Теория функций Функционика Модель личности по Аугустинавичуте
Т е о
р и я ф у н к ц и й
Ф У
Н К Ц И О
Н И К А
модель
личности по Аугустинавичуте
_
Функция
- совокупность особенностей восприятия
, переработки
и выдачи информации по аспекту. Поскольку
аспектов - 8 , то и
функций восемь. Нахождение аспекта в одной и
той же функции у
разных
людей обуславливает одинаковое отношение к этому
аспекту , одинаковую ( при равенстве интелекта )
его осознанность
. Если один
и тот же аспект находится в
разных функциях , то
это обуславливает разное восприятие и отношение к нему .
Что и
составляет
основу различия между типами личности .
Функции
, подобно аспектам , можно описать при помощи прзнаков:
1 )
сильная - слабая
2 )
ментальная - витальная
3 )
акцептная - продуктивная
Таким
образом ,
1 ф. сильная ментальная акцептная
2 ф.
сильная ментальная продуктивная
3 ф.
слабая ментальная продуктивная
4 ф.
слабая ментальная акцептная
5 ф.
сильная витальная акцептная
6 ф.
сильная витальная продуктивная
7 ф.
слабая витальная продуктивная
8 ф.
слабая витальная акцептная
Кратко
опишем признаки :
1) Акцептность - это способность отражать ,
"фотографировать" и репродуцировать
информацию по аспекту .
Продуктивность - определяет возможность
создавать новое по
аспекту
, на основе той информации , которую создала
акцепторная функция .
2) Сила
- предлагает уверенное
владение информацией (
достаточное ее количество ) и волевое влияние на
социум .
Слабость
- означает , что информация по аспекту используется
неуверенно
, ее не хватает, поэтому
по слабым функциям тип
подвержен влиянию социона .
3)
Ментальность ( осознанность ) -
предполагает объективное
изучение мира , стремление перевести
информацию в языковую форму
.
Витальность - предполагает субъективное , "через
себя" ,
изучение мира , требует слияния с изучаемым .
Можно сказать ,
что по ментальным функциям не столько
делают , сколько разговаривают , а по витальным
действуют , мало
задумываясь , они хуже осознанны , чем витальные .
Фунукции
описаны следующим образом :
-
Определение
- Номер
-
Детальное описание
-
Описание приемов развития функции
_ С и л
а -
с л а б о с т ь ф у н к ц и й
Сила функции предполагает наличие информации и навыков в
количестве
, достаточном для разумных и
интенсивных действий.
Спокойное
и уверенное владение этой
информацией . Волевое
внедрение своего мнения в мир . Смелость и
категоричность оценок.
Получение
информации спокойное и
уверенное . При пользовании
сильными
функциями успехи обыкновенны, следовательно,
пользоваться сильными функциями приятно .
Слабость функций определяет
неспокойное, неуверенное и
неврозное владение информацией . Подверженность влиянию социума
на действия , мнения , суждения , эмоции .
Динамическая сторона признака
: сильные функции всегда
полны
информации , готовы
к использованию и
используются (
кинетические );
слабые же функции "не успевают" , нуждаются в
накоплении информации, которую используют в основном не
сами по
себе , а
как горючее для сильных .
_ М е н т а л ь н о с т ь - в и т а л ь н о с т ь
ф
у н к ц и и
Действительность с точки
зрения психики образованна из двух
частей
: извне подаваемой
информации иизнутри познаваемой
действительности
. Причем даже
собственный организм может
изучаться внешним, более осознанным ,
"теоретическим" образом, а
с
другой стороны, наши внутренния ощущения зависят не только
сами от себя ,
но отражают весь окружающий мир . То есть, ощущая
себя, человек неизбежно ощущает весь мир . Поэтому
и существуют
обе
части психики ,
воспринимающие информацию
существенно по
разному . Ментальная часть - воспринимает информацию как бы со
стороны
, как внешние по отношению
к себе предметы , как
рельефный набор обособленных друг от друга
объектов или процессов
. Другая - витальная - отражает мир изнутри организма , как
нечто непрерывное , слитое воедино ,
нераздельное . Ментальные
функции
осмысливают
действительность и сознательно к ней
приспосабливаются . Эта информация распространяется в социуме .
