рефераты

Рефераты

рефераты   Главная
рефераты   Краткое содержание
      произведений
рефераты   Архитектура
рефераты   Астрономия
рефераты   Банковское дело
      и кредитование
рефераты   Безопасность
      жизнедеятельности
рефераты   Биографии
рефераты   Биология
рефераты   Биржевое дело
рефераты   Бухгалтерия и аудит
рефераты   Военное дело
рефераты   География
рефераты   Геодезия
рефераты   Геология
рефераты   Гражданская оборона
рефераты   Животные
рефераты   Здоровье
рефераты   Земельное право
рефераты   Иностранные языки
      лингвистика
рефераты   Искусство
рефераты   Историческая личность
рефераты   История
рефераты   История отечественного
      государства и права
рефераты   История политичиских
      учений
рефераты   История техники
рефераты   Компьютерные сети
рефераты   Компьютеры ЭВМ
рефераты   Криминалистика и
      криминология
рефераты   Культурология
рефераты   Литература
рефераты   Литература языковедение
рефераты   Маркетинг товароведение
      реклама
рефераты   Математика
рефераты   Материаловедение
рефераты   Медицина
рефераты   Медицина здоровье отдых
рефераты   Менеджмент (теория
      управления и организации)
рефераты   Металлургия
рефераты   Москвоведение
рефераты   Музыка
рефераты   Наука и техника
рефераты   Нотариат
рефераты   Общениеэтика семья брак
рефераты   Педагогика
рефераты   Право
рефераты   Программирование
      базы данных
рефераты   Программное обеспечение
рефераты   Промышленность
      сельское хозяйство
рефераты   Психология
рефераты   Радиоэлектроника
      компьютеры
      и перифирийные устройства
рефераты   Реклама
рефераты   Религия
рефераты   Сексология
рефераты   Социология
рефераты   Теория государства и права
рефераты   Технология
рефераты   Физика
рефераты   Физкультура и спорт
рефераты   Философия
рефераты   Финансовое право
рефераты   Химия - рефераты
рефераты   Хозяйственное право
рефераты   Ценный бумаги
рефераты   Экологическое право
рефераты   Экология
рефераты   Экономика
рефераты   Экономика
      предпринимательство
рефераты   Юридическая психология

 
 
 

Особые экономические зоны


ЧТО СЛЕДОВАЛО БЫ ПОНИМАТЬ ПОД СПЕЦИАЛЬНЫМИ ЗОНАМИ?
Интернационализация
хозяйственной жизни, потребность более эффективного использования
географических и иных преиму­ществ определенных территорий привели к созданию
во многих стра­нах особых экономических зон. В различных вариантах они сущест­вуют
в КНР, США, Франции, Вьетнаме, Болгарии, Венгрии, Мекси­ке, Ирландии, Южной
Корее и в ряде других государств.
В мире было создано около
600 зон, в основном во второй по­ловине XX века, хотя первая зона классического
типа — таможенная существовала в Гибралтаре уже в XIX веке. В Западной Европе в
на­чале 90-х годов действовало около 100 свободных экономических зон. Больше
всего их было создано в Швейцарии (26), Испании (22), Италии (II), во Франции
(10), в Финляндии (7), ФРГ (6).
Известно, что до революции в
Одессе, Батуме существовали "порты
франко" — свободные таможенные зоны. При всем разнооб­разии в основном
созданные зоны можно свести к нескольким ос­новным типам: таможенной, зоне
экспортного производства и ком­плексной (наиболее успешный пример последней
дает зона вокруг ирландского аэропорта Шеннона, аналогичная зона была создана в
Японии на острове Окинава). В КНР и в некоторых других странах были созданы
технологические зоны. Мировой опыт свидетельство­вал о том, что для создания
зоны требуется наличие ряда факторов. К их числу наши экономисты отнесли
следующие:
связь с международными
рынками (транспортные и телеком­муникационные возможности);
степень развития
инфраструктуры, в том числе деловой инфра­структуры (банковское и страховое
обслуживание, экспедиторские, информационные и другие службы, биржи и т.п.);
           Раздел 1. Теория и практика правового регулирования
определенный уровень развития
промышленности в регионе, позволяющий устанавливать субподрядные отношения,
использовать квалифицированный персонал;
обеспеченность рабочей силой
и наличие развитой социально-производственной структуры, жилого фонда;
обеспеченность кадрами
специалистов в области практического осуществления внешнеторговых связей, инвестиционного и других форм
сотрудничества с зарубежными странами'.
Главным все же остается
выгодное экономико-географическое положение и привлекательность для
иностранного инвестора. В любом случае зоны, как правило, создавались на
ограниченных про­странствах. У нас же пошли по другому пути. В России было
декла­рировано создание большого числа зон, часть из которых охватывала целые
края и области, значительные по своим территориям (Алтай­ский край, Читинская
область, Кемеровская область и др.) (2) Исход­ным при создании этих зон было благое пожелание улучшить поло­жение
и решить другие задачи, главным образом, за счет предостав­ления льгот по
сохранению в местном бюджете налоговых отчисле­ний, а это оказалось нереальным.
