рефераты

Рефераты

рефераты   Главная
рефераты   Краткое содержание
      произведений
рефераты   Архитектура
рефераты   Астрономия
рефераты   Банковское дело
      и кредитование
рефераты   Безопасность
      жизнедеятельности
рефераты   Биографии
рефераты   Биология
рефераты   Биржевое дело
рефераты   Бухгалтерия и аудит
рефераты   Военное дело
рефераты   География
рефераты   Геодезия
рефераты   Геология
рефераты   Гражданская оборона
рефераты   Животные
рефераты   Здоровье
рефераты   Земельное право
рефераты   Иностранные языки
      лингвистика
рефераты   Искусство
рефераты   Историческая личность
рефераты   История
рефераты   История отечественного
      государства и права
рефераты   История политичиских
      учений
рефераты   История техники
рефераты   Компьютерные сети
рефераты   Компьютеры ЭВМ
рефераты   Криминалистика и
      криминология
рефераты   Культурология
рефераты   Литература
рефераты   Литература языковедение
рефераты   Маркетинг товароведение
      реклама
рефераты   Математика
рефераты   Материаловедение
рефераты   Медицина
рефераты   Медицина здоровье отдых
рефераты   Менеджмент (теория
      управления и организации)
рефераты   Металлургия
рефераты   Москвоведение
рефераты   Музыка
рефераты   Наука и техника
рефераты   Нотариат
рефераты   Общениеэтика семья брак
рефераты   Педагогика
рефераты   Право
рефераты   Программирование
      базы данных
рефераты   Программное обеспечение
рефераты   Промышленность
      сельское хозяйство
рефераты   Психология
рефераты   Радиоэлектроника
      компьютеры
      и перифирийные устройства
рефераты   Реклама
рефераты   Религия
рефераты   Сексология
рефераты   Социология
рефераты   Теория государства и права
рефераты   Технология
рефераты   Физика
рефераты   Физкультура и спорт
рефераты   Философия
рефераты   Финансовое право
рефераты   Химия - рефераты
рефераты   Хозяйственное право
рефераты   Ценный бумаги
рефераты   Экологическое право
рефераты   Экология
рефераты   Экономика
рефераты   Экономика
      предпринимательство
рефераты   Юридическая психология

 
 
 

Культурология


Культура, понятие и
историческое значение.
К.- это исторически определенный уровень     развития общества, творче­ских сил и
способностей человека, выраженный в типах и формах орга­низации жизни и
деятельно­сти лю­дей, а также в создаваемых ими мате­риальных и духовных ценностях.
Впервые - у древнегреческих юрист­ов,
политиков и орато­ров в 3-2 вв. до н.э. Катон «Об агркультуре».
Потом Цецерон К. - это прежде всего culturå animi - возде­лывание души. Культуру
нужно дисциплини­ровать с помощью наук.
Пайдейя (греч) - путь, который проделывает
человек от ребенка до взрослого состояния, путь воспита­ния, просвещения и
образования.
Концепции:
Аксиологическая к.  - культура как совокупность духовных ценностей.
Сисволическая к. - культура как со­вокупность
символов, которые вы­ступают посред­ником между приро­дой и человеком.
Технологическая к. - несколько ума­ляет
значимость духовной культуры, ставя ее в прямую зависимость от культуры
материальной. Обществ. жизнь делится на 2 уровня:
- уровень материальных экономиче­ских отношений
(базис);
- уровень общественного сознания.
Герменевтика - интерпретация самых
известных классических текстов (Библия, Ко­ран, античная литер.)
Социологическая к. - конц. Бердяева.
Концепция кризиса культуры - Шпенглер «Закат Европы» -
культура в кризисе, по­скольку исчерпаны резервы ее развития и она переходит в
цивилизацию. По его мне­нию: культура - лелеет дух, а цивилизация - тело.
(последов. Сорокин).
Концепция Бердяева.
Его работа «Философия неравен­ства». Б.
подчеркивает, что к. по своей природе не­демократична. Она происходит от
слова культ. Она ро­дилась в храме, следовательно она подобно культу аристократична
и иерархична. В этом Б. видит принци­пиальную раз­ницу между культурой и
цивилизацией. Цивилизация - это община, жизнь в обществе. Она тре­бует для ее
поддержания связи с при­родой.
Ц.- это горизонтальные связи че­ловека, а К.-
вертикальные.
Ц.- плюралистична, а К.- еди­нична.
По Бердяеву культура проявляется:
- В противоречии между социализа­цией и индивидуализацией личности: с
одной сто­роны, человек неизбежно социализируется, усваивая нормы общества, а с
другой, - стремится сохранить индивидуальность лично­сти.
- В противоречии между нормативно­стью культуры и той свободой, кото­рую
она предоставляет человеку. Норма и свобода - два полюса, два борющихся начала.
- В противоречии между традицион­ностью культуры и тем обновлением,
которое про­исходит в ее организме.
Культура и цивилизация.
По Бердяеву:
Культура родилась в храме, следова­тельно она подобно культу аристо­кратична
и ие­рархична. В этом Б. видит принципиальную разницу ме­жду культурой и
цивилизацией. Ци­вилизация - это община, жизнь в обществе. Она требует для ее
поддер­жания связи с природой.
Ц.- это горизонтальные связи чело­века, а К.- вертикальные.
Ц.- плюралистична, а К.- единична.
По Шпенглеру:
Цивилизация  - совокупность тех­нико-механических
элементов, а культура - царство органически-жиз­ненное. Поэтому он утверждает,
что
Ц. - это заключительный этап разви­тия
культуры, для которой харак­терны высокий уровень научных и технических достижений
и упадок  искусства и литературы.
Культура - лелеет дух, а цивилиза­ция - тело.
Кроме того, некоторые ученые рас­сматривают
цивилизацию как внеш­ний по отношению к человеку мир, культура же ими
трактуется как сим­вол его внутреннего достояния, как духовный код жизнедеятельности.
Функции культуры.
1.Функция трансляции
(передачи) социального опыта - культура высту­пает механизмом передачи социаль­ного
опыта.
2.Гносеологическая
(познавательная) - культура накапливает богатейшие знания о мире и создает
благоприят­ные возможности для его познания и освоения.
3.Регулятивная - связана с
определе­нием различных сторон, видов обще­ственной и личной деятельности
людей.
4.Семиотическая (знаковая) -
куль­тура, представляя собой определен­ную знаковую систему, предполагает знание,
владение ею.
5.Аксиологическая
(ценностная) - культура как система ценностей формирует у чело­века вполне
опреде­ленные ценностные потребности и ориентации.
Закон преемственности.
Филиация идей.
Преемственность развивается по принципу
филиации идей. Любая идея - дочь своего времени. Она в конечном виде выражает опыт
пред­шествующих поколений.
Филиация идей - это преемствен­ность идей как
важнейший принцип развития культуры.
Культура, представляющая собой сложную
знаковую систему, высту­пает единствен­ным механизмом пе­редачи социального
опыта от поко­ления к поколению, от эпохи к эпохе, от одной страны к
другой. Поэтому не случайно культуру счи­тают социальной памятью человече­ства.
Разрыв же культурной преемствен­ности обрекает
новые поколения на потерю соци­альной памяти (феномен манкуртизма) со всеми
вытекающими последствиями. А обще­ству нежела­тельно повторение таких явлений
как война, революция..
Хронология и общая характеристика этапов развития русской
культуры.
1 этап - Языческая культура (до 988г)
2 этап - Киевская Русь (10-12 вв)
3 этап - Татаро-Мангольское наше­ствие (13-14 вв)
4 этап - Московская Русь (15-17 вв)
5 этап - Петровская Русь (17-18 вв - Просвещение)
6 этап - «Золотой век» (19 в)
7 этап - «Серебряный век» (к.19-н20 вв)
8 этап1 - Советская культура - 1917-1991 гг.
