рефераты

Рефераты

рефераты   Главная
рефераты   Краткое содержание
      произведений
рефераты   Архитектура
рефераты   Астрономия
рефераты   Банковское дело
      и кредитование
рефераты   Безопасность
      жизнедеятельности
рефераты   Биографии
рефераты   Биология
рефераты   Биржевое дело
рефераты   Бухгалтерия и аудит
рефераты   Военное дело
рефераты   География
рефераты   Геодезия
рефераты   Геология
рефераты   Гражданская оборона
рефераты   Животные
рефераты   Здоровье
рефераты   Земельное право
рефераты   Иностранные языки
      лингвистика
рефераты   Искусство
рефераты   Историческая личность
рефераты   История
рефераты   История отечественного
      государства и права
рефераты   История политичиских
      учений
рефераты   История техники
рефераты   Компьютерные сети
рефераты   Компьютеры ЭВМ
рефераты   Криминалистика и
      криминология
рефераты   Культурология
рефераты   Литература
рефераты   Литература языковедение
рефераты   Маркетинг товароведение
      реклама
рефераты   Математика
рефераты   Материаловедение
рефераты   Медицина
рефераты   Медицина здоровье отдых
рефераты   Менеджмент (теория
      управления и организации)
рефераты   Металлургия
рефераты   Москвоведение
рефераты   Музыка
рефераты   Наука и техника
рефераты   Нотариат
рефераты   Общениеэтика семья брак
рефераты   Педагогика
рефераты   Право
рефераты   Программирование
      базы данных
рефераты   Программное обеспечение
рефераты   Промышленность
      сельское хозяйство
рефераты   Психология
рефераты   Радиоэлектроника
      компьютеры
      и перифирийные устройства
рефераты   Реклама
рефераты   Религия
рефераты   Сексология
рефераты   Социология
рефераты   Теория государства и права
рефераты   Технология
рефераты   Физика
рефераты   Физкультура и спорт
рефераты   Философия
рефераты   Финансовое право
рефераты   Химия - рефераты
рефераты   Хозяйственное право
рефераты   Ценный бумаги
рефераты   Экологическое право
рефераты   Экология
рефераты   Экономика
рефераты   Экономика
      предпринимательство
рефераты   Юридическая психология

 
 
 

Доклад: Олимпийское образование: определение сущности и перспективные направления научных исследований

Олимпийское образование: определение сущности и перспективные направления научных исследований

Результаты многочисленных исследований, проведенных среди школьников, студентов, учителей физической культуры и тренеров по видам спорта (В.И. Столяров, 1990, 1993; И.В. Баринова, 1994; О.И. Самусенков , 1994; Д.И. Ипатов, 1995; К.Н. Ефременков, 1998; J. Kosewiez, 1998; A. Rychtecky, R. Naul, 1998; В.Н. Сергеев, 2000, и др.), свидетельствуют о том, что наряду с растущим интересом молодежи к спорту, Олимпийским играм наблюдается слабое усвоение ими идеалов, ценностей и традиций олимпизма. Это подтверждает актуальность и необходимость олимпийского образования для развития олимпийского движения, прогресса всего общества.

Последнее обстоятельство объясняет растущий интерес к указанной проблеме, что отражается в активизации научных исследований, направленных в первую очередь на разработку и совершенствование программ и методик олимпийского образования среди отдельных социально-демогра фических групп.

Опираясь на результаты собственных исследований (В.Н. Сергеев 2000), можно отметить, что олимпийское образование представляет собой целостное социальное явление, определенный социальный институт, включающий в себя устойчивые социальные группы, формы деятельности людей, учреждения, нормы, обычаи и традиции; знания, умения, навыки, привычки людей действовать согласно гуманистическим принципам и ценностям олимпизма. Его главный системообразующий фактор - гуманистически организованный педагогический процесс, направленный на обеспечение условий для активного овладения молодежью знаниями, идеалами и ценностями олимпизма, превращение последних в действенные мотивы поведения индивидов, нормы гуманистического образа жизни людей. Данное положение объясняется тем, что олимпизм как гуманистическое мировоззрение, система ценностей и идеалов не может быть реализован (т.е. переведен из объективированной, зафиксированной в текстах, ритуалах, обычаях и традициях, формы в живую, личностную форму усвоенных индивидами знаний, умений, навыков и привычек действовать в соответствии с идеалами и ценностями олимпизма) иначе как путем гуманистической организации олимпийского образования. Только гуманистически ориентированный педагогический процесс может быть адекватной формой содержания олимпизма, а стало быть, и закономерно стью реализации олимпийского образования.

