Доклад: Мордва и татары. Причины и последствия вражды
Мордва и татары. Причины и
последствия вражды
Вот так однозначно нельзя утверждать, что причиной такой
неприязни этих наций стала территориальная междоусобица (судя по этнической
истории, представленной выше). Конечно, такая миграция татар, связанная с
захватническими целями собственно и не могла привести к положительному
отношению к этой нации, но по прошествии стольких лет и даже веков существования
я могу смело утверждать о существовании таких фактов и по сей день.
Итак, мы добрались до основной причины рассмотрения вопроса
существующей неприязни между двумя столь родственными как исторически, так и
существенно генетически этносами.
Начну с небольшого рассказа из собственной жизни. Двадцать лет
тому назад Мордовская Советская Социалистическая республика - основной
двигатель сельского хозяйства страны - представляла собой необъятные мордовские
поля, засеянные пшеницей, рожью и овсом, пастбища, с миллионными стадами
крупного рогатого скота, дающего цистерны молока, из которого делали уникальнейший по своим вкусовым качествам
мордовский сыр. (Который, между прочим, в свое время получил призовое место на международной
выставке продуктов питания). Молочный Ичалковский масло-сырный завод, с
приобретенным финским оборудованием представлял из себя махину, в которой
молодая пролетарская молодежь трудилась и развивалась, на благо родины. По
национальному составу туда входили: узбеки, башкиры, русские, украинцы,
белорусы, местное население – мордва, эрзя, мокша и татары и. т.п. Люди с
различными целями, национальностями, вероисповеданием, уровнем культуры, образованием и т.п., приехавшие за
сотню тысяч километров, из самых разных точек необъятного союза строили там
дома, заводили семьи, устанавливали свой быт. Вот так просто и достаточно банально молодой мордвин,
мокшанской крови познакомился с татаркой казанского происхождения на этом самом
масло-сырном заводе. Свадьбу конечно же решили справлять в мордовском селе, по
месту проживания жениха, однако неоднозначно встал вопрос о
вероисповедании невесты. Семья жениха,
скорбя сердцем, все-таки согласилась на столь неравный брак, с одним условием,
чтобы невеста приняла христианство.
Мордовская свадьба – это
самый интересное и уникальное по своему национальному, традиционному масштабу
торжество. На свадьбу приглашаются все жители деревни (соседи, дальние
родственники, просто жители). Огромный стол, множество гостей, кстати, здесь
необходимо сделать отступление.
Говоря о мордовской свадьбе, необходимо уточнить в каком
именно селении она происходит. Мне выдалась необыкновенная возможность побывать
на настоящей эрзянской свадьбе. Ее уникальность состоит в том, что именно
пышные, здоровые, красивые мордовки (эрзянки и мокшанки) излучая всю свою
энергию, веселятся, отдаваясь празднику, что называется в полную силу. И когда
наступает время доения коров или возникает необходимость в выполнении других
хозяйственных нужд, только мужчины, оставляя веселящихся жен и невест выполняют
функцию хозяйственника. Конечно, это будет смотреться несколько необычно и
интересно, может быть, даже забавно, но это действительно так. Вообще весь
вечер мужчины – эрзя фактически не пьют и ведут себя достаточно тихо в отличие
от их жен. Совсем другое дело свадьба в мокшанском селении, здесь все наоборот.
Это уникально, как два родственных по составу и происхождении этноса имеют
столь отличные традиции и национальную культуру. Свадьба продолжается примерно
неделю, часть гостей сменяется другой и так на протяжении всего празднества.
(Очень трудно приходилось тем гостям (!), которые были незнакомы с традициями
мордвы, так как жители деревни успевали и выспаться и сделать все свои
хозяйственные дела и выпить за счастье новобрачных, при этом коря приезжих
гостей в “пассивности”).
Множество традиционных свадебных обрядов, отличающихся таким
большим разнообразием и пышностью, что их перечисление заняло бы уйму времени.
Так вот, возвращаясь к начатому рассказу, на
мордовско-татарскую свадьбу съехалось множество гостей (часть родственников
невесты так и не приехали на свадьбу,
отказавшись из-за национальных предубеждений принять союз дочери с мужчиной
мордовской национальности), на некоторое время улеглись разногласия, и молодая
чета, венчаясь узаконила свой союз (на венчании присутствовали и родственники
невесты).
Этой истории почти двадцать лет, ровно двадцать лет назад это
считалось немыслимым, союз между мордвой и татарами. Если провести опрос среди
татарского населения о самой “нелюбимой” их нации, то будьте уверены в том, что
это будет мордва.
Но это не конец истории, и по сей день, матери запрещают своим
дочерям встречаться с мордвинами. Старые аби (бабушки) с укором говорят о
семьях, где появляются дети
мордвы.
Почему же столь категоричное отношение к своим “соседям”.
Татары, в свою очередь надо отметить испытывают к мордве аналогичные чувства.