8 этап2 - Эмигрансткая культура - 1917-1991 гг.
9 этап - Современная культура
     Языческая культура.
Основные памятники культуры того периода -
священные песни, мифы, сказания.
Велесова книга - написана новго­родскими
жрецами около 9 в. По ней у древних славян 
сущ. архаиче­ская Троица: Сварог - небесный бог, Пе­рун -
громовержец, Велес - бог разру­шитель Вселенной, сила которых
пронизывала все уровни жизни, множила миры богов и лю­дей власть­ю любви.
Согласно ВК, легендарных братьев Киа, Щека и
Хорива - вну­ков Перуна можно считать прароди­телями рус­ского народа.
Для мировоззрения древних сла­вян был
характерен антропотеоцен­тризм, т.е.
нерасчлененность сфер человече­ского, божественного и природного, понимание
мира как не созданного,  мира - как
вечно жи­вого огня, мерно потухающего и мерно загорающегося.
Кирилл и
Мефодий
реформиро­вали греческий алфавит (использовавшийся для написания ВК) и перевели
Библию.
Узелковая письменность,  она была священным письмом.
Православие вытеснило древнюю культуру не
ранее 11 в. До этого она существовала около 1500 лет.
Киевская
Русь.
С принятием Христианства кн. Владимиром в 988
г. начинается строительство храмов и монастырей. Софийский собор, Киево-Печерск­ий
монастырь. Новгородский и киевск­ий слили.
Литература представлена та­кими жанрами
как летопись, житие и слово. Нестор «Повесть времен­ных лет» (Откуда есть пошла
земля Рус­ская? Кто в Киеве нача первее кня­жити?); «Сказание о Борисе и
Глебе», «Слово о законе и благодати».
В 11 в. КР достигла уровня передо­вых стран
Европы.
Московское княжение 15-17 вв.
После победы над монголо-татара­ми основная
литературная тема стала борьба русских людей с захватчиками и героях.
«Слово о гибели русской земли», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Житие
Александра Невско­го», «Задонщи- на».
Построен Московский Кремль. В живописи
развивается фреска. Среди художников к.14-н15 вв. Феофан Грек (расписал
Архангельский собор в Кремле) и Андрей Рублев (роспись Благовещенского
собора в Кремле, икона «Троица»).
Москва - «третий Рим».
Культуру 15-16 вв. характеризует растущий
интерес к реальным исто­рическим событиям. Кодификация права «Соборное
Уложение» 1550 г.
Петровская
Русь.
17 в. - формирование русской на­ции.
Отход культуры от церковных традиций, придание ей светского, гражданского
характера. Стремление к реализму в искусстве и живописи. Развитие образования
и книгопечата­ния. Развивается парсунная живопись
(изображение персон) - Ушаков «Спас Нерукотворный». Появился театр
(придворный и школьный).
18 в. - перелом. Петровские ре­формы.
Строительство Петербурга (Трезини, Растрелли - русское ба­рокко, Росси -
классицизм).
Скачок образования (Академия наук, МГУ),
кораблестроения, кни­гоиздательское дело. Публичный театр(Сумароков),
портретная живо­пись (Антропов, Рокотов, Шубин). Архитекторы Баженов (Царицино)
и Пашков (Михайловский замок в Петербурге).Поэзия - Фонвизин, Державин. Ломоносов.
«Золотой
век» (19 в.)
Реализм. В литер: Пушкин, Лер­монтов,
Гоголь, Толстой, Достоев­ский, Чехов.. В живописи: Спасов, Крамский.
Романтизм: Жуковский, Рылеев.
Музыка: Глинка, Мусорский, Рим­ский-Корсаков.
Символизм: Мережковский, Брю­сов,
Анненский, Блок.
Импрессионизм: в живописи - Се­ров и
Грабарь, в скульпт. - Трубец­кой.
«Серебренный
век»
(ниже)
Специфика
русской архитектуры.
Начинается с принятием христиан­ства.
Киевский архитектурный стиль - монументальность, многоглавие. Мозаика и фрески
(собор Киевской Софии).
Новгородский стиль - строже киев­ского по украшению, мощнее и суро­вее по постройке. В
интерьере нет ярких мозаик, а только фрески, но не такие динамичные, как в
Киеве, и избыток украшений языческой древ­ности с ясно проглядывающимся
рисунком язелкового письма (Софийский собор).
В ее основе - византийская архи­тектура: крестокупольная
постройка, на которую накладывается шатро­вость, ступенчатая ярусность, ба­шенность
верха, высотность, верти­кальная устремленность и ассимет­ричность.
В древности храмы строились в ви-де корабля и
креста, а позже - в фор-ме звезды или круга. Рядом колоко-льня.
До 17 в. храм был белым с золо­тыми куполами.
После проникновения в Россию барокко - цветным. («Нарыжкинское барокко»).
Структура храма: делится на нэфы
(продольности), пристройки-полу-кру­жия (абсиды) делится на 3 части: притвор, средняя
часть и алтарь (на востоке). Вход в алтарь закрыт и отделяется от средней части
иконо­стасом (перегородкой, украшенной иконами в несколько ярусов), посе­редине
которого Царские врата, по краям - северные и южные врата. 
Внутри: колонны, мозаика, биб­лейские
сюжеты на стенах и потолке, лики святых, ангелы, кресты, иконы, резные подсвечники.
Наружная
отделка:
купола (нечетн. колич. -1,3,5,7,9,13..-кажд имеет свое значение), на них
кресты. Украше­ния: пояски, бровки, двухэтажные ниши, арочные пояса, ложные
пиля­стры, нечетное количество куполов.
Специфика русской иконописи,
отличие от картины.
Икона - это образ, она писалась по строго
определенному канону. Первые иконы, дошедшие до нас - 12-13 вв.
Канон:
1.Ограниченное число тем, сюжетов, лиц.
2.Имперсональность (безличность).
3.Нельзя писать с живых людей. Можно со словесных портретов, либо со
старых икон.
4.На иконах не должно быть теней. На небе царство Божье, мир сущно­стей,
а сущность не имеет тени.
5.Плоское изображение. Особая не­земная духовность.
6.Преобладание золотого цвета - божественность
     Одним из направлений
иконописи 18-19 вв. был палех.
Болякин, Буто­рин. Канонические образы палехской живописи переосмысливаются соот­ветственно
народному мироощуще­нию. Стиль отличает орнаменталь­ность, колористическая
уравнове­шенность, симметрия, песенное начало, фольклорные черты.
 
«Серебряный век»
русской культуры.
Нач.
20 в.
Название дано Бедяевым. Это время грандиозных социальных потрясений.
Технические новшества - автомо­биль, аэроплан, радио, телефон, ки­нематограф...
Расцвет науки в начале века
связан с именами выдающихся ученых: фи­зиолога Павлова, физика Лебедева,
родоначальника теоретической кос­монавтики Циолковского, представи­тели
религиозного направления рус­ской философской мысли — B. Со­ловьев, Бердяев, Булгаков,
Флорен­ский.
Вершиной исторической науки стали труды Ключевского («Курс русской
истории») и Милюкова («Очерки по истории русской куль­туры»).
В развитии художественной куль­туры
сосуществовали две главные: традиционная реалистическая и мо­дернистская, связанная с отходом от устоявшихся
норм и поиском новых художественных решений.
В литературе реалистическое на­правление
олицетворялось творчест­вом Чехова, 
Бунина, Куприна, Горь­кого. Творчество символистов - Брю­сов,
Блок, Белый.