Отсюда следует, что все средства, методы, формы и направления педагогического процесса должны быть пронизаны гуманистическим смыслом, ориентированы на развитие личности, а не на ее подавление. Олимпийские идеалы и ценности воспринимаются и усваиваются только свободной и творческой личностью. Причем таковой должен быть как учитель, так и ученик.

Конечной целью и результатом реализации олимпийского образования выступают человек, думающий и действующий в соответствии с принципами Олимпийской хартии, и гуманистические нормы взаимоотношений между людьми, культивируемые олимпизмом.

Процесс реализации олимпийского образования состоит из четырех актов: производство знаний и других духовных ценностей, их обмен, трансформация и потребление. Данный процесс также основывается на гуманистических закономерностях реализации олимпийского образования и соответствующих им педагогических принципах (сотрудничества, всесторонности, соразмерности и постепенности, гуманитарной сущности олимпийского образования, гармонии общего и особенного, смыслообразовательной деятельности, активности, диалогичности, индивидуально-творческой ориентации, профессио нально-этической взаимоответственности), являющихся методологической основой для разработки конкретных средств и методов, педагогических методик и технологий, создающих гуманистическую форму организации олимпийского образования. Разработка и обоснование этих принципов применительно к различным социально-демографическим группам - это направление целого комплекса исследований.

Кроме того, рост эффективности данного педагогического процесса связан с решением двух групп задач, конкретизирующих, во-первых, научно-познавательный и, во-вторых, социально-педа гогический аспекты олимпийского образования. Дело в том, что образование по своей сути есть процесс возникновения в сознании человека образа объективно существующей природной, социальной или духовной связи, отношения, зависимости. Благодаря этому субъективному образу человек может успешно действовать. Поэтому-то образование имеет для него практическую ценность.

Известно, что образование как целенаправ ленный процесс возникновения субъективного образа объективной реальности может осуществляться двумя путями:

- как появление (производство) в ходе научно-исследовательской деятельности новых (ранее неизвестных человечеству) знаний;

- как процесс передачи и усвоения ранее накопленных знаний.

Конкретные средства, методы, педагогические методики и технологии, обеспечивающие эти два аспекта реализации олимпийского образования, - предмет последующих научных исследований.

Второй аспект - социально-педагогический - нуждается в дальнейших исследованиях еще и потому, что он имеет как минимум две стороны. Во-первых, передача и усвоение знаний могут происходить целенаправленно, т.е. через педагогическую, агитационно-пропагандистскую и т.п. деятельность. Во-вторых, стихийно, спонтанно, т.е. через жизненный опыт людей, их участие в физкультурно-спортивной деятельности, спортивно-массовых мероприятиях.

Изучение особенностей этих сторон реализации олимпийского образования также нуждается в дополнительных научных исследованиях.

Требуют дальнейших исследований три взаимосвязанные линии реализации олимпийского образования: 1) научно-методическая работа; 2) учебно-воспитательная работа; 3) спортивно-массовая работа. Нуждаются в конкретизации три группы закономерностей: а) развитие олимпизма как гуманистической системы; б) совершенствование гуманистически ориентированных средств и методов олимпийского образования во всех его аспектах и на всех этапах; в) усвоение (спонтанное и сознательное) гуманистических идеалов и ценностей олимпизма представителями различных социально-демографических групп населения.

Весьма перспективна требующая специальных научных исследований проблема совершенствования системы физкультурного образования в направлении подготовки субъектов олимпийско го образования: преподавателей, учителей, тренеров, инструкторов, методистов и т.д. Опыт подготовки таких специалистов в ряде физкультурных вузов страны создает неплохую базу для этих исследований. Приоритетной в данном случае является разработка типологической модели специалиста олимпийского образования с дальнейшей ее реализацией на уровне государственных образовательных стандартов.

В итоге можно заключить, что перспектив но продолжение научных исследований, направленных на разработку принципов и законов теории олимпийского образования; уточнение основных аспектов взаимосвязи олимпийского образования с теорией и методикой физической культуры, их взаимодополняемости; выявление и обоснование средств и методов практического использования форм реализации олимпийского образования среди различных социально-де мографических групп.

В углубленной разработке нуждается концепция олимпийского образования как гуманистической модели обучения и воспитания молодежи, как личностно ориентированного образования и духовно-нравственного развития личности. Все это свидетельствует о необходимости проведения разноплановых научных исследований в области олимпийского образования.

Список литературы

В.Н. Сергеев, Олимпийское образование: определение сущности и перспективные направления научных исследований


© 2011 Рефераты