В гораздо большей степени
мировому опыту соответствует практика других государств СНГ.
Сказанное не означает, что в
России нет зон со всех точек зре­ния, отвечающих приведенным выше критериям.
Ярким примером удачного выбора представляется нам зона "Янтарь",
расположенная на территории бывшей Восточной Пруссии. Географическое положе­ние
этой зоны на берегу Балтийского моря действительно уникально. Она входит в
состав Российской Федерации, образуя своего рода анклав, окруженный Польшей и
Литвой. Транспортные возможнос­ти: единственный незамерзающий порт России на
Балтике, конеч­ный пункт железнодорожной магистрали, причем с европейской ко­леей, и автомагистрали Калининград—Берлин, планы
полного вос­становления которой уже подготовлены. Сам Калининград (бывший
Кенигсберг) — город, где сходятся торговые пути Востока и Запада, Севера и Юга.
Другой удачный пример выбора
порт Находка на Дальнем Востоке, составивший вместе с прилегающим к нему
районом еди­ную экономическую зону.
Перспективными
представляются другие зоны на Дальнем Вос­токе — зона на Сахалине и особая
экономическая зона "Курилы". В
соответствии с Указом Президента Российской
Федерации от 6 де­кабря 1992 г. "О социально-экономическом развитии
Курильских островов" предприятиям и организациям этого района предоставля­ются
широкие дополнительные льготы в сфере экономической деятельности.
Но в общем в России при созданий свободных зон пошли по особому пути, к
тому же назвав эти зоны зонами совместного предпринимательства, что отражено в
ряде актов.
Более
привычным и соответствующим международной практи­ке
представляется термин "свободная экономическая
зона", которым мы и пользуемся в дальнейшем изложении.
Итак, свободная
экономическая зона — это территория, на которой устанавливаются особый режим и
особые льготные условия хозяйственной деятельности иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями, а также отечественных предприятий и граждан.
К свободным экономическим
зонам следует относить и зоны экспортного производства, и свободные таможенные
зоны.
Президент Российской
Федерации Указами от 10 декабря 1992 г. "О создании зоны свободной
торговли "Шереметьево"
и от 3 июня 1993 г. "О свободных таможенных зонах "Московский Фран-ко-Порт" и "Франко-Порт
"Терминал" поддержал предложение пра­вительства Москвы по созданию в Москве свободной
таможенной зоны
"Московский Франко-Порт" на территории, прилегающей
к аэропорту "Внуково", и свободной таможенной зоны "франко-Порт
"Терминал" на территории Западного речного порта(3).
Правительство Москвы 10 мая
1994 г. приняло постановление о поэтапном создании свободной таможенной зоны
"Франко-Порт "Терминал".
Указом Президента Российской
Федерации от 18 июля 1994 г. было предусмотрено
создание свободной таможенной зоны "Аэро­порт
Ставрополь" и свободной таможенной зоны на территории Амурской области.
И с экономической, и с
юридической точек зрения следует от­личать региональные проекты привлечения зарубежных инвесторов в Россию от
планов создания свободных экономических зон(4).
Общим является стремление привлечь иностранные инвести­ции. Однако в зонах реализации этой цели должен действовать ком­плекс
таможенных, налоговых, валютных, кредитно-финансовых и внешнеэкономических стимулов для предприятий при условии
созда­ния такой административной структуры, которая в
максимальной степени упростила бы для иностранных инвесторов осуществление
хозяйственной деятельности и создание предприятий.
В Законе Киргизии "О
свободных экономических зонах в Рес­публике Кыргызстан"
от 16 декабря 1992 г. предусматривается, что свободные экономические зоны включают в себя
свободные тамо­женные зоны, зоны экспортного производства и зоны привлечения иностранных инвестиций (ст. 1). Причем свободные
таможенные зоны и зоны экспортного производства в
качестве субзон могут
вхо­дить в зоны привлечения иностранных инвестиций (ст. 4).
РАЗВИТИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Как осуществляется правовое
регулирование в части, касаю­щейся создания зон и определения особых условий
для инвестирова­ния иностранных капиталовложений в таких зонах? Во многие зако­нодательные
акты об иностранных инвестициях были включены спе­циальные положения об
иностранных инвестициях в свободных эко­номических зонах (ст.ст. 41, 42 Закона об иностранных инвестициях
России, ст. 48 Закона Украины, ст.ст. 38, 39 Закона Таджикистана, ст. 23 Закона
Эстонии).
В некоторых республиках были
приняты специальные законы. 30 ноября 1990 г. был принят Закон "О
свободных экономи-ческих зонах в Казахской ССР".
Затем последовал ряд постановле­ний Верховного Совета Республики Казахстан о
создании зон в от­дельных районах и городах. Однако Указом Президента
Республики Казахстан от 5 марта 1994 г. "О мерах по упорядочению
деятельнос­ти свободных экономических зон" все ранее принятые постановле­ния
были признаны утратившими силу.