Характерно появление множества поэтических школ. После кризиса символизма,
рядом с академизмом начал складываться авангард
- про­возглашал разрыв с культурно-исто­рической преемственностью. Прояв­лялся
в музыке, живописи, театре, скульптуре. В поэзии он представлен школами
футуризма - эго-футуризм (я-будущее) Северянин, Гнедов; кубо-футуризм
- разложение предме­тов на элементарные тела и фигуры (игра слогов) Хлебников,
Маяков­ский.
Появилась «крестьянская поэзия» Клюева, Радимов, отчасти
Есенина. Группа имажинистов (Шершеневич, Есенин, Мариенгоф) - Каждое
слово рассматривалось как потенциальный образ, стихотворение - цепь образов.
Новую эру в развитии театрального
искусства открыл Московский Худо­жественный театр. Станиславский, Немирович-Данченко,
Мейерхольд.
Композиторы: Стравинский, Рах­манинов,
Прокофьев.
Художники: Сомов, Бенуа, Фило­нов,
Кандинский (абстракционизм).
Заупокойный культ.
Важнейшая черта культуры Д.Е. — протест
против смерти. Страстное же­лание бессмертия определило все миро­воззрение
египтян, культуру.
Стремление к бессмертию явилось основой для
возникновения «заупокойного культа».
Именно на основе несогласия египтян с
неизбежностью смерти родилось вероучение, согласно кото­рому смерть не означала
конец: пре­красная жизнь на земле могла быть продлена вечно, умершего могло
ждать воскре­шение.
Для этого одной из бессмертных душ усопшего
необходимо было вновь соединиться со своим телом.
Бальзамирование, искусство изго­товления мумий.
Египтяне полагали, что вечной, но хрупкой душе удобнее всего вернуться в свое
прежнее тело внутри мощной и защищенной от света и посторонних взглядов усы­паль­нице
пирамиде.
Обожествление фараонов зани­мало центральное
место в религиоз­ном культе Египта: египтяне пола­гали, что фараон — это
живое подо­бие Солнца.
Перед заупокойными храмами воз­двигали сфинксов:
каменное изобра­жение существа с головой человека и телом льва. Голова сфинкса
изобра­жала фараона. Сфинкс олице­творял муд­рость, загадочность и силу еги­петского
правителя. Самой большой сфинкс выполнен в первой половине III тыс.
до н.э., он до сих пор стере­жет пирамиду Хеф­рена.
Царь или вельможа, обладал веч­ной жизненной
силой — «ка», т.е. бессмертием, при
условии, что будет полностью соблюден ри­туал погребе­ния.
Тела бедняков не бальзмирова-лись — это было
слишком дорого, а просто за­ворачивались в циновки и сваливались в рвы на
окраинах клад­бищ.
Культура Древнего Египта.
Важнейшая черта культуры Д.Е. - протест
против смерти.
Боги: бог Солнца — Ра -
царь и отец богов. Осирис — бог смерти, олицетворяющий умирающую и вос­кресающую
природу. Исида - по­кровительница плодородия и мате­ринства.
Архитектура и скульптура основы­валась
на принципах незыблемости и непостижимо­сти, которые проявля­лись, прежде
всего, в гигантских размерах (Сфинкс, Пирамиды). Были присущи сугубо плоскостное
изобра­жение фигур, каноническая услов­ность в пе­редаче туловища и ног,
геометрическая деко­ративность с симметричным распределени­ем узора, строгая
линейность компози­ции.
В 3—2 тыс. до н.э. пирамиды, и храмы
постройки для богов — строились из камня. Самая ранняя из египетских пирамид
пирамида Джосера, ступенчатая и возвышается, как лестница, к небу.
Пирамида Хеопса (строили ее бо­лее 20 лет,
высота 147 м (сейчас 137 м), площадь — около 55000 м).
Статуя фараона Аменемхета III.
Скульптурный портрет Нифертити.
Литература не была высоко раз­вита. Книга
мертвых - худож. произ­ведение, в кото­ром зафиксированы моральные устои и
принципы др. египтян.
«Беседа разоча­рованного со
своей душой».
Человек, разуверившись в смысле жизни, начинает искать смерти. Душа, однако,
пытается от­говорить его от самоубийства, уве­ряет в тщетности надежд на загроб­ную
жизнь, советует сполна насла­диться земным бы­тием.
Повесть о
Синухете.
Наука. Астроно­мия.
Египетские астрономы высказывали предположе­ние о том, что созвездия находятся
на небе и днем, но делаются невиди­мыми в свете солнца. Успехи меди­цины:
различались врачи «утробные», глазные, зубные и пр. Была ус­танов­лена роль
мозга в человеческом орга­низме.
Развивалась математика: в конце XXI —
начале XIX вв. до н.э. была вычислена поверхность шара. Изобре­тены часы —
водяные и сол­нечны. Химия, геометрия.
Конфуцианская доктрина.
Жители Древнего Китая — одного из первых
государств на Земле — создали интерес­ную и самобытную культуру как
материальную, так и духовную.
В середине 1 тыс. до н.э. - три идеологических
направления - дао­сизм, учение Кон­фуция и буддизм.
Конфуцианство. Конфуций усмат­ривал
причину всех невзгод и беспо­рядков в обще­стве в упадке нравст­венности людей,
считая, что основ­ными добродетелями человека явля­ются верность,
послушание, почита­ние родителей и старших.
Поэтому первая и самая важная заповедь, данная
Конфуцием, звучала так: почитание
родителей и уважение к старшим является сущностью жизни.
Конфуций отстаивал строгое рег­ламентирование обязанностей каж­дого члена общест­ва
соответственно его положению.
Вся полнота власти в стране должна
принадлежать императору — «сыну неба». «Император - это отец народа, а
народ — его дети».
Конфуций опирался на культ пред­ков и считал необходимым сохране­ние традиций и устоев
(ритуалов), соблюдение старинных обрядов — церемоний, закрепление в общест­венной
жизни старых норм.
Во II—I вв. до н.э. учение Конфу­ция
становится господствующей идеологией правя­щих классов.
Основное содержание конфуциан­ства — это обожествление императора и освящение
его власти, император почитается как наместник бога на Земле.
Роль греческой культуры для Европы.
Древняя Греция открыла
человека как прекрасное и совершенное тво­рение природы, как меру всех вещей.
Греки создали науку, которую неко­торые исследователи называют «мышлением по способу
греков». Целая плеяда блестящих имен откры­вает страницы античной культуры:
Драматурги: Эсхил, Софокл, Эври­пид, Аристофан, Гесиод, поэзия Сафо, Фиокрита.
Историки: Геродот, Фукидид, Ксе­нофонт, Полибий.
Философы: Зенон, Эпикур, Пла­тон, Демокрит, Аристотель, Фалес, Гераклит.
Для античной культуры характерен
рациональный подход к пониманию мира, и в то 
же время эмоцио­нально-эстетическое восприятие, стройная логика и
индивидуальное своеобразие.
К культуре античности
обращается  (кон. 14— нач. 15 вв.) в
Италии эпоха Возрождения (Ренессанс).
Живопись и скульптура.
Леонардо да Винчи «Тайная вечер-ня», «Джоконда»=Мона Лиза.
Рафаэль Санти «Мекстинская Ма-донна»
Микельанжело Буонаротти «Пие-та», статуя Давида, «Моисей», «Страшный суд».
 Создается Платоновская Акаде­мия,
в которой присутствовали рим­ские папы, правители Медичи, ху­дожники, офицеры
Герцога Сфорце. В ней читаются и публично разбира­ются «Диалоги» Платона.
Из литературы:
Часто в мировой литературе ис­пользовался
образ Прометея, создан­ный Эсхилом.
