рефераты

Рефераты

рефераты   Главная
рефераты   Краткое содержание
      произведений
рефераты   Архитектура
рефераты   Астрономия
рефераты   Банковское дело
      и кредитование
рефераты   Безопасность
      жизнедеятельности
рефераты   Биографии
рефераты   Биология
рефераты   Биржевое дело
рефераты   Бухгалтерия и аудит
рефераты   Военное дело
рефераты   География
рефераты   Геодезия
рефераты   Геология
рефераты   Гражданская оборона
рефераты   Животные
рефераты   Здоровье
рефераты   Земельное право
рефераты   Иностранные языки
      лингвистика
рефераты   Искусство
рефераты   Историческая личность
рефераты   История
рефераты   История отечественного
      государства и права
рефераты   История политичиских
      учений
рефераты   История техники
рефераты   Компьютерные сети
рефераты   Компьютеры ЭВМ
рефераты   Криминалистика и
      криминология
рефераты   Культурология
рефераты   Литература
рефераты   Литература языковедение
рефераты   Маркетинг товароведение
      реклама
рефераты   Математика
рефераты   Материаловедение
рефераты   Медицина
рефераты   Медицина здоровье отдых
рефераты   Менеджмент (теория
      управления и организации)
рефераты   Металлургия
рефераты   Москвоведение
рефераты   Музыка
рефераты   Наука и техника
рефераты   Нотариат
рефераты   Общениеэтика семья брак
рефераты   Педагогика
рефераты   Право
рефераты   Программирование
      базы данных
рефераты   Программное обеспечение
рефераты   Промышленность
      сельское хозяйство
рефераты   Психология
рефераты   Радиоэлектроника
      компьютеры
      и перифирийные устройства
рефераты   Реклама
рефераты   Религия
рефераты   Сексология
рефераты   Социология
рефераты   Теория государства и права
рефераты   Технология
рефераты   Физика
рефераты   Физкультура и спорт
рефераты   Философия
рефераты   Финансовое право
рефераты   Химия - рефераты
рефераты   Хозяйственное право
рефераты   Ценный бумаги
рефераты   Экологическое право
рефераты   Экология
рефераты   Экономика
рефераты   Экономика
      предпринимательство
рефераты   Юридическая психология

 
 
 

Доклад: Пропаганда и газета

Пропаганда и газета

      Для того ,  чтобы идеология ( любая идеология ) могла существовать ,  необходима  поддержка  миллионов  людей  ,  нужны средства  и  механизмы  распространения идеологических формул в народ .  Соковнин пишет об этом так-"Определенные идеи ,  чтобы существовать в виде идеологии ,  должны быть восприняты многими людьми. Они должны распространяться среди людей."(1) Вот здесь-то и выходит на арену информация. Прежде всего "... никакая информация невозможна без определенной цели. Тот , кто думает информировать   без   определенной   цели   и  считает  возможным взаимоотношение такого характера ,  тем самым уже  провозгласил цель,"- сообщает F.Fatorello(2),  и с этим трудно не согласиться.  Применительно к пропаганде это может обозначать то  ,  что даже самая нейтральная информация носит в себе какую-либо цель, но ведь , говоря словами P.Lianbuger'а , "... Информация становится пропагандой , если лицо , публикующее ее , преследует какие-либо цели."(3) Значит , любая информация является пропагандой. Попробуем проверить эту гипотезу , используя уже материалы советских исследователей.

     В.И.Бровик и И.В.Попович пишут:  "...Информация характеризует конкретный акт отражения со стороны его содержания  ,  без учета особенностей его как определенного процесса.  Если свойством отражения обладают все виды материи , то свойства информации  присущи  материи лишь на таком уровне ее организации ,  на котором возникают процессы управления."(4) Это  может  означать лишь то , что человек получая информацию служит объектом управления , независимо от ее качественных , содержательных характеристик ,  но в таком случае процессы управления возникают в социальной   информации   -   а   также   в   математических    и естественнонаучных  теориях.(5)  Но  разница между социальной и естественнонаучными теориями все же существует , она в идентичности информации социальной и смысловой.  "Смысловая информация по своему характеру является социальной , так как она возникает в  процессе  общения людей и отражает факты ,  события ,  явления..."(6) В свою очередь ,  математическая и  иные  информации скорее соотносятся со статистическим аспектом логической информации (7),  что формально отделяет их от социальной  сферы.  Из этого  можно  сделать вывод об идентичности смысловой и политической информации , которая является одним из видов социальной.

      Таким образом , политическая информация существует только при наличии смыслового момента в информировании , если же в информации  присутствуют одни лишь цифры ,  она теряет свой социальный , а значит и политический аспекты.

