рефераты

Рефераты

рефераты   Главная
рефераты   Краткое содержание
      произведений
рефераты   Архитектура
рефераты   Астрономия
рефераты   Банковское дело
      и кредитование
рефераты   Безопасность
      жизнедеятельности
рефераты   Биографии
рефераты   Биология
рефераты   Биржевое дело
рефераты   Бухгалтерия и аудит
рефераты   Военное дело
рефераты   География
рефераты   Геодезия
рефераты   Геология
рефераты   Гражданская оборона
рефераты   Животные
рефераты   Здоровье
рефераты   Земельное право
рефераты   Иностранные языки
      лингвистика
рефераты   Искусство
рефераты   Историческая личность
рефераты   История
рефераты   История отечественного
      государства и права
рефераты   История политичиских
      учений
рефераты   История техники
рефераты   Компьютерные сети
рефераты   Компьютеры ЭВМ
рефераты   Криминалистика и
      криминология
рефераты   Культурология
рефераты   Литература
рефераты   Литература языковедение
рефераты   Маркетинг товароведение
      реклама
рефераты   Математика
рефераты   Материаловедение
рефераты   Медицина
рефераты   Медицина здоровье отдых
рефераты   Менеджмент (теория
      управления и организации)
рефераты   Металлургия
рефераты   Москвоведение
рефераты   Музыка
рефераты   Наука и техника
рефераты   Нотариат
рефераты   Общениеэтика семья брак
рефераты   Педагогика
рефераты   Право
рефераты   Программирование
      базы данных
рефераты   Программное обеспечение
рефераты   Промышленность
      сельское хозяйство
рефераты   Психология
рефераты   Радиоэлектроника
      компьютеры
      и перифирийные устройства
рефераты   Реклама
рефераты   Религия
рефераты   Сексология
рефераты   Социология
рефераты   Теория государства и права
рефераты   Технология
рефераты   Физика
рефераты   Физкультура и спорт
рефераты   Философия
рефераты   Финансовое право
рефераты   Химия - рефераты
рефераты   Хозяйственное право
рефераты   Ценный бумаги
рефераты   Экологическое право
рефераты   Экология
рефераты   Экономика
рефераты   Экономика
      предпринимательство
рефераты   Юридическая психология

 
 
 

Доклад: Морские перевозки на Каспийском бассейне

Морские перевозки на Каспийском бассейне

 С самого начала Великой Отечественной войны три каспийских пароходства - сухогрузное ("Каспфлот"), нефтеналивное ("Касптанкер") и рейдовое нефтеналивное ("Рейдтанкер") - перестроили работу на нужды обороны страны. Уже в июле 1941 г. в Казахстан и республики Средней Азии началась эвакуация населения, демонтированного оборудования, хлебных грузов из западных областей страны. На Волгу отправляли нефть и нефтепродукты. Из среднеазиатских республик в западные порты Каспия перебрасывали войсковые соединения, боевую технику, вооружение, снаряды и патроны. Выполнение заданий Государственного Комитета Обороны (ГОКО) по перевозкам войск, пассажиров и грузов потребовало исключительного напряжения сил всех работников морского транспорта Каспийского бассейна. Десятки тысяч пассажиров, сотни тысяч тонн различных грузов, не предусмотренных никакими планами, предстояло перевезти в очень сжатые сроки. Для осуществления перевозок не хватало тоннажа. Трудности выполнения задания ГОКО усугублялись тем, что в первые дни войны часть судов была передана Военно-Морскому Флоту, а в августе 1941 г. несколько крупных транспортных судов принимало участие в перевозке советских войск, которые временно вводились в Иран в соответствии с существовавшим договором.

Острая нехватка тоннажа привела к тому, что в портах Баку и Махачкалы скопилось много пассажиров и большое количество грузов для отправки в Красноводск. Поток пассажиров и грузов непрерывно нарастал. Только в октябре 1941 г. флоту предстояло вывезти из Баку 82 тыс. человек.  В Махачкале в осенние месяцы находилось по 40 тыс. пассажиров. Кроме того, в портах с каждым месяцем увеличивалось количество невывезенных грузов: в Баку в ноябре-декабре оставалось до 30-38 тыс. тонн генеральных грузов, а в Махачкале - свыше 60 тыс. тонн зерна.