Несравненные по своей
простоте и монументальности образы Софокла
 - Эдип, Антигона, Электра, Филокрет
- переработаны в европейс-кой литера­туре Нового времени. Например, «Эдип»
Корнеля и одноименная тра­гедия Вольтера, «Фиваида» Расина, «Эдип и Сфинкс» и
«Электра» Гоф­мансталя.
Заслуга Гомера. Его «Илиада» и «Одисся» имеют б.зн. в качестве ис­торического
источника. Кроме этого в Средние века гомеровский эпос повлиял на Вергилия -
«Эне-ида». Поэты 15-16 вв. неоднократно ис­пользуют сказочно-фантастичекие
элементы «Одисси» - Боярдо и Ари­сто в Италии, Спенсер в Англии, Ганс
Сакс в Германии. Формулиро­ванный в кон. 16 в. лозунг единства эпической
поэмы вызывает большой интерес к «Илиаде» у Торквато Тассо в его поэме
«Освобожденный Иеру­салим». Классизизм 17 в. отдавал предпочтение «Энеиде» - Фенесон
«Приключения Телемаха».
Часто используются мифы Др.
Греции.
Научные открытия, философские воззрения, ораторское искусство, театр.
Афоризмы:
Кануть в лету, троянский
конь, прокрустово ложе, авгиевы ко­нюшни, ахиллесова пята.
Ницше об аполлоновском и дионисов­ском
началах в греч. культуре.
Теория заключается в
оппозиции этих начал, которая разворачивается как возникновение, борьба и прими­рение
между двумя пониманиями мира, появляющимися из хаоса жизни:
как первичного трагического
пе­реживания, имеющего до- и внепре­декативный характер - «звуковой»,
музыкальный, оргиастический - Дио­нис и
как замещение, «извлечение»
этого переживания прекрасными «зри-мыми» образами, формами - Апол­лон, а затем
и философской рефлек­сией, осуществляемой в понятиях, идеалах.
Полем примиряющего понятия
Диониса и Аполлона становится древнегреческая трагедия (Эсхил, Софокл). Однако
недоверие в жизни, попытка подавить ее разумом, исти­ной, идеей проникают в
трагедию изнутри (через творчество Еврипида) и активно поддерживаются извне
новой, сократической формой сверх­апполонизма.
Греческий театр и
драматургия.
Современный театр обязан
своим устройством и содержанием дея-тельности древним грекам. Аничная драма
зарождается в рамках празд-неств в честь культа бога Диониса (природное начало,
бог веселья и виноделия).
     У
греков существовало состязание. Каждые пол года на 4 дня устраива­лись
выходные, чтобы все граждане шли в театр для просмотра и про­слушивания
определенного количе­ства драм.
Проагония - предварительное со­стязание,
на котором комиссия отбирала драмы для показа.
После просмотра зрители выражали
свое мнение.
Структура:
- Театр - это зрительный зал.
- Орхестра - хор.
- Скена - место для актора.
     Виды представлений:
драма - «действие»;
трагедия - «песнь козлов»;
комедия - «шествие
бражников».
     Драма как художественное литературное произведение сменяет эпос
и означает следующие изменения: эпос - это повествование от лица автора, а
драма - это взаимодействие 2-х лиц: хора и актора. Повествование сменяется
действием.
     Первоначально в драме решающую роль играет хор. Этот период - 6
в. до н.э. связан с Эсхилом,
которого называют «отцом трагкдии». Он увеличил количество актеров до двух и
придал первенство диалогу. Гл. темы - существование божественных сид и судьба
рода, наследственная ответственность - «Молящие», «Орфея», «Прикованный
Прометей».
     В 5 в. до н.э. в трагедиях Софокла
роль хора и актора уравновешивается, вводит третьего актера. Гл. место отводил
изображению людей, судьбе индивида, состезательности в речах, женским образам,
композиции - «Антигона», «Филокрет», «Царь Эдип».
     У Еврипида (тоже 5 в.
до н.э.) роль хора исчезает, решающую роль играет актор, а хор является
аккомпонементом между выступлениями актора. Его театр представляет своеобразную
энциклопедию умственного движения Греции втор. пол. 5 в. Его называли
«философом на сцене». Изображение борьбы чувств и внутреннего разлада, проблемы
семьи, брака, отцовства, любви - «Медея», «Геракл», «Электра».
     Среди комедийных поэтов 5 в. - Кратин, Эвполид и Аристофан, которого Белинский назвал
«последним великим поэтом древней Греции». Его комедии, помимо художественного
значению, являются ценнейшим историческим источником. Он чаще всего передает
политические настроения крестьянства - «Всадники», «Осы», «Облака».
Специфика римской культуры, ее
отличие от греческой.
     Большое значение а развитии раннеримской культуры сыграло завоевание  городов Южной Италии. Заимствуется греческий
алфавит, вводится медная монета.   Соединение
многих начал - этру-сского, исконно римского, италь-янского, греческого - что
обусло-вило ее эклектизм.
     Переход к индивидуализма к от гражданственности.    
В
архитектуре:
Как и в греческой -
подчеркивалась сила, величие, подавляющее чело-века, пышная отделка, множество
украшений, монументальность, симметрия. Но главное отличие в том, что вся
римская архитектура стремилась к сооружению не храмовых комплексов, а зданий для практических целей. Функциональна,
эстетична.
     Особые округлые формы
- арки, своды, купола. Это объясняется различием строительного материала. Долго
не было мрамора, строили из вулканического туфа.  Во 2-1 вв. до н.э. - бетон. Потом кирпичь,
карский мрамор.
     Появляются новые типы зданий:
базилики (торгов. сделки и суд), амфитеатры
(гладиаторские бои), цирки (для соревнования колесниц), термы
(бани), триумфальная арка.
     Римский архитектор Витрувий написал трактат «Об
архитектуре».
Памятника архитектуры: Колизей, Пантеон, Храм
Юпитера, Триумфальная арка, Золотой дворец Нерона.
     В скульптуре:
создали портретные статуи «тогатус», изображавшей ора-тора в тоге, и бюсты,
отличавшиеся суровой простотой и отточенной правдивостью образов (бюсты
Цице-рона и Цезаря, «Брут»).
     С развитием военного дела и рас-пространением колесниц римляне
начали усиленное строительство дорог.
Римская поэзия: Ливий Андроник, Плавт,
Теренций, Лукреций, Катулл, Вергилий, Гораций.
Проза: Катон Старший «О сельском
хозяйстве», Варрон «Древности дел божеских и человеческих», Цицерон.
Историография: Саллюстий «Заговор
Каталины», Гай Юлий Цезарь «Записки о Гальской войне», Тит Ливий, Тацит,
Корнелий.
Характерной чертой мышления
был практицизм, любовь к прикладным
наукам.
Астрономия, ораторское
искусство, география, военное дело, феномен римского права.
Римское военное
искусство.
Главная цель - завоевание.
Девиз: «devide et impera» (разделяй и властвуй).
Отсюда большое внимание к военному искусству. Обязательная воинская
повинность от 17 до 46 лет.
Структура: 4 легиона (в каждом 4200 ч. пехоты и
300 конницы). 1 легион=2 манипулы,
которые делятся на центурии (по 100
ч.). 3 разряда центурий: 1 - от 17 до 24 лет; 2 - от 24 до 30 лет;
3 - от 30 до 46 лет.
Во главе войска - консул, легиона - легат, помощника - квесторы.
Ордена
- медные дощечки или браслеты. За спасение римского гражданина в бою спаситель
венчался лавровым венком, а победитель, поднявшийся на вражескую стену получал
золотой венец.
