рефераты

Рефераты

рефераты   Главная
рефераты   Краткое содержание
      произведений
рефераты   Архитектура
рефераты   Астрономия
рефераты   Банковское дело
      и кредитование
рефераты   Безопасность
      жизнедеятельности
рефераты   Биографии
рефераты   Биология
рефераты   Биржевое дело
рефераты   Бухгалтерия и аудит
рефераты   Военное дело
рефераты   География
рефераты   Геодезия
рефераты   Геология
рефераты   Гражданская оборона
рефераты   Животные
рефераты   Здоровье
рефераты   Земельное право
рефераты   Иностранные языки
      лингвистика
рефераты   Искусство
рефераты   Историческая личность
рефераты   История
рефераты   История отечественного
      государства и права
рефераты   История политичиских
      учений
рефераты   История техники
рефераты   Компьютерные сети
рефераты   Компьютеры ЭВМ
рефераты   Криминалистика и
      криминология
рефераты   Культурология
рефераты   Литература
рефераты   Литература языковедение
рефераты   Маркетинг товароведение
      реклама
рефераты   Математика
рефераты   Материаловедение
рефераты   Медицина
рефераты   Медицина здоровье отдых
рефераты   Менеджмент (теория
      управления и организации)
рефераты   Металлургия
рефераты   Москвоведение
рефераты   Музыка
рефераты   Наука и техника
рефераты   Нотариат
рефераты   Общениеэтика семья брак
рефераты   Педагогика
рефераты   Право
рефераты   Программирование
      базы данных
рефераты   Программное обеспечение
рефераты   Промышленность
      сельское хозяйство
рефераты   Психология
рефераты   Радиоэлектроника
      компьютеры
      и перифирийные устройства
рефераты   Реклама
рефераты   Религия
рефераты   Сексология
рефераты   Социология
рефераты   Теория государства и права
рефераты   Технология
рефераты   Физика
рефераты   Физкультура и спорт
рефераты   Философия
рефераты   Финансовое право
рефераты   Химия - рефераты
рефераты   Хозяйственное право
рефераты   Ценный бумаги
рефераты   Экологическое право
рефераты   Экология
рефераты   Экономика
рефераты   Экономика
      предпринимательство
рефераты   Юридическая психология

 
 
 

Андрей Белый


Время в мире
Белого было не тем,         что у  нас. Он мыслил эпохами.
                                     Михаил
Чехов.
Мне Вечность -
родственна.
                                     Андрей
Белый.
     Андрей
Белый  -  Борис  Николаевич  Бугаев 
(14.10.1880  ­8.1.1934 )  родился и вырос в среде московской
интеллигенции,в семье знаменитого математика, профессора Московского универси­тета
Николая  Васильевича Бугаева.Летние
месяцы семья Бугаевых проводила в Подмосковье, и мальчик с детства мог
приобщиться к миру поместно-деревенской 
России , где как бы воедино слились красота русского пейзажа  и величие культуры, творимой жившими среди
этой природы людьми.
     Уже учась в
университете Белый  ежедневно  посещал 
семью Михаила Сергеевича  и  Ольги Михайловны Соловьевых - родителей
своего друга Сергея."Не чайный стол - заседание  Флорентийской академии",- с благодарностью вспоминал  Белый 
дом Соловьевых, где  бывали,
старший брат Михаила Сергеевича философ 
Владимир Соловьев,его сестра, поэтесса Поликсена Соловьева,философ Сер­гей
Николаевич Трубецкой,историк Василий Осипович 
Ключевский, позднее - Брюсов, Мережковский, Гиппиус...   Именно 
здесь , в семье Соловьевых , были 
поддержаны  первые литературные
опыты Бориса Бугаева. Михаил Сергеевич помог Борису Бугаеву сочинить псевдоним
"Андрей Белый" (белый - священный,утешительный цвет,
представляющий  собою  гармоническое  сочетание  всех  цветов ­любимый цвет Владимира Соловьева ).
     В 1900 году
Бугаев окончательно решает стать 
писателем.В этом году 
создана  первая из четырех его
"симфоний" - "Север­ная" или "Героическая".
     Писатель
впоследствии  признавался, что называя
свои пер­вые прозаические опыты "симфониями", он и сам толком  не знал, что это такое. "Симфонии"
Белого больше схожи с сонатами.Слово "симфония" было для Белого
своего рода символом.
     Тема
"вечного  возвращения" -одна
из центральных жанро- и сюжетообразующих тем всего творчества Белого.  Белый часто об­ращался к лейтмотивной
технике ведения повествования.  То есть
выделение  в произведении одной, двух и
более  главных  тем, к которым повествователь 
возвращается через определенные проме­жутки времени. Уже во второй
"симфонии" с темой "вечного возв­рата" борется тема
жизнеутверждения.
     Во второй
"симфонии" на первой же странице возникает  об­раз солнца - зловещий "глаз", уставивщийся  на 
землю и проли­вающий  на  нее 
потоки  "металлической
раскаленности".  Первый поэтический
сборник  Белого  "Золото  в лазури" выходит в 1904 году. В этом сборнике солнце -
предмет  почти  что  языческого поклонения
:
                  Солнцем сердце зажжено.
           Солнце - к вечному стремительность.
                  Солнце - вечное окно
  в золотую ослепительность.
                            "Солнце"
     Стихотворение
"Солнце"  посвящено  К.Бальмонту 
-  автору книги "Будем как
Солнце". Также в этом 
сборнике  Белый  отож­дествляет солнце с образом Золотого
руна. В стихотворном цикле "Золотое руно" Белый преобразует
древнегреческий миф в  симво­лическое
иносказание  о жизненных целях своего
поколения - по­коления рубежа столетия .
     Нацеленность в
будущее пронизывает все стихотворения раз­дела "Золото в
лазури".  В будущее , которое
-  согласно логике "возврата"
- уже было ! Поэтому оно может выступать в масках :
- "прежнего
счастья"
    -
"старины" :
                Старина, в
пламенеющий час
                обуявшая нас мировым ,                                         ­                старина, окружившая нас,                                    
               