Витальные функции
- эхо внешнего мира в индивиде
. Ментальные
функции
свои проблеммы решают
ментальным способом :
сбор и
передача информации , спор , доказательства ; все в основном
на уровне
второй сигнальной системы .
Витальные - витальными
:
прием сигналов - раздражителей и реакция на них по первой
сигнальной системе . ( т.е. большей частью ,
действием .
Можно сказать ,
что ментальные функции
не столько
действуют
, сколько рассуждають
, а витальные - наоборот.
Ментальное
восприятие предполагает известное
расстояние до
изучаемого , витальное - наоборот , слияние с ним
.
_ А к ц е
п т н о с т ь - п р о д у к т и в н о с т ь
ф
у н к ц и й
Акцептные элементы "отражают , фотографируют ,
репродуцируют действительность и обеспечивают
психику объективной
информацией . Это всегда то , что находится во
внешнем мире вне
психики . Это всегда отражение объективного мира , информация
про объективный внешний мир. И про себя самого, как
про частицу
этой объективности.
Следует отметить ,
что акцептному элементу
всегда присуще
чувство эмпатии или чуство какой-то слитности с
отражаемым . Эти
элементы воспринимают и акцептируют то , что есть
вовне". Эта
информация
воспринимается как объективная
данность , которую
можно
воспринимать,
воспроизводить ( репродуцировать ) и
использовать .
"Коммуникат
продуктивность элемента -
это то , что
извлекается из акцептным методом полученной информации .
Этот
элемент можно
назвать творческим , потому что в
том , что он
извлекает
из акцептным методом
полученной информации , есть
частица того , чего нет и не было в объективном мире . Это его
вывод , его
представление о данном аспекте
объективного мира ;
о том , каким он , этот аспект, в его
представлении является , и
каким
он должен и
может быть.
Продуктивным элементам присуща
инструментальность, а не
эмпатия. Их творчеством является то , что
индивид извлекает из
акцептным элементом доставленной информации ; это
с одной стороны
субъективное приспособление индивида к
объективной реальности, а
с другой - творчество."
Итак , мы имеем два
свойства элемента :
отражение и
репродукция
определенного аспекта с одной
стороны, ипродукция
нового на основе информации , данной объективной
реальностью , с
другой
. На "фабрику"
поставляется сырье ,
производится -
продукция .
Было бы неправильным считать акцептные элементы абсолютно
акцептными
, продуктивные -
исключительно продуктивными .
"Несомненно , продуктивные элементы в
своей активности учитывают
и соответствующие
аспекты в действительности
. То есть они не
только
продуцируют, но в какой то
степени и отражают картину
действительности". Каждый элемент является
сочетанием обоих
свойств: в акцептном преобладает репродукция , в
продуктивном -
продукция
, творчество .
Чем же отличается
творчество по
акцептным и продуктивным элементам ?
Продукция акцептного элемента основывается на моделировании
,
конструировании из
известных элементов .
Функционирование
этого
элемента оценивается по
уровню точности .
