МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ РАДИОТЕХНИКИ, ЭЛЕКТРОНИКИ И
АВТОМАТИКИ
ДОКЛАД
Студент: Преображенский К.Г.
Группа: ВВ-3-94
Семен Людвигович Франк (1877-1950)
Семен Людвигович Франк философом, который пытался
разъяснить природу человеческой души и знаний человека. Выработать систему
философского миропонимания, в особенности религиозно окрашенную, нелбзя без
теории знания. Франк особенно выделял в человеке два понятия: интуиция и
логическое знание и во всех своих трудах пытался объяснить, что же такое бытие?
Возможность интуиции, говорил Франк, как знания о
бытии, независимом от сознания, объясняется тем, что бытие индивидуума
укоренено в Абсолютном как Всеединстве, вследствие чего всякий предмет до
всякого знания о нем близок к нам совершенно непосредственно, так как мы с ним
"слиты не через посредство сознания, а в самом нашем бытии". Всякое
логическое отвлеченное знание возможно не иначе, как на фоне интуиции этого
Всеединства.
Логическое знание же по Франку, имея дело с
элементами, выделенными из целого, всегда имеет отвлеченный характер и
относится к низшему слою бытия,
прерывистого и лишенного жизни; оно дано в созерцательной интуиции. Все живое
бытие, развертывающееся во времени в форме сплошного творческого становления,
относится к области магического; для постижения его требуется не созерцательная
интуиция, не знание-мысль, а живое знание, знание-жизнь, достижимое в те
моменты, когда наше я "не только созерцает объект, но и живет им".
Философские основы психологии Франк развил в своей
книге "Душа человека". Он исследует в ней стихию душевности как
бытия, проникнутого субъективностью, изучает изменения, происходящие в нем,
когда оно становится осознанным как объект, разграничивает сферу духовного и
душевного.
Учения, изложенные в книгах "Предмет
знания" и "Душа человека", углублены и дополнены в книге
"Непостижимое".
Высказав много знаний о непостижимом, Франк ставит
вопрос, как это возможно, что мистики, признавая Бога непостижимым, в то же
время дают много сведений о Нем. Отвечает он на этот вопрос так. Рациональное
знание достигается путем различения, средством которого служит отрицание.
Непостижимое находится по ту сторону отрицания: оно есть область отрицания
самого отрицания или преодоления отрицания. О непостижимом нельза сказать, что
оно есть "либо одно, либо другое", как всеобъемлющая полнота оно есть
"и то, и другое". Однако это и не точно, В своих Сочинениях Франк
доказывает путем довода рациональных знаний, что невозможно понять
непостижимое, так как мы являемся частью этого, как он называет, самобытия.
В книге "С нами Бог" Франк излагает
основы христианства и доказывает, что все существенное содержание христианства
основано на религиозном опыте, на "встрече человеческого сердца с
Богом", на живом "общении с Богом". Различая два понятия веры,
веру как доверие, и веру, как достоверное знание, Франк показывает, что доверие
к авторитету предполагает такие переживания, которые свидетельствуют, что
авторитет действительно выражает истину о Боге. Следовательно, даже и вера в
религиозный авторитет опирается на веру как знание, основанное на религиозном
опыте. Точно так же он доказывает связь нашего доверия к "положительному
откровению" с нашими непосредственными религиозными переживаниями.
Проблемы социальной философии Франк излагает
главным образом в брошюре "Очерк методологии общественных наук",
Общество есть, согласно Франку, первичная целость, единое существо. Опираясь на
свою теорию знания и на свое учение о душе человека, он показывает, что
сознания различных индивидуумов не обособлены, а всегда до некоторй степени
слитны и что общение индивидуальных сознаний есть "первичное свойство
всякого сознания". Индивидуальное сознание не первично, оно лишь
постепенно дифференцируется из сознания вообще, никогда не отрываясь от целого,
так что индивид в подлинном и самом глубоком смысле слова производен от
общества, как целого.
Мысль о "Творении мира Богом из
ничего" Франк заменил на его такой
теорией творения мира Богом, в которй сохранены только слова
"творение", "творец", но понятий этих нет.
Я думаю, Франк внес огромный вклад в мировую
философию, внеся свои поправки и домыслы в существующие и доказанные
философами, работавшими до него. Также он развил свою, новую теорию о
сотворении мира и разделил понятие личности на интуитивную личность и личность,
основанную на рациональных знаниях.
МОСКВА
1996