Доклад: Мидия
МИДИЯ
В конце II — начале I тысячелетия до н.э. на территории Северного Ирана
расселяются ираноязычные племена, которые на протяжении тысячелетия мирно
проникали в остальные части Ирана и ассимилировались местным населением. С IX
в. до н.э., согласно ассирийским клинописным историческим текстам, все
население Ирана упоминается под общим названием мидян.
Мидия как историческая область охватывала в древности территорию,
ограниченную на севере рекой Араксом и хребтом Эльбрус к югу от Каспийского
моря, на востоке пустыней Дешт и Кевир, на западе и на юге черными цепями
Загроса.
Письменные источники свидетельствуют о пестроте населения Мидии,
которое было неоднородным и в культурном отношении. Если среди ираноязычных
племен главным занятием было скотоводство, что обусловлено территорией
проживания, то в земледельческих областях Северо-Западной Мидии отмечен
относительно высокий уровень развития производительных сил.
Начиная с IX в. до н.э., ассирийцы, граничившие с Мидией, стали
совершать на ее территорию многочисленные грабительские походы. В течение VIII
в. до н.э. мидийские области находились в зависимости от ассирийцев и платили
им регулярные подати, основу которых составляли изделия ремесла и скот. Эта
экспансия с запада ускорила консолидацию мидийских племен и появление
государственных образований.
С VIII в. до н.э. на территории Мидии начинают образовываться первые
мелкие государства-области, среди которых на первое место выдвинулось
государство Мана, впоследствии ставшее культурным и экономическим ядром
Мидийской державы VI в. до н.э. Государство Мана нередко вступало в борьбу с
Ассирией и Урарту и не было по-настоящему побеждено ни одной из этих держав.
Наряду с Маной и более мелкими царствами существовал союз мидийских
племен, длительное сохранение которого объясняется необходимостью солидарности
мидийских племен в борьбе с внешней агрессией. Согласно сообщениям
древнегреческого историка Геродота (V в. до н.э.) большую объединительную роль
среди мидийских племен играл некий Дейок.
К началу I тысячелетия мидийское общество вступает в новую эпоху —
начинается период классообразования и создания рабовладельческого общества,
хотя племенные связи еще длительное время продолжают сохранять свое значение.
VIII в. до н.э. в истории Мидии отмечен двумя периодами ассирийских
нашествий, первый — с 834 по 788 г. и второй — с 744 по 678 гг., которые сильно
разрушили и опустошили страну на определенное время. Ассирия формально
подчинила себе всю Мидию, хотя удерживать ее территорию в составе своего
государства было для ассирийцев чрезвычайно трудной задачей. В различных
мидийских областях вспыхивали частые восстания, так как сборы дани
наталкивались на ожесточенное сопротивление мидян.
На рубеже VIII и VII вв. до н.э. в Передней Азии возник новый
политический фактор, в значительной мере изменивший соотношение сил. Это были
кочующие племена: киммерийцы, треры и скифы, проникавшие из Причерноморья в
Западную Азию. В 673 г. до н.э., воспользовавшись военными действиями между
ассирийцами и киммерийцами, мидийские племена подняли большое восстание против
Ассирии. Руководил восстанием один из мидийских вождей — Каштарити. Восстание
охватило значительную территорию — всю Центральную Мидию, причем повстанцы
действовали наступательно и угрожали осадой и взятием сразу многим ассирийским
крепостям. Восстание имело полный успех.
Каштарити — один из вождей мидийского восстания — объединяет все
мидийские племена и ликвидирует мелкие областные государственные образования. К
середине VII в. до н.э. царство Мидия становится крупным государством Древнего
Востока, оно упоминается в качестве независимого наряду с Урарту, Хабушкией,
Ассирией.
Ассирия не смогла примириться с поражением, нашла себе союзника против
мидян в лице скифов и вновь напала на Мидию, после чего над страной в 653 — 625
гг. до н.э. установилось скифское господство.
Для мидян скифское господство имело определенное значение. С одной
стороны, они учились конно-стрелковой тактике скифов, с другой стороны,
господство скифов содействовало выработке межплеменного языка не только на
территории собственно Мидийского царства, но и на всей территории Мидии в
целом: иранский язык мидян и иранский язык скифов были настолько близки, что
взаимопонимание между обитателями Скифского и Мидийского царств было полным.
Вместе с тем скифское господство не затрагивало основ мидийской
государственности, а выражалось только в откупе от скифских набегов
определенной данью.
В 625 г. до н.э. царем Мидии стал Киаксар (по-ирански Хувахштра), сын
Каштарити. Он разгромил скифов, объединил все мидийские племена, подчинил, в
частности, персов и создал единую державу со столицей в Экбатанах (ныне
Хамадан). Мидийское царство вновь представляло значительную политическую и
военную силу.