Это
воспроизведение
по известным образцам
, это конструктор , в
котором
деталями , кубиками
являются частицы объективной
реальности
, воспринимаемые как
данность. Творчество
продуктивного элемента - это продукция нового,
качественно нового
; изобретательство с долей иимпровизации ; так как аналога нет ,
и что получится
в итоге не всегда известно . В
какой то мере
это творчество индивидом ощущается как более
личное, как критерий
оценки
его личности окружающими . "Удар" или отрицательная
информация
на этот элемент
более неприятна ,
нежели на
акцептный
, так как во втором
случае это вызывает
скорее
удивление
и некоторое недоумение
. " Я же
складывал кубики
заведомо хорошо , как же могло получиться что-то
плохое ? " А в
продуктивном творчестве каждый кубик - личное творение , детище
, в которое человек вкладывает частицу себя
. По акцептным
элементам
индивиду присуще чувство
ответственности , по
продуктивным он гораздо менее уверен и ответственности не берет
, но выполняет
обязанности . По
акцептным мы более склонны
говорить о
недостатках , по продуктивным - о достоинствах .
_ С и
л ь н а я м е н т а л ь н а я
а
к ц е п т н а я
Наиболее сильная ,
осознанная и акцептная
. Количество
информации,
получаемое по 1 аспекту
больше , чем по любому
другому аспекту. Воспринимается эта информация
наиболее глубоко и
"дифференцированно". Происходит получение и
превичная обработка
информации очень естественно и настолько быстро ,
что сам человек
их не
замечает, а просто "имеет
готовую информацию" .
Легкость
получения
и успешность использования информации по 1 аспекту
есть
причина и следствие
того , что человек практически
постоянно
наблюдает за 1
аспектом , снает каналы получения
информации
и пути воздействия на социум
. Имеет четкую сферу
интересов . Ввиду своей уверенности в правильном понимании всего
, что происходит
вокруг 1 аспекта
, не стесняется своих
проявлений
по этому аспекту
. Благодаря умению
отделить
главное от второстепенного , знанию
лучших стандартов , человек
спокойно
переносит критику окружающих
, сам уверенно и
категорично критикует других .
Абсолютная память - возможность в любой
момент вспомнить то
, что однажды было увидено , услышано , понято и
тем более
сделано по 1 аспекту . Поэтому же информация по 1
аспекту и есть
первое , что мы вспоминаем о человеке при встрече
(тип, характер,
должность и т.п.).
1-я
функция - то , что сам человек более всего в
себе ценит
;
получая от внешнего
мира немного по
1 аспекту ,
довольствуется
и этим . В мениях
и деятельности по первому
аспекту человек совершенно не склонен никому подчиняться , свои
мнения упорно отстаивает и не прочь сам
поруководить . Отношение
к другим людям (социумам ) определяется потребностями 1 аспекта
на
данный момент. (Характерно, что советский строй
каждый
критикует с точки зрения своей 1-ой и 3-ей функции ,
что даже
может быть использовано для диагностики типа . )
Первая функция склонна
интересоваться другими больше, чем
собой ( о себе успевает позаботится между делом
) , поэтому ей
нужна арена деятельности , люди, которые слушают и
слушаются. И к
мнению
по 1 аспекту
действительно стоит прислушаться , ведь
человек
за всеми признает
права по 1
аспекту и худого не
посоветует .
Впрочем , по 1 аспекту не любят "метать бисер" , но
близких "для
их же блага" зачастую стремятся всеми способами
подчинить . Хорошее воспитание по 1-й функции- не
демонстрировать
грубо отрицание оценики другого, тактично помогать
.
Резюме
: 1-я функция определяет мировосприятие
человека ,
его "информсационную профессию" , имедж
. Человек имеет по этому
элементу максимум информации , наиболее уверенно
ей пользуется ;
можно сказать, что это самая сильная функция
, "зона личного
произвола".
