Доклад: Подготовка специалиста по олимпийскому образованию: проблемы и пути решения
Подготовка
специалиста по олимпийскому образованию: проблемы и пути решения
Актуальность и
необходимость олимпийского образования для развития олимпийского движения,
прогресса всего общества по пути гуманизации признаны сегодня на международном
уровне. Подтверждение этому - многочисленные научные исследования, посвященные
анализу разнообразных аспектов олимпийского образования. В частности, работы
ученых: С.Ю. Баринова, И.В. Бариновой, А.Г. Егорова, К.Н. Ефременко ва, А.Т.
Контанистова, Ю.Н. Москвичева, Н.В. Печерского, В Н. Платонова, Г.М.
Поликарповой, В.С. Родиченко, В.И. Столярова, А.А. Сучилина, В.А. Хоточкина,
Ю.М. Чернецкого, F. Landry, H. Allmer, H. Baskau, R. Paul, N. Muller, M. Scuiz
и др.
В средних
профессиональных и высших учебных заведениях, прежде всего физкультурного
профиля, используются различные варианты олимпийского образования, при
разработке и реализации которых предпочтение отдается содержательной стороне
процесса.
Вместе с тем
ясно, что, поскольку олимпийское образование по своей сути есть гуманистически
организованный педагогический процесс, постольку его основной является
педагог-гуманист, без которого организовать данный процесс и управлять им
нельзя. Следовательно, при разработке программы олимпийского образования
необходимо учитывать специфику системы подготовки субъекта именно к данному
процессу, его основные профессиональные качества и свойства, которые требуют дополнительного
изучения и конкретизации.
В ходе
проведенных исследований основное внимание мы уделили анализу подготовки в
физкультурных вузах специалистов, профессиональная деятельность которых
направлена на формирование знаний, умений и навыков развития физических
качеств, укрепления здоровья, обучения двигательным умениям различных групп
населения, в том числе и тех, кто непосредственно связан со спортом и
олимпийским движением.
Профессиональные
характеристики таких специалистов определяются государственными стандартами
высшего профессионального образования по направлению 521900 - "Физическая
культура (бакалавр, магистр)" и специальности 022300 - "Физическая
культура и спорт (специалист)", анализ которых показал следующее.
Требования к уровню подготовленности данных выпускников должны обеспечить их
успешную деятельность в таких направлениях, как физическое воспитание (прежде
всего физическое развитие), спортивная тренировка (подготовка к
соревновательной деятельности) и оздоровительная физкультура (в т.ч. реабилитация).
В содержании
основных образовательных программ непосредственная связь со знаниями в области
олимпийского движения прослеживается лишь в дисциплине "История физической
культуры и спорта" - в разделе "Основные направления развития спорта",
где олимпийский спорт и "спорт для всех" рассматриваются наряду с
церковным спортом и другими видами физкультурно -спортивной деятельности.
Понятия "олимпизм", "олимпийское движение" поглощаются
понятиями "физическая культура и спорт" или не рассматриваются вообще.
Исключение составляет Государственный стандарт подготовки магистра. Здесь в
перечне аннотированных магистерских программ содержится направление 521908 -
"Международное спортивное и олимпийское движение".
Представленные
данные нисколько не снижают достоинства указанных государственных стандартов,
лишь актуализируют необходимость выявления профессиональных характеристик
специалиста по олимпийскому образованию, а на этой основе - разработку
соответствующих программ подготовки.
Раскрывая
профессиональные способности субъекта любого педагогического процесса, авторы
выделяют широкий круг способностей, определяющих уровень профессиональной
готовности к педагогической деятельности, выражающийся, с одной стороны, в
психологической , психофизиологической и физической подготовленности, а с
другой - в мировоззренческой, научно-теоретической и методической. Это нашло
свое отражение в указанных выше государственных стандартах.
Наряду с этим
необходимо акцентировать внимание на важности освоения субъектом олимпийского
образования знаний, умений и навыков гуманистичес кой организации
педагогического процесса, выработки привычки действовать в соответствии с
гуманисти ческими принципами и традициями, органичными олимпийскому
образованию, которые можно представить следующим образом:
1. Принцип
сотрудничества: обучение и воспитание в олимпийском образовании строится
посредством совместной с учеником практической и познавательной деятельности,
речевого и духовного общения.
2. Принцип
всесторонности: олимпийское образование основывается на единстве
общекультурного, нравственного и профессионального развития личности.
3. Принцип
соразмерности и постепенности: педагогические цели и задачи в олимпийском
образовании должны соответствовать сформировавшимся личностным качествам
воспитанника применительно к каждому возрастному периоду.