Моряки делали все, чтобы выполнить задания по перевозкам: сокращали сроки погрузки, выгрузки и ремонта судов, загружали суда сверх установленной нормы, приспосабливали для пассажиров грузовые помещения судов и размещали пассажиров на палубе. На палубах танкеров за июль - декабрь 1941 г. каспийские моряки перевезли свыше 100 тыс. человек.

Из западных портов Каспия большинство пассажиров и большую часть грузов направляли в Красноводск. Работники Красноводского порта трудились с высоким сознанием своего долга перед Родиной, систематически перевыполняя нормы переработки грузов. Для увеличения пропускной способности в 1941-1942 гг. порт был реконструирован: построены новые причалы, склады, выполнены дноуглубительные работы.

Важное место в деятельности морского транспорта на Каспийском бассейне занимали перевозки нефтепродуктов из азербайджанских портов в Астрахань. Кроме имевшихся судов "Касптанкера", моряки стали использовать стоявшие ранее на приколе баржи, специально переоборудованные для перевозок горючего, крайне необходимого фронту. В течение первого полугодия  1942 г. Каспийский торговый флот продолжал наращивать темпы морских перевозок на основных коммуникациях. Летом немецко-фашистские захватчики развернули наступление на Северном Кавказе, гитлеровские армии рвались к Волге. Военная обстановка внесла изменения в направления и характер грузоперевозок. Увеличились перевозки войск, боевой техники, боеприпасов и снаряжения в западные порты Каспия. Вырос поток эвакуируемого оборудования промышленных предприятий Северного Кавказа, которое направлялось в Среднюю Азию.

После_прорыва фашистских армий к Волге нефтепродукты, предназначенные для отправки в восточные районы страны, начали доставлять в Гурьев. В Гурьевском порту для приема горючего построили насосную станцию, трубопровод, провели значительные дноуглубительные работы. Через этот порт происходила и эвакуация населения, прибывшего в Махачкалу с Северного Кавказа.

В период боев за Северный Кавказ и Волгу фронт приблизился к Каспию и морякам пришлось работать под ударами вражеских бомбардировщиков. Особенно неистовствовала фашистская   авиация на Астраханском рейде. Нередко разгрузка горючего происходила под обстрелом и бомбовыми ударами фашистских самолетов, но моряки стойко защищались и продолжали перегрузочные работы. В результате налетов вражеской  авиации в 1942 г. Каспийский торговый флот потерял 32 транспортных судна, около 100 моряков погибло на своих боевых постах. Начавшееся в 1943 г. наступление советских войск на Северном Кавказе внесло новые изменения в перевозки на Каспии. С января 1943 г. прекратилась эвакуация населения на Восток, а в феврале по указанию правительства из Краснрводска в Баку и Махачкалу стали отправлять тракторы и сельхозмашины для освобожденных от врага районов. Вновь возросли перевозки нефтепродуктов в Астрахань. Несмотря на то что линия фронта отодвинулась от Каспия, фашистские самолеты в 1943 г. еще совершали нападения на суда и бомбардировали порты.

Вместе с плавсоставом и портовиками помогали оборонять страну и работники судоремонтных предприятий Каспийского бассейна. В 1942 г. для пополнения флота развернулось строительство деревянных и железобетонных судов в Баку и Махачкале. Заводы ремонтировали суда, выпускали оборонную продукцию.

Каспийский торговый флот одновременно с выполнением важнейших перевозок на внутренних морских путях работал и на внешних коммуникациях, доставляя из Ирана военную технику, снаряжение и материалы.

Доблестный труд каспийских моряков во время Великой Отечественной войны неоднократно отмечен высокими правительственными наградами.

При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru


© 2011 Рефераты