новые программы для военных училищ, новые уставы и новые
образцы артиллерийский орудий, создана полевая тяжелая
артиллерия, усилены инженерные войска и улучшено материальное
обеспечение.
Военные реформы 1917-18 гг., формирование Красной Армии.
Основное содержание: Формирование Красной Армии началось с
реформирования старой армии. В декабре 1917 г. СНК принял декреты,
отменявшие воинские чины, звания, знаки различия и преимущества. Вся
власть передавалась солдатским комитетам и советам. Командиры - вплоть
до командира полка - избирались на общих собраниях частей, а командиры
выше полкового уровня - на съездах соединений или совещаниях комитетов
соединений. Параллельно осуществлялась частичная демобилизация армии. В
январе 1918 г. СНК издал декрет «О создании Рабоче -Крестьянской Красной
Армии». Новая армия формировалась по принципу добровольности и
рекомендаций от войсковых комитетов, партийных и профсоюзных
организаций. Верховным руководящим органом становился СНК, органом
непосредственного управления - Наркомвоендел. В апреле 1918 перешли от
принципа добровольности - к принципу воинской повинности, от выборов
командиров - к их назначению. В мае же вводится всеобщая воинская
повинность
Военные реформы 1937-39 гг.
Основное содержание: создание в марте 1938 г. Главного Военного Совета
Красной Армии и Главного Совета Военно-Морского Флота, ведавшими
вопросами военного строительства. Увеличение числа военных округов и
комиссариатов. Создаются военные отделы в партийных органах (от ЦК до
райкомов). Водится институт военных комиссаров, просуществовавший до
августа 1940 г., когда вместо них вводится должность заместителей
командиров по политической части. Воинская обязанность распространялась
теперь на всех. Были увеличены сроки военной службы и снижался призывной
возраст, удлинялся срок пребывания в запасе. Весь личный состав ВС
обязывался военной присяге. Повышается ответственность за дезертирство и
самовольные отлучки из части.
Военные реформы периода Отечественной войны.
В период войны произошло множество реформ и преобразований, как
государственного, так и местного значений, действующих небольшой период
времени и действующих до сих пор.
Основное содержание: изменение системы организации высшего командования,
создание в пределах фронтов соединений, оперативных объединений и
корпусов, объявляется всеобщая мобилизация всех мужчин с 19 до 55 лет.
Усложнилась структурная организация вооруженных сил. Структура ВС
включала теперь фронты, армии, корпуса, дивизии, бригады, полки,
батальоны, роты, взводы и отделения. В 1942 г. Издается Боевой устав
пехоты. Вводится деление военнослужащих на рядовой, сержантский,
офицерский составы и генералитет, были введены новые знаки различия.
Усложнилась и увеличилась система военных трибуналов. Для улучшения
материального обеспечения войск были учреждено Главное управление тыла.
Было принято постановление, обязывающее республиканские, областные и
районные комитеты партии развернуть в тылу врага сопротивление
(партизанское движение, подпольные партийные и комсомольские
организации).
Военные реформы 90-х годов.
Основное содержание: Строительство Вооруженных Сил России
намечалось в три этапа. Первый, завершился в 1992
году. В ходе его было остановлено снижение уровня боевой готовности,
начавшееся после распада СССР, пересмотрены подходы к созданию
группировок войск и сил общего назначения и начато формирование новых в
связи с изменившимися государственными
границами.
Тогда же были расформированы 3 управления военных округов, 8 управлений
армий, 1 армейский корпус, 15 управлений дивизий, 8 военных училищ.
Начался
процесс сокращения объединений и соединений.
Второй этап реформ проходил с 1993 по 1995 год. В ходе его на
сотни тысяч сократилась численность Вооруженных Сил. На 1 января 1996
года в них находилось
лишь около 1,7 млн. человек после 2,8 млн. в 1992-м!
В ходе этого этапа правительство пришло к важнейшему выводу, что мы не
можем иметь сильные группировки войск вдоль всей границы. Поэтому в
основу строительства ВС
был положен принцип мобильной обороны, реализация которого позволила
приступить к
формированию небольших, но достаточно мощных сил, готовых к применению
там, где возникает
реальная угроза безопасности России.
Генеральным штабом совместно с главными штабами видов ВС, главными и
центральными управлениями Министерства обороны был осуществлен целый
комплекс мероприятий по стратегическому и оперативному планированию
применения войск в новых условиях. А Президентом РФ утвержден
План оперативного оборудования страны. В течение 1993-1994гг.
разработана и введена в действие новая система боевой готовности ВС,
опробован контрактный способ комплектования частей и соединений.
Наконец, принята Федеральная программа развития вооружения и военной
техники, начались военно-правовая реформа и реформа военного
образования...
В соответствии с Указом Президента «О военном строительстве
в Российской Федерации» в 1995 году была создана Государственная
комиссия по военному
строительству в РФ. Она активно взялась за работу, но недостатки
нормативно-правовой базы создали трудноразрешимые проблемы во
взаимодействии силовых структур. С учетом этого президент уже в начале
1996 года издал новый указ, которым на
Генеральный штаб возложены задачи по координации разработки и
согласованию проектов
планов строительства ВС и «других войск».
Все это говорит о том, что государством, видимо, наконец-то
осознана вся сложность и масштабность проблем военного
строительства.
Заключение.
Россия будет иметь Вооруженные Силы небольшие по
численности, но достаточные для надежной обороны страны и
не создающие военную угрозу соседним странам. Вот только сможем ли все
это
претвориться в жизнь при нынешнем финансовом со-
стоянии и правовой базе? Станут ли наши армия и флот к 2005
году такими, какими мы видели их в самом начале демократических
преобразований? Ответ на эти вопросы открыт, пока не будут решены
проблемы, как на прямую, так и косвенно связанные с решением проблем в
наших ВС. Это и повышение имиджа нашей армии среди населения, так как
юноши пытаются всеми правдами и неправдами уклониться от службы. Это и
искоренение довольно актуальной сейчас проблемы неуставных отношений или
проще говоря «дедовщины», существующей практически повсеместно. Это и
обновление командного состава молодыми специалистами, обученными
современным методам управления и командования, а также вытекающая отсюда
проблема военного образования. В большинстве военных образовательных
учреждениях, впрочем как и во всей системе образования, наблюдается
дефицит материальных и денежных средств, а также устаревшая материальная
база. И конечно же основной проблемой была, есть и будет нехватка
денежных средств. Будет потому, что прогноз в области экономики является
неутешительным. Кризис урезал и так небольшие поступления из бюджета и
практически каждый день можно услышать о бедственном положении военных и
их семей. Можно еще рассказать о множестве проблем, но самым
обнадеживающим является то, что наконец стали заметны попытки
реформирования армии, и что в будущем мы будем иметь действительно
профессиональную армию.
Список использованной литературы:
1. Исаев И.А., История государства и права России, М.: Юристъ, 1996г.
Бобылев П.Н., Великая Отечественная война, М: Изд-во политической
литературы,1985г.
Волкова И.В., История России, М: Высшая школа, 1997г.