УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ И ЕГО ПРЕДСТАВИТЕЛИ.
___2План:
1) Утопический социализм и его основные черты.
2) Основные представители.
а) Деятельность Р.Оуэна.
б) Учение А.Сен-Симона.
в) Учение Ш.Фурье.
г) Учение В.Вейтлина.
3) Заключение. Вывод.
_11) Утопический социализм и его основные черты.
Трудно сказать точно
,когда и кем впервые было употреблено слово
"социализм".Принято считать,что это произошло в
1834 г.,когда была
опубликована книга французского писателя Пьера Леру "Об
индивидуализме
и социализме".Тогда же воспользовался этим термином и
один из "героев"
данной темы Роберт Оуэн.
Слово социализм не
имело тогда строго определенного содержания.Оно
обозначало весьма пеструю совокупность убеждения и надежд на установ-
ление справедливого общественного порядка,в котором
эгоизм и своеко-
рыстие владельческих
классов будут преодолены на
началах,исключающих
неравенство в распределении собственности и доходов.
Эту совокупность
социалистических теорий принято определять понятием
"утопических".Слово утопия впервые было произнесено автором одноимен-
ной книги Томасам Мором в 16 в,Он придумал это слово, в
буквальном пе-
реводе с греческого
оно означает - "место ,которого нет".Словом "уто-
пический" характеризуют идеи и представления ,осуществление которых
либо невозможно,либо крайне затруднено.
В чем причины
появления этих идей и их популярности ?
Историки объ-
ясняют факт рождения
социалистического идеала историческими условиями
19 века: в экономике
развитых государств Европы
утверждался капита-
лизм.Его первые
шаги сопровождались разрушением
традиционных основ
жизни многих слоев населения (крестьянства,мелких
торговцев,дворянс-
тва).Рождался рабочий
класс,положение которого в те годы было чрезвы-
чайно тяжелым.Погоня за прибылью исключала саму мысль о необходимости
социальной поддержки
обездоленных слоев населения.Социалистический
идеал возникал как реакция на трудности и лишения
значительных масс
европейского населения,из
желания создать общество,в котором гарантии
благополучия были представлены всем.
а_1) Деятельность Роберта Оуэна.
Роберт Оуэн
(1771-1858) был совладельцем текстильной фабрики в Шот-
ландии.Первые его шаги состояли в: сокращении продолжительности рабо-
чего дня (до 10.5 часов),повышение заработной платы,введение
пенсий по
болезни и
старости,запрещение
детского труда,организации шко-
лы,ясель,детского сада для детей рабочих.
Постепенно он пришел к определенным выводам о причинах
тяжелого по-
ложения рабочих.Он считал,что основным из них являются частная
собс-
твенность и
деньги.Он полагал ,что необходимо упразднить деньги,заме-
нить их трудовыми квитанциями и создать особые
самоуправляющиеся тру-
довые общины,в которых средства и материальные блага
распределяются
по потребностям.
В середине 20-х
гг. 19 в. он попытался построить
такую общину в
США.В штате Индиана была создана колония "Новая гармония".Эксперимент
провалился,Р.Оуэн был
вынужден вернуться в
Англию,где он делал
все,чтобы привлечь внимание к своей деятельности
европейских монархов
и государственных деятелей.
б_1) Учение А.Cен-Симона.
А.Сен-Симон
(1760 - 1825) принадлежал к высшей
французской аристок-
ратии.Целью своей жизни он считал создание
учения,научно объясняющего
общественное развитие и предлагающего справедливые формы
общественного
устройства.
А.Сен-Симон первым
употребил понятие "индустриального общества",под-
метив то обстоятельство,что промышленное машинное
производство стано-
вится основой
экономической системы капитализма.Все общество он делил
на 3 класса -
"бесплодных"
(дворянство,духовенство),бесполезных
для
общественного прогресса,-
и "индустриалов"
(предпринимателей,рабочих
крестьян,ремесленников), производителей материальных благ.
Коренными
недостатками индустриальной системы
он считал конкурен-
цию,обнищание широких
масс населения ,бедственное положение рабо-
чих.Этой системе
был противопоставлен проект
так называемый "новой
промышленной системы", в которой :люди будут трудиться
сообща,в тесном
взаимодействии,на основе плановой организации производства и
распреде-
ления материальных благ по потребностям.
А.Сен-Симон
полагал,что путь к
"новой промышленной системе" лежит
через осознание предпринимателями необходимости опекать ,поддерживать
рабочих,выделять на
их социальное обустройство часть
прибыли.Частную
собственность А.Сен-Симон считал необходимым сохранить.
в_1) Учение Шарля Фурье.
Из всех
социалистических учений первой половины 19 в. наиболее попу-
лярным в России было учение француза Шарля Фурье
(1772-1837).Участники
знаменитого кружка Петрашевского пытались пропагандировать
его идеи в
России.
Главный порок
капитализма он видел в том,что капитализм извратил че-
ловеческие способности
и влечения.Он считал необходимым построить та-
кое общество,в котором труд будет организован на
началах соревнова-
тельности,привлекательности,перемене занятий по потребностям людей.
Он выдвинул проект
создания__ производственно-трудового объединения _. -
"фаланги".Люди вне будут совместно
заниматься сельскохозяйственным и
промышленным трудом,свободно выбирать себе занятия,меняя
время от вре-
мени.Так исчезнут
различия между умственным и физическим трудом,горо-
дом и деревней.Материальные блага он предлагал распределять по тру-
ду,талантам и вложенному капиталу.
г) Учение Вильгельма Вейтлина.
Видным
представителем утопического социализма в Германии был Вильгельм
Вейтлин (1808-1871) учение которого было первым
самостоятельным теорети-
ческим движением Германского пролетариата.
Вслед за
французскими утопистами Вейтлинг требовал создания социалисти-
ческого общества, считая, что основным его принципом будет
равное для всех
распределение труда и одинаковое для всех пользование
жизненными благами.
Его
коммунистический идеал был ограничен уравнительными идеями,
попытками ограничить людей в будущем социалистическом
обществе.
В отличии от французских утопистов Вейтлинг не
возлагал надежд
на господствующие классы и считал, что трудящиеся могут
освобо-
дить себя только сами, путем борьбы.
В своей роботе
"Человечество, каково оно есть и каким оно долж-
но быть" он писал,
обращаясь к рабочим:"Не надейтесь на то, что
соглашением с вашими врагами вы чего-небудь достигните. Ваша на-
дежда только на
собственный меч. Всякое соглашение
между вами и
ими будет только во вред вам. История показывает нам,что
истина
принуждена прокладывать себе дорогу через потоки
крови..."
3) Вывод.
Заключение.
Таковы в основных
чертах учения социалистов-утопистов первой половины
19 века.Легко
заметить то общее ,что было в
них:критика современного
строя основанного на погоне за прибылью ,сочувствие трудящимся,стрем-
ление облегчить
их жизнь, распределение по
потребностям или по тру-
ду,планирование производства.Многие идеи
утопистов-социалистов вошли в
идейный фонд сторонников и продолжателей социалистических
учений.
Защищен
17.03.99г на ОТЛИЧНО. СЕРЕГА.