рефераты

Рефераты

рефераты   Главная
рефераты   Краткое содержание
      произведений
рефераты   Архитектура
рефераты   Астрономия
рефераты   Банковское дело
      и кредитование
рефераты   Безопасность
      жизнедеятельности
рефераты   Биографии
рефераты   Биология
рефераты   Биржевое дело
рефераты   Бухгалтерия и аудит
рефераты   Военное дело
рефераты   География
рефераты   Геодезия
рефераты   Геология
рефераты   Гражданская оборона
рефераты   Животные
рефераты   Здоровье
рефераты   Земельное право
рефераты   Иностранные языки
      лингвистика
рефераты   Искусство
рефераты   Историческая личность
рефераты   История
рефераты   История отечественного
      государства и права
рефераты   История политичиских
      учений
рефераты   История техники
рефераты   Компьютерные сети
рефераты   Компьютеры ЭВМ
рефераты   Криминалистика и
      криминология
рефераты   Культурология
рефераты   Литература
рефераты   Литература языковедение
рефераты   Маркетинг товароведение
      реклама
рефераты   Математика
рефераты   Материаловедение
рефераты   Медицина
рефераты   Медицина здоровье отдых
рефераты   Менеджмент (теория
      управления и организации)
рефераты   Металлургия
рефераты   Москвоведение
рефераты   Музыка
рефераты   Наука и техника
рефераты   Нотариат
рефераты   Общениеэтика семья брак
рефераты   Педагогика
рефераты   Право
рефераты   Программирование
      базы данных
рефераты   Программное обеспечение
рефераты   Промышленность
      сельское хозяйство
рефераты   Психология
рефераты   Радиоэлектроника
      компьютеры
      и перифирийные устройства
рефераты   Реклама
рефераты   Религия
рефераты   Сексология
рефераты   Социология
рефераты   Теория государства и права
рефераты   Технология
рефераты   Физика
рефераты   Физкультура и спорт
рефераты   Философия
рефераты   Финансовое право
рефераты   Химия - рефераты
рефераты   Хозяйственное право
рефераты   Ценный бумаги
рефераты   Экологическое право
рефераты   Экология
рефераты   Экономика
рефераты   Экономика
      предпринимательство
рефераты   Юридическая психология

 
 
 