_ С и
л ь н а я м е н т а л ь н а я
п
р о д у к т и в н а я
Вторая после 1
по силе осознанности функция . Но
в
противоположность
ей не акцептная , а продуктивная . Еслипо
первой
человек выполняет в
обществе роль специалиста ,
консервативного
икритичного пользователя и
расспространителя
лучших из известных ему стандартов, то второй он
пользуется как
инструментом
для достижения целей
по 1, и относится к
соответствующему аспекту именно как
к инструменту . С другой
стороны
, оттачивая и
совершенствуя этот инструмент
( в
соответствии
с тем , как это диктует первая ,
и ни на йоту
больше
!), изобретают и
открывают нечто новое
, дотле
человечеству
неизвестное. И если
первую функцию в соционике
называют
базовой , то
вторую - творческой . В качестве
инструмента может использоваться уже существующая методика , но
поскольку
функция донорная ,
то человеку гораздо интереснее
придумывать самому , чем копаться в старом ,
которое он обычно
даже
не стремится запоминать . Если 1 аспект
рассматривается
человпком как объективно данная часть мира , то 2
аспект - скорее
как свои личные умения , качества и творчество
, поэтому критика
по 2 аспекту переживается гораздо острее , чем
по 1-му , может
даже
возникнуть желание во
что бы то ни стало
доказать
собственную
правоту. Поскольку все мы склонны о других судить по
себе , то и к чужим проявлениям по 2 аспекту мы
относпмся , как
к
своим , т.е.
полагаем свободу творчества
, требуем
раскрепоститься ,
но категорически не принимаем пренебрежения
по этим
аспектам , даже более категорично , чем
по 1 аспекту ,
гипертрофированно остро замечаем недостатки и достоинства других
. Когда
нас просят помочь по 2
аспекту, воспринимаем это как
признание наших успехов и с удовольствием помогаем
. Более того
, при отсутствии последователей по
второму аспекту чувствуем
свою ненужность.
Хорошее воспитание по
второй- отсутствие категоричности в
оценках, ненавязчивость . Тренировка этой функции легче , успех
же тождественен самоутверждению в обществе .
Резюме :
2 функция творческая , здесь человек создает
новое ,
до него не пзвестное . Творчество ради достижения
цели по первой
и самоутверждения .
_ Б л
о к "Э Г О"
Блок -
это пара функций . Акцептная отражает
действительность
,
продуктивная формирует на
основе информации , воспринятой
акцептной,
новую информацию ,
которая может не
вполне
соответствовать
реальности. Эта неполнота
с одной стороны -
недостаток
, а с другой - благодаря
ей и только ей возможно
творчество . Особенно это подходит к блоку
Эго ( от латинского
"Я" ) , который и называется в
соционике блоком творчества .
Общие свойства блока
- строгий диктат
( индивид упрямо
отстаивает
свои мнения и стремится
внедрить их в социум ) ;
знание и
распространение лучших стандартов
, идеалов ; оценка
общества ;
основное средство воздействия (
2-я ради 1-ой ) ;
эго
не знает сомнений , переживаний
, угрызений совести ; при
его реализации индивид смел и бесстрашен , всегда уверен, что
найдет
выход из сложившейся
ситуации; для эго
хапрактерны
словесные поправки по поводу всего, недостаточно
разумного , или
,
наоборот , опасного
; Эго - социально - демонстративный,
автономный или творческий блок ; блок
точной самооценки ; блок
, при реализации
которого человек требует
адекватного его
способностям
и качествам признания
; старание действовать
полностью самостоятельно .
По аспектам
блока Эго шутят
, сами не боятся показаться
смешными , поскольку юмор допустим лишь по аспектам, в которых
человек
чувствует себя сильным
. Не очень-то считаются с
авторитетами
и общепринятыми нормами.
По этим аспектам
не
стесняются вступать в спор , высказывать
возмущение и восхищение
,
диктовать моду и
давать безаппеляционные реплики
.
Прекрасное понимание людей по этим составляющим .
