рефераты

Рефераты

рефераты   Главная
рефераты   Краткое содержание
      произведений
рефераты   Архитектура
рефераты   Астрономия
рефераты   Банковское дело
      и кредитование
рефераты   Безопасность
      жизнедеятельности
рефераты   Биографии
рефераты   Биология
рефераты   Биржевое дело
рефераты   Бухгалтерия и аудит
рефераты   Военное дело
рефераты   География
рефераты   Геодезия
рефераты   Геология
рефераты   Гражданская оборона
рефераты   Животные
рефераты   Здоровье
рефераты   Земельное право
рефераты   Иностранные языки
      лингвистика
рефераты   Искусство
рефераты   Историческая личность
рефераты   История
рефераты   История отечественного
      государства и права
рефераты   История политичиских
      учений
рефераты   История техники
рефераты   Компьютерные сети
рефераты   Компьютеры ЭВМ
рефераты   Криминалистика и
      криминология
рефераты   Культурология
рефераты   Литература
рефераты   Литература языковедение
рефераты   Маркетинг товароведение
      реклама
рефераты   Математика
рефераты   Материаловедение
рефераты   Медицина
рефераты   Медицина здоровье отдых
рефераты   Менеджмент (теория
      управления и организации)
рефераты   Металлургия
рефераты   Москвоведение
рефераты   Музыка
рефераты   Наука и техника
рефераты   Нотариат
рефераты   Общениеэтика семья брак
рефераты   Педагогика
рефераты   Право
рефераты   Программирование
      базы данных
рефераты   Программное обеспечение
рефераты   Промышленность
      сельское хозяйство
рефераты   Психология
рефераты   Радиоэлектроника
      компьютеры
      и перифирийные устройства
рефераты   Реклама
рефераты   Религия
рефераты   Сексология
рефераты   Социология
рефераты   Теория государства и права
рефераты   Технология
рефераты   Физика
рефераты   Физкультура и спорт
рефераты   Философия
рефераты   Финансовое право
рефераты   Химия - рефераты
рефераты   Хозяйственное право
рефераты   Ценный бумаги
рефераты   Экологическое право
рефераты   Экология
рефераты   Экономика
рефераты   Экономика
      предпринимательство
рефераты   Юридическая психология

 
 
 

