Основоположником
экспериментально-математического метода исс-
ледования природы был великий итальянский
ученый Галилео Галилей
(1564- 1642). Леонардо да Винчи дал лишь наброски такого метода
изучения природы, Галилей же оставил
развернутое изложение этого
метода и сформулировал важнейшие принципы
механического мира.
Галилей родился в семье обедневшего
дворянина в городе Пизе
(недалеко от Флоренции). Убедившись в бесплодии схоластической
учености он углубился в математические науки. Став в дальнейшем
профессором математики Падуанского
университета, ученый развер-
нул
активную научно-исследовательскую деятельность, особенно в
области механики и астрономии. Для торжества теории Коперника и
идей,
высказанных Джордано Бруно, а
следовательно, и для прог-
ресса материалистического мировоззрения
вообще огромное значение
имели
астрономические открытия, сделанные
Галилеем с помощью
сконструированного им телескопа. Он обнаружил кратеры и хребты
на Луне (в его представлении -
"горы" и "моря"),
разглядел бес-
численные,
скопления звезд, образующих Млечный
Путь, увидел
спутники,
Юпитера, разглядел пятна на
Солнце и т. д. Благодаря
этим открытиям Галилей стяжал всеевропейскую
славу "Колумба не-
ба".
Астрономические открытия Галилея, в первую очередь спутни-
ков Юпитера,
стали наглядным доказательством истинности гелио-
центрической теории Коперника, а явления,
наблюдаемые на Луне,
представлявшейся планетой, вполне аналогичной Земле, и пятна на
Солнце подтверждали идею Бруно о физической
однородности Земли и
неба.
Открытие же звездного состава Млечного Пути явилось кос-
венным доказательством бесчисленности миров
во Вселенной.
Указанные открытия Галилея положили
начало его ожесточенной
полемике со схоластиками и церковниками,
отстаивавшими аристоте-
левско-птолемеевскую картину мира. Если до сих пор католическая
церковь по изложенным выше причинам была
вынуждена терпеть возз-
- 2 -
рения тех ученых, которые признавали теорию
Коперника в качестве
одной из гипотез, а ее идеологи считали, что доказать эту гипо-
тезу невозможно, то теперь, когда эти доказательства появились,
римская
церковь принимает решение запретить пропаганду взглядов
Коперника даже в качестве гипотезы, а сама книга Коперника вно-
сится
в "Список запрещенных книг" (1616 г.). Все это поставило
деятельность Галилея под удар, но он продолжал работать над со-
вершенствованием доказательств истинности
теории Коперника. В
этом отношении огромную роль сыграли работы
Галилея и в области
механики.
Господствовавшая в эту эпоху схоластическая физика,
основавшаяся на поверхностных наблюдениях
и умозрительных вык-
ладках,
была засорена представлениями о
движении вещей в соот-
ветствии с их "природой" и
целью, о естественной тяжести и лег-
кости тел, о "боязни пустоты", о
совершенстве кругового движения
и другими ненаучными домыслами, которые сплелись в запутанный
узел с религиозными догматами и библейскими
мифами. Галилей пу-
тем ряда блестящих экспериментов постепенно
распутал его и соз-
дал важнейшую отрасль механики - динамику, т.
е. учение о движе-
нии тел.
Занимаясь вопросами механики, Галилей
открыл ряд ее фундамен-
тальных законов: пропорциональность пути, проходимого падающими
телами,
квадратам времени их падения; равенство скоростей паде-
ния тел различного веса в безвоздушной среде (вопреки мнению
Аристотеля
и схоластиков о
пропорциональности скорости падения
тел их весу); сохранение прямолинейного равномерного движения,
сообщенного какому-либо телу, до тех пор, пока какое-либо внеш-
нее воздействие не прекратит его (что
впоследствии получило наз-
вание закона инерции), и др.
- 3 -
Философское значение законов
механики, открытых Галилеем, и
законов движения планет вокруг Солнца, открытых Иоганном Кепле-
ром (1571 - 1630), было громадным. Понятие
закономерности, ес-
тественной необходимости родилось, можно сказать, вместе с воз-
никновением философии. Но эти первоначальные понятия
были не
свободны
от значительных элементов антропоморфизма и мифологии,
что послужило одним из гносеологических
оснований их дальнейшего
толкования в идеалистическом духе. Открытие же законов механики
Галилеем и законов движения планет
Кеплером, давшими строго ма-
тематическую
трактовку понятия этих законов и освободившими по-
нимание их от элементов антропоморфизма, ставило это
понимание
на физическую почву. Тем самым впервые в истории развитие чело-
веческого познания понятие закона природы
приобретало строго на-
учное содержание.