Киаксар, следуя примеру своих соседей — ассирийцев, у которых армейская
структура была тщательным образом разработана, впервые создал регулярную армию,
делящуюся на стратегические и тактические единицы и соединения, исходя не из
племенных связей, а из военной необходимости государства в целом. Он также
упорядочил деление войска по родам оружия. Это было последним шагом на пути
оформления государственности в Мидии.
После изгнания скифов начинаются основные завоевания мидийцев на
Иранском нагорье. Заключив союз с Вавилонией, главный удар Мидия направляет
против своего исконного врага Ассирии. Киаксар даже породнился с вавилонским
царствующим домом, отдав свою дочь замуж за царевича Навуходоносора. Эта
антиассирийская коалиция оказалась настолько мощной, что в 605 г. до н.э. ей
удалось полностью разгромить Ассирию.
Покончив с Ассирией, Мидия завоевывает Урарту, Парфию, Гирканию,
Каппадокию, подчиняет себе племена Восточного Ирана, ставит в зависимость
Персию и приходит в соприкосновение с кочевыми сакскими племенами в пределах
Средней Азии.
Конец VII и начало VI в. до н.э. были на всем протяжении от Черного до
Каспийского моря периодом серьезных политических и этнических сдвигов,
перегруппировок сил, выступавших вместе с Мидией и против нее; в эти сдвиги
были вовлечены скифы, урарты, армяне, остатки хурритов и предки иберов, жители
Малой Азии и т.д. Итогом этих перегруппировок стала война Мидии и Лидии 590 и
585 гг.
Этой войне предшествовал период натянутых отношений между Мидией и
Вавилонией после завершения раздела ассирийского наследства. Обе великие
державы вступили в соперничество, и столкновение между ними было неизбежно.
Однако Мидия увязла в событиях на севере, а затем в Малой Азии.
К этому времени отмечается территориальный рост Лидийского царства, его
владения подошли вплотную к урартским границам. И здесь интересы Лидии
сталкивались с интересами Мидии. Пятилетняя мидийско-лидийская война
закончилась 28 мая 585 г. до н.э. Во время битвы произошло солнечное затмение,
предсказанное греческим ученым Фалесом. Обе стороны усмотрели в солнечном затмении
плохое для себя предзнаменование и заключили мирный договор, скрепленный
династическим браком между детьми обоих государств. Граница между Лидией и
Мидийской державой была проведена по реке Галис (сов. Кызыл-Ырмак). Киаксар,
расширив Мидийскую державу до ее крайних пределов, умер в том же году. Большая
и могущественная держава осталась по наследству сыну Киаксара Астиагу (584 —
550 гг. до н.э.), который был последним царем Мидии. Он подчинил своей власти
Элам, ранее находившийся в зависимости от Вавилонии. Это привело к резкому
ухудшению отношений между Вавилонией и Мидией, и обе стороны начали готовиться
к войне.
Государственная структура Мидийской державы, по сравнению со структурой
Ассирии VII в. до н.э. была довольно рыхлой. Были непрочные военно-административные
объединения, существование которых в значительной мере зависело от случайности
военных успехов или поражений. Ядром державы была Мидия. Это была территория,
управлявшаяся непосредственно из Экбатаны, с населением, имевшим все
обязанности и преимущества граждан Мидии и подданных мидийского царя.
В результате территориального роста колоссально возросло богатство
мидийской знати и размах ее рабовладельческих хозяйств. Имущественное
расслоение среди свободных зашло далеко, однако черты патриархальности в
обществе еще сохранялись. В VII — начале VI в. до н.э. здесь еще не было
развитых форм рабства, а лишь патриархальное рабовладение. В Мидии существовал
закон, согласно которому бедные представители общества могли отдать себя
зажиточному человеку, который обязался их кормить. Бедные переходили в
положение, подобное рабскому, однако, с той разницей, что они могли в любое
время уйти от своего хозяина, если были неудовлетворенны своим пропитанием.
В целом в Мидии VI в. до н.э. основную массу составляли свободные
общинники-землевладельцы, непосредственные производители материальных благ, их
руками в основном и было создано могущество Мидийской державы. Захват
колоссальных богатств путем грабительских войн и тяжелых податей вызвал
стремительное обогащение мидийской знати, резкого имущественного расслоения
общества и быстрого нагнетания противоречий.
В период правления Астиага в государстве значительную роль играла
племенная аристократия — потомки мидийских вождей. Она сильно ограничивала
царскую власть, проводившую в тот момент прогрессивную политику объединения
страны.
Все эти быстро нарастающие противоречия, продолжительные войны, а также
конфликты с Вавилонией осложнили положение Мидии и привели Мидийскую державу к
гибели. В 550 г. персы, во главе которых стоял царь Кир II (558 — 529 гг. до
н.э.) из рода Ахеменидов, покоряют Мидию и присоединяют ее к своему
государству.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.middleeast.narod.ru/
|