В Беларуси было принято
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26 февраля 1992 г.
"О создании СЭЗ в райо­не г. Бреста",
однако затем действие его было приостановлено.
16 декабря 1992 г. был
принят Закон Республики Кыргызстан "О
свободных экономических зонах в Республике Кыргызстан".
Верховным Советом Украины 13
октября 1992 г. был принят Закон "Об общих началах создания и
функционирования специаль­ных (свободных) экономических зон"(5).
Декрет Украины
предусматривает, что специфика регулирова­ния иностранных инвестиций в
специальных (свободных) экономи­ческих зонах устанавливается законодательством
Украины о специ­альных (свободных) экономических зонах (ст. 49).
В мае 1993 г. в
Туркменистане был принят Указ Президента о статусе семи таких зон.
Из стран Балтии
законодательство о СЭЗ имеется в Литве. 12 марта 1993 г. было принято
постановление Правительства Литовской Республики "О создании свободных
экономических зон". До этого 28 мая 1992 г. было принято постановление
Правительства Литовской Республики "О создании в г. Клайпеде территории
свободного между­народного предпринимательства". Постановлением
Правительства от 12 марта 1993 г. в это постановление были внесены изменения.
В России Верховным Советом
были приняты постановления от 14 июля 1990 г. и от 13 сентября 1990 г. "О
создании зон свободного предпринимательства", а также постановление
Правительства о мерах по развитию свободных экономических зон. Первой такой
зоной, правовой статус которой был определен парламентом России, стала
находящаяся на Дальнем Востоке зона в городе Находка. Спе­циальное
постановление о ней было принято Верховным Советом РСФСР 24 октября 1990 г.
Позднее принимались документы о других зонах, в частности о зонах свободного
предпринимательства г. Ле­нинграда и г. Выборга и о
хозяйственно-правовом статусе свободной экономической зоны в г. Зеленограде
(распоряжения Председателя Верховного Совета РСФСР от 12 и 21 мая 1991 г.), о
создании сво­бодной экономической зоны "Сахалин" (постановление
Президиума Верховного Совета РСФСР от 27 мая 1991
г.). Положение о свобод­ной экономической зоне в Калининградской области (СЭЗ
"Ян­тарь") было утверждено постановлением Совета Министров РСФСР от
25 сентября 1991 г. Такие положения, принятые и по другим зонам, определяли
правовые основы хозяйственной деятельности в них, цели их создания и т.д. Так, цель создания СЭЗ "Янтарь" была
сформулирована следующим образом. СЭЗ "Янтарь" создается в целях:
ускорения решения задач
социально-экономического развития Калининградской области;
повышения жизненного уровня
населения области на основе развития торгово-экономического и
научно-технического сотрудни­чества с зарубежными странами;
обеспечения благоприятных
условий для привлечения ино­странного капитала, технологии и управленческого
опыта, потенциа­ла отечественных предприятий для увеличения экспортных возмож­ностей
региона;
развития производства
экспортной и импортозаменяющей про­дукции,
трансконтинентального транзита;
отработки новых форм
хозяйствования в условиях перехода к рыночной экономике.
Ряд общих вопросов
принципиального характера, касающихся всех СЭЗ, был
определен Указом Президента Российской Федерации от 4 июня 1992 г. "О
некоторых мерах по развитию свободных эко­номических зон (СЭЗ) на территории
Российской Федерации". Этим же Указом была предусмотрена подготовка Закона
"О свободных экономических зонах в Российской Федерации".
СТАТУС СВОБОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ
Любая СЭЗ независимо от
места ее расположения, цели созда­ния остается неотъемлемой частью
государственной территории со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Суверенитет государст­ва, на территории которого создается зона, и
осуществление его су-веренных прав при этом не
затрагиваются. Имеется в виду, что СЭЗ —
хозяйственные, а не политические образования, государственная власть в них
будет осуществляться органами власти и управления. Распространено ошибочное
мнение, будто при создании зон какая-то часть государственной территории будет
сдаваться в аренду, даже продаваться иностранным государствам или фирмам.
Но дело в том, что, когда в
экономической литературе приме­нительно к зонам говорится об анклавах, данный
термин имеет не тот смысл, в котором он употребляется в государственно-правовой
и международно-правовой литературе, где под анклавом понимается территория
одного государственно-правового образования, окружен­ная территорией другого
государства. Здесь речь идет именно об осо­бой, чисто экономической зоне,
продолжающей оставаться в преде­лах государства.
Практика создания зон в
Российской Федерации свидетельст­вует, что путем принятия положения по каждой
зоне можно опреде­лить ее территориальные пределы. Так, согласно п. 3 Положения о СЭЗ "Янтарь", эта зона
"располагается в административных грани­цах Калининградской области с
прилегающими к ней районами кон­тинентального шельфа и экономической зоны СССР
(кроме районов территории области, связанных с обеспечением обороны страны)". Напомним читателю, что Положение было принято
до распада СССР, после которого речь должна идти о шельфе и экономической зоне
в Балтийском море Российской Федерации.
