ЖАН ПОЛЬ
САРТР И ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ.
" Экзистенциализм - это гуманизм". Название этой книги
французского философа , писателя и драматурга Жана Поля Сартра может
служить девизом
экзистенциализма , как самое краткое и точное выражение смысла и назначения
целого направления современной философии .
Экзистенциализм , или философия существования ( от позднелатинского
existentia - существование) зародился в начале 20 века и в
течение нескольких десятилетий завоевал широкое признание и популярность.Среди
первых представителей экзистенциализма принято считать русских философов Льва
Шестова и Николая Бердяева , хотя ос-
новное
развитие это течение получило после
1-ой мировой войны в
трудах немецких мыслителей Мартина Хайдеггера и
Карла Ясперса и
в сороковых годах в
работах Альбера Камю ,
Жана Поля Сартра
и
Симоны де
Бовуар.В то же
время своими предшественниками экзи-
стенциалисты считают Паскаля , Кьеркегора , Достоевского и Ницше .
В философском отношении на
экзистенциализм оказали преобладающее
влияние такое направление как
философия жизни , а
также фено-
менология Гуссерля
и Шеллера .
Экзистенциализм как
яркое проявление нонкомформизма явился
своеобразной
реакцией на духовный кризис
, вызванный войнами и
страданиями .В ситуации
безнадежности и душевной растерянности
призыв экзистенциалистов к
человеческой подлинности , к
чувству
человеческого
достоинства оказался источником мужества и нравственной стойкости .
Экзистенциалистски настроенная личность противопоставляла личное решение ,
волевой акт уверткам "трусливого разума". В этом смысле характерными
являются слова Антуана Сент-Экзюпери :
" Франция приняла бой вопреки правде логиков . . . Логики были
правы . Война для нас означала разгром . Но разве должна была
Франция ради того
, чтобы избавить себя от
поражения , не при-
нимать боя
? Не думаю . И Франция интуитивно пришла к тому
же решению : никакие увещевания не заставили ее уклониться от боя . Дух
в нашей стране взял верх над разумом ."
Именно поэтому
экзистенциализм нельзя назвать академической док-
триной .Его основная тема - человеческое существование , судьба личности
в современном мире , вера и неверие , утрата и обретение смысла жизни , близкая
любому художнику , писателю , поэту , с
одной стороны , делает это направление популярным среди художественной
интеллигенции ( Э. Хемингуэй ,С. Беккет , А. Сент- Экзюпери ), а с другой -
побуждает самих экзистенциалистов обращаться к язы-
ку искусства ( Сартр , Камю ,
Марсель ) .
Экзистенциализм тесно соприкасается с религиозным
восприятием мира , причем это в равной степени относится как к религиоз-
ному направлению экзистенциализма ( Ясперс
, Марсель , Бердяев , Шестов),
так и
к атеистическому ( Хайдеггер
, Сартр , Камю , Мерло-Понти ),
поскольку важный мотив экзистенциалистского творчества - признание
того , что бог умер (
" из жалости к человеку", как часто цитируют Ницше) , сопровождается
утверждением невозможности и абсурдности жизни без бога .
Одним из крупнейших представителей атеистического
экзистенциализма является и Жан Поль Сартр . Он родился в 1905 году,
образование получил в лицеях Ла-Рошели , кончил Высшую нормальную
школу в Париже по отделению философии , в 1934 году ста-
жировался во
Французском институте в Берлине .Господствовавший тогда во французской
университетской культуре абстрактный идеализм
Брюнсвика был
бессилен что-либо противопоставить идеологии гит-
леризма , угрожавшего миру разрушением всех человеческих ценностей.