Помню, после развода моих родителей
мама вторично вышла замуж за татарина мишарской крови. И на лето меня отправляли
к апкайке (бабушке) и бабакаю (дедушке). Какой был шок у пожилых людей, когда
выяснилось, что я наполовину мордовка, к тому крещеная. Апкай учила меня
мусульманским молитвам, языку, рассказывала о традициях, учила следовать им, в
общем, всячески старалась привить мне мусульманскую приверженность и почитание
правил и табу. И на улице, когда меня спрашивали (это традиционный вопрос,
когда дети гуляют на улице одни без присмотра), чьей крови (из какой семьи) я
являюсь, мой ответ был однозначным: “Минь булым касимнын”, что переводится как:
“я из Кимовской семьи, т.е. являюсь внучкой Касима, и дочкой Рифкатя”. В
деревне мое происхождение держалось в строгом секрете и если все-таки
какая-нибудь соседка для лишнего повода “почесать языки” спрашивала, кто мой
отец (намекая на мое двоякое происхождение), я однозначно отвечала, мой папа
татарин и зовут его Рифкать и надо сказать это обыденный вопрос обыденной
ситуации. Резко стоял вопрос о смене фамилии, так как Морозова Евгения Ивановна
никак не вписывалась в казанско-мишарскую семью Таировых-Хамидулиных. Можно сделать выводы, насколько сильна была неприязнь к мордве.
Другой случай тоже сильно запомнился мне. Однажды поженившись
мордвин и татарка переехали жить в татарский аул, это было условие семьи
невесты. Жили они достаточно хорошо, конечно сначала жениха воспринимали как и
следовало ожидать(!), однако вскоре редко вспоминали его “позорное”
происхождение. Прожили они достаточно долго, у них появились дети, мальчик и
девочка, но однажды по причине, которую я не в силах вспомнить, да это и неважно,
мужчина скончался.
На похоронах, по татарским обычаям, должен присутствовать и
стар и млад. Вся деревня собирается в доме или около дома, приносят каждый
сколько может денег, какие-то угощения и полотенца (для обертывания голов
мужчин, которые должны отвезти тело на кладбище). Деньги собираются, какая-то
часть оставляется семье, другая отдается детям и присутсвующим на похоронах
равными долями по кругу. Затем в отдельной комнате происходит омовение тела
(специальным раствором, омовение проделывают старые аби, при этом произнося
молитвы), мулла(священник) читает молитвы и родственники прощаются с умершим.
Далее тело заворачивают в покрывало и везут на кладбище. Процессия самая, что
не на есть уникальная. Этот день, день смерти, с одной стороны считается “черным”
для родственников умершего и “праздником” (условно, конечно!) для детей.
Так вот этого мордвина хоронили по мусульманским традициям,
конечно на похоронах присутствовали его мордовские родственники (я помню, они
держались как-то обособленно), но факт оставался фактом. И мне припоминается
как старые татарки скорбно и, причитаючи, обсуждали между собой скоропостижную
смерть: “Он был хороший человек….! Хоть и мордвин!”.
Эта история очень показательна и раскрывает особые черты
татарской нации. Вообще татары сами по себе скрытный народ, очень строго они
относятся к чужакам, редко и очень редко посторонний человек воспринимается как
“свой”, такими правами пользуются исключительно родственники или близкие
соседи. Мордва по этому показателю более демократична, но тоже имеет свойство к
настороженности особенно, если это касается татар.
Помню забавный случай из своей жизни, когда приезжая к своим
татарским родственникам в деревню, назревал какой-нибудь спор и апкай в порыве
говорила: “Вот сразу чувствуется, что мордовка, упертая как осел, вот вся мордва такая, ведь не переубедишь!”.
Мордовская сторона, в свою очередь, говорила так: “Что за люди, что за люди, сразу, Женя, видно, вся ты в маму
пошла, вот и играет в тебе татарская кровь-то, вот и играет!”.
А вообще мордвины и мордовки - это простодушный, гостеприимный
народ, обладает живостью ума, хорошей памятью, постоянством и стабильностью
поведения, но им часто не достает решительности в действиях и поступках.
Образ жизни у этих двух этносов весьма похож. Много ярких
красочных примеров я могла бы привести. Вот скажем, заходя в татарскую избу, вы
обратите внимание на огромное количество ковров, самых разных покрывал и одеял,
увешанных по комнате, половички, паласы, хранящие историю многих поколений.
Комната в чистоте и прохладе, заставлена всевозможными предметами домашнего
интерьера (вазочки, сухие цветочки, изображения Бога и т.п.). В общем-то также
выглядит убранство и у мордвы. Множество ярких красок: красные, коричневые,
зеленые цвета и т.д. Вообще и те, и другие предпочитают как в одежде так и в
обиходе ярчайшие тона и оттенки, возможно, это подчеркивает индивидуальность
как наций.
Таким образом, можно сделать вывод об определенной общности и
своеобразии уклада этих этносов, скажем, большое внимание уделяется семье.
Крепкая большая семья – это посильная помощь в хозяйстве, это подмога старшим,
продолжение семьи, рода, фамилии – это будущее нации. Во – вторых, это
национальное достоинство и чтение традиций. В-третьих, этнические стереотипы,
т.е. констатацию особенностей чужой этнической группы, отношение к этим
особенностям, предполагающее их оценку, формирование определенного типа
поведения по отношению к данной этнической группе.
При подготовке данной работы были использованы материалы с
сайта http://www.studentu.ru