4. Принцип
гуманитарной сущности олимпийско го образования: содержание олимпийского
образования должно основываться на гуманистической культуре и служить
самоопределению личности в мировой культуре.
5. Принцип
гармонии общего и особенного в реализации олимпийского образования необходимо
раскрывать приоритет общечеловеческих ценностей и духовное содержание
олимпизма, связь культурно-исто рических традиций народа с развитием
общечеловеческой культуры.
6. Принцип
смыслообразовательной деятельности: для превращения в олимпийском образовании
педагогических задач и целей в личностный смысл деятельности требуется
побуждать ученика к разнообразной деятельности, полностью реализовывать
личностно ориентированный подход как стратегию гуманизации образовательного
процесса.
7. Принцип
активности: в процессе реализации олимпийского образования педагог обязан
относиться к ученику, как к самодеятельной личности, субъекту, уважать его
право на оригинальность, опираться на его личный опыт (действия, поступки,
чувства, переживания, эмоции), побуждать к самостоятельной познавательной и
практической деятельности.
8. Принцип
диалогичности: обучение и воспитание в олимпийском образовании должны строиться
на основе диалога с учеником как равноправным партнером, активизировать,
стимулировать его стремления к общению, открытости, формировать его мотивы к
саморазвитию, создавать условия для самодвижения.
9. Принцип
индивидуально-творческой ориентации: в олимпийском образовании педагог должен
выявлять (диагностировать) и развивать творческие возможности ученика,
создавать ему условия для творчества и самовыражения, способствовать тем самым
формированию его мотивации к самостоятельной деятельности.
10. Принцип
профессионально-этической взаимоответственности: педагог должен воспитывать у
учеников и формировать в себе чувства ответственности за самосовершенствование.
Дополняя
рассмотренные государственные стандарты в соответствии с гуманистическими
принципами, целью и задачами олимпийского образования, можно в общих чертах
сформулировать следующую теоретическую модель профессиональных способностей
специалиста по олимпийскому образованию. В данном случае мы используем понятие
"способности" как определенные возможности, сформированные знания,
умения и навыки, а также мотивацию, необходимые для осуществления
педагогической деятельности по олимпийско му образованию.
1. Способности
формировать у учащихся определенной системы знаний по олимпийскому образованию,
для чего необходимо иметь знания о возникновении и развитии Олимпийских игр и
олимпийского движения, целях, задачах, принципах и идеалах олимпизма.
2. Способности
формировать у учащихся определенную систему мотивации: интересы, потребности,
ценностную ориентацию. Для этого необходимо понимать сущность олимпизма и
физической культуры, знать и уметь разъяснять основные положения Олимпийской
хартии, прививать ценности и идеалы олимпизма ученикам, а главное -
руководствоваться этим самому как основными мотивами.
3. Способности
формировать у учащихся определенную систему способностей, умений и навыков, для
чего уметь разъяснять сущность спорта как средства укрепления здоровья,
развития физических и духовных качеств, вести спортивную деятельность в
соответствии с принципами олимпизма.
4. Весьма важно
наличие у специалиста по олимпийскому образованию знаний, умений и навыков
организации педагогического процесса с позиций личностно ориентированного
подхода и гуманистической направленности. Он должен обладать определенными
личностными качествами, характеризующими его как человека-гуманиста
(человеколюбие, доброжелатель ность, терпимость и т.п.).
Отмеченные
профессиональные характеристики могут стать методологической основой для
разработки конкретных средств и методов, педагогических методик и технологий,
создающих гуманистическую форму организации олимпийского образования в процессе
подготовки соответствующих специалистов. Разработка, освоение и умелое их
применение в ходе реализации олимпийского образования обеспечивают единство его
гуманистического содержания и гуманистической формы как педагогического
процесса.
В заключение
необходимо отметить следующее.
Формирование
моделей специалиста по олимпийскому образованию - это очередной шаг в
разработке системы подготовки профессиональных кадров нового уровня,
потребность в которых сегодня весьма очевидна. Дальнейшие научные исследования
будут направлены на теоретическое и практическое обоснование таких моделей,
выявление оптимальных профессиональных характеристик, принципов, средств и методов
их трансформации в конкретной общественной среде. Заключительным этапом могут
стать разработка и реализация Государственного образовательного стандарта
высшего профессионального образования с присвоением квалификации -
"Специалист по олимпийскому образованию".
Список
литературы
Ю.Н. Москвичев,
В.Н. Сергеев, Е. Стекольщиков. Подготовка специалиста по олимпийскому
образованию: проблемы и пути решения.
|