Дисциплина была очень
жесткая. Питание скудное: раз в день 1 кусочек черствого хлеба. Ультимативность
к врагам: либо освобождают территорию, либо присоединяются к ним, если нет - война.
Символика победы: овация и триумф.
Триумф: Шествие на Капитолийский холм по священной дороге через Триумфальную
арку: впереди шли захваченные, потом ликторы - почетная стража -
несли фасции (пучка розг, как символ неподкупности), затем полководец
выезжал на квадриге (4 коня), он держал жезл с орлом и золотой венец над
головой, сзади - воины. Наверху Капитолии их встречал Сенат (300
ч.).
Овация: значительно проще - без колесниц или верхом.
Римское право как
социокультурный феномен.
Необходимость управления большой
территорией требовало хорошо организованной армии и тщатель-ной
политико-правовой системы.  РП - высшее
отражение этой потребности, а также как ответ на требование плебса.
«Законы 12 таблиц» (таблицы выставлены на
форуме, площадях и рынках. Отразили институт патри-архального рабства.
Римское право было систематизировано
фр. Готефредом в 16 в.
Институции. Правовое государство не
может существовать без гражданства, а в Риме его не было. Зачастую законы
оставались лишь образцом для последующих поколений.
Дагесты - извлечения из работ наиболее
популярных римских юристов (Гай, Модестин, Павел, Ульпиниан,  Цельз).
Кодекс
Юстинианес -
своды законов, которые были сформулированы до Юстиниана (6 в. до н.э.) - музей
права.
Новеллас.
Достоинства РП:
1. Это право абстрактного индивида. Римляне
переработали все существующие права других стран и разработали единое (этому
способствовала торговля в Средиземном море).
2. Это право частной собственности: право на жизнь,
частную собственность.
3. Это уникальная методология права.
4. Это огромная систематика.
5. Оно сосредоточило
концептуальный юридический аппарат. Это ис-точник юридической терминологии.
Это универсальный язык юристов, способствует интеграции
негосударственных политических организаций
6. РП очень суровое, но
допускает комментарии.
«buona fides» (позиции доброй воли).
Если закон противоречит праву
человека, то д.б. применено право право человека. РП допускает трактовку с
позиции юстиции. Юстиция - воплощение справедливости. Это то направление, в
котором может развиваться право.
Цицерон, Сенека.
Христианство в
Средние века.
Главной чертой культуры средневековья является доминирование христианской религии. Она выступает как новая
мировоззренческая опора сознания, выражение запроса на святую, чистую жизнь,
возникающего у человека, утомленного плотским активизмом поздней, римской
античности. Христианство явилось своего рода «золотой серединой», компромисом
духа и плоти.
Духовенство было единственным образованным
классом, и именно церковь длительный период определяла политику в области
образования.
Между Западной и Восточной церковью в 1054.
Ересь - отрицали догмат о
божес-твенной сущности Христа, утверж-дая, что Иисус Христос и Дева Ма-рия были
смертными людьми.
Монофизитство, напротив, видело в Христе
только Бога и отрицало в нем человеческую природу.
Инквизиция (от лат. розыск), которая с
13 в. действовала как регулярный церковный суд. Наряду с еретиками каралась
т.н. «культура безмолвствующего
большинства»: ведьмы, колдуны, знахари, предсказатели будущего и ясновидцы,
вольнодумство, которых церковь обвиняла в связях с нечистой силой.
Продажа индульгенций - грамот об
отпущении грехов, как уже со-вершенных, так и будущих.
В 5—9 вв. все школы в странах Западной Европы находились в ру-ках церкви. Главная
задача была определена как воспитание служителей церкви.
В то же время античные тексты нередко уничтожались, и дорогостоящий пергамент
использовался для записи монастырских хроник.
Изменения в человеке: переход от античного
атлета, живущего в гармонии с миром, к аскету, устремленному к духовному
единству с Богом, образцом выступает человек смиренный, страдающий, жаждущий к
искуплению грехов, спасения с Божьей помощью.
Средневековая университетская наука называлась схоластикой, т.е. школьной
наукой. Ее характерными чертами было стремление опереться на авторитеты, прежде
всего цеков-ные. Влияние церкви на средневеко-вые университеты было огромным.
Монашество.
Огромную роль как на Западе, так и на Востоке
играло монашество: оно олицетворяло переход от общинного ожидания
царства Божия к достижению индивидуального спасения путем аскетического
«сораспятия» Христа при жизни, совместной святой жизнедеятельности.
Монахи брали на себя обязательства «ухода из
мира», безбрачия, а также отказа от имущества.
Однако уже к 6 в. монастыри превратились в
сильные и нередко очень богатые центры, владеющие движимым и недвижимым
имуществом. Многие монастыри были центрами образования и культуры.
Одним из первых был Бенедиктинский орден (6 в). Он представлял собой объединение
монастырей с единым Уставом. Характерные особенности: практическое милосердие,
высокая оценка труда, активное участие в экономической жизни общества.
Так, в Англии в конце 7 — нач. 8 вв. в одном
из монастырей на Северо-Востоке жил Беда Достопочтенный, один из
наиболее образованных людей своего времени, автор первого крупного сочинения по
английской истории.
Доминиканский
орден (12 в)
боролся с еретиками. К нему принадлежал философ Фома Аквин­ский, сформулировавший
пять доказательств бытия Бога. Церковь его вечным «авторитетом» в области
религии, философии, истории, политики и права.
Монахи Францисканского ордена (13 в)
относились к так называемым «нищим
монашествующим орденам»,  подражая
жизни Христа на земле. Они бродили по городам и селам и жили подаяниями,
завоевывая «личной бедностью» сочувствие у народа, оказывая при этом большое
влияние на народную культуру.
Роль монастырей заключалась в
том, что они являлись центрами культуры, т.к. в них писались книги,
переводились древние тексты, записывались исторические события и т.д.
Рыцарская культура.
В период Средневековья возникает и развивается
т.н. рыцарская литература.
Одно из наиболее знаменитых произведений -
франц. «Песнь о Роланде», в которой воспеваются военные подвиги графа
Роланда, погибшего во время военного похода в Испанию.
В 12 в. появляются рыцарские романы.  В числе наиболее популярных был стихотворный роман о британском короле
Артуре.
Большой популярностью также  пользовался роман немца Готфрида
Страстбурского «Тристан и Изольда» о пылкой любви двух молодых людей.
Важный пмятник германской народной литературы
12-13 вв. - «Песнь о Нибелунгах», повествующая о нашествии гуннов на
Бургунское королевство в начале 5 в. В его основе лежат древние германские
сказания.
Успешно развивалась и рыцарская лирическая поэзия.
В Германии ее представители - миннезингеры
(певцы высокой любви) - сами исполняли свои произведения.
Во Франции лирическая поэзия достигла вершины
в так называемой «куртуазной» (придворной) поэзии трубадуров. Они
воспевали идеальную любовь и преданное служение даме сердца, ради которой
рыцари подвергались опасностям.
Бертран де Борн
Джауфре Рюдель
Арно Даниэль
Позднее в эпоху Возрождения рыцарские романы
получили большое распространение в Испании.
Фернандо де Рохас «Селестина»
Мигель де Сарвантес «Дон-Кихот»
Франсиско де Кеведо «История жизни пройдохи»
Лопе де Вега «Собака на сене», «Учитель танцев».
Романский и готический стили в архитектуре Средневековья.
Для Западной Европы 5 в. была характерна роскошь
в архитектуре и скульптуре, отход от реалистического изображения в сторону
стилизации и формализма. Пластические искусства все более удаляются от присущей
античности реалистической направленности, приобретая отвлеченный и
символический характер.
По своей архитектуре здания напоминали
византийские постройки. Непрерывно строились феодальные замки и церковные
соборы.