Блок Эго
включается энергично в активность
только после того,
как
приобретает последователей ,
желающих пользоваться его
идеями
, но неспособных
осуществить их ,
соответственно
ситуации ._ С
л а б а я а к ц е п т н а я
м
е н т а л ь н а я
Эту функцию отличает от первой
"слабость". Ей не
уделяется
обычно достаточно
внимания , информация хотя и накапливается
, но медленно , от случая к случаю , уверенности
в ее правильном
восприятии
нет , скорость получения и первичной переработки
невелика , поэтому знаний не всегда хватает
даже для собственных
нужд
. Однако даже очень
большое количество информации
мало
помогает
прибавить уверенности в
себе , поэтому тут нет
четкой
сферы интересов ;
способна заинтересовать любая
необычная информация ( т.е. ,
почти любая ) . Ввиду того, что
человеку трудно здесь отличить главное от
второстепенного , он
при принятии решения колеблется , не
уверен , есть ли у него
право поступать так , как он поступает
, поэтому частенько он
задает
по этому элементу окружающим вопросы , конечно , если
уверен , что к
ним уважительно отнесутся . Поскольку
критика
воспринимается
не очень приятно
, сами критикуют окружающих
очень осторожно , не навязывая своего мнения .
Память по этому
аспекту далеко не идеальная ( как можно четко
запомнить то , что
и в данный
момент воспринимается туманно
) . Мнению других
противостоять
трудно, поэтому есть
желание соответствовать
стандартам,
быть не хуже
большинства . Свои
ошибки индивид
склонен
списывать на то , что не научили . При возможности
помочь ( советом , делом страшнее )
кому - нибудь, человек не
применет выдать имеющуюся информацию, дать совет в
надежде , что
и к нему отнесутся не хуже .
4-й функции
нужна ненавязчивая помощь
делом ( но при этом
пользоваться
прямой помощю других
совестно ) , человек
, с
которым всегда
готов обсудить интересующий
вопрос и одобрить
принятое
решение , нужен свободный приток информации . Тогда
возможен
новый ее уровень развития, человек делается гораздо
более
уверен в себе,
интенсивнее и спокойнее живет, его 4-я
функция начинает напоминать энциклопедию, из которой окружающие
могут
почерпнуть бездну полезного
. Успех тем больше
, чем
спокойнее отношение к данному аспекту , и чем
больше уделяется
ему
внимания . Но
никогда 4-я функция
не бывает настолько
категоричной и волевой , как 1-я . Для нее
невозможно подняться
на тот уровень видения мира и его глобальных проблем , она при
лучшем
своем развитии остается
прикладной и обслуживающей
интересы
самого индивида , его семьи , но не всего социума .
Резюме : 4-я
функция - суггестивная ( внушаемая ) ,
функция
пассивного изучения внешнего
мира и следования
навязываемым стандартам.
_ С л
а б а я п р о д у к т и в н а я
м
е н т а л ь н а я
Самая слабая из
всех ментальных ,
информация
воспринимается очень поверхностно , да и то не
всегда . Четвертая
функция предоставляет мало информации, которой для
точного знания
, чуства и уверенных действий по третьему элементу явно и почти
всегда не
достает. Это определяет и то,
что во первых, очень
тяжело
сопротивляться нажиму окружающих
( МНС ) , который
воспринимается
как очень не
тактичный , а с другой стороны
приводит
к множеству комплексов
, неадекватных реакций на
окружающее
( например ,
самобичевание , чтоб пожалели ) ,
выдумывание реально не существующих вещей и т.п.
( естественно ,
что в дела других человек старается не вмешиваться, если только
это не касается его лично, очень не любит
навязчивых и любопытных
.
Обсуждение возможно только
с его подачи . Комплимент по 3
аспекту настораживает , бывает приятным , только
если не вызывает
сомнений его искренность и на нем не сконцентрировано
излишнее
внимание . Ниудача мучает , надолго выбивает из колеи , перед
другими стыдно. За помощь грех не отплатить )
. Информацию по
3
аспекту труднее всего
понять и запомнить
, потому есть
стремление к обобщениям , обыкновенно выглядящим примитивными и
однобокими . Критика окружающиь воспринимается особенно остро и
обидно .
Здесь нужно не критиковать , а тактично заботится .