Культура западной Европы от возрождения до реформации

     КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ формирования личности. Человек перестает быть "заданным" своим соци- ОТ ВОЗРОЖДЕНИЯ ДО РЕФОРМАЦИИ альным статусом и набором социальных ролей в иерархически органи- зованном обществе, а становится чем-то в результате своих собственных усилий. Как видим, и здесь гуманисты и реформаторы сходятся во           Эпоха Возрождения - Ренессанс. Считается, что начало эпохи взгляде на человека как на личность способную и нуждающуюся в само- было в Италии и связано с Флоренцией XV века. Отсюда набирал силу изменении, однако пути и цели, ими обнаруженные, различны. этот мощный культурный переворот, вовлекая другие области Италии,           Глубокий переворот, переживаемый ренессанской Европой, не мог затем Франции, Испании, сообщая свои идеи и открытия художниками не коснуться и католической церкви. С одной стороны, папы, разделявшие мыслителям Германии, Англии, Нидерландов, Польши, Чехии, Венгрии, античные интересы соотечественников-гуманистов, способствовали со- балканских государств, заражая уверенностью в новых возмозможностях биранию древних рукописей и толкованию античной филисофии, занима- человека. Впервые Европа могла объединиться на почве идей, имевших лись меценатством. С другой стороны, их политика, отстаивающая собст- не ортодоксально-религиозный, но общечеловеческий, гуманистический  венные земельные, экономические и властные приоритеты, способст- характер. Рождением идеи о безграничных возможностях человека, но и вовала дрейфу церкви от положения первого феодала средневековой не только идеи, рождением ее деятельного носитиля - нового субъекта Европы к положению первого среди равных светских дворов в много- культуры - гуманиста. Так вошла эпоха Возрождения в историю чело- численных королевствах тогдашней Италии. Кроме того Рим, не забывал веческой культуры.       своих интересов и за пределами Италии и по возможности удерживал в           Процесс этот не был простым и мягким. Северное Возрождение своих руках все идеологические влияния. наследовало идеи итальянских гуманистов, но породило и свою культур-           Соседство государств, несовместимое, на первый взгляд, оказы- ную форму реакции на эти идеи, воплотившуюся в движение Рефор- вается внутренне связанным той общей почвой христианской культуры, на мации, охватившей большую часть Европы, что привело к жестоким которой к концу XIII века разросся до чудовищных размеров, обретя поли- религиозным и национальным войнам. Италия, Испания, Франция, юг тическое и экономическое могущество, институт папской курии с подчи- Германии пережили эпоху Контрреформации - восстанавления автори- ненными ей епископствами, проводивший светскую политику, участ- тета католической Церкви, чему способствовали костры инквизиции.  вующий в национальных и гражданских войнах. 1600 год - год казни Дж. Бруно, основания английской Ост-Индийской           Утопизм гуманистов в вопросах веры сделал их идеи уязвимыми как компании, время замысла шекспировского "Гамлета" - определил конец для католической церкви, которая поспешила внести большую часть  эпохи - эпохи перехода от старых времен к Новому времени. шедевров гуманизма в "Индекс запрещенных книг", так и для протес-           В экономике - это эпоха Великих географических открытий и перво- тантов. Таким образом еще раз обнажился глубоко противоречивый ха- начального накопления капитала, сменившаяся жестоким дележом коло- рактер гуманистической культуры, как в ее отношениях с недавним куль- ний и эксплуатацией завоеванного населения, что привело к колониаль- турным прошлым, так и в отношениях с ближайшими духовными ным войнам; в политике - борьба за самостоятельность городов - коммун наследниками. и союзов торговых городов завершившаяся складыванием монархи-           Однако Возрождением было сделано открытие еще одной сферы ческих абсолютистских государств, в которых за сословными интересами практического творчества человека, мимо которого проходила до этого настойчиво просматривались интересы молодых буржуа, а бюргерская европейская культура. Речь идет о художественном творчестве. Конечно и культура становится культурой национальной. Европа к началу XVII века в Античности и в Средневековье создавалось искусство, однако ни в той, со всей определенностью поделилась на протестантов и католиков, а это ни в другой культуре, по разным причинам, труд художника, архитектора, никак не могли предвидеть итальянские гуманисты, еще самосовер-  скульптора не считался самоценным творчеством. Гуманисты же, раз- шенствующего индивида, гармонично  существующего и в природе, и в глядев в человеке - создании Божьем высшую способность к самос- человеческом обществе. тоятельному творению, нашли в художниках не только своих едино-           Эпоха от Возрождения до Реформации внутренне противоречива, мышленников; в их произведениях им виделась реализация Богоподобной переходна от старого к Новому времени и растянулась она во многих деятельности. Как Бог создавал мир, так и скульптор из камня или ху- регионах Европы более чем на три столетия. Гуманисты, формулируя дожник на полотне творит прекрасный и совершенный мир. Художник