Доклад: Древняя Сирия
Древняя Сирия
Конец существования Хеттской державы был положен в
результате вторжения “народов моря” с юга и малоазийских племен с севера и
северо-запада около 1200 г. до н.э. На ее территории — там, где находились
железные и серебряные рудники города Тавра и на путях к ним по обе стороны
хребта — остались города-государства Тувана (позже Тиана), Мелиц, мелкие горные
царства Табала, а непосредственно в Сирии — Каркемиш и многие другие более
мелкие города-государства.
Цари и духовенство этих городов-государств оставили нам
многочисленные надписи, увековеченные на камне своеобразным иероглифическим
письмом. Эти письмена были созданы во время существования Хеттской державы.
Дешифровка историками и учеными этих надписей установила, что они были
составлены на языке, близком к лувийскому.
Сравнительно недавно в юго-восточной части территории Малой
Азии, в Кара-Тепе, на западном берегу реки Пирама (современный Джейхан),
археологами был найден двуязычный эпиграфический памятник, одна из надписей
которого является ханаанейской (финикийской), а другая — хеттской
(иероглифической).
Эта интереснейшая находка создает возможные условия для
окончательной бесспорной дешифровки хеттского иероглифического письма. Таким
образом, обогатились наши знания истории стран, расположенных в юго-восточной
части Малой Азии, а также Северной Сирии в течение почти пяти веков, с XVIII по
XII вв. К этим столетиям относятся дошедшие до нас довольно многочисленные и в
хорошей сохранности хеттские иероглифические надписи царей городов-государств
вышеуказанных областей.
К концу II тысячелетия в Сирию проникают новые
скотоводческие племена, которые разговаривали на арамейских диалектах
семитической семьи языков. На протяжении первой половины I тысячелетия до н.э.
коренное население Сирии полностью арамеизировалось. Все наиболее слабые и
небольшие государства Северной Сирии после крушения Хеттской державы некоторое
время еще были самостоятельными.
Во время раскопок на месте столицы царства Сам'аль (современный
Зенджирли на крайнем севере Сирии, к востоку от гор Амана), основанного в
начале I тысячелетия до н.э., археологами было найдено много ценных
эпиграфических памятников, из которых самым замечательным являлась надпись царя
Киламувы. Вышеназванный царь правил в 30 — 20-х годах IX в. до н.э. Она была
написана на ханаанейском языке, очевидно, завоеватели еще некоторое время
пользовались для официальных целей языком покоренного населения.
В этой надписи говорилось, что до вступления на престол
Киламувы мушкабим (по существующему предположению, мушкабим — люди, которые
принадлежали к числу местного порабощенного населения) “склонялись, подобно
собакам, перед ба'аририм” (вероятно, завоевателями).
Завоеватели забирали у покоренного населения скот и другое
имущество, тем самым, ставя покоренное население при выполнении земледельческих
работ в полную зависимость от себя. В особенности невыносимым становилось
положение покоренного трудового населения во время войны, когда для уплаты дани
“деву отдавали за овцу, мужчину — за одежду”. Такова была тяжелая участь
покоренного оседлого населения, возможно, и во всех прочих арамейских
государствах.
Из надписи в Кара-Тепе известно о существовании в первые
века I тысячелетия до н.э. на юго-восточном побережье Малой Азии государства
дануниитов. Данунииты были, очевидно, одним из первых племен воинственных
захватчиков, которые со стороны Эгейского моря обрушились на южные окраины
Хеттской державы, к тому времени уже несколько ослабленной. Данунииты быстро
покорили здесь местное население.
Их царь по имени Азитавадд, вступивший на престол около
середины IX в. до н.э., оставляет нам надпись, в которой заявляет о
“поручении”, данном ему богом Ва-алом, покорить близлежащие племена, чтобы
расширить свое государство “от восхода солнца до его заката”.
Он пытался осуществить это, в частности, за счет Сам'аля. Царь Киламува
в такой же надписи заявлял: “...одолел меня царь дануниитов”.
Но правитель царства Сам'аль призвал на помощь против подступившего к
своим границам царя дануниитов дружественного ему ассирийского царя Салманасара
III (859 — 824 гг. до н.э.), который в 30-х гг. IX в. имел хорошее войско и
совершал свои завоевательные походы на запад. За помощь Киламува платил
ассирийскому царю дань.
Спустя некоторое время, очевидно, воспользовавшись смутами, которые
возникли в Ассирии в конце правления Салманасара III, Киламува освободил себя
от ассирийской дани, которая ему к этому времени уже была в тягость. Киламува в
своей надписи сообщает нам, что в это время для царства Сам'аль наступило
благополучие, и он смог снабдить даже беднейших из мушкабим скотом и другим
ценным сельскохозяйственным имуществом.
После смерти Киламувы его преемник в скором времени вошел в состав
коалиции царей крайнего севера Сирии и юга Малой Азии против царства Хамат. Эта
коалиция была враждебно настроенной к Ассирии и, возможно, ориентировалась на
мощное царство Урарту, возникшее на Армянском нагорье.
Главным городом, в котором находилась верховная власть этого царства,
был город Арпад, временно оттеснивший связанный с Ассирией Каркемиш.
Примерно в середине IX в. до н.э. образовалась относительно большое
государство Хамат, которое расположилось на юге Сирии и имело в своих союзниках
мощное государство Ассирию.
Вышеупомянутая враждебная Хамату коалиция нескольких государств
вступила в новый союз с арамейским государством Дамаском, которое сложилось в
конце II тысячелетия в Южной Сирии. Царство Дамаск славилось на рубеже II и I
тысячелетий как торговый центр, который торговал не только своими товарами, но
и перепродавал товары соседних городов государств. С помощью нового
одомашненного животного — верблюда теперь возникла возможность преодоления
пустынных сухопутных степей Сирии.
Дамаск, ставший центром скрещения торговых путей, которые связывали
области Двуречья с побережьем Средиземного моря (естественно, через Сирийскую
степь), и гегемоном мелких царств Южной Сирии, является в течение всего IX в.
объектом вожделенных захватнических устремлений Ассирии.
Дамаск долго сопротивляется и отстаивает свою самостоятельность,
призывая на помощь другие сирийские государства, а также государства Палестины,
на которую изредка распространялась его гегемония. Цари Дамаска вместе с
известной вышеупомянутой коалицией царств Севера вели борьбу против
укрепившегося царства Хамат, бывшего союзником Ассирии.
Один из эпизодов этой войны в конце IX в. до н.э. был увековечен и
дошел до наших дней благодаря царю Хамата Закиру, который в надписи-заявлении
рассказывает об этой войне. Закир, говорится в надписи, найденной недалеко от Алеппо,
успешно отразил натиск коалиции, которую возглавлял Бенхадар — царь Дамаска. В
результате этого коалиция, потерпев поражение, очевидно, распалась.
Разоренные постоянными войнами сирийские государства, ослабленные к
тому же внутригосударственными смутами, в течение IX — VIII вв. до н.э. были
завоеваны более мощной Ассирией и вошли в состав Ассирийской державы.
Последним вошел в состав Ассирийского государства более хрупкий
экономически город Каркемиш (717 г. до н.э.) Когда-то надежный оплот хеттов, этот
город стал убежищем для ассирийской армии в ее последней битве в 605 г. до н.э.
против непобедимых тогда войск мидян и вавилонян.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.middleeast.narod.ru/
|