимальное потомство, и в результате возникает энергия
взаимного притяжения этих организмов.
Шопенгауэра принято называть одним из основателей иррационализма, подразумевая под этим термином все те направления,
которые принижали роль разумного, сознательного в поведении человека. По
воззрениям сторонников некоторых философских школ, иррационализм- отрицательное
явление.
Точнее
было бы сказать, что Шопенгауэр просто лучше объяснил основы поведения
человека, но не самым лестным для людей образом.