Законы механики были применены Галилеем и
для доказательства
теории Коперника, которая была непонятна большинству людей, не
знавших этих законов. Например, с точки
зрения "здравого рассуд-
ка"
кажется совершенно
естественным, что при движении Земли в
мировом пространстве должен возникнуть
сильнейший вихрь, сметаю-
щий все с ее поверхности. В этом и состоял один из самых "силь-
ных" аргументов против теории
Коперника. Галилей же установил,
что равномерное движение тела нисколько не
отражается на процес-
сах,
совершающихся на его поверхности.
Например, на движущемся
корабле падение тел происходит так же, как и
на неподвижном. По-
этому обнаружить равномерное и прямолинейное
движение Земли на
самой Земле.
Все эти идеи великий ученый сформулировал
В "Диалоге о двух
главнейших
системах мира - птолемеевой и
коперниковой" (1632),
- 4 -
научно доказавшем истинность теории
Коперника. Эта книга послу-
жила поводом для обвинения Галилея со стороны
католической церк-
ви.
Ученый был привлечен к суду римской инквизицией; в 1633 г.
состоялся
его знаменитый процесс,
на котором он был вынужден
формально отречься от своих
"заблуждений". Его книга была запре-
щена,
однако приостановить дальнейшее торжество идей Коперника,
Бруно и Галилея церковь уже не могла. Итальянский мыслитель вы-
шел победителем.
Используя теорию двойственной истины, Галилей решительно от-
делял науку от религии Он утверждал,
например, что природа долж-
на изучаться с помощью математики и
опыта, а не с помощью Биб-
лии.
В познании природы человек должен руководствоваться только
собственным разумом. Предмет науки - природа и человек. Предмет
религии - "благочестие и
послушание", сфера моральных
поступков
человека.
Исходя из этого, Галилей пришел к выводу о возможности безг-
раничного познания природы. Мыслитель и здесь
вступал в конфликт
с господствовавшими
схоластическо-догматическими представлениями
о незыблемости положений "божественной
истины ", зафиксированных
в Библии,
в произведениях "отцов церкви", схоластизиированного
Аристотеля и других "авторитетов".
Исходя из идее о бесконечнос-
ти Вселенной, великий итальянский ученый выдвинул глубокую гно-
сеологическую идею о том, что познание истины есть бесконечный
процесс. Эта противоречащая схоластике
установка Галилея привела
его и к утверждению нового метода познания
истины.
Подобно многим другим мыслителям эпохи Возрождения Галилей
отрицательно относился к схоластической, силлогистической логи-
ке. Традиционная логика, по его словам,
пригодна для исправления
- 5 -
логически несовершенных мыслей, незаменимо при передаче другим
уже открытых истин, но она не способна приводить к открытию но-
вых истин,
а тем самым и к изобретению новых вещей. А именно к
открытию новых истин и должна, согласно Галилею, приводить под-
линно научная методология.
При разработке такой методологии Галилей
выступил убежденным,
страстным пропагандистом опыта как пути, который только и может
привести
к истине. Стремление к опытному исследованию природы
было свойственно, правда, и другим
передовым мыслителям эпохи
Возрождения, но заслуга Галилея состоит в
том, что он разработал
принципы научного исследования природы, о
которых мечтал Леонар-
до.
Если подавляющее большинство
мыслителей эпохи Возрождения,
подчеркивавших значение опыта в познании
природы, имели в виду
опыт,
как простое наблюдение ее
явлений, пассивное восприятие
их,
то Галилей всей своей деятельностью ученого, открывшего ряд
фундаментальных законов природы, показал решающую роль экспери-
мента, т. е. планомерно поставленного опыта,
посредством которо-
го
исследователь как бы задает природе интересующие его вопросы
и получает ответы на них.
Исследуя природу, ученый,
по мнению Галилея, должен пользо-
ваться двойным методом: резолютивным (аналитическим) и компози-
тивным (синтетическим). Под композитивным
методом Галилей подра-
зумевает дедукцию. Но он понимает ее не как простую силлогисти-
ку,
вполне приемлемую и для схоластики, а как путь математичес-
кого исчисления фактов, интересующих ученого. Многие мыслители
этой эпохи,
возрождая античные традиции пифагореизма, мечтали о
таком исчислении, но только Галилей поставил
его на научную поч-
ву.
Ученый показал громадное
значение количественного анализа,
- 6 -
точного определения количественных отношений
при изучении явле-
ний
природы. Тем самым он нашел научную точку соприкосновения
опытно-индуктивного и абстрактно-дедуктивного
способов исследо-
вания
природы, дающую возможность связать абстрактное научное
мышление с конкретным восприятием явлений и
процессов природы.
Однако разработанная Галилеем
научная методология но сила в
основном односторонне аналитический характер.