Именно в эти годы всеобщей безысходности Сартр начал свою ли-
тературную и
общественную деятельность . Известность Сартру принесли роман
"Тошнота" (1938) и сборник рассказов "Стена" (1939) , в
которых ярко
проявилось мировоззрение писателя
. В
самое труд-
ное для
Франции время
,в годы фашистской
оккупации Сартр , вер-
ный внутренним убеждениям , был активным
участником Движения Соп-
ротивления ; тогда им была написана основная философская работа
"Бытие и ничто", ставшая его докторской диссертацией . Но попу-
лярность Сартр приобрел в послевоенные годы , когда он , совмещая
общественную и литературную деятельность (Сартр был основате-
лем и
директором журнала
"Les Temps Modernes", участником много-
численных движений
и организаций) , проявил
себя как писатель
и драматург , автор романной трилогии "Пути к
свободе"(1945-1949), ряда пьес и автобиографической повести
"Слова"(1964) , принесшей
ему высшее официальное признание - Нобелевскую премию ( от которой
Сартр поспешил отказаться , не желая связывать свое имя с иде-
ологически ангажированным институтом ) . На закате своего творческого
пути Сартр все более заметно склонялся к левым , социалистическим идеям ,
однако это не помешало ему выступить с
критикой марксизма как догматического , материалистического учения
("Марксизм и экзистенциализм") .Независимая жизненная позиция , бу-
нтарский дух Сартра достаточно убедительно отражают его
фило-
софское мировоззрение , которое
внесло значительный вклад в
развитие экзистенциализма .При этом идеи Сартра достаточно
точно вписываются в рамки базовой теории
экзистенциализма ,
поэтому, прежде
чем рассматривать вклад французского философа
как таковой ,
в методологическом плане представляется целесо-
образным дать общий анализ основных положений
экзистенциализма .
Экзистенциализм как целостное учение строится на принци-
пиально новом понятии такой
категории , как бытие
. Экзистенци-
алисты стремятся понять бытие как
нечто непосредственное и
преодолеть
интеллектуализм как традиционной рационалистической философии , так и науки ,
предполагающей опосредование - этот основной
принцип мышления . Бытие , согласно экзистенциалистам , не есть ни
эмпирическая реальность , данная нам во внешнем восприятии , ни
та система связей , которая конструируется научным мышлением , ни мир
умопостигаемых сущностей , познание которого составляло задачу классического
рационализма ; во всех этих случаях проводится раз-
личие и даже противопоставление субъекта объекту . Преодоление этой
противоположности объекта и объекта , если оно допускается , как , например , у
Спинозы или Гегеля , для рационалистов возможно лишь в мышлении и является
конечным пунктом , целью их философствования . Экзистенциализм рассматривает
бытие как некую изначальную
непосредственную , нерасчлененную целостность субъекта и объекта ;
познаваемое и познающее в их целостности должны совпасть , и бытие может быть
постигнуто только через самое себя . При этом
в качестве изначального и подлинного бытия выступает переживание
субъектом своего "бытия- в-мире". Таким образом , бытие здесь дано
непосредственно , в виде собственного бытия - существования , то
есть экзистенции .Для описания
структуры экзистенции экзистенциа-
листами был
использован феноменологический метод Гуссерля - в качестве структуры сознания
выделялась его направленность на другое , интенциональность . В атеистическом
варианте экзистенциализма ,
теоретиком которого
был , в частности Сартр , экзистенция определяется как бытие , направленное к
ничто и сознающее свою конечность . Структура экзистенции описывается в виде
набора моду-
сов человеческого существования . Такие модусы экзистенции , как забота
, страх , решимость , совесть определяются через смерть , как
способ соприкосновения
с ничто . Поэтому именно в пограничной ситуации человек прозревает экзистенцию
как глубочайший корень
своего существа .Важнейшим свойством экзистенции является выхождение за
свои пределы , или трансцендирование . С точки зрения религиозного
экзистенциализма , трансцендентное - это бог , и хотя он не познаваем , но все
духовное творчество есть выражение стремления к богу , попытка выразить его ,
хотя и терпящее крушение из-
за невозможности адекватного постижения бога .А продукты это-
го творчества есть ни что иное , как шифры трансценденции .Экзистенциалисты-атеисты
, в свою очередь , определяют трансценденцию
как ничто ,
как глубочайшую тайну
экзистенции .
Социальный смысл учения об экзистенции и трансценденции раскрывается в
экзистенциалистских концепциях личности и свободы .