Поэтому
же всех , кому плохо по 3 аспекту , жалеют .
Саморегуляция по 3 функции . Станьте
спокойнее , наверняка
не все так плохо , как кажется , спокойнее
относитесь к критике,
старайтесь
спокойно и не
насилуя себя ее учитывать . Больше
общайтесь
с представитялями своей квадры
, и особенно с
дополнениями . ( Лучшее , чего может желать
индивид по 3 аспекту
- это
свобода , не стесненность в выборе
способа действия ,
друга
, на которого и на
мнение которого всегда
можно
положиться . )
Резюме : 3-я
функция - место наименьшего сопротивления ,
самая
слаборазвитая из всех
сознательных , задавленное
творчество,
место комплексов ,
мешающих ее развитию
. Без
преодоления ее слабости полноценная жизнь
невозможна .
_ Общая
характеристика блока
С у п е р э г о
Блок
контроля творчества , наибольших сомнений
и переживаний
, блок
совести ; по блоку и
акцепция , и продукция слабые .
Личность
стремится не выделятся
из ряда других,
применять
испытанные шаблоны и стереотипы . Однако данная
слабость дает
сильнейший
стимул к самосовершенствованию .
Черезмерная
чувствительность
и плохая ситуация по аспектам
блока СуперЭго
приводят к
мукам самооценки и
психосоматическим заболеваниям .
Защищенность тем больше , чем больше накоплено
стереотипов и чем
лучше
типовое окружение. С
другой стороны недостаточная
чувствительность должна приводить к черезмерной
гиперактивности .
Блок
СуперЭго - поиск
самоподчиняющихся и сопереживающих. (
СуперЭго
переходит от разговоров к действию тоже только после
того, как обеспеченные его информацией люди начинают действовать
сами
, ипросто необходимо выравнивать их линию поведения ) .
Оценка себя с точки зрения соответствия
социальным стандартам
, отсюда
сверхценность аспектов блока СуперЭго._ С
и л ь н а я в и т а л ь н а я
а
к ц е п т н а я
Этот
аспект воспринимается как постоянный фон
при 1 аспекте
.
Глубокого познания нет
, можно сказать , что
этот аспект
существует
только "свой" . Другие
по нему оцениваются крайне
редко
. Воспринимются такими
, как они есть .
В своих
собственных
проявлениях индивид разбирается
тем лучше , чем
большего от него
ожидают окружающие, чем
больше рассказывают о
личных и
глобальных проблеммах . Для успешной деятельности по
этой
функции нужна "программа" окружающих. Наличие этой
программы помогает жить, отсутствие - создает у
индивида ощущение
своей
ненужности . Более того ,
соответствующая часть своих
собственных нужд в большей степени
игнорируется , нужды других
воспринимаются , напротив , остро
. Накопленная информация и
умения используются как затычка в прорехах социума
. Более того ,
человек
часто даже сознательно экономит на себе
и изобретает
способы
экономии для других
, чтобы ( как
ему кажется )
улучшить
их ситуацию . Не жертвовать собой
для других тяжело ,
но и разбазаривать не мед ,
поэтому часто возникает
желаниеприбедняться, говорить зараннее , что все
плохо , резервов
нет , пока не успели попросить. Еще более страшно
навязать другим
свою
волю . Сила этой функции
в умении выполнять заказы
общества .
С точки зрения своих нужд
здесь более харрактерно
умениене
проигрывать , чем умение
выигрывать . Собственный
вклад в общество пропорционален затратам
. Если эти затраты
дали
эффект - удовлетворение , если
нет - "жаль , но делать
нечего
. Если программу не удается
выполнить - глубокая
неудовлетворенность, что "недотянул" .
Регуляция : не
стоит себя разбазаривать , не стоит быть
навязчивым , предлагая всем и всюду
"экономить" - это
могут и
не так
понять .