Это особенность
его методологии гармонировала с начавшимся в
эту эпоху расцветом
мануфактурного производства, с определяющим
для него расчленени-
ем производственного процесса наряд операций.
Возникновение этой
методологии было связано со спецификой самого
научного познания,
начинающегося с выяснения наиболее простой формы движения мате-
рии - с перемещения тел в пространстве, изучаемого механикой.
Отмеченная
особенность разработанная Галилеем методологии опре-
делила и отличительные черты его философских
воззрений, которые
в
целом можно охарактеризовать как черты механистического мате-
риализма.
Материю Галилей представлял как вполне реальную, те-
лесную субстанцию, имеющую корпускулярную структуру. Мыслитель
возрождал здесь воззрения античных
атомистов. Но в отличии
от
них Галилей тесно увязывал атомистическое
истолкование природы с
математикой и механикой, Книгу природы, говорил Галилей, невоз-
можно понять, если не овладеть ее математическим языком, знаки
которого суть треугольники, круги и другие математические фигу-
ры.
Поскольку механистическое понимание
природы не может объяс-
нить
ее бесконечное качественное многообразие, Галилей, в из-
вестной мере опираясь на Демокрита, первым из философов нового
времени развивает положение о субъективности
цвета, запаха, зву-
- 7 -
ка и т.
д. В произведении "Пробирщик" (1623) мыслитель указыва-
ет,
что частицам материи присущи определенная форма, величина,
они занимают определенное место в
пространстве, движутся или по-
коятся,
но не обладают ни цветом, ни
вкусом, ни запахом, кото-
рые,
таким образом, не существенны для материи. Все чувственные
качества возникают лишь в воспринимающем
субъекте.
Воззрение Галилея на материю как на
состоящую в своей основе
из
бескачественных частиц вещества
принципиально отличается от
воззрений
натурфилософов,
приписывавших материи, природе
не
только объективные качества, но и одушевленность. В механисти-
ческом взгляде Галилея на мир природа
умерщвляется и материя пе-
рестает, выражаясь словами Маркса, улыбаться
человеку своим поэ-
тически-чувственным блеском
Механистический характер воззрений
Галилея, а также идеологи-
ческая незрелость класса буржуазии, мировоззрение которого он
выражал,
не позволили ему полностью освободиться от теологичес-
кого представления о боге. Он не смог это
сделать в силу метафи-
зичности его воззрений на мир, согласно которым в природе, сос-
тоящей в своей основе из одних и тех
же элементов, ничто
не
уничтожается и ничего нового не нарождается.
Антиисторизм присущ
и Галилееву пониманию человеческого
познания. Так, Галилей выс-
казывал
мысль о внеопытном происхождении всеобщих и необходимых
математических истин. Это метафизическая точка зрения открывала
возможность
апеляции к богу как последнему источнику наиболее
достоверных истин. Еще яснее эта идеалистическая тенденция про-
является
у Галилея в его понимании происхождения Солнечной сис-
темы. Хотя он вслед за Бруно исходил из
бесконечности Вселенной,
однако
это убеждение сочеталось у него с представлением о неиз-
- 8 -
менности круговых орбит планет и скоростей их
движения. Стремясь
объяснить устройство Вселенной, Галилей
утверждал, что бог, ког-
да-то создавший мир, поместил Солнце в центр мира, а
планетам
сообщил движение по направления к Солнцу, изменив
в определенной
точке их прямой путь на круговой. На этом деятельность бога за-
канчивается. С тех пор природа обладает
своими собственными объ-
ективными закономерностями, изучение которых - дело только нау-
ки.
Таким образом, в новое время Галилей одним из первых сформу-
лировал деистический взгляд на природу. Этого взгляда придержи-
валось затем большинство передовых мыслителей
17 - 18 вв. Науч-
но-философская деятельность Галилея
кладет начало новому этапу
развития философской мысли в Европе -
механистическому и метафи-
зическому материализму 17 - 18 вв.
Галилео Галилей и инженерная практика его времени Р Р РёС Р Р. Галилео Галилей и инженерная практика его времени реферат. Охарактеризовать основной вклад в науку Галилео Галилей. Закон инерции история открытия галилеем закона инерции. Взгляды на движение в трудах греческий философ галелео. Реферат на тему жизнь и научные работа Галелео Галелея. Роль ученых в развитие физике Галелео и Аристотеля. Галилео Галилей инжерерная практика его времени. Натурфилософия возрождения галилей коперник. Боровский какой вклад он внёс в медицину. Реферат на тему Гал лео Гал лей вчен й. Маленький реферат о галилео галилея. Галилей его вклад в развитие науки. Галилео его вклад в естествознание. Реферат на тему галилео галилей.