Таким образом, создание СЭЗ
не предполагает каких-либо тер­риториальных изменений, передвижения границ как
в пределах како­го-либо государства, так и вне его.
Могут быть, конечно, особые
случаи. В международной прак­тике наиболее известным из них было установление
особого между­народно-правового статуса Вольного города Данцига (ныне Гданьск). По Версальскому миру
территория Данцига не входила ни в состав Германии, ни в состав Польши,
гарантом был Верховный комиссар Лиги Наций.
Представляют интерес
различные проекты создания совмест­ных СЭЗ, создаваемых двумя или несколькими
приграничными стра­нами. К числу таких зон могут быть отнесены
российско-китайские экономические зоны в районе Благовещенск-Хэйхе,
различные зоны в Причерноморье.
В Республике Крым
прорабатывается проект создания в Керчи свободной экономической зоны, а также
возможность создания такой зоны во всей Республике, которая будет тесно связана
не толь­ко е Украиной, но и с Россией. Так,
планировалось свободное обра­щение в зоне российской валюты. Парламент
Республики Крым провозгласил создание в этой зоне
общего открытого режима. Это под­тверждено Указом Президента Украины от 23 июня
1993 г.
Иногда возникают другие
проблемы. Так, привнесение полити­ческих аспектов может затруднить и во всяком
случае замедлить раз­витие зоны "Янтарь", если рассматривать ее как "Еврорегион Ке­нигсберг".
Есть проблемы и в связи с
необходимостью обеспечить дея­тельность свободной зоны "Янтарь". Как
известно, территория вхо­дящей в состав России Калининградской области, на
которой распо­лагается зона, не имеет общей границы с другими областями Россий­ской
Федерации. Более того, на пути потока людей и товаров из зоны в Россию и
обратно установлены две границы. Между прави­тельствами России и Литвы 29 июля
1991 г. заключено соглашение о сотрудничестве в экономическом и
социально-культурном развитии Калининградской области. Приведем важнейшие
положения этого соглашения, которые имеют значение для деятельности свободной
экономической зоны.
Стороны намерены установить
льготный таможенный режим между Калининградской областью Российской Федерации и
Литов­ской Республикой (ст. 1).
Литовская Республика
обязуется беспрепятственно обеспечи­вать передачу природного газа,
поставляемого Российской Федера­цией для нужд Калининградской области, по
газопроводу, проходя­щему по территории Литовской
Республики (ст. 3).
Стороны обязуются
урегулировать отдельным соглашением ус­ловия транзита пассажиров — лиц,
постоянно проживающих в Рос­сийской Федерации, через
территорию Литовской Республики, а также транзита лиц, постоянно проживающих в
Литовской Республи­ке, через территорию Калининградской области.
Такое соглашение должно
основываться на принципах добро­соседства, общепризнанных нормах международного
права и учиты­вать документы Совещания по безопасности и сотрудничеству в Ев­ропе
(ст. 7).
Стороны заключают соглашения
об условиях транзита транс­портных средств и грузов Российской Федерации по
железнодорож­ным и шоссейным дорогам, воздушным трассам, водным путям, тру­бопроводам,
а также электроэнергии по линиям электропередачи через территорию Литовской
Республики, а также Литовской Респуб­лики — через территорию Калининградской
области.
Литовская Республика
гарантирует транзитные перевозки на­роднохозяйственных грузов Российской
Федерации через территорию Литовской Республики. Российская Федерация
гарантирует транзит­ные перевозки народнохозяйственных грузов Литовской
Республики через территорию Калининградской области так же, как и других
районов Российской Федерации, без обложения таможенными пош­линами (ст. 8).
Стороны подтверждают свое
стремление сохранять и развивать сложившиеся хозяйственные связи между
предприятиями и предпри­нимателями Калининградской области и Литовской
Республики (ст. 9).
Стороны согласились в том, что
в целях развития торгово-эко­номических связей между Калининградской областью и
Литовской Республикой целесообразно создать экономические миссии соответ­ственно
в городе Вильнюсе и в городе Калининграде (ст. 12).
22 мая 1992 г. было
заключено Соглашение между Правитель­ством Российской Федерации и
Правительством Польши о сотрудни­честве Калининградской области Российской
Федерации и северо­восточных воеводств Польши.
Осуществление планов
создания и эффективной деятельности зоны "Янтарь" в значительной степени
зависит от реализации согла­шений России с Литвой и Польшей.
В свободных экономических
зонах действует законодательство соответствующего государства (гражданское,
хозяйственное, трудовое и т.д.), за исключением тех
изъятий, которые установлены законода­тельными актами об иностранных
инвестициях, законами о СЭЗ (если они имеются) и
положениями о конкретных зонах. Особое зна­чение для регулирования
хозяйственной деятельности в СЭЗ приоб­ретает, естественно, законодательство о
предпринимательской дея­тельности, налоговое законодательство, положения
законодательства об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответствен­ностью,
антимонопольного законодательства, других актов, связан­ных с переходом к
рыночной экономике. Что же касается органов хозяйственного управления, то на
практике встречаются различные варианты решения этой непростой проблемы. В
одних случаях (на­пример, в зоне "Янтарь") был создан Комитет по
развитию СЭЗ. Было предусмотрено, что Положение о Комитете утверждает Совет
Министров РСФСР по согласованию с Калининградским областным Советом народных
депутатов.
