Политические взгляды
Платона.
Платон (427-347до н.э.),
ученик Сократа, изложил свои взгляды на государство , демократию, политические
режимы и формы правления в своем известном произведении “Государство”.
Чтобы понять политические
взгляды Платона,неоходимо сделать краткий экскурс в его философские воззрения.
Мир , с точки зрения Платона ,двойствен и состоит из идей (эйдосов) и
вещей(прагм).Идеи представляют собой не мыслительные конструкции,но сверхреальность,или
образцы вещей,их отвлеченные сущности.В товремя как эйдосы являются
истинными,вещи в силу своей материальности неистенны,поскольку,как указывал
Платон,сама их материальность извещает их сущьность.Лишь идеи истинны,так как
не отвечает своей сущности.
В своих воззрениях на
государство Платон исходил из того ,что существует идеальное
государство,идеальный образец и его многократные повторения--искажения в
реальном мире вещей.
По мнению
Платона,высказанному им в трактате “Государство”,главной основой идеального
государства является справедливость.Она состоит в том ,чтобы каждому гражданину
было отведено особое занятие,наиболее соответствующее его натуре,т.е.
справедливость есть соответствие реальной вещи своей идее,ведь государство
тогда является идеальным (отвечающим идее государства),когда каждый гражданин
действует в согласии со своей собственной сущностью.А поскольку между людьми существуют индивидуальные
различия,Платон предлагает деление общества на сословия: философов--правителей,
воинов--стражей и ремесленников--производителей. Эти сословия Платон
отождествляет с тремя началами в человеческой душе,а именно: разумным,яростным
и вожделяющим. В подкрепление своего аристократического идеала Платон предлагал
внушать гражданам мифы о том, как бог примешал в души людей частицы металлов: в
души тех из них, что способны править и потому наиболее ценны, он примешал
золота, в души их помошников-- серебра,а в души земледельцев и
ремесленников--железа и меди. Если же у последних родится ребенок с примесью благородных
металлов, то его перевод в высшие разряды возможен только по инициативе
правителей.
Для Платона идеальный
строй--тот,где каждый гражданин тождествен в своих интересах общественному
целому,не представляет собой еще личности, претендующей на индивидуальнуу
самоценность и полную автономию в поступках. У него государство и гражданское
общество представлены в едином, гомогенном , целостном , нерасчлененном
понятии.
Для сохранения сословий
Платон предлагает создать особую систему воспитания для потомков правителей и
стражей. В основу этой системы положены мусическое и гимнастические
искусства.Мусическое укрепляет дух и воспитывает любовь к родине,
гимнастическое укрепляет тело и готовит граждан к защите своего государства.
После окончания обучения этим дисциплинам показавших себя наиболее знающими и
добродетельными юношей начинают готовить к деятельности правителей. Они изучают
искусство рассуждения и ведения споров, а затем философию, венчающую всю
систему знаний.
Целью государства,
которое Платон считал идеальным , как
раз и является обеспечение для максимального числа их граждан условий для
добродеятельной жизни.
Платон выделяет следующие
формы правления: царский строй (монархия), аристократия, тимократия , олигархия
, демократия , тирания. самым правильным и разумным он считает царский строй и
аристократию. Остальные формы правления являются последовательным отклонением
от идеального государства. Сперва аристократия как власть лучших вырождается в
тимократию.
Аристократия --это
правлениелучших с одобрением народа. Властью обладает и правит тот , кто слывет
доблестным и мудрым. В основе такой формы правления лежит равенство по
рождению. По мнению Платона , на роль правителя идеально подходит лишь тот,кто
добровольно не захочет быть правителем и заниматься исправлением чужих пороков.
Наименее подходят люди , руководствующиеся честолюбием , деньгами , почетом.
Чтобы достигнуть единомыслия
и сплоченности двух высших сословий, образующих вместе класс стражей
государства,Платон устанавливает для них общность имущества и бюта. “Прежде
всего никто не должен обладать никакой частной собственностью,если в том нет
крайней необходимости.Затем ни у кого не должно быть такого жилища или
кладовой, куда не имел бы доступа всякий желающий” . Стражам запрещается иметь
семью , для них вводится общность жен и детей.
Гражданам третьего сословия
разрешалось иметь частную собственность, деньги , торговать на рынках ...
Гениально предугадав
значение разделения труда в экономической жизни общества , Платон тем не менее
выступал за ограничение хозяйственной активности и сохранение аграрно
замкнутого, “самодостаточного “ государства .