Церковное строительство особенно увеличилось
около 1000 г. в связи с ожидавшимся,
согласно учению церкви концом света. С того времени широко используется камень.
Тяжесть каменных сводов могли выдержать только
толстые мощные стены с немногочисленными и узкими окнами. Этот стиль получил название
романского. Пример:
Нотр-Дам в Пуатье, соборы в Тулузе, Арле,
Велезе (Франция), соборы в Оксфорде, Винчестере, Нориче (Англия), в Лунде
(Швеция).
Для скульптур романского стиля  характерен полный отказ от реализма в
трактовке природы и человеческого тела.
Исключительно церковной по содержанию была и настенная
живопись - плоскостная, отрицающая трехмерность фигур и перспективу. Живопись
отражала сословно-иера-рхические представления о мире: святые изображались
более крупные по размеру, чем король, а король - более крупным, чем его вассалы
и слуги.
К 12 в. во Франции появляется готика. Готический собор -
высокие и стройные колонны, собранные как бы в пучки и перекрещивающиеся на
большой высоте, огромные окна, украшенные яркими разноцветными стеклами -
витражами. Характерн. черта - устремление зданий ввысь. Пр:
Вестминстерское аббатство в Лондоне.
В 14 в. - «пламенеющая готика» - здания украшались тончайшей резьбой по камню
- каменным кружевом. Тогда же в Англии намечается переход к «перпендикулярному стилю» в готике -
каменные стены превращаются в это время в узкие простенки между окнами.
Гуманизм
и антропоцентризм эпохи Возрождения.
В кон. 14— нач. 15 вв. в Италии начала
культура Возрождения (Ре-нессанс). Термин «Возрождение» указывал на связь с
античностью.
В центре внимания деятелей Возрождения был
человек, поэтому ми-ровоззрение но­сителей этой культу-ры обозначают термином «гуманис-тическое»
(от лат. человеческий»).
Гуманисты полагали, что в чело-веке важно не
его происхождение или со­циальное положение, а личностные качества, такие, как
ум, творческая энергия, предприимчивость, чувство собственного достоинства,
воля, образованность.
В качестве «идеального человека» признавалась
сильная, талантливая и всесторонне развитая личность, человек-творец самого
себя и своей судьбы.
Гуманисты придерживалить антропоцентристской идеологии, согласно которой человек - есть
центр и высшая цель мироздания.
Человеческая личность приобретает невиданную
ранее ценность, важнейшей чертой гуманистического подхода к жизни становится индивидуализм,
что способствует распространению идей либерализма и общему повышению
уровня свободы людей в обществе.
Альберти
Пико лелла Мирамбола
Фичино «О человеке», «О чел. и его разуме».
Гуманисты считали, что возможности
человеческого познания беспредельны, ибо разум человека подобен божественному
разуму, а сам человек является как бы смертным богом, и в конце концов люди
вступят на территорию небесных светил и там обоснуются и станут как Боги.
Образованный и одаренных людей в тот период
чтили, как в Средние века святых.
Наслаждение земным бытием - это непременная часть
культуры Возрождения.
Платоновская Академия во Флоренции.
Литература.
Данте «Божественная комедия»
Бокачо «Декамерон»
Аристо поэма «Неистовый Роланд».
Джордано Бруно «О бесконечности, Вселенной и Мирах».
Живопись и скульптура.
Леонардо да Винчи «Тайная вечер-ня», «Джоконда»=Мона Лиза.
Рафаэль Санти «Мекстинская
Ма-донна»
Микельанжело Буонаротти «Пиета», статуя Давида, «Моисей», «Страш-ный
суд».
Реформация и ее роль
в становлении европейской культуры.
Эпоха Возрождения - эпоха полная противоречий.
Это породило явление Реформации
Начало: 1517-1519 гг. Возглавил Мартин Лютер. Он считал, что вера есть
внутреннее состояние человека, что спасение человеку даруется не-посредственно
от Бога и что прийти к Богу можно и без посредничества католического
духовенства.
Гл. цель в том, что если не устранить,
то хотя бы потеснить институт церкви как посредника между чел. и Богом. Дать в
руки каждому Библию для самостоятельного осмысления. (Первым перевел Б. на
немецкий язык). Человек - второй Бог. Человек - пыль и грязь. Унизить, чтобы возвысить.
Возврат к нравственным принципам первоначального христианства с присущей  ему простотой, искренностью, погруженностью
в веру.
В 1529 г. - сторонники Лютера выступили на
немецком Рейхстаге против его решения об отмене своего собственного решения «О
веротерпимости». С этого времени их стали называть  протестантами.
Власти создали Святую Римскую Инквизицию.
2 августа 1572
г. - Варфоломеевская ночь (Париж).
Основоположником Реформации в Швейцарии стал Уильрих Цвингли. В 1523 г. он провел
реформу в Цюрихе, в  ходе которой были
упрощены церковные обряды и богослужения, отменен целый ряд церковных праздников.
В дальнейшем центр швейцарской Реформации
переместился в Женеву и движение возглавил Кальвин.
Он исходил из идеи абсолютного предопределения человека Богом к спасению или
гибели, и показателем того, что он «избранник Божий» является его успех в
профессиональной деятельности, который во многом зависит от личной воли и
усердия. Отделить церковь от гоударства, придать ей республиканский характер.
Роль: Реформация изменила сознание
человека, открыла перед ним новые духовные горизонты. Человек получил свободу
мыслить без авторитарной опеки церкви. В носителях протестантских идей
выразился новый, буржуазный, тип личности с новым отношением к миру. Зарождавшийся
капитализм, индустриальная буржуазная цивилизация получили идеологическое
обоснование в протестантизме, который послужил развитию прогресса: рыночной экономики,
гражданского общества, демократического правового государства, цивилизованного
образа жизни.
Осн. тенденции культуры 17 в. в Европе.
В 17 в. начала формироваться т.н. европейская
культура как социо-культурный феномен. Она рождается с развитием буржуазных
отношений и буржуазных революций в Европе.
Нидерландская революция - нач. 17 в.,
Английская революция - сер. 17 в., Французская реврлюция - кон. 18 в.
Развитие бурж. отн. и производительных сил с
необходимостью поставило вопрос о развитии науки и научного обеспечения
производства. Ориентация на науку как
высшую ценность. 17 в. - век гениев (фами-лии ниже) - в 43 раза
больше откры-тий, чем за всю историю до 1975 г.
Была потеснена безраздельная монополия папства
на посредничество между человеком и Богом. Христианство остается источником
культуры, но культура становиться светской.
С 17 в. книга стали писаться на родных языках,
латынь использовалась реже - многоязычие.
17 в. - появление новых стилей в литературе и
искусстве: барокко и классицизма, новые направления в философии: рационализм и
сенсуализм.
Рационализм - признание разума
основой познания и поведения людей. Декарт «Концепция рационализма»: мыслю,
значит существую.
Сенсуализм - основа всех основ - ощущение,
интуиция и даже божественное провидение, упование на волю Бога.
Франц Снейденс «Натюрморт с лебедем», «Рыбная
лавка», «Мясная лавка».
Конец 17 века
- начало эпохи Просвещения.
Европейская научная
мысль 17-18 вв.
В этот период было подорвано господство
религиозного мышления, и в качестве ведущих методов исследования утвердились
наблюдение и эксперимент (опыт). 17 в. - век научной революции, давшей
миру такие имена как Галилей, Кеплер, Бойль, Ньютон, Лейбниц, Декарт, Ферма,
Гюйгенс, Горичелли, Левингук, Паскаль, Дарвин.
Научная
революция 17 в.