Русская философия века


                                                                                                                                
Н.C. Скотникова
                Концепции человека  в 
русской  философии  XIX века.
                          Самарский 
государственный  аэрокосмический  университет
            Философско-антропологическая  мысль в России XIX века демонстрирует
предельное многообразие подходов к проблеме человека. На протяжении столетия
менялись духовные установки и господствующие мировоззренческие течения. Однако
тема человека оставалась неизменной, она служила фундаментом для самых разных
теоретических исканий. “Излюбленная - тема русских размышлений - человек”
/Франк/.
            Панорама
концепций человека, созданных в XIX веке, обширна. В нее входят “авторские”
антропологии  представителей различных
философских направлений.
            Так,
русская философия первой половины XIX века предстает перед нами как история
борьбы двух противоположных направлений: стремления организовать жизнь на
европейский лад и желания оградить традиционные формы национальной жизни от  иностранного влияния. Это был “болезненный
процесс национально- исторического самонахождения и раздумья” /Флоренский/, в
результате которого возникли две идейные программы: западничество и
славянофильство.
            Западничество
и славянофильство составляет главный фокус, вокруг которого и по отношению к
которому оформился идеологический горизонт эпохи 1840-1850 гг., сыгравший
решающую роль в формировании русского национального самосознания и определяющий
дальнейшие судьбы русской философии.
            Среди
широкого круга тем, обсуждаемых западниками и славянофилами, особо выделяется
антропологическая проблематика. Основатели славянофильства А.С.Хомяков и
И.В.Киреевский обосновали концепцию человека, в центре которой - истолкование
духовно - нравственных ценностей с позиций православия.
            В своих
богословских трудах  А.С.Хомяков
обратился к теме соборной  Церкви, через
которую только и может совершиться преображение человека. В отношении Церкви
Хомяков определял соборность как “единство во множестве”. Если взять это
понятие в контексте социальной философии, то можно определить соборность как
общность людей, свободную от антагонизма, объединенных верой в православные
ценности, гарантирующие цельность личности и соборность познания. Соборность -
это примирения в христианской любви и свободы каждого и единства всех.
            Из учения о
Церкви Хомяков выводит собственное учение о личности. “Отдельная личность есть
совершенное бессилие и внутренний непримиримый разлад “ /Хомяков/. Лишь в
Церкви , то есть свободном, проникнутом братской любовью к другим людям
единении во имя  Христа, - только здесь
личность обретает все свои дары, всю полноту ее личного богатства.
            В
антропологии Хомякова с особой силой выдвигается учение о целостности в человеке,
под которой он понимает  “иерархическую
структуру души”: существуют 
центральные силы нашего богообразного разума, вокруг которого должны
располагаться все силы нашего духа” .
            Очевидно,
что антропологические построения Хомякова перекликаются с учением
И.В.Киреевского о целостности духа.
            Цельность
духа - это вопрос о внутреннем устроении жизни, о постоянном поиске “того
внутреннего корня разумения, где все отдельные силы сливаются в одно живое и
цельное зрение ума” /Киреевский/.
            В основу
всего построения философ положил различие “внешнего” и “внутреннего” человека. Внутренний
человек  - это совокупность
способностей человека: способности любви к богу, и помощи к ближнему;
способность ощущать вину, стыд, сострадать, чувствовать красоту. Внешний
человек
- это, выражаясь языком современной социальной психологии, совокупность
социальных ролей, которые весьма часто противоречат друг другу, вызывая
самоотчуждение человека, расколотость и противоречивость внутренней и внешней
жизни.
            Обретение
цельности, то есть путь к господству в человеке “внутреннего средоточия”,
-   в “собирании сил души”. И задача эта
достижима “для ищущего”, но нужен труд, нужна духовная работа над собой.
Человеку необходимо проникнуться стремлением “собирать все отдельные части души
в одну силу, отыскать то внутреннее средоточие бытия, где разум, воля, и
чувство, и совесть, прекрасное и истинное, удивительное и желаемое,
справедливое и милосердное, и весь объем ума сливаются в одно живое единство, и
таким образом восстанавливается существенная личность в ее первозданной
неделимости”/Киреевский”/.
            Антропологические
построения Хомякова и Киреевского восходят к христианскому видению цельного
человека.
            В
противоположность этому исходным пунктом философских взглядов западников было
рационально -  аксиологическое понимание
человеческой личности.
            В.Г.Белинский
не создал собственной антропологии как стройной философской системы. Однако все
его размышления  так или иначе  носят антропоцентрический характер.
            Эволюция
взглядов в конечном итоге привела его к утверждению абсолютной ценности
человеческой личности. “Для меня теперь человеческая личность выше истории,
выше общества, выше человечества” /Белинский/. Во имя личности, во имя ее
полноценного развития и обеспечения “каждому” возможности этого развития, стоит  Белинский за социалистические идеалы.
Человек метафизически не прочен...Мертвая и бессознательно разумная природа
поступает с индивидуумом хуже, чем злая мачеха”. Но если природа безжалостна,
то тем более оснований для людей бережно заботиться о каждом человек.
            Мотивы
персонализма, поиска “социальной правды” во имя освобождения личности от гнета
современного строя вместе с Белинским разделяли и другие представители
западничества.
            Оригинальное
философское творчество А.И. Герцена, его особый подлинный “философский опыт”
были сосредоточены на проблеме 
человека: “личность - вершина исторического мира, к ней все примыкает,
ею все живет” /Герцен/.
            В некотором
смысле Герцен был основателем русского материализма и позитивизма с их