Вырождение аристократии
мудрых,по его словам, влечет за собой утверждение частной собственности и
обращение в рабов свободных землевладельцев из третьего сословия. Так возникает
критско-спартанскй тип государства, или тимократия ( “ тиме “- честь),
господство сильнейших воинов. Государство с тимократическим правлением будет
вечно воевать.
Следующий вид
государственного устройства-- олигархия-- появляется в результате скопления
богатства у частных лиц . Этот строй основан на имущественном чензе. Власть
захватывают немногие богатые,тогда как бедняки не участвуют в
управлении.Олигархическое государство, раздираемое враждой богачей и бедняков
,будет постоянно воевать само с собой.
Следующей формой
государственного правления, является демократия,которая логически вытекает из
олигархии.Победа бедняков приводит к установлению демократии--власти
народа.Здесь царят своеволие и безналичие. Наконец, чрезмерная свобода
обращаеся в свою противоположность--чрезмерное рабство.Устанавливается тирания
,наихудший вид государства. Власть тиранов держится на вероломстве и насилии.
Главной причиной смены всех форм государства Платон считал порчу человеческих
нравов.Выход из порочных состояний общества он связывал с возвратом к
изночальному строю--правлению мудрых.
Диалог “Законы” является
последним сочинением Платона. В нем он изображает “второй по достоинству”
государственный строй, приближая его к реальной действительности греческих
полисов.
Основные отличия диалога
Законы” от диалога “Государство” таковы.
Во-первых,Платон
отказывается от коллективной собственности философов и воинов и устанавливает
для граждан единый порядок пользования имуществом. Земля является
собственностью государства.Она делится на равные по плодородию участки.Каждый
гражданин получает земельный надел и дом , которыми пользуется на правах
владения. Все остальные виды имущества граждане могут приобретать в частную
собственность , но ее размеры ограничены.
Во-вторых, деление граждан
на сословия заменяется градацией по имущественному цензу.Политические права
граждане приобретают в зависимости от размеров имущества, звписавшись в один из
четырех классов. Разбогатев или обеднев, они переходят в другой класс.Все
вместе граждане образуют правящую верхушку. Помимо занятий в собственном
хозяйстве им вменяется в обязанность служба в войске, отправление тех или иных
государственных должностей, участие в совместных трапизах, жертвоприношения...
В-третьих, производственные
потребности земледелия предполагается теперь полностью обеспечить за счет
рабского труда. Вместе с признанием рабства у Платона появляется и
ипренебрежительное отношение к производительному труду . Предвидя выступления
невольников,Платон советует землевладельцам приобретатькак можно меньше рабов
одной национальности и не провоцировать их недовольство жестоким обращением.
В-четвертых, Платон подробно
описывает в диалоге организацию государственной власти и законы наилучшего
строя.
Идеальным
государственным устройством Платон
называет правление, где совмещены начала демократии и монархии. К таким началам
относятся: демократический принцип арифметического равенства (выборы по
большенству голосов) и монархический принцип геометрического равенства(выбор по
заслугам и достоинству). Демократические начала государства находят свое
выражение в деятельности народного собрания.
Все выборные государственные органы и правители
обязаны действовать в точном соответствии с законом.
В диалоге “Законы” Платон
писал: “ Я вижу близкую гибель того государства,где закон не имеет силы и
находится под чьей-то властью.Там же ,где закон--владыка над правителями, а
они--его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага,какие только могут
даровать государствам боги”.
Изложенные в диалогах
Платона социально-политические программы являлись с точки зрения
консервативными.
Какая из реально существующих форм правления была выбрана Платоном для попытки построения. Эволюция взглядов Платона на систему государственного устройства Диалог Законы. Согласно Платону различия в политических позициях зависят общество. Согласно Платону от чего зависят различия в политических позициях. ЭВОЛЮЦИЯ ВЗГЛЯДОВ ПЛАТОНА НА СИСТЕМУ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА. Реферат Благо и Справедливость в сочинении Платона Государство. Согласно Платону различия в политических позициях зависят. Реферат на тему Платон о формах политического правления. Формы правления и их эволюция в диалогах Государство. Контрольная работа на тему формы правления платона. Форма правления следует у Платона после демократии. Политические взгляды Платона общая характеристика. Идеальная форма правления с точки зрения Платона. Формы правления по платону Москва Россия Москве. Реферат на тему Политическая философия Платона.