Резюме
: - 1
функция млоасознанного
восприятия потребностей
социума и волевого их претворения .
_ С и
л ь н а я в и т а л ь н а я
п р о д у к т и в н а я
Похожа
на вторую . Это реакция на -1 аспект по
-2 аспекту .
На -2 аспекте
формируется
"полукинетическая"
двигательная
активность на закладываемую по -1 программу . Для
действий по -2
аспекту
характерно выдать наивысший
возможный стандарт ,
одержимость и соревнование. Невозможность выхода
по -2 функции -
причина
подавленности , а активность
выглядит очень спонтанной
.
Необычайно чувствительна к
ошибкам других , но реагирует не
словами
, а действием , что
выглядит как помощь
.
Критиковать
других считается бестактным, хочется служить им
опорой , быть идеальным . Желание быть
идеальным может приводить
к
желанию быть выше
критики и вне
критики , которая может
расстроить.
Хорошее воспитание- не делать из
себя выдуманного
кумира и не забывать о себе .
Резюме :
-2 функция - это наиболее деятельная функция , по
ней осуществляется каждодневный добросовестный
труд ._ Б л о к "И д"
Свои потребности отождествляет с потребностями
общества ,
без
этого отождествления незачем жить . О своих потребностях
заботятся,
если это входит
в заказ .
По этому блоку
нет
изощренного стратегического творчества , этот блок повседневного
труда
, в котором , однако
, стремятся использовать и
исполюзуют лучшие из стандартов .
Блок социальной реализации индивида . Средство
психофизического освоения внешнего мира ,
средство демонстрации
возможностей своего организма . Потребность
быть законченным и
отмеченым ._ С
л а б а я а к ц е п т н а я
в
и т а л ь н а я
В сигналах
- раздражителях по этому
аспекту разобраться
самому
тяжело , они воспринимаются , с одной стороны ,
как
что-то
очень важное, а с
другой стороны - как шум. Человек
чувствует себя
хорошо, только если ему его самого
объясняют и
говорят
, что с собой делать. При
отсутствии этой заботы ,
особенно если есть серьезные проблеммы,
чувствует себя брошенным
ребенком .
Своих проблемм по -4
аспекту редко стесняются ,
легко могут попросить помочь ,
но в этом нет навязчивости ,
это
именно просьба , а
не требование . Притом ,
относясь к
данному
аспекту как к
очень важному ,
стараются не
противопоставлять свои личные интересы чужим ,
существует даже
некоторая жертвенность , чтобы не обвинили в
эгоизме , заметили и
позаботились. Важна и забота , и сам факт ее
наличия , снимающий
тягостную ответственность по -4 функции . Можно
сказать , что по
-4 функции непривередливы .
Критику
воспринимают спокойно ,
как заботу .
Дуализация
позволяет развивать эту функцию . Самовоспитание -
дело трудное .
Характерно физическое избегание неприятного .
Резюме: -4 функция - суггестивная витальная функция , на
мнение человека легко
влиять , он идет за обществом , если
социальная программа учитывает потребности индивида , чувствует
себя счастливым, если не мучает антисовесть .
_ С л
а б а я п р о д у к т и в н а я
в
и т а л ь н а я
Здесь формируется инстинктивная реакция на акцептируемые
-4 функцией сигналы . В их проявлении человек
менее всего волен .
Собственное
состояние по 3 функции
осознается крайне слабо .
Критика крайне неприятна , реакция -
"или не критикуйте , или
помогите " . -3 - мимозообразная функция . Когда
критиковать не
за что , а есть за что хвалить , то это - лучший
комплимент . Все
,
что ухудшает ситуацию
по -3 функции , индивид
пытается
ликвидировать
тут же .
Имеют место декларации
о великом
значении -3 аспекта , Человека , которому плохо по -3-ей , очень
жалеют , и, если могут , стараются помочь ,
особенно, если это -
близкий
. За заботу по -3-ей
человек очень благодарен, она
подкупает.
