Доклад: Власть есть бремя
Д О К Л А Д
ПО ПОЛИТОЛОГИИ
студентки ЭОУС-II-4
Лукашовой Ольги
ТЕМА:
Власть есть бремя
Рассмотрение на российском фоне
§
Определение власти.
Для начала попробуем дать определение власти.
Так как существуют различные подходы к пониманию сущности власти,
то и ее определения,
дефиниции,
будут разными.
И каждое из множества существующих определений власти отражает ту или иную ее грань.
Невозможно дать исчерпывающую дефиницию: слишком сложен феномен власти,
да и каждая политологическая школа изучает власть с позиций,
которые она считает главными,
решающими.
Оптимальным является короткое,
но емкое определение,
данное в “Философском словаре” (М.
,
1987): “Власть - в общем смысле способность и возможность осуществлять свою волю,
оказывать определяющее воздействие на деятельность,
поведение людей,
с помощью какого-либо средства - авторитета,
права,
насилия (экономическая,
политическая,
государственная,
семейная и др.
)”
§
Зачем нужна власть?
Народная поговорка гласит: “Из народа,
как из дерева,
- и дубинка,
и икона”.
Писатель И.
А.
Бунин добавил: “Да,
в зависимости от обстоятельств,
от того,
кто это дерево обрабатывает: Сергий Радонежский или Емелька Пугачев”.
Что верно,
то верно! Ход исторических событий складывался так,
что многое в судьбах народных зависело от личности государя,
вождя,
правителя,
лидера.
В русской душе в течение многих столетий воспитывалось чувство державного порядка,
признания власти.
Путь наверх был открыт не худшему человеку,
а лучшему,
не тому,
кто обуян страстью властвования,
а тому,
в ком государственная воля и разумение соединяются с чувством ответственности,
кто словом и делом исповедует,
что власть - его бремя.
Но поднимались по лестнице власти не всегда лучшие.
Оставалось,
однако,
убеждение: править Россией должны достойные сыны.
Вновь обратимся к словарю,
на этот раз В.
И.
Даля,
где власть определяется как “право,
сила,
воля над чем,
свобода действий и распоряжений; начальствование,
управление,
начальство,
начальник или начальники”.
Действительно,
в общем и широком смысле власть означает господство одного лица над другим или другими лицами,
возможность не только действовать самому,
но и диктовать,
т.
е.
приказывать.
Так,
в семье можно наблюдать власть родителей над малолетними детьми.
Без власти нет государства.
Она выражает право общественного целого на подчинение его частей.
Власть - одно из важнейших политических понятий,
характеризующих государство.
Человечество знает также религиозную власть,
которая осуществляется боговдохновенными лицами.
По отношению к ним в людях развивается трепет и почтение,
желание их умилостивить или приобрести их помощь и поддержку.
Независимо от религий всем священнослужителям приписывается сверхъестественное влияние на людей.
Издавна считается,
что власть должна быть освещена.
Главная мысль Священного писания - всякая власть от Бога.
В Библии мы читаем: “Жизнь и смерть во власти языка”; “Он учил их,
как власть имеющий”; “Имели власть исцелять от болезней”; “Закон имеет власть над человеком”; “Никто из властей века не познал”; “Или не имеем власть есть и пить?”; “Жена должна иметь знак власти”; “Обличай со всякою властию”.
В Евангелии есть слова Иисуса Христа: “Воздадите кесарево кесареви”.
Обоснование теории божественного происхождения власти мы находим у апостола Павла (Рим.
13:1-6).
Апостолы определяли и границы власти: “Бога надобно слушать более нежели человека” (Деян.
4:19).
Поэтому многие россияне одобрительно отнеслись к факту благословения первого президента России Б.
Н.
Ельцина патриархом Московским и Всея Руси Алексием II.
Религиозную мудрость впитала в себя возникшая в недрах стихии народной жизни человеческая духовность.
Русский народ считает: “Всякая власть Богу ответ дает”; “Великая власть от Господа”; “Бог дает власть тому,
кому захочет”; “Всякому дана власть над своим добром”; “Гость во власти хозяина”; “Разошлась новгородская власть,
разошелся и город”.
Справедливость,
считалось в народе,
вообще не человеческое дело,
оно во власти Бога: “Мне отмщение,
и аз воздам”.
Как видим,
власть начинается с отношения человека с человеком,
с отношения руководителей и подчиненных.
Она характеризуется способностью влиять на деятельность и поведение людей посредством механизмов (экономических,
идеологических),
а также с помощью традиций,
авторитета,
насилия.
Чем поддерживается власть? Особыми отрядами вооруженных людей и всякого рода принудительными учреждениями.
Кроме этого есть специальная группа людей,
составляющая аппарат управления.
Власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме сопутствовать его развитию.
Власть необходима прежде всего для воспроизводства человеческого рода,
жизнестойкости семьи.
Семейно-родовая форма власти наблюдалась у кочевых народов России.
С развитием оседлости постепенно утверждалась племенная власть.
Формирование власти территориальной обусловлено необходимостью организации общественного производства,
которое немыслимо без подчинения всех участников единой воле,
а также потребностью регулирования социальных отношений между людьми.
С появлением классов и государства кровные,
родовые связи были разрушены,
моральный авторитет старейшины рода сменился авторитетом публичной власти,
которая отделилась от общества и встала над ним.
Отсюда следует: власть есть авторитет,
обладающий возможностью подчинять своей воле,
управлять или распоряжаться действиями других людей.
Где существует так называемое двоевластие или многовластие,
там вовсе нет государственной власти,
а есть анархия,
безначалие.
Всякий народ достоин той власти,
которую он выбирает.
История может объяснить и что делали власть,
народ,
и чего еще от них ожидать можно,
с какими препятствиями народ боролся,
борется и может бороться.
Как говорится в Псалтыри,
“блажен народ,
знающий трубный зов” (88:16).
§
Власть и любовь.
Задача родителей - подготовить детей к свободе и сделать их способными вести самостоятельную жизнь.
Именно в этом состоит цель духовного воспитания,
которая достигается посредством двух основных элементов семейного союза: власти и любви.
В детстве человек подчиняется своим родителям,
и это подчинение по требованием самой природы должно быть полным и всецелым.
Только крайнее злоупотребление родительской властью может заставить правосудие вмешаться в их отношения.
Разумная же власть устанавливает дисциплину,
без которой нет ни воли,
ни характера.
Строгость и порядок поддерживаются не только увещеваниями,
но и домашними наказаниями,
имеющими целью исправление.
Любовь смягчает строгость дисциплины,
внося в нее согревающую теплоту,
которая привязывает детей к родительскому крову.
Она вселяет в подрастающее поколение благие семена нравственных начал.
Самое высокое и святое чувство,
какое есть на земле,
- это материнская любовь.
Поэтому общественное воспитание не в состоянии заменить семейное.
Список используемой литературы
1.
“Политология на российском фоне” - Учебное пособие,
РАУ; Москва,
Изд.
“Луч”,
1993 г.
2.
“Политология” - Учебное пособие,
Общая редакция доктора философских наук,
профессора Д.
С.
Клементьева; Москва,
Изд.
“Знание”,
1997 г.
|