водопадом летит голубым.
                            "Вечный зов"
           
- образов прошлой культуры ( раздел "Прежде и
теперь" ) : Блестящие ходят персоны,
повсюду фаянс и фарфор,
расписаны нежно плафоны,
музыка приветствует с хор.
"Опала"
          1905 год - начало нового периода  жизнетворчества  Андрея Белого. Во 
время  этого периода Белый влюбляется
в жену Блока Любовь Дмитриевну Менделееву-Блок.  Это чувство, перевернувшее всю жизнь Белого, зародилось еще летом
1904 года. К весне 1906 года отношение людей, составляющих роковой треугольник
достиг­ли крайнего  напряжения.  Любовь Дмитриевна расстается с Белым на
десять месяцев,  чтобы все обдумать и
принять окончательное решение. Летом Белого нередко посещают мысли о
самоубийстве. В сентябре 
происходит  решительное  объяснение. Резко и  безжа­лостно отвергнутый,Белый оказывается
на грани умопомешательст­ва.Из Петербурга он сразу уезжает за  границу, где  начинается период 
исцеления  от  перенесенного  удара, растянувшийся  на
1907-1908 годы.
     В эти годы
Белый начинают видеть Россию сквозь призму ли­рики Некрасова. Памяти Некрасова
посвящается сборник стихотво­рений "Пепел" (1908) Стихотворения
сборника тщательно отобраны и расположены в очень продуманном порядке.  В 
него  не  вошли многие из  стихотворений, написанных одновременно  со  стихами
"Пепла",- из них Белый составил следующий сборник "Урна"(1909)
Идея "Пепла" точнее всего сформулирована самим
Белым :
"Пепел"-книга самосожжения и смерти:но сама
смерть есть только завеса, закрывающая горизонты  дальнего, чтоб найти их в ближ­нем".Сборник  выстроен по линии все большего  и большего прос­ветления
"горизонта" (недаром один из последних разделов сбор­ника  называется "Просветы").
     Пространство "Пепла" - это
система вписанных друг в друга кругов сжимающихся  по мере приближения 
к  "центру" .  Первый "круг" самый большой, -
почти что безграничные,"пустые","стра­шные", голодные пространства
России, в которых обречен на рас­сеяние измученный болезнями, голодом и
пьянством народ :
             Туда - где смертей и болезней
             Лихая прошла колея...
                            "Отчаяние"
             Пожирают их болезни
             Иссушает глаз...
              "Деревня"
Пролетают за селами села,
Пролетает за весями весь...
Там - убогие стаи избенок,
Там - убогие стаи людей...
                           "Из окна
вагона"
     Тема хаоса - сквозная тема сборника -
особенно акцентиро­вана в этом разделе.Естественная реакция человека на встречу
с хаосом - первобытное чувство священного ужаса.Это чувство  вы­ражено в образах :
    - "неизвестности"
    - "оторопи" :
              