Личность , как ее видят экзистенциалисты , является самоцелью , а
коллектив при этом выступает лишь как средство , обеспечивающее
возможность материального существования составляющих его индивидов (
поскольку развитая экономика предполагает объединение коллективных
усилий ). А общество в целом призвано обеспечивать возможность
свободного духовного развития каждой личности , гарантируя ей пра-
вовой порядок ,
ограждающий личность от посягательств на ее свободу . Но роль общества , по
мнению экзистенциалистов , остается ,
в сущности , отрицательной : свобода , которую оно может предоставить
индивиду , является лишь частным ее проявлением - свобода эко-
номическая , политическая и т.д. Подлинная же свобода начинается по ту
сторону социальной сферы , в мире духовной жизни лично-
сти , где индивиды сталкиваются не как производители материальных благ
и не как субъекты правовых отношений , а как экзистенции.
Общество таким
образом лишь ограничивает личность .
Экзистенциализм перемещает центр тяжести с родового , общественного на
единичного человека . При этом , однако , для религиозного экзистенциализма
важен индивидуум не сам по себе , а
лишь постольку , поскольку он есть
"явленность
трансцендентального".
В этой связи вводится различие индивидуальности и личности . По словам
Бердяева "личность предполагает существование сверхличного , того , что ее
превосходит и к чему она поднимается в своей
реализации . Личности нет , если нет бытия выше ее стоящего . Тогда
есть лишь индивидуум , подчиняемый роду и обществу , тогда
природа стоит выше
человека и он лишь часть ее ." Экзистенциализм различает в человеке как
бы несколько слоев : природный ( биологический и психологический ) , изучаемый
естественными науками и составляющий его природную , эмпирическую
индивидуальность;
социальный , изучаемый социологией ; духовный , являющийся предметом
изучения истории и философии ; и , наконец , экзистенциальный , который
не поддается научному
познанию и может быть лишь "освещен" философией .Рассматривая
проблему свободы , экзистенциализм отвергает
как рационалистическую просветительскую традицию , сводящую свободу
к познанию необходимости , так и гуманистическую , для которой свобода
состоит в раскрытии задатков человека , раскрепощении его
"сущностных" сил . Свобода в понимании экзистенциалистов -
это сама экзистенция , экзистенция - это и есть свобода . Поскольку же стру-
ктура экзистенции выражается в
направленности вовне , в
трансцен-
дировании , то понимание свободы
различными представителями экзис-
тенциализма определяется их
трактовкой трансценденции
, которая в
сущности и является
"обиталищем" человеческой свободы . Для религиозных
экзистенциалистов это означает , что только в боге можно обрести свободу .
В этом смысле экзистенциалисты по-новому
выразили понятие
свободы воли , возрождая кантовский категорический императив . В духе
Канта экзистенциалисты подчеркивают , что человек отличается
от всех природных существ способностью выбирать самого себя и нести
ответственность перед самим собой за свой выбор ; более
того , выбирая
себя , человек тем
самым выбирает и
все человече-
ство , так
что выбор - не просто
его частное дело .
Однако у
Канта человек
должен выбирать себя
по закону морального
долга,
а в атеистическом варианте
экзистенциализма он не
имеет ника-
кого содержательного критерия выбора : он выбирает себя перед лицом
непознаваемого трансцендентного ничто . Так , по Хайдеггеру,
выбор своего Я предполагает поставить
себя перед самой
после-
дней возможностью
своего бытия - смертью . Тем самым человек освобождается от власти сущего , от
предметного и социального мира,
и оказывается перед лицом бытия , которое есть ничто . Поскольку
подлинное бытие и его "принципы" не могут быть сформулированы в виде
общезначимых моральных требований , постольку человеку нич-
то не может облегчить
задачу выбора . Однако бытие , по Хайдеггеру , "говорит" человеку в
минуту самого глубокого молчания ,
и только актом своего
выбора перед лицом ничто человек обнаруживает - для себя и мира , что ему
"сказалось" в этом молчании .
В религиозном экзистенциализме выбор происходит перед
лицом бога . Согласно Бердяеву , подлинный выбор - это выбор в себе
образа "божьего" ,который составляет сущность личности , но
является скрытым для самого индивида , пока он живет в мире
"обыденности".