связана с революцией в естествознании. Развитие производственных сил требовало
создания новых машин, знания законов механики, точных приборов для
астрономических наблюдений.
Галилею принадлежат крупнейшие  достижения в области физики (движение) и
астрономии: обоснование и утверждение гелеоцентрической системы, открытие 4
спутников Юпитера, огромное количество звезд и др.
Галилей, Бруно
и Кеплер продолжали учение о
том, что Земля является частью Солнечной системы, как и др. планеты.  Джордано Бруно был сожжен за
противоречие геоцентризму, работа «О бесконечности, Вселенной и мирах».
Исаак Ньютон написал огромное количество
научных трудов по оптике, астрономии, математике. Открыл Закон всемирного
тяготения и на его основе Теорию движения небесных тел. Ввел понятие силы,
энергии, сформулировал три основных закона механики.
В области оптики - открытие дифракции,
дисперсии, интерференции.
В области матем. - алгебра, геометрия,
дифференциальное и интегральное исчисление.
18 век - Кант, Дидро, Локк,
Вольтер, Лавуазье, Линней.
Джон Локк (англ.) - политическая
теория «Опыт о человеческом разумении». Он сформулировал неотчуждаемые права:
право на жизнь, свободу и собственность. Собственность - есть результат своего
труда. Правопорядок должен обеспечивать возможность получения выгоды каждым, но
так, чтобы при этом соблюдались также свобода и частный интерес всех остальных.
Иммануил Кант (нем.) - работа «Наблюдения
над чувствами прекрасного и возвышенного». Предмет исследования - деятельность,
установление законов человеческого разума и его границ. Особый вклад внес в
разработку теории правового государства. Он обосновал правовые формы и методы
борьбы за изменение госуд. строя, которые 
предполагают путь постепенных реформ и исключают насилие.
Чарльз Дарвин «Происхождение видов путем
естественного отбора».
Левингук - изобретение микроскопа.
Лейбниц - выдающийся философ.
Принцип предусмотрительной гармонии. Принцип теодицен (добра и зла). История
Германии. Счетная машинка. Азбука мышления (утерена).
Адам Смит - «Английская политическая
экономия».
Барокко и классицизм.
Барокко - означает «причудли-вый». Образовался в лоне
католи-ческой церкви. Это попытка за счет 
художественных приемов за счет художественных приемов украшате-льства
привлечь сторонников к этой вере. Соединил в себе старые тради-ции (готику) с
новыми тенденциями - идеями демократического свободомыслия.
Собор Святого
Петра.
Барокко
отражает противоречие действительности и в тоже время стремление к утверждению
какой-то стабильности. Отсюда монументальность.
Б. отражает «стихию чувств». Это попытка
развернуть во всю мощь торжество чувство, которое прежде подавлялось, это
запоздалая ориентация на человека.
Барбеки
Брунелески
Рубенс
Тьеполо
Классицизм (от лат. «образцо-вый») - это попытка
поставить ра-зум над чувствами и обеспечить в его полное торжество. Это
ориента-ция на гражданство, на строгую систему. Это торжество кортезианского рационализма.
К. стремился к выражению возвышенных,
героических и нравственных идеалов, к созданию ясных, органичных образов.
Вместе с тем
классицизму были присущи черты утопизма, идеализации, отвлеченности,
академизма, нараставшие в период его кризиса.
В литературе
Гете трагедия «Фауст»
Шиллер трагедии «Дон Карлос», «Мария Стюарт»
В живописи
Жан Луи Давид полотна «Клятва Горациев», «Смерть Марата»
Жан Огюст Энгр картина «Апофеоз Гомера»
Франциско Гойя офорты «Каприччос»
В
скульптуре
Шадов
Канова надгробие папы Климента III  и миф. статую «Амур и Психея»
Торвальдсен скульптура «Янсон».
Театральное
искусство
Дюпарк, Шанмеле, Лекен, Тальма, Рошаль, Нейбер.
Просвещение (18 в.)
Сам термин появился в связи с существенными
изменениями в производстве, экономике, политике, праве, в связи с поисками
более совершенных форм государственного устройства.
18 в. - век активного развития
предпринимательства, оно порождает практицизм (отказ от духовного
обоснования) и утилитаризм (цель деятельности - польза).
Растет авторитет знания и чувство
хозяина по отношению к природе. Знание - двигатель прогресса.
Авторы идеологии Просвещения:
Вольтер, Дидро, Локк, Кант.
Встала необходимость систематизации знания.
Франц. просветители создали «Энциклопедию наук, иску-сств и ремесел» в
35 томах (Дидро, Доломбер, Гильвеций, Гольбах, Лометри).
В 18 в. в Англии - промышленная революция, век
развития инфраструктуры.
Кант «Что такое просвещение?» - это умение
пользоваться своим умом.
Деизм - Богу отводится место
только первопричины (Ньютон, Вольтер).
В новых сложившихся условиях появляются острые
социальные противоречия. Возникают новые художественные стили: романтизм, сентиментализм, в архитектуре - рококо.
Музыка:
Гайдна
называют отцом симфонии - «12 Лондонских симфоний», «Сотворение мира», «Времена
года».
Моцарт
- «Свадьба фигаро», «Волшебная флейта».
Бетховен - «Фиделио», «Лунная соната», «Девятая симфония», «Торжественная
месса».
Рококо, его отличие от барокко.
18 в. Франция - Рококо отражает переход от фундаментализма к культуре малых форм.
Архитекторы занимались не только внешним
убранством зданий, но и интерьером. В частности стиль рококо распределяется на
такие атрибуты как мебель, зеркала, стены.
Рококо решало проблему уюта, красивого жилища.
Все искусство рококо, в отличие от барокко,
построено на асимметрии, создающей ощущение беспокойства - игривое,
насмешливое, вычурное, дразнящее чувство.
Сюжеты в основном любовные, эротические,
любимые героини - нимфы, вакханки, Дианы, Венеры, совершающие свои нескончаемые
«триумфы» и «туалеты».
Яркий представитель Франсуа Буше  - «первый художник короля» («Венера с
Амуром», «Купанье Дианы»..).
Лозунг эстетики рококо - «искусство для
наслаждения», выражал мироощущение предреволюционной аристократии, жившей
одним днем (Людовик 15: «после нас - хоть потоп»).
Легкомысленное рококо - полная
противоречивость торжественности барокко.
Основные
черты культуры 19 в.
19 в. — это расцвет
классического естествознания, создания единой системы наук.
В то же время
связь естествознания с производством становилась теснее. Появились первые
научные исследовательские лаборатории,
работавшие на промышленность. Новые и новые научные открытия в различных
областях естествознания все больше воздействовали на развитие ведущих отраслей
промышленности: металлургии, энергетики, машиностроения, приборостроения,
транспорта, химической промышленности.
Создание
паровоза, двигателя внутреннего сгорания, телефона, радио, кино и много другого
составило переворот в науке и технике и имело громадное историческое значение.
Великие
сдвиги, происходившие в 19 в. в развитии науки и техники, оказали огромное влияние
на развитие литературы и искусства всех стран и народов европейского континента.
Эпоха
становления капитализма — это и новая эпоха в развитии европейской
художественной культуры. Именно в эту эпоху сформировались
Классицизм (выше) - это попытка поставить
разум над чувствами
Романтизм (ниже) - протест против суровой противоречивой
действительности
Реализм (ниже) — это правдивое, объективное отражение
действительности
Натурализм - представления о полной предопределенности  судьбы, воли, духовного мира человека социальной
средой, бытом, наследственностью, физиологией.
Эмиль Золь роман «Ругон Маккары»
Фрэнк Норрис
Символизм  - внимание
на художественном выражении посредством символов «вещей в себе» и идей, находящихся
за пределами чувственного восприятия человека.