ориентацией на естественные науки. Так , он хотел объяснить человека из мира
природы. Но увы, природа слепа. В ней царит бессмысленная случайность - таков
печальный итог его размышлений. Противоположный природе полюс бытия - моральная
личность во всеоружии своего знания и нравственной ответственности. При
всем желании ее невозможно дедуцировать ни из мира природы, ни из мира истории.
Нужно принимать ее как неоспоримую данность.
            “Вне нас
все изменяется, все зыблется; мы стоим на краю пропасти и видим, как он
осыпается.., и мы не сыщем гавани иначе, как в нас самих, в сознании нашей
беспредельной свободы, нашей самодержавной независимости..” /Герцен/. Так
рождается позиция трагического противостояния миру, который не внушает доверия.
Единственное, что остается непоколебимым - это вера в личность, в ее
нравственные силы, в защиту “естественных движений души”.
            Сходные
умонастроения суммируются в некое психологическое единство и переживаются как
отличия “новых людей” второй половины XIX века от предыдущего поколения.
            Идейным
вождем и ярким представителем материализма и радикализма этого периода был
Н.Г.Чернышевский.
            В его
основной философской статье “Антропологический принцип” в философии” учение о
человеке преподнесено с позиций “новой” антропологии, базирующейся на
материалистическом биологизме. “На человека надо смотреть, как на существо,
имеющее только одну натуру, чтобы не разрезать человеческую жизнь на разные
половины, и рассматривать каждую сторону деятельности, как деятельность всего
организма” /Чернышевский/. Защищая единство человека с “научной точки зрения”,
Чернышевский подчиняет познание принципам, господствующим в сфере физико -
химических процессов. Что вполне соответствовало позитивистским тенденциям
эпохи.
            Известно,
что Чернышевский представлял себе “положительно” нравственного человека как
человека вполне”, цельного и гармоничного в котором корень всех движений - и
корыстных, и бескорыстных - один  и тот
же, а именно “любовь к самому себе”. Однако теория разумного эгоизма ”не мешала
Чернышевскому верить в “почти чудотворную силу личности и горячо сочувствовать
всем тем, кто угнетен условиями жизни.
            Позиции
позитивизма, веры в науку разделяли и представители народничества, радикализма
и социализма. Однако во второй половине XIX века на примере многих философских
построений можно было наблюдать как “независимость и самобытность морального
вдохновения полагают  границы
позитивистской установке ума” /Зеньковский/. И у Герцена, и у Чернышевского, и
с особенной ясностью у П.Л.Лаврова на первое место выступает примат этики.
            Антропологизм
Лаврова основывается на понятии  “цельного
человека”. “Человека есть единство бытия и идеала” /Лавров/, прочным
основанием которого является “наличность морального сознания”. Моральное
сознание, начиная с простого “желания”, создает идеал и движет творчеством
человека, вырывает человека из потока бессознательного бытия, создает
историческую действительность. Лавров суммирует свой антропологизм так:
человек есть источник природы /ибо из данных опыта человек воссоздает
природу”, источник истории /борется за свои идеалы, бросает семя в почву
окружающего мира/, источник собственного сознания /перестраивает свой
внутренний мир/”.
            Проблемы
полноты и целостности, нераздельности человеческой личности, высокий этический
пафос размышлений о человеке оказываются общими для всей русской философской
антропологии XIX века. Но в разнородных идейных течениях эти проблемы получают
различную аранжировку.
            Панорама
антропологических концепций XIX века могла бы быть представлена более
значительным числом персоналий, но, без включения в нее творческого наследия
Ф.М.Достоевского, она вряд ли могла быть полной.
            Вместе со
всей русской мыслью Достоевский - антропроцентричен. Нет  для Достоевского ничего дороже и
значительнее человека, хотя, быть может, нет и ничего страшнее человека.
Человек - загадочен, соткан из противоречий, но он является в то же время - в
лице самого даже ничтожного человека 
-  абсолютной ценностью. Поистине
- не столько Бог мучил Достоевского, сколько мучил его человек, - в его
реальности и в его глубине, в его роковых, преступных и в его светлых, добрых
движениях.
            Сила и
значительность подобного антиномизма у Достоевского в том, что оба члена
антиномии даны у него в высшей своей форме. Основная тайна человека, по
Достоевскому, состоит в том, что он есть существо этическое, что он неизменно и
непобедимо стоит всегда перед дилеммой добра и зла, от которой он не может
никуда уйти: кто не идет путем добра, тот необходимо становится на путь зла.
            Эта
этическая сущность человека, основная его этическая направленность не
предвзятая идея у Достоевского, а  вывод
из его наблюдений над людьми.
            “Идея
человека” пронизывает, центрирует русскую философию XIX века. Во всех различных
течениях русской мысли главным является утверждение того, что  “человек в своей индивидуальности является
нравственной ценностью высшей иерархической ступени” /Бердяев/.  
РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ О МОРАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ КАК СУЩНОСТИ ХАРАКТЕРИСТИКЕ ЧЕЛОВЕКА. Презентация на тему свобода и ответственность личности по философию. Реферат на тему нравственные ценности человека Москва Россия Москве. Реферат на тему Русская философия ой половины века и начала века. Контрольная работа по философии на тему Русская философия века. Реферат Чернышевский Н Г Антропологический принцип в философии. Реферат по философии проблема добра и зла в русской философии. Готовая презентация по философии на тему массовая культура. Реферат по философии на тему человек проблема добра и зла. Контрольные работы по философии на тему русская философия. Реферат по философии на тему природа социальных ценностей. Реферат на тему проблема добра и зла в русской философии. Реферат по теме проблема добра и зла в русской философии. Антропологическая проблема в русской философии реферат. Антропологическое направление в философии века реферат.

© 2011 Рефераты