Сам индивид и
окружающие понимают под
"хорошим
поведением" отсутствие жалоб и демонстраций
по -3 аспекту.
Резюме : -3
- наиболее слабая
из функций ,
самая
малоосознанная, ее неполадки серьезно нарушают работу психики .
-3 аспект
- мотив проблемм ._ Б л о
к СуперИд
Блок
СуперИд - блок отгораживание через самобичевание . Его
результатами
лимитируется деятельность блока
Ид. Акцепция и
продукция
блока слабые .
( Если акцепция худо-бедно идет
-
продукция
совершенно незначительна ,
притом спонтанна и
неуправляема
) . По блоку СуперИд человек не
может разумно
действовать , всегда либо запаздывает, либо суетится , помогает
кому-либо
, когда стоит
позаботится о себе . С
этим блоком
связано физическое самочувствие человека . В
своих проблеммах и
ошибках склонны обвинять кого угодно, но только
не себя - если
худо , а помощи нет , мучает антисовесть ._ М о д е л ь и н ф о р м а ц и о н н о г о
м
ет а б о л и з м а
Функции
- составляют статическую структуру
модели А. Они
не работают по
одиночке , но всегда
парами - блоками
.
Акцептная функция блока по возможности отражает действительность
,
продуктивная реагирует ,
творчески приспосабливаясь .
Происходит
это почти одновременно , тем
быстрее , чем более
сильно
дифференцирована функция. Проследить
их проявление
отдельно
мы можем только
в отдельных случаях.
Блоки тоже
функционируют независимо . Слабые
блоки тоже нуж9аются в помощи
(
действием и (или) объяснением ) , им необходимо время для
накапливания
энергии иинформации. Таким
образом они лимитируют
деятельность
индивида , который
вынужден ориентироваться на
требования социума . Получается динамическая
система :
Э г о 1,2 блок творчества и экспансии
в
социум
СуперЭго
4,3 блок контроля творчества и созна-
тельное
приспособление к воле
социума
Ид -1,-2 блок
повседневного труда , претво-
рение
в жизни воли социума
СуперИд -4,-3 блок,
лимитирующий труд ; нуждаю-
щийся
в коррекции и заботе социума
Таким образом кинетическими болками индивид вторгается
в
дела социума , по блокам СуперЭго и СуперИд
социум вторгается в
дела
индивида . При
правильном функционировании модели
это
обеспечивает всестороннюю включенность индивида
в жизнь общества
, полноценную системную
связь . При нарушении этой связи -
психосоматические заболевания , ассоциальное поведение ,
недореализация личности .
Информация в известном
смысле энергия психики
, она ею
питается, перерабатывает ивыдает . Энергия
эта двух видов
:
ментальная
( здесь информационность наиболее заметна ) и
витальная . Поступление ее происходит
соответственно на 4-ю и на
-4 функции. Поэтому ее можно уподобить бензобаку,
на 3-ем канале
происходит "зажигание" и здесь важно ,
чтобы не выделялось больше
энергии,
чем ее может реализоваться на блоке
Эго . Если Ид
обеспечен
программой , а
Эго - информацией , происходит
продуктивная
деятельность этих блоков. Причем
деятельность 1-го
канала призвана обеспечить приток по 4._ Л И Т Е Р А Т У Р А
1. А.
Аугустинавичуте "Социон"
2."Характеристика интуитивно-логического экстратима"
3."Характеристика интуитивно-этического интротима"
4."Характеристика сенсорно-логического интротима"
5."Характеристика логико-сенсорного интротима"
6."Характеристика этико-сенсорного интротима"
7.
"Характеристика этико-интуитивного интротима"
8. А.
Аугустинавичуте "О
возможностях построения
психологической модели межличностных отношений
"
9.
Филлимонов С.В. "Признак рациональность -
иррациональность в
соционике , или о двух типах в типе "