по- идеал свободной личности, ее безграничных познавательных и деятель- этому не просто ремесленник, мастер, знающий тайны своего искусства, ных возможностей, сознательно ограждали себя от старых традицион- он еще и ученый, но не только. Художник эпохи Возрождения еще и изо- ных форм натуральной жизни с ее феодальным правом, ортодоксаль- бретатель. Саму живопись Леонардо да Винчи называл "тонким изобре- ным католичеством и религиозным послушанием. Они провозглашали тением", но любое конструирование - механический, мы бы теперь ска- идеалы новой буржуазной культуры, но оказалось, что жизнь далека от зали, инженерный труд тоже одинаково ценен, ибо реализует разные спо- этих идеалов. Противоречие эпохи состояло не только в том, что на собности человеческой натуры. Вот почему в одном лице Леонардо да смену средневековому образу жизни приходили другие - с городскими  Винчи, Микельанджело, Леона Батиста Альберти, Альбрехта Дюрера и мануфактурами, дальними торговыми путями, необходимостью само- многих других гуманистов мы находим сочетание столь многих и казалось стоятельных решений, а значит, требованием положиться на себя, а не бы далеких друг от друга способностей: поэтическое дарование, умение на помощь привычного патриархального круга людей. Противоречие создавать военную технику, мастерство скульптора,  талант художника, эпохи заключалось еще в том, что возможности культуры, обнаруженные архитектора, теоретика искусства, тонкого критика и ценителя прекрасного. гуманистами в новой жизни, не могли столь идеально и красиво, как они Искусство стало светским занятием, оно все более отдалялось от правил думали, реализоваться. ремесленных мастерских, становилось делом свободным и индивидуаль-           Конечно, история всегда событийна и факты говорят сами за себя. ным: за каждым именем художника ощущался свой неповторимый взгляд Непрерывные войны, страшные эпидемии чумы, оставлявшими пустыми на мир. Развитие взаимоотношения между автором и героем в ренессанс- целые города, жестокость первых колонизаторов и первые классовые кой литературе от поэзии и новелистики к драме положили начало лите- столкновения - восстания городских низов и борьба за привелегии высшей ратуре Нового времени - авантюрному, психологическому, реалистичес- городской знати, пылавшие костры инквизиции, где люди сжигались кому роману, трагедии, драме, развитию разнообразных форм лирической сотнями, а в ведьмовстве обвиняли детей, продажность тиранов и  поэзии. "светские привычки" пап, открыто устраивающих свадьбы своих много-           Все изменения явились необходимыми и достаточными условиями численных отпрысков, турецкое владычество, ставшее для Европы для того, чтобы Европа вступила в Новой время - время страшных со-  реальностью и, наконец, религиозные войны - все это повседневность бытий, новых социальных бурь и катаклизмов, первых буржуазных рево- эпохи.         люций, колониальных войн и освоения новых земель.           Открытием эпохи Возрождения был пристальный взгляд назад, в           Со временем же и идеалы гуманизма и практицизм протестантов поименовало эпоху Возрождения или, по-итальянски, Ренессанса). вошли в равной степени вошли в культуру Западной Европы. глубь веков, во время уже прожитое людьми, населявшими когда-то Рим Древний и Великийгород (возрождение Античности - название данное самими гуманистами - и поименовало эпоху Возрождения или, по- итальянски, Ренессанса).           Гуманисты, оглядываясь в Античность, оставались безусловными христианами. В собственной жизни, в своих гуманитарных студиях они соединили два равновеликих мира - Античность и Христианское средне- вековье. Таким образом, Возрождение задает неизвестное доныне вре- менное единство - духовную историю человечества. Оставаясь хрис- тианами и не посягая на права Святой церкви, не отрекаясь от Всевыш- него, а лишь стараясь прояснить Его главный замысел относительно  человека, гуманисты вписали в реальный мир итальянской, а затем и всей европейской повседневности труды, дни, язык и ученые занятия древних римлян и греков. Европа впервые ощутила живую связь времен. К закату Возрождения это ощущение утратится и Гамлет произнесет ро- ковые слова: "Распалась связь времен...".           И гуманисты и реформаторы по-своему готовили Европу к новому повороту в культуре, ими же и были найдены слова, обозначающие и поныне эпоху, начавшуюся с XVII столетия - эпоху Нового времени. И те и другие предвидели и старались по-своему осуществить идею единства человеческой культуры в ее истории.           Термин "гуманизм" неоднозначен и имеет разный смысл в разных культурах. Ввели его "новые люди" эпохи Возрождения, перетолковав по- своему античного философа и оратора Цицерона. У них это означало ревностное изучение всего, что состовляет целостность человеческого духа, так как "humanitas" у Цицерона обозначает полноту и нераздельность многообразной природы человека.           Начиналось же все в особой культурной среде - группах гуманистов с обновления целей культурной деятельности - создания нового субъекта культуры. По сути, это был процесс зарождения европейской интелегенции сознательного носителя образованности и духовности, которая берет на себя роль культурного переустроителя общества. Состав этих групп был очень пестрым: чиновники и государи, профессора университетов и пере- писчики, дипломаты и духовенство, частные воспитатели и светские дамы.  