     Несколько слов  необходимо  сказать  об основных принципах политической информации." Условно принципы политической  информации  можно разделить на две группы.  Первую из них составляют принципы , определяющие преимущественно характер содержания информации ,  ее направленность.  Это - научность , партийность , всесторонность информирования ,  его связь с  жизнью...  Вторую группу образуют принципы , обуславливающие выбор средств , форм , методов информации , ее организационную и методическую стороны. Это прежде всего оперативность , дифференцированность , популярность , доходчивость информирования и др."(8) Кроме того , хотелось  бы  выделить  "...Приемственность - важнейший принцип политического информирования.  Он требует такого построения информационного материала ,  при котором последующее опирается на предыдущее и вместе с  тем  подготавливает  восприятие  будущего."(9)

     Теперь обратимся к принципам работы политической  информации.  В общих чертах "...процесс политической информации представляет собой единство двух встречных потоков информации: сверху  -  вниз  и  снизу - вверх."(10) Воздействие на общественное мнение - это то , что является первым из потоков,-"... происходит , во-первых , путем прямого и непосредственного влияния политической информации на общественное мнение;  во-вторых , путем  опосредованного воздействия на те явления и факты сознания,  психику людей ,  которые способствуют процессу  формирования общественного  мнения как социально психологического феномена (потребности ,  интересы ,  установки ,  ценностные ориентации и др.)."(11) Второй же поток , идущий снизу , работает по принципу обратной связи - после приема информации у реципиента  появляются какие-то эмоции ,  отклики ,  поступающие к информатору.

П.М.Якобсон описывает это так:"...когда в пропагандистском воздействии удалось глубоко затронуть чувства личности ,  то воспринятое содержание становится не толькло предметом размышлений , но и источником волнений или настроения , побуждающей силой для новых желаний и устремлений."(12) Таковы основные принципы  работы  политинформации  ,  а как известно "...Значение осведомительно - информационной работы состоит...в том ,  что  без  нее идеологический процесс не может даже начаться , он немыслим без нее."(13) Но кроме того "...Политическая информация это составная  часть  и база агитационно-массовой работы...",  а значит и пропаганды , без которой идеология не может существовать.

" Идеология  с  помощью  пропаганды обращается к массам , стремясь представить политику господствующего класса как  целесообразную и обоснованную ,  имеющей статус теоретической , научно обоснованной ,  мировоззренческой оправданности ,"-  пишет Гуревич в своей работе.(14),  а В. Ф.Правоторов , в подтверждение этой мысли ,  говорит ,  что "... пропаганда - это деятельность  по распространению в массах идеологии и политики определенных  классов  ,  партий  и  государств."(15)  При   всем   , необходимо добавить к словам данных авторов , что несмотря на  казалось бы пассивную роль пропаганды , выступающей как инструментарий идеологии , пропаганда на самом деле является самостоятельным элементом в общей  структуре  идеологической  системы.

Безусловно пропаганда не может обойтись без идей ,  но с другой стороны идеология , особенно в условиях ХХ века никак не сумеет обойтись без пропаганды.

      Конечно же существует и более  широкое  значение  термина "пропаганда" , охватывающее полностью все возможные его отношения.  " В самом широком смысле под пропагандой  подразумевается особый  род социальной деятельности ,  основная функция которой состоит в распространении политических ,  философских , научных , технических знаний , художественных ценностей и другой информации с целью формирования определенных взглядов ,  представлений  и эмоциональных состояний ,  оказания влияния на поведение людей."(16) Если рассматривать пропаганду под таким углом  , то несомненным становится факт обладания пропагандистскими возможностями любого предмета , формы или образа , на это стоит обратить  внимание  поскольку в дальнейшем нам придется обратиться к семантической структуре газеты: к словам , фотографиям , рисункам.  Пока  же вновь обратим внимание на сам термин " пропаганда".

     " Слово "пропаганда" - исторически обусловленная форма политической и идеологической деятельности , которая используется различными классами ,  партиями и государствами для целенаправленного распространения своих идей ,  воззрений и  ценностей  с целью  оказать  воздействие на мировозренчекие представления , социальную ориентировку и поведение индивидов и социальных общностей,"(17) - пишет Гуревич.  Он считает необходимым для всестороннего раскрытия содержания  пропаганды  как  теоретического понятия представить точки зрения различных авторов ,  и мы последуем за ним ,  поскольку без этого может возникнуть некоторая неопределенность при работе с самим термином.