Но поскольку в религиозном экзистенциализме бог выступает лишь в своих
отрицательных определениях , то в такой
трактовке свободы выбора нельзя найти какого-либо содержательного
критерия , за что экзистенциализм подвергается критике со стороны
традиционного христианства .
Характерна в этом отношении экзистенциалистская
трактовка такого важного понятия нравственной философии , как совесть .
Поскольку
экзистенциализм не
устанавливает
содержательных критериев добра
и
зла , т.е.
не строит систему
нравственной философии , постольку
совесть определяется
им как призыв экзистенции выбрать себя подлинно , найти себя . Совесть не есть
призыв быть добрым и избегать зла - она есть призыв быть самим собой , а не
"другим",
не "посторонним". Быть свободным - значит не поступать и не
думать так , как поступают и думают все . Быть свободным , быть экзис-
тенцией значит быть самим собой , поэтому
, по
слова Сартра
"человек обречен быть свободным . Свобода предстает
в экзистен-
циализме как тяжелое
бремя , которое должен нести человек , поскольку он личность . Он может
отказаться от своей свободы,
перестать быть самим собой , стать "как все" , но только
ценой отказа от себя как личности . Мир , в который при этом по-
гружается человек , носит
у Хайдеггера название
"ман" ( man -
неопределенно-личное местоимение , аналогичное "всеемству" Достоевс-
кого ) ; это
безличный мир , в котором все
анонимно , в кото-
ром нет субъектов действия , а есть лишь объекты действия ; это мир , в
котором никто ничего не решает , а потому и
не несет ни за что ответственности , мир всеобщей круговой поруки . У
Бердяева этот мир носит название "мира объекти-
вации" , признаками
которого являются : "... 1) отчужденность объекта
от субъекта ; 2)
поглощенность неповторимо - индивидуального , личного общим , безлично -
универсальным ; 3) господство необходи-
мости , детерминации извне
, подавление и закрытие свободы ;
4) приспособление к
массивности мира и истории , к среднему человеку , социализация человека и его
мнений , уничтожающая оригинальность ." Единственный способ преодоления
этого мира ,- учит экзистенциализм ,- самому стать личностью , перестать жить
в соответствии с внешними принципами . Однако быть свободным гораздо труднее
, чем отказаться от свободы : в век всеобщей унификации и
тотальной социализации остаться неунифицированным , в век полного
отчуждения остаться неотчужденным , в век всеобщего безверия ос-
таться верным вере как
таковой , в то же время не имея действительно живой и конкретной веры ,
неимоверно трудно . Это значит все время идти против течения , быть обреченным
на нонкомформизм , быть вечным аутсайдером в этом мире . Знать , что нет
сословия или класса , внутри которого ты будешь "своим", что
нет такого уголка на земном шаре , где не пришлось бы жить,
постоянно сопротивляясь принятым нормам жизни , что нет такой
"позитивности" , с которой можно себя отождествить - это и значит
жить "перед лицом ничто", будет ли это ничто именем
неведомого бога или названием действительной пустоты . Поэтому под знамя
экзистенциализма встают
и те , кто ищет нового ,
неведомого бога,
и те ,
кто ничего не
ищет , а лишь предает
анафеме все су-
ществующее . Таков общий настрой постоянно ищущего , отрицающего ,
неудовлетворенного и "безблагодатного", по выражению Бердяева , экзи-
стенциализма . С
особенно страстным пафосом этот настрой проявился в творчестве Жана Поля
Сартра , наверное , самого атеисти-
ческого , левого
и пессимистического из экзистенциалистов . Миропо-
нимание Сартра
сформировалось в мире , зашедшем в тупик , абсурдном , где все традиционные
ценности рухнули . Первый акт философа
должен был , следовательно , быть отрицанием , отказом , чтобы выбраться
из этого хаотичного мира без порядка и цели . Отстраниться от мира , отвергнуть
его - это и есть в человеке специфически
человеческое :
свобода . Выражаясь словами
самого Сартра , вся
его система взглядов строится на
двух постулатах экзистенциа-
лизма . Во-первых , в качестве отправной точки Сартр воспринял формулу
Достоевского "если бога нет , все позволено", дав ей до-
статочно широкое
толкование : " В самом
деле , все позволено , ес-
ли бога
не существует . И
следовательно , человек покинут ,
бес-
помощен , потому
что ни в
себе , ни вовне
ему не на
что
опереться . Прежде
всего , у него
нет оправданий . Если
бога не
существует , мы не имеем перед собой каких-либо моральных ценностей
или повелений , которые оправдывают наши поступки . Не мо-
жет быть
больше добра a priopi ,
так как нет
бесконечного и
совершенного разума , чтобы его мыслить . И нигде не записано, что
добро существует , что нужно быть честным , что нельзя лгать, и это именно
потому , что мы находимся в такой плоскости ,
где есть только люди . Мы одиноки , и нам нет извинений ." Во-
-вторых , Сартр отталкивается в своих рассуждениях от известного
экзистенциалистского принципа "существование предшествует сущности ".