Импрессионизм -  от
«впечатле-ние» - Моне, Писсаро, Моризо, Роден.
Музыка:
Берлиоз «Реквием»
Верди «Сицилийская вечерня»,
«Аида»
Бизе «Кармен»
Шопен
Вагнер
Романтизм в европейской литературе 19 в.
РОМАНТИЗМ - протест против суровой противоречивой действительности.
Романтизм был порожден неудовлетворенностью
широких общественных кругов результатами буржуазной революции, протестом против
национального порабощения, политической реакции. Для представителей романтизма
характерно разочарование в учении просветителей.
1. Это такое направление, которое делит  мир на 2 мира:
- мир действительности, который романтик
отвергает;
- мир мечты, осуществление которой автор
находит в др. мире, не существующем сегодня (мир души, античность..).
2. Романтизм - противник классицизма (нет единства места, времени и
действия), он признает развитие. Часто в произведениях героями явл.
разбойники, изгои, бунтари. Для романтика нет исходно плохих людей, такими их
сделало соц. общество.
3. Р. делится на 2 направления: иррациональный и героический.
Гофман - у истоков романтизма. Его
произведениям присущи драматизм и сарказм, лирика и гротеск, критичность
восприятия бытия - «Житейские воззрения кота Мура», «Эликсир дьявола», «Золотой
горшочек».
Р. рассматривает проблему трудности
вступления молодого поколения в социальную и трудовую жизнь.
Байрон «Паломничество Чайльд Гагольда» (англ.).
Генрих Гейне
Китс «Огонь», «Психея».
Представители романтического движения
проявляли значительный интерес к национальному прошлому, традициям
фольклора и культуры своего и других народов, стремились создать универсальную
картину мира.
Р. не заканчивается в 19 в., он
продолжается и в 20 в.
Реализм в европейской литературе.
РЕАЛИЗМ утверждается в 30 — 40-е
Реализм — это правдивое, объективное
отражение действительности.
Реализм возник во Франции и Англии в
условиях торжества буржуазных порядков. Социальные антагонизмы и
недостатки капиталистического строя определили резко критическое отношение к
нему писателей-реалистов. Они обличали стяжательство, вопиющее социальное
неравенство, эгоизм, лицемерие. По своей идейной целенаправленности он
становится критическим реализмом.
Вместе с пронизано идеями гуманизма и социальной справедливости.
Во Франции в 30— 40-е годы создают свои
лучшие реалистические произведения Опоре де Бальзак, написавший
95-томную «Челове-ческую комедию»;
Виктор Гюго - «Собор Парижской богоматери», «Девяносто третий год», «Отверженные»
и др.
Гюстав Флобер - «Госпожа Бовари», «Воспитание чувств», «Саламбо»
Проспер Меримо — мастер новелл «Матео Фальконе», «Коломба», «Кармен», автор пьес,
исторических хроник «Хроника времен Карла10» и др.
В 30 — 40-е годы в Англии.
Чарльз Диккенс - выдающийся сатирик и юморист, произведения «Домби и сын», «Тяжелые
времена», «Большие ожидания», являющиеся вершиной реализма.
Уильям Мейкпис Теккерей в романе «Ярмарка тщеславия», в историческом
произведении «История Генри Эсмонда», сборнике сатирических эссе «Книга
снобов», образно показал пороки, присущие буржуазному обществу.
В последней трети 19 в. мировое звучание
приобретает литература скандинавских
стран. Это прежде всего произведения, норвежских писателей:
Генриха Ибсена - драмы «Кукольный дом»
(«Нора»), «Приведения», «Враг народа» призывали к эмансипации человеческой
личности от лицемерной буржуазной морали. 
Бьернсон драмы «Банкротство», «Свыше
наших сил», и стихи.
Кнут Гамсун - психологические романы
«Голод», «Мистерии», «Пан», «Виктория», в которых изображен бунт личности
против обывательской среды.
Новые формы искусства в европейской
культуре 20 в.
     На рубеже 19-20 вв. культурологи Шпенглер, Сорокин, Швейцер, Ортега
и Гассет стали говорить о кризисе культуры. На самом деле в кризисе
находились экономика, политика, социальные отношения и культура.
Кризис:
1. За период с 1800-1914 гг.
- евро-пейское население увеличилось в 2,5 раза. Ортегай и Гассет писал
по этому поводу: «Огромные толпы народу извергаются на поверхность с такой
скоростью, что не успевают пропитаться культурой».
2. Проведена четкая черта
между элитарной и массовой культурой.
     Элитарная культура - это глубокие художественные
произведения современности, чрезвычайно сложное современное искусство, для
воспитания которого нужна подготовка и немалые интеллектуальные усилия.   
     Пр: музыка Стравивского, живопись Пикассо, роман «Уилис» Джойса.
3. «Техническая болезнь»
- необходимость культуры отвечать на вызов техники.
     Первые 20 лет 20 в. - «Прекрас-ная эпоха», вызванная
успехами науки и техники - автомобиль, аэроплан, радио, телефон, телеграф,
кинематограф...
     Новые формы - это попытка ответа на вызов 19 в. Бергсон (философ того времени) в
«Твор-ческой революции» пишет: «Мы не можем понять творчество. Разум
искусственно разделяет мир, а потом соединяет. Разум обманывает. Нужен жизненный
порыв».
Сюрреализм (сюр- сверх)  основывался на интуитивизме Бегрсона,
бессознательности Фрейда, герменевтике (фантазия) Дильтея. Соеди-нение
несоединимого, свободные ассоциации - Дали, Миро, Эрнст. Они считали,
что надо разрушить мир, ломая его предполагаемую ре-альность, чтобы пробудить
разум к сверхреальному.
Кубизм - попытка выразить художественные
образы в различных кубических формах (Сезан,
Пикассо). Это форма, которая отражает поиск идеи.. Сам же
изображаемый предмет для них иррационален, интросубъективен. Их не
интересо-вал реальный мир, главное форма.
Абстракционизм - высвобождение от формы.
Основатель - Кондинский 1910 г. (Мне не понравился).
Экспрессионизм - выражение. Красочность,
контрастность. Бюфе,  Джорж
Руо «Купание в озере», «Голова клоуна» - он сам ( везде очень темные
краски). Сущ. течение «Синий всадник».
Фовизм («дикий») - стремление к
стихийному выражению чувств.
Нобизм - синтез литературного символизма
и декоративной обобщенности.
Дадаизм («детский лепет») - возник в
Швейцарии, основоположник Траза. Выражает нечто наивное, первозданное. Поль
Элюар.
Европейская литература 20 в.
     Радикальных изменений не было, продолжается стиль широкого романа.
Анатоль Франс
Ромен Ролан
Бернар Шоу
Джойс
Томас Ман
Пиранделло
Кардучи
Бергсон - мастер слова
Андре Моруа
Кафка «Процесс», «Замок».
РЕФЕРАТ ПО ФИЛОСОФИИ АНТРОПОЦЕНТРИЗМ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ РУБЕЖА ВЕКА Россия. Толстые мощные стены с немногочисленными и узкими окнами характерны для. Концепции современного естествознания Специфика научных реврлюций. Реферат по культурологии специфика образа в искусстве классицизма. Проблемы гармонии нормы и свободы реферат по культурологии. Серебренный век в развитии русской культуры культурология. Культурология отличие серебренного века от золотого. Символика российских орденов реферат культурология. Реферат по культурологии в в России золотой век. Серебренный век русской культуре культурология. Реферат по культурологии Москва третий Рим. Культурология особенности классицизма. Реферат Советская цивилизация годы. Культурология Культура Революции. Этапы формирования культурологии.

© 2011 Рефераты