     При первом взгляде на различные определения  пропаганды  , которые дают буржуазные исследователи ,  может показаться , что они абсолютно тождественны.  В самых  общих  чертах  пропаганда рассматривается как организованное убеждение , обращение к сознанию индивида ,  распространение определенных идей и представлений.  Именно  эта сторона процесса и зафиксирована в расшифровке  термина  ,  которую  предлагают  американские  социологи Robert T. Holt и Robert W. de Velde. Они пишут: " Во всех определениях пропаганды подчеркивается , что она представляет собой попытку  влиять  на  поведение ,  воздействуя с помощью средств массовой коммуникации на характер постижения массовой аудиторией  смысла и значения окружающего мира".(18) С этой точкой зрения нельзя не согласиться , но с другой стороны можно увидеть в их словах ориентацию не на политическую пропаганду ,  а на пропаганду в ее чисто прагматической плоскости. Для этих исследователей  пропаганда представляется в отношении вульгарном ,  повседневном и практическом.  Нас же более интересуют политический и психологический моменты.

     В американской социологии содержится попытка раскрыть природу пропаганды на основе выявления ее различий с другими видами общественной деятельности. Kris E. и Leites N. подчеркивают, что  "  образование  в отличие от пропаганды распространяет результаты познания , т.е. такие представления , которые не носят противоречивого  характера  ,  одинаково оцениваются различными группами людей. Если же некоторые представления , в том числе и социального  содержания  ,  вызывают разное отношение у тех или иных слоев населения , можно все же полагать , что это уже сфера  пропаганды  ".(19) На эти слова стоило бы обратить внимание возникает один спорный момент  ,  который  хотелось  бы  разрешить. Проблема в том ,  что американские социологи никогда , видимо не учились в советских школах ,  особенно в 30-е  годы,  и никогда  не  воспринимали  тяжесть пропаганды на школьной парте или в аудитории.  В обществе ,  где математика носит  классовый характер даже представления , не носящие противоречивого характера ,  могут носить пропагандистский  оттенок.  Продолжив  эту дискуссию  обратимся  к  мнению другого специалиста. Lasswell H. определяет пропаганду как попытку повлиять на установку большого числа людей по противоречивым вопросам. По мнению американского политолога , нейтральное распространение взглядов не является  пропагандой.  Такой же точки зрения придерживается Davies I.  Однако правомерно поставить вопрос ,  какое распространение взглядов можно считать нейтральными ,  чтобы почувствовать абстрактность такого подхода.(20)

     Французские исследователи Haratonic P.L.  и Moran T.P. понимают пропаганду не как распространение конкретной  "ортодокссии" ,  а как совокупность определенных структур ,  абстрактных символов , влияющих на человеческое восприятие , мышление и поведение.  Иначе говоря ,  пропаганда сводится к символическому отражению мира.  Не подлежит сомнению тот факт ,  что  средства массовой информации пользуются разработанной символикой. Однако это вовсе не означает будто пропаганда вообще лишена  идеологического и теоретического содержания - пишет Гуревич.(21)

     Разумеется, в этих определениях  фиксируются  определенные грани  пропагандистского процесса ,  но вместе с тем содержится конкретная тенденция: замаскировать политические цели пропаганды ,  свести ее к абстрактному просвещению , коммуникации или к акту символизации.  При этом пропаганда нередко понимается настолько  расширительно ,  что включает в себя фактически всю общественную жизнь.  Так , английский историк Thomson O., полемизируя  с  Lasswell'ом ,  предлагает следующее определение:  " К пропаганде относятся любые средства внедрения и передачи  образов ,  идей или информации , которые влияют на человеческое поведение , взятое с его активной или пассивной стороны. Сюда  входят почти все аспекты искусства и коммуникации ".(22) Таким      образом , для зарубежных специалистов характерны две основные точки  зрения:  во-первых ,  представление о пропаганде как о влиянии на установку большого числа людей  по  "  спорным вопросам  ",  при этом не считается пропагандой распространение нейтральных взглядов ,  вторая позиция заключается в представлении  пропаганды в виде любых средств внедрения и передачи информации , влияющей на человеческое поведение.

     Но наиболее приемлемым определением , с моей точки зрения ,  является формула В.Соковнина ,  который в 1968 году  писал:"...Одной  из форм общения ,  специально служащей для распространения идеологических взглядов , является пропаганда."(23) Без  всякого сомнения пропаганда - это форма общения ,  и подтверждение мы находим в работе другого советского исследователя. Б.П.Базылёв  пишет:"...Одна из основных функций пропаганды состоит в оказании идеологического и социально  - психологического воздействия , которое предпологает общение в специализированной форме социального взаимодействия тех ,  кто  создает  пропагандистские тексты ,  с теми , кто их воспринимает."(24) Примем же на веру данное утверждение и попытаемся впоследствии проследить это общение на примере "Правды".