В наиболее частых случаях,
когда территория зоны полностью совпадает с территорией области, города, района
и т.д., вопросы ад­министративного и хозяйственного руководства зоны должны
возла­гаться на соответствующие местные органы власти и управления. В' этих случаях административное управление СЭЗ должно
возлагаться на соответствующие территориальные
органы региона, в рамках ко­торого предлагалось на правах самостоятельного
структурного под­разделения создавать администрацию зоны. Функции генерального администратора СЭЗ может выполнять
приглашаемый по контракту специалист.                                                 .
Вопросы же
общехозяйственного развития зоны предлагалось возложить на специальную
корпорацию, создаваемую за счет вкладов зональных и внезональных
предприятий, местных, а также централь­ных органов управления. Они должны
действовать на коммерческих принципах.
Корпорация призвана
заниматься перспективным планирова­нием развития СЭЗ, представлять
хозяйственные интересы зоны внутри страны и за рубежом (включая проведение
рекламы, меро­приятий по привлечению инвестиций и т.п.), объявляет и проводит
торги на размещение новых производств, организует привлечение и
профессиональную подготовку трудовых ресурсов, осуществляет строительство и
эксплуатацию объектов инфраструктуры, обустрой­ство и сдачу в аренду земельных
участков, обеспечивает, в случае не­обходимости, снабжение и финансирование
предприятий^
Высшим органом корпорации
является правление, в составе которого должны быть представлены руководители
отечественных предприятий и предприятий с иностранными инвестициями. В прав­ление
по должности входит Генеральный администратор СЭЗ.
Если же СЭЗ не совпадает с
территорией, определяемой адми­нистративно-территориальным делением, тогда
неизбежно должна быть создана администрация зоны. Желательно, чтобы Генеральный
администратор входил в состав исполнительного органа той террито­рии, на
которой создана зона. И при этой системе вопросами хозяй­ственного развития
зоны может заниматься специальная корпорация.
Международный опыт
подсказывает, что эффективной в любом случае является такая система
администрации в зоне, при ко­торой иностранным инвесторам, желающим
осуществлять в зоне хо­зяйственную деятельность, не
надо было бы обращаться в какие-то центральные органы. Известно, что во многих
странах, где были об­разованы специальные зоны, широкое распространение
получила система обслуживания "в одном месте", когда все вопросы
выдачи необходимых разрешений и лицензий, связанных с осуществлением
капиталовложений, решались на месте в оперативном порядке.
Поскольку в Российской
Федерации создано несколько зон и возможно создание новых, возник вопрос о
координации их деятель­ности федеральными органами управления. Эти проблемы
решались в Указе Президента Российской Федерации от 4 июня 1992 г., со­гласно
которому Комитет по иностранным инвестициям (см. выше) обязан контролировать и
координировать деятельность по созданию и развитию свободных экономических зон
на территории России.
На Украине органами
управления в СЭЗ независимо от ее типа являются: местные Советы народных
депутатов и местные админи­страции в пределах своих полномочий; орган
хозяйственного разви­тия и управления СЭЗ, создаваемый при участии субъектов
экономи­ческой деятельности Украины и иностранных субъектов такой дея­тельности.
В то же время в Казахстане органами государственной власти на территории зоны
являются Советы народных депутатов, которые делегируют полномочия исполнительной
власти админи­стративному совету зоны.
Согласно Закону Украины о
зонах 1992 г., исполнительным директором органа хозяйственного развития и
управления зоны может быть как гражданин Украины, так и гражданин другой
страны, работающий по срочному контракту. Для сравнения следует отме­тить, что
в Казахстане аналогичная должность может быть предо­ставлена только гражданину
Казахстана.
Согласно ст. 14 Закона
Кыргызстана 1992 г., органом управле­ния СЭЗ является генеральная дирекция СЭЗ,
Генеральный директор СЭЗ назначается Правительством. Представляется интересной
норма, согласно которой в случае совпадения границ СЭЗ с границами тер­риториальной
единицы республики (город, район) исполнение функ­ций Генерального директора
СЭЗ возлагается на главу соответствую­щей местной государственной
администрации.
УСЛОВИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТОРОВ
Правовой режим и условия
хозяйственной деятельности ино­странных инвесторов и предприятий с иностранными
инвестициями определяются законодательством об иностранных инвестициях и по­ложениями
о свободных экономических зонах. Остановимся на По­ложении о зоне
"Янтарь". В нем говорится о том, что иностранные инвестиции
пользуются на территории свободной экономической зоны правовой защитой и что их
режим не может быть менее благо­приятным, чем соответствующий режим для
имущества отечествен­ных юридических лиц и граждан. В Положении также
предусмотре­но, что не допускается какая-либо дискриминация предприятий с
иностранными инвестициями по сравнению с другими действующи­ми в СЭЗ
предприятиями (п. 6). Говорится и о том, что нс допуска­ется принудительное
изъятие иностранных инвестиций: "Не допуска­ется также секвестр
инвестированного имущества, за исключением временного приостановления по
решению суда права инвестора на вывоз этого имущества до погашения инвестором
своих обяза­тельств" (п. 7). На первый взгляд, включение этих общих
положений, повто­ряющих соответствующие положения российского законодательства
(за исключением последнего), представляется излишним. Однако с практической
точки зрения включение таких правил в Положение дает иностранному инвестору
более полное представление о режиме инвестиций в данной зоне.
Согласно ст. 42 ЗИИ России,
в зоне "Янтарь" был максималь­но упрощен порядок регистрации
предприятий с иностранными ин­вестициями. В соответствии со ст. 42 ЗИИ
предприятие с участием иностранного капитала с объемом до 75 млн. руб., а также
филиалы, отделения и представительства предприятий с иностранными инвес­тициями
могут регистрироваться непосредственно в свободной зоне Комитетом по развитию
свободной экономической зоны (п.8).
Вопросы создания совместных
предприятий должны решаться на месте (п. 9). По данным на май 1994 г., в зоне
"Янтарь" было за­регистрировано 771 предприятие с иностранными
инвестициями, из них — 565 с долевым участием и 206 — полностью принадлежащих
иностранным инвесторам. Общий объем иностранных инвестиций за 1993 год составил
5 млн.долл. США. В конце 1994 г. в СЭЗ работало уже 866 СП.
В зоне "Янтарь"
возможны различные формы хозяйственной деятельности иностранных фирм. Так,
многие польские и австрий­ские фирмы выразили интерес к возможностям создания
консигна­ционных складов, что представляет несомненный интерес для госу­дарств,
не имеющих выхода к морю, а также для таких соседских стран, как Польша. Как и
ко всякой СЭЗ, имеющей перспективы хо­зяйственного развития, проявляют интерес
многочисленные банки, желающие участвовать в создании совместных банков. Такие
предло­жения были сделаны банками Польши, Италии и США.
Хозяйственная деятельность в
зоне осуществляется без каких-либо ограничений. Исключение сделано Положением в
отношении хозяйственной деятельности, связанной с использованием располо­женных
на территории зоны месторождений топливно-энергетичес­ких и минерально-сырьевых
ресурсов. В этих случаях применяется действующее в России специальное
законодательство.
Необходимо отметить, что
такой особый режим применяется в Российской Федерации в этих случаях по
отношению ко всем зонам. В Указе Президента Российской Федерации от 4 июня 1992
г. "О не­которых мерах по развитию свободных экономических зон (СЭЗ) на
территории Российской федерации" было специально предусмотре­но, что
условия хозяйственной деятельности в СЭЗ для иностранных инвесторов,
деятельность которых связана с поиском, разведкой, эксплуатацией и добычей
возобновляемых и невозобновляемых 
природных ресурсов, включая ресурсы континентального шельфа и мор­ской
экономической зоны, определяются соответствующим законо­дательством и
нормативными актами Российской Федерации.
Все находящиеся в зоне
"Янтарь" предприятия имеют право осуществлять посреднические и
бартерные операции, которые произ­водятся в этой зоне с товарами и услугами (п.
10). Экспорт произве­денных в зоне товаров, а также импорт не .подлежат
квотированию и лицензированию, кроме тех товаров, которые предусмотрены уста­новленным
законодательством перечнем.
В отношении подлежащих
лицензированию товаров, произво­димых в зоне, возник вопрос о предоставлении
права на их лицензи­рование администрацией зоны. Комитет по развитию зоны
"Янтарь" попросил предоставить ему такое право в отношении янтаря,
рыбы и угля, добываемого на территории зоны. Комиссия по развитию и ис­пользованию
янтаря получила право выдавать лицензии на разработ­ку и вывоз янтаря за
пределы зоны. Товар считается произведенным в зоне, если величина добавленной
стоимости его обработки на тер­ритории свободной экономической зоны составляет
не менее 30% (п. 19).
Экспортируемые товары,
которые производятся в зоне, и им­портируемые товары, которые используются для
производства про­дукции или реализации на месте, освобождаются от уплаты
таможен­ной пошлины (п. 21). В первые пять лет функционирования зоны полученная
предприятием с иностранными инвестициями валютная выручка не менее 30% остается
в его распоряжении, за исключением 10% выручки, подлежащей продаже в фонд
развития зоны, и 10% — в фонд социальной защиты населения (п. 27).
Отметим, что таможенные
льготы не распространяются на экспорт и импорт товаров через территорию
свободной экономичес­кой зоны.