Суть этого принципа
Сартр раскрывает достаточно подробно : " Атеистический экзистенциализм
учит , что если бога не существует ,
то есть по крайней
мере одно такое существо , у которого существование предшествует сущности ,
существо , которое начинает существовать прежде , чем его можно определить
каким-либо понятием .
Этим существом и является человек , или , как говорит Хайдеггер,
человеческая реальность . Что означает здесь , что существование
предшествует сущности
? Это значит , что человек сначала существует , оказывается , появляется в
мире и только потом он определяется . В представлении экзистенциалиста человек
потому не поддается определению , что он первоначально ничего собой не представляет
. Он станет человеком лишь позже и станет таким человеком , каким он сам себя
сделает . Таким образом , нет человеческой природы , как нет и бога , который
бы ее изобрел . Но
человек не только таков , каким он себя представляет , но таков, каким
он проявит волю стать , и поскольку он представляет се-
бя после того , как уже начал существовать , и проявляет волю после
этого прорыва к существованию , то человек есть лишь то, что он сам из себя
сделает . Человек - это существо , которое
устремляется навстречу
будущему и сознает , что оно себя проектирует в будущее . Человек - это прежде
всего замысел , который
живет своей собственной жизнью . Ничто не существует до этого замысла ,
ничего нет на сверхчувственном небе , и человек станет
прежде всего тем , чем он запроектировал быть ". Это высказывние,
несмотря на кажущуюся пространность , является очень важным для
понимания дальнейших построений экзистенциалистской теории Сартра .
Полагая человека единственным источником воли , Сартр справедливо связывает эту
волю с ответственностью : " Но если действительно
существование предшествует сущности , то человек ответствен за то, что
он есть . Таким образом , первым делом экзистенциализм дела-
ет каждого человека
собственником того , что он есть , и возлагает на него полную ответственность
за его существование ... Но
когда мы говорим , что человек ответствен за себя , то это не значит ,
что он отвечает только за свою собственную личность . Он отвечает за всех .
Выбирая себя , человек выбирает всех лю-
дей . Нет ни одного такого нашего действия , которое , создавая из нас человека
, каким мы хотим быть , не создавало в то же
время образ человека , такого , каким он , по нашим представлениям
должен быть . Выбор того или иного означает в то же время
утверждение ценности того , что мы выбираем , так как мы ни в коем
случае не можем выбрать дурное ."
Таким образом , концепция свободы воли развертывается у Сартра в
теории "проекта", согласно которой индивид не задан самому
себе , а проектирует ,
"собирает" себя в качестве такового . Поэтому трус , например ,
ответствен за свою трусость , и "для человека нет алиби".
Экзистенциализм Сартра стремится заставить человека осознать , что он
полностью в ответе за самого себя,
свое существование и окружающее , ибо исходит из утверждения , что , не
будучи чем-то заданным , человек постоянно строит себя
посредством своей активной субъективности , "проекта",
"выбора". Не малую роль в этом играет воображение , в котором
открывается
существенный акт сознания : суть его в том , чтобы отстраниться от
данного мира "в себе" и оказаться в присутствии того , что
отсутствует . "Акт воображения - магический акт : это колдовство , за-
ставляющее появиться вещь , которая желательна ". Строя в своем
воображении проекты самого себя , человек оказывается "впереди , по-
зади себя ,
никогда - сам ". А экзистенция и есть
постоянно жи-
вой момент
деятельности , взятый в виде внутрииндивидуального состояния , субъективно .