     Само собой , возникает вопрос - почему именно печать является объектом нашего исследования ?  Ответ состоит в том ,  что печатная пропаганда  являлась  наиболее  эффективным  средством пропагандистского воздействия в 30-е годы.  После признания несостоятельности кружкового и индивидуального методов в 1939 году , ЦК в лице тов. Сталина рекомендовал "...сосредоточить внимание партии на пропаганде в печати  и  организации  лекционной системы  пропаганды..."(25) Эти два вида пропаганды и стали основными на многие годы ,  но предпочтение всегда отдавалось печатной пропаганде ,  поскольку за ней было чисто психологическое преимущество. По наблюдениям психологов , человек способен внимательно прочитать в нормальных условиях 25 тысяч слов , а выслушать лишь 9 тысяч.(26) Сие  и  предопределило  главенствующие позиции печати в деле пропагандирования. Кроме того , метод печатной пропаганды дает возможность использовать прием нейтрального информирования ,  дающий прекрасные результаты. Таковы основные критерии выбора печати ,  как объекта исследования  ,  а сейчас необходимо разрешить еще одну важную проблему терминологического плана - проблему соотношения пропаганды и  агитации  в печати.

     Хорошо разработан этот момент в работе В.А.Шандры ,  который различает понятия пропаганды и агитации.  Он пишет:"... для пропаганды характерен акцент на просвещение , имеющее целью вооружить трудящихся системой политических знаний..." Агитация же "...Опирается преимущественно на разъяснение.  В агитации также присутствует элемент просвещения ,  но он не определяет ее сущности."(27) Кроме того ,  автор обращает внимание на то  ,  что "...  предметом печатной партийной пропаганды являются актуальные аспекты социальных теорий и общественно-исторической  практики."(28)  А  агитация  "...обеспечивает идеологически решение ближайших , тактических задач партии и народа."(29) Таким образом  ,  мы можем говорить о разделении пропаганды и агитации по характеру задач:  пропаганда ведает стратегией в распространении идеологии ,  агитация занимается тактикой.  Но чего же больше в советской прессе 30-х годов ?

Список литературы

1) Соковнин В.  Человеческое общение и идеология./ Идеология и общественная психология.- Фрунзе, 1968.-С.97.

     2) Цит.  по:  Власов  Ю.М.  Пропаганда  за  фасадом новостей. -М.: Изд-во МГУ, 1976.-С.22.

     3) Там же, с.27.

     4) Цит. по: Политическая информация. Некоторые вопросы теории и практики.-М.: Мысль, 1974.-С.9.

     5) Там же, с.10.

     6) Политическая информация.-М.: Политиздат, 1973.-С.10.

     7) Там же, с.9.

     8) Политическая  информация.  Некоторые  вопросы  теории и практики.-М.: Мысль, 1974.-С.40.

     9) Там же, с.66.

     10) Там же, с.24.

     11) Там же.

     12) Якобсон П.М.  Эмоциональный фактор  в  пропагандистском воздействии./  Проблемы  социальной психологии и пропаганды.-М.: Политиздат, 1971.-С.63.

     13) Политическая  информация.  Некоторые  вопросы теории и практики.-М.: Мысль, 1974.-С.18.

     14) Гуревич П.С.  Пропаганда в идеологической  борьбе.-М.: Высшая школа, 1987.-С.110-111.

     15) Правоторов В.Ф. Пропаганда.// Философский энциклопедический словарь.-М.: Политиздат, 1983.С.539.

     16) Там же.

     17) Гуревич П.С.  Пропаганда в идеологической  борьбе.-М.: Высшая школа, 1987.-С.100.

     18) Там же, с.101.

     19) Там же.

     20) Там же, с.102.

     21) Там же.

     22) Там же.

     23) Соковнин В.  Человеческое общение и идеология. / Идеология и прсихология.- Фрунзе.: Илим, 1968.-С.97.

     24) Базылев Б.П.  О специфике употребления слова в системе буржуазной пропаганды./ Язык и стиль  буржуазной пропаганды.-М.: Изд-во МГУ, 1988.-С.49.

     25) Цит. по: Большевистская печать.-М.: Политиздат, 1940.- С.359.

     26) См.  Проблемы социальной психологии и  пропаганда.-М : Политиздат, 1971.

     27) Шандра В.А.  Газета, пропаганда, жизнь: вопросы теории и методики.-М.: Мысль, 1982.-С.29

     28) Там же, с.25.

     29) Там же, с.30.


© 2011 Рефераты