Особенно следует
остановиться на налоговых льготах. Соглас­но ст. 41 ЗИИ России, во всех СЭЗ
установлен льготный налоговый режим. Он заключается в том, что иностранные
инвесторы и пред­приятия с иностранными инвестициями облагаются налогами по
сниженным ставкам, включая налог на переводимую за границу при­быль. При этом
ставки налогов не могут быть меньше 50% налоговых ставок, действующих на
территории России для этого вида налого­плательщиков. В Положении о СЭЗ
"Янтарь" были предусмотрены следующие налоговые льготы: 1) все
предприятия в зоне освобожда­ются от уплаты налога на экспорт продукции,
производимой в зоне, и на импорт товаров, используемых при производстве
экспортной или "импортозамещающей" продукции (п. 28); 2) в течение
первых пяти лет функционирования зоны налог на прибыль находящихся в ней
предприятий не может превышать 30%; 3) для предприятий с иностранными
инвестициями в размере 30 и более процентов и для всех предприятий с объемом
экспорта не менее 30 % годового объе­ма производства введены налоговые каникулы
сроком до 5 лет в от­ношении уплаты налогов и перевода части прибыли за
границу, уста­новлено взимание налога на прибыль не более 16%, за исключением
части прибыли, переводимой за границу (п. 25).
Часть прибыли,
реинвестируемая всеми предприятиями СЭЗ в развитие производства, социальной
сферы и инфраструктуры зоны, вообще освобождается от налогообложения (п. 26).
Следует подчеркнуть, что
согласно Указу от 4 июня 1992 г. до принятия закона о свободных экономических
зонах Российской Фе­дерации сохранен тот порядок налогообложения, который был
уста­новлен Законом России об иностранных инвестициях и положения­ми о
свободных экономических зонах. Следовательно, установлен­ный в Российской
Федерации общий порядок налогообложения, на основе которого иностранные
инвестиции и предприятия с ино­странными инвестициями были лишены некоторых
действовавших ранее льгот, на налогообложение в свободной экономической зоне не
распространяется. Иными словами, основные налоговые льготы сохраняются только
для свободных зон.
Однако налоговая служба
Российской Федерации в письме от 29 июня 1993 г. разъяснила, что специальные
налоговые льготы в свободных экономических зонах не должны применяться.
Из установленных Законом об
иностранных инвестициях Рос­сии льгот наиболее существенны следующие:
пониженные ставки для пользования землей и иными природными ресурсами, право на
дол­госрочную аренду сроком на 70 лет с правом субаренды, возмож­ность введения
упрощенного порядка въезда и выезда иностранных граждан, в том числе и безвизового.
Для зоны "Янтарь", как и для ряда других зон, упрощенный порядок
въезда и выезда введен Поло­жением о зоне (п. 35).
Помимо указанных льгот, в
зоне "Янтарь" введена система на­числения зарплаты в иностранной
валюте путем перечисления ее на специальные счета в банке и выплаты в виде
именных чеков, расчет­но-кредитных карточек и других безналичных платежей для
исполь­зования в специальных магазинах зоны и за рубежом.
Мы подробно изложили
Положение о свободной экономичес­кой зоне "Янтарь", утвержденное в
сентябре 1991 г. Но, как отмеча­лось в ряде публикаций, многие пункты этого
Положения не удалось реализовать на практике(7).
Поэтому большое значение в
этой связи имеет Указ Президен­та Российской Федерации от 7 декабря 1993 г. о
Калининградской области.
В Указе предусмотрено, что
предприятия с иностранным учас­тием, созданные в 1992 году, получают налоговый
кредит сроком на 10 лет с момента получения объявленной прибыли, если они дейст­вуют
в сфере материального производства. Другие предприятия, за­нятые производством
промышленной, сельскохозяйственной продук­ции, товаров народного потребления,
если доля этой продукции у предприятия не ниже 75%, получают налоговый кредит
на 5 лет, ос­тальные предприятия — на 4 года. При этом изменения в налоговом
законодательстве должны распространяться в последующем на об­ласть лишь при
согласии ее компетентных органов. Снимаются огра­ничения на регистрацию СП.
Товары, произведенные в Калинин­градской области, освобождаются от экспортных
пошлин на 10 лет. Импортные товары освобождаются от пошлин и НДС, но акцизы с
них взимаются. Квоты на экспорт нефти, рыбы, янтаря, согласно Указу,
по-прежнему должны устанавливаться федеральными орга­нами.
Указом Президента России от
4 июня 1^92 г. среди мер, на­правленных на поддержание и развитие СЭЗ,
предусмотрено осу­ществление государственной программы приватизации на
территории СЭЗ в первоочередном порядке. Часть средств, которая подлежит
перечислению в центральный бюджет, остается в зонах и пойдет на формирование
фондов развития, залоговых и страховых фондов. По ним предоставляются бюджетные
кредиты. Средства, полученные в счет таких кредитов, должны направляться
органами управления сво­бодных зон на финансирование ключевых объектов
инфраструктуры зоны. Здесь усматривается стремление в масштабе России поддер­жать
хозяйственную деятельность свободных экономических зон и сделать инвестирование
в них более привлекательным для иностран­ных предпринимателей.
