Доклад: Первые реформы избранной рады
Первые реформы избранной
рады
Перед новым правительством встал вопрос о путях преобразования
государственного аппарата. Первые шаги к реформам выразились в созыве 27
февраля 1549г. расширенного совещания на котором присутствовала Боярская дума,
освященный собор, воеводы, а также боярские дети и “большие” дворяне (очевидно,
московские). Февральское совещание 1549г. (“Собор примирения”) было фактически
первым Земским собором. Его созыв ознаменовал превращение Русского государства
в сословно-представительную монархию, создание центрального
сословно-представтельного учреждения. Чрезвычайно важно было то, что важнейшие государственные мероприятия начинают
приниматься с санкции представителей господствующего класса, в числе которого
значительную роль играли дворяне.
Решение Собора
1549г. показало, что правительство собиралось в дальнейшем использовать
поддержку как боярства, так и дворян. Оно было явно не в пользу феодальной
аристократии, так как она должна была поступиться рядом своих привилегий в
пользу основной массы служивого люда. Отмена подсудности дворян (в дальнейшем
Судебник 1550г.) означала постепенное оформление сословных привилегий дворянства.
В связи с тем, что в
феврале 1549г. было решено “давать суд” если человек обратился с челобитным на
бояр, казначеев и дворецких, создается особая Челобитная изба, которой ведал
А.Адашев и, возможно, Сильвестр. Автор Пискаревского Летописца дает ее
расположение у Благовещения в Кремле. Но в действительности местонахождение
Челобитной избы не вполне ясно: у Благовещения находилось помещение казны. Не
будучи формально казначеем, Адашев в 50х годах XVIв. фактически возглавлял
деятельность государственной казны. Но во всяком случае связь возникновения
Челобитной избы с реформами середины
века несомненна. В Челобитную избу поступали челобитные на имя государя,
здесь же по ним принимались решения- Челобитная изба была бала своего рода
высшим апелляционным ведомством и контрольным органом, надзиравшим над другим
правительственным учреждением.
Одновременно с
“Собором примирения” происходили заседания и церковного собора, который
установил церковного празднования еще 16 “святых” и рассмотрел жития этих
“чудотворцев”. В условиях роста реформационного движения церковь канонизацией
своих видных деятелей стремилась укрепит свой падающий авторитет.
После февральских
соборов правительственная деятельность в 1549г. развернулась в различных
областях. Рост народных движений в городе и деревне заставил возобновит
проведение губной реформы, после торжества Шуйских в 1542г.. 27 сентября 1549г.
был выдан губной наказ крестьянам Кириллова монастыря. Этот наказ
свидетельствовал о росте влияния дворянства. Теперь губные дела передавались в
ведение выборных губных старост из числа детей бояр.
Формирование
различных изб происходило по функциональному различию, а не по
территориальному. Это свидетельствовало о
значительном успехе централизации управления. Однако част изб не
порывала окончательно с территориальным принципом управления.
1549г. был годом
активного наступления на иммунитетные привилегии духовных феодалов. 4 июня
1549г. в Дмитров послали грамоту, согласно которой ряд монастырей лишался права
беспошлинной торговли в Дмитрове и других городах. Но крупные монастыри
привилегии сохраняли.
К концу 1549г. все
настойчивее стали раздаваться голоса, подталкивающие правительство на
проведение реформ. Царю подал свой проект Ермолай-Еразм, предполагавший ценой некоторых
уступок предотвратить возможность новых волнений. Он начал меры по унификации
системы поземельного обложения, по обеспечению землей служивого люда.
Разносторонностью и вдумчивостью отличались проекты И.С.
Пересветова, защитника сильной самодержавной власти. Централизация суда и
финансов, кодификация законов, создание постоянного войска, обеспеченного
жалованием,- вот некоторые из предложений этого “воинника”-публициста,
выражавшего думы и чаяния передовой части дворянства, затронутого реформационно-гуманистическим
движением.
Изначально в
царских вопросах ставилась задача издания законов, которые должны были
восстановит порядок, существовавший при Иване III и Василии III. Ссылка на
“отца” и “деда”, встречающаяся в законодательстве означала, что реформам
старались придать вид мероприятий направленных против тех злоупотреблений
властью боярами, которыми были ”наполнены” несовершеннолетние годы Ивана IV.
После постановки об
отмене местничества в проекте изгалялся ряд соображений о необходимости навести
порядок в вотчинном и поместном праве. По мнению автора проекта, необходимо
было провести проверку земельных владений (вотчин, поместий) и кормлений с целю
выяснения размеров владений и исполнения воинских обязанностей служилыми
людьми. Нужно было перераспределить имеющийся в распоряжении служебный фонд,
чтобы обеспечить малоземельных и безземельных феодалов. Но этот проект нарушал
исконные вотчинные права феодальной аристократии, поэтому проект осуществления
не получил.
К числу финансовых
реформ относится проект ликвидации проездных пошлин (мыта) внутри стран.
Таможенные перегородки между отдельными землями Русского государства ,
отражавшие незавершенности процесса изживания экономической раздробленности,
препятствовали дальнейшему развитию товарно-денежных отношений.
Если подвести итоги
рассмотрению царских “вопросов”, то можно констатировать далеко идущие
намерения правительства удовлетворить земельные требования дворян за счет
боярского землевладения, укрепить армию и государственные финансы.
При подготовке данной работы были использованы материалы с
сайта http://www.studentu.ru
|