Все они различались - сословной принадлежносью и богатством, своей деятельностью и местом, где они жили. Так, Лоренцо Медичи был го- сударем, Сандро Боттичелли - цеховым мастером, что и делало его ху- дожником, Пико делла Мирандола - графом, а Лоренцо Бониконтри - офицером, наемником герцога Сфорца. Их гуманистические занятия были частным делом, увлечением, хотя иногда и полезным для карьеры, ибо создавало репутацию, славу, давало поддержку, приносило богатые подарки. Кто-то делал карьеру благодоря талантам и образованности, а кто-то впадал в нищету.           Свободное время делало свободную личность, реализующую собственную одаренность, благодоря собственной воле, энергии, настойчивости и колоссальной трудоспособности.           Плодом этих ученых занятий явилась оригинальная концепция, в которой был найден синтез античных и христианских идеалов. Эту кон- цепцию можно назвать христианским пантеизмом, в котором Природа и Бог сливаются в одно неразрывное целое. Весь мир, по мысли гуманистов, создан Богом, в нем разлита Божья благодать и мудрость. "Природа, то есть Бог" - такую формулу использовал, например, Альберти в своих трактатах, подчеркивая что Природа - Бог правит не только людьми, но и животными, птицами, рыбами и прочими тварями. В жизни наблюдалось иное, но гуманисты полагали, что равенство заложено в человеке, дано ему в его безграничных возможностях, задача же каждого человека реализовать себя.           Возрождение породило титанов по мысли, силе чувств и харак- теров, однако не только Гамлет и король Лир, но и титанические образы тиранов в трагедиях Шекспира имели своих прототипов в реальности. В мироощущении этих "героев" мир и сам человек не выражали собой универсальность Божественного творения. Человек становился сово- купностью разных "личин".           Яркая, контрастная, предельная во всех проявлениях личночть царила в этом мире, где происходило утверждение автономности чело- веческого "Я". Сила часто становилась основой права без морали. "Цель оправдывает средства" - формула Никколо Макиавелли, гуманиста и царедворца, стала оправданием многих темных дел не только того времени.           Реформация. Попыткой преодолеть противоречия раннебуржуаз- ной культуры, а также традиционное влияние католической церкви стала идеология нового движения в заальпийской Европе, получившего наз- вание Реформации.           Реформация началась в Германии и связана с именем Мартина Лютера, августинского священника, профессора аристотелевской диа- лектики Виттенбергского университета. В ходе Реформации возникла новая церковь и новое вероиповедание в рамках христианской веры - протестантизм. Это название, вошедшее в историю, возникло на Шпейерском рейхстаге 1529 года, где сторонники Лютера выступили с протестом против отмены решения этого же рейхстага 1526 года о пре- доставлении права выбора вероиповедания населению их территории. Поводом к выступлению против Римской церкви стали проповеди Лютера против торговли индульгенциями. В День всех святых - 31 октября 1517 года Лютер прибил на дверях дворцовой церкви в Виттенберге свои зна- менитые 95 тезисов, в которых оспаривал право церкви отпускать грехи человека.           Лютер утверждал, что христианин спасается только через полное самоуничижение, символ которого Голгофа, и что любые попытки отыскать более прочные тому гарантии фантастичны и кощунственны.           В культуре Средневековья человек, по католическому вероучению, понимается как греховное существо по природе.           Лютер свидетельствовал о человеке как о грешном и обвинняемом, но апеллировал к человеку судящему. Реформатор хотел бы, чтобы вся присутствующая в человеке энергия ненависти ко злу была изъята из мира и обращена вовнутрь - против того нравственного убожества, которое каждый должен найти в себе самом.           И гуманисты, и реформаторы решают по сути одну и ту же задачу: пытаются определить место, найти точку опоры человеку в новом, раннекапиталистическом мире, в котором отношения "личной зависимости" уступают место отношениям "вещной зависимости". Реформаторы про- возглашают идею ничтожества человека. Но это унижение пара- доксальным образом оборачивается немыслимым ранее приблежением к Богу простого человека - мирянина и грешника.           Реформация начала с того, что "раздавила" человека. Но в этой раздавленности как бы уравняла людей и их шансы на стартовой пло- щадке жизни. Почему, спрашивает Лютер, "твою тело, твоя жизнь, дос- тояние и честь так свободны, а мои - нет, хотя мы одинаково являемся христианами, одинаково крещены, имеем единую веру, одинаковые души и все остальное у нас одинаково? Этим Лютер и вслед за ним другие ре- форматоры лишили идею неравенства людей религиозной санкции. Про- тестантизм в рамках национальных культур создал социально-психоло- гические условия, укрепляющие "вертикальные" связи элит и масс, раз- мывающие границы между "верхами" и "низами" общества.           Возникает неизвестная ни Средневековью, ни Античности проблема


© 2011 Рефераты