Согласно Закону Украины о
зонах, хозяйственным субъектам предоставляется свобода экономической
деятельности в зоне (ст. 15), каких-либо ограничений не устанавливается. На все
субъекты эконо­мической деятельности распространяется система государственных
гарантий защиты инвестиций, предусмотренная законодательством Украины об
инвестиционной деятельности и иностранных инвести­циях. Государство гарантирует
субъектам хозяйственной деятельнос­ти зон право на вывоз прибылей и капитала,
инвестируемого в зону, за пределы зоны и Украины.
На территории СЭЗ, согласно
Закону Кыргызстана о СЭЗ 1992 г., действует упрощенный режим въезда и выезда
иностранных граждан. Конкретные правила въезда и выезда устанавливаются для
каждой зоны Министерством иностранных дел Кыргызстана и отра­жаются в Положении
о зоне (ст. II).
В Положении о СЭЗ
"Брест" было предусмотрено, что хозяй­ственную деятельность в зоне
могут осуществлять белорусские и иностранные юридические и физические лица,
которые создают предприятия, филиалы и представительства во всех допустимых
зако­ном формах и ведут хозяйственную деятельность в любых сферах, за
исключением запрещенных действующим законодательством.
Был также предусмотрен
особый таможенный режим: освобож­дение от оплаты таможенной пошлиной товаров и
иного имущества, импортируемых на территорию СЭЗ "Брест" и
экспортируемых с этой территории. Транзит через территорию СЭЗ или перепродажа
товаров, не подвергшихся переработке в зоне, а также поставки через зону на
экспорт товаров из других регионов Республики Беларусь должны осуществляться
без каких-либо тарифно-таможенных и на­логовых льгот.
На территории зоны действует
также особый налоговый режим. Налог на прибыль всех предприятий, расположенных
в СЭЗ "Брест", уплачивается в размере не более 25% с учетом налога на
перевозимую за рубеж часть прибыли в валюте перевода. В зоне не применяются
налоги на экспорт-импорт и другие экономические меры регулирования средств,
направляемых на потребление, а также ограничения по уровню рентабельности при
ценообразовании и на­логообложении.
Освобождаются от уплаты
транзитного налога юридические и физические лица при транспортировке ими
грузов, предназначенных для СЭЗ "Брест", через территорию Беларуси.
Совместные предприятия с
участием иностранных юридичес­ких лиц и граждан, если доля иностранного
участника в уставном фонде превышает 30%, и предприятия, полностью
принадлежащие иностранным инвесторам (иностранные предприятия), вся выручка
которых образуется только за счет реализации продукции (работ, услуг)
собственного производства, освобождаются от уплаты налога на прибыль в течение
первых пяти лет с момента получения ими до­хода, включая первый год получения
дохода в СЭЗ.
1  См.: Общие принципы создания зон совместного
предпринимательства// Приложение к газете "Экономика и жизнь". 1991.
34. С.5— 6; Зоны совместного предпринимательства в СССР. Концепция создания и
функционирования //Внешняя торговля. 1989. № 6. С.2.
2       Представление об этом дают следующие данные: Зона "Алтай" — площадь 261
тыс.кв.км, население 3,7 млн. жителей; Зона "Выборг" — население 150
тыс. человек; Зона "Ева" (Еврейская автономная область) — площадь 360
тыс.кв.км; Зона "Технополис-Зеленоград" — население 170 тыс. человек;
Зона "Янтарь" — площадь 15500 кв.км, население — 1,1 млн.человек;
Зона "Санкт-Петербург" — площадь 370 кв.км, население — 4,5
млн.человек; Зона "Кузбасс" — площадь 95 500 кв.км, население — 3,5
млн.человек; Зона "Садко" (Новгородская область) — площадь 55 300
кв.км, население — 1 млн. человек; Зона "Сахалин" — площадь 87 100
кв. км, население — 800 тыс. человек; "Чита" (Читинская область) —
пло­щадь 431 тыс.кв.км, население — 2 млн. человек; "Находка" —
площадь 1600 кв.км, население — 200 тыс.человек.
3    См.: Собрание актов
Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 23. Ст. 2166.
4     См.: Быков А. Совместные с зарубежными странами свободные
экономичес­кие зоны: постановка проблемы// Внешняя торговля. 1994. № 2—3. С.
39—40.
5       См.: Ведомости Верховной Рады Украины. 1992. № 50. Ст. 676.
6 См.: Общие принципы
создания зон совместного предпринимательства. С.6.
7  См..например: Караваев В. Региональное развитие и сотрудничество
(Кали­нинградская область, СЭЗ "Янтарь")//Внешняя торговля. 1994. N» 2—3.
С. 22—25; Карянина Т. Пойдет ли Европа в нарисованную дверь. Калининград осваи­вает
статус свободной экономической зоны//Российская газета. 1994. 16 июля.

© 2011 Рефераты