Но экзистенциализм Сартра не находит иной основы , из которой человек
мог бы развить себя в качестве подлинно самостоятельного субъекта , кроме
абсолютной свободы и внутреннего един-
ства
"проектирующего я". В этом своем возможном развитии личность одинока
и лишена опор . Место активной субъективности в
мире , ее
онтологическую основу Сартр
обозначает как "ничто".
По мысли Сартра , "... человек , без всякой опоры и без всякой
помощи , осужден в каждый момент изобретать человека", и
тем самым
"человек осужден на свободу". Но тогда основой подлинности могут
быть только иррациональные силы человеческого под-
полья , природа самого
индивида , его уникальные биологические зависимости , события и травмы
глубокого детства , довлеющие над
индивидом , как рок . Определяющие человеческое поведение интуиции,
подсказки подсознательного , безотчетные душевные порывы и рационально
неосмысленные решения неминуемо приводят к пессимизму или к агрессивному
своеволию индивида : "История любой жизни есть ис-
тория поражения".
Появляется мотив абсурдности существования : "Абсурдно , что мы рождаемся
, и абсурдно ,что мы умираем ". Человек ,
по Сартру , - бесполезная страсть .
Сартр , несомненно , понимал , насколько тяжел груз
свободы для человека , не имеющего внутренней опоры , подавленного насле-
дием подсознательного
, постоянно мучимого чувством тревоги и страха перед самим собой . И он не
стоил иллюзий насчет способности человека быть действительно свободным - тем
более , что действительность могла развеять любые иллюзии . Поэтому
неудивительно,
что все произведения
Сартра пронизаны критикой и неприятием окружающего мира . Индивида в
современном обществе Сартр понимает
как отчужденное
существо , возводя это конкретное состояние в метафизический статус
человеческого существования вообще . Всеобщее
значение космического
ужаса приобретают у Сартра отчужденные формы человеческого существования , в
которых индивидуальность стандартизирована и отрешена от исторической
самостоятельности , подчинена
массовым ,
коллективным формам быта , организации , государства , стихийным экономическим
силам , привязана к ним также и своим рабским сознанием , где место
самостоятельного критического мышления
занимают общественно принудительные стандарты и иллюзии , требования
общественного мнения и безличной "молвы" и где даже объективный разум
науки представляется отделенной от человека и враждебной
ему силой .
Отчужденный от себя человек , обреченный на неподлинное существование , не в
ладу и с вещами природы - они глухи
к нему , давят его
своим вязким и
солидно-неподвижным присутст-
вием , и
среди них может
чувствовать себя благополучно устроенным
только общество
"подонков",
человек же испытывает "тошноту".
Жить
в этом обществе , по
мнению Сартра , как
живет в нем
"дово-
льное собой
сознание", можно лишь отказавшись от себя , от личности подлинной , от
решений и выбора , переложив последние на
чью-либо анонимную ответственность - на государство , нацию , расу ,
семью , других людей . Но и этот отказ - ответственный акт лично-
сти , ибо
человек обладает свободой
воли всегда .
Неся критическую оценку мироустройстройства ,
экзистенциализм Сартра так и не смог предложить достаточно определенных пу-
тей его преобразования. Именно эта неконструктивность и
оказа-
лась самым
слабым местом экзистенциализма, что и определило
его
дальнейшую судьбу.
Учение о свободе и проблема смысла жизни во французском экзистенциализме. Человек это существо которое устремляется навстречу будущему и сознает. Человек станет прежде всего тем чем он запроектировал быть эссе. Реферат на тему биография и творчество Жана Поля Сартра. Реферат на тему экзистенциализм основные темы и учения. Человек и мир абсурда в рассказе стена сартра. Человек и мир абсурда в рассказе стена сартр. Что по мнению Сартера ограничевает свободу. Экзистенциализм политические взгляды сартр. По мнению сартра человеческая экзистенция. Экзистенциальные страхи и творчество. Сартр сознательное и подсознательное. Экзистенциальные смыслы добра и зла. Сартр о развитии образного чувства. Сартр французский экзистенциализм.