Где по полю оторопь рыщет,
              
Восстав сухоруким кустом...
                           "Отчаянье"
     -  смерти :
              Над
страной своей родной
              
Встала Смерть.        
"Веселье на Руси"
 От голода, холода тут
              И
мерли, и мрут миллионы...
              Там
Смерть протрубила вдали
              В
леса, города и деревни...
                           "Русь"
     Пространство следующего "круга" -
"Деревни" - имеет более четкие контуры.Оно  уже  не  пусто, а насыщено предметами под­черкнуто
обыденными. В контексте общего замысла сборника и вы­сунутый  "красный язык" висельника, и стаи
то черных, то изум­рудных мух, и кровь,свищущая пеной "из-под красной
рукоятки" ­символы безысходной,тупиковой,совершающейся в одномерном прос­транстве
смерти :
             Красною струею прыснул
             Красной крови ток.
              Ножик хряснул, ножик свистнул,-
             В грудь, в живот и в бок.
                            "Убийство"
     Пространство следующего  раздела "Город" еще конкретнее :
Москва "пира во время чумы" . Ритуальная пляска Смерти перене­сена в
"Городе" с открытых пространств России в замкнутый  ми­рок квартир :
               ...Здесь
хозяин гостье рад.
               Звякнет в пол железной злостью
              Там косы сухая трость,-
              Входит гостья,щелкнет костью,
              Взвеет саван : гостья смерть.
                                 "Маскарад"
В этом мирке живут беспечные богатые люди,которые не
видят ни­чего вокруг себя.Среди участников "пиров" только один
поэт-ар­лекин знает о том что творится за окнами.Поэт-пророк выступает не
только в маске шута-арлекина,но и в облике страстотерпца:
Вы мечи
             На меня обнажали.
             Палачи,
             Вы меня затерзали.
                   "Прохождение"
     Особое значение мотивы жертвенности и
крестного страдания приобретают в разделе "Безумие" :
    - венок из "колючей крапивы" :
              Над простором плету,неподвижен,
             
Из колючей крапивы венок ...
                            "В полях"
-
приложенный к "челу пучок колючего чертополоха"
-
бегущая с чела кровавая струя :
             С чела, с кровавого плеча
             Кровавая струя струится ...
                            "Успокоение"
Это
мотивы, которые возвращают надежду. Она слабо забрезжит  в последнем стихотворении раздела  - "Друзьям", - зато укрепится и
усилится в следующем разделе "Просветы" :
            
              Кто зовет благоуханной клятвою,
Вздохом сладко вдаль зовет идти,
Чтобы в день безветренный над жатвою
Жертвенною кровью изойти ?
                     
"Жизнь"
    "Пепел"
является самым трагическим стихотворным сборником Андрея Белого.
     Следующий его
сборник -"Урна"(1909).  Этот
сборник посвя­щен Брюсову.Большинство стихотворений сборника носят элегичес­кий
характер, хотя в "Урне" содержатся и глубоко личные, почти что
дневниковые записи о пережитой драме :
             Год минул встрече роковой,
             Как мы, любовь лелея, млели...
             И ежели тебя со мной
Любовь не связывает боле,
­Уйду,сокрытый мглой ночной,
             В
ночное ,в ледяное поле...
             Сложу в могиле снеговой
             Любви неразделенной муки...
                     
"Ссора"
     "Урна"
- последнее ,что создал Андрей Белый в драматичес­кое четырехлетие ( 1905 -
1908 гг. )
     В 1910 
Андрей  Белый  женится 
на Асе Тургеневой.В конце 1910 молодожены едут в путешествие по Северной  Африке.Вернув­шись из  этого путешествия весной 1911 году в Россию
Белый пи­шет "Путевые заметки" - самое светлое произведение из
всех  им написанных.В марте  1912 
года он с женой уезжает в Европу,где живет до 1916 года,изредка наезжая
в Россию.
     В
сентябре  1916 Белый возвращается на
родину.Россия ожи­дает его. С Россией Белый переживает ее самое трагическое
время:
Рыдай, буревая стихия,
             В столбах громового огня!
             Россия, Россия, Россия, -
Безумствуй,сжигая меня!..
Россия, Россия, Россия,
­Мессия грядущего дня !
"Родине"
     Это
написанное  в  августе  1917 года самое
знаменитое из стихотворений Белого точнее всего передает отношение  поэта 
к свержению царизма.
     В Духов день
20 июня 1921 года он начинает 
писать  поэму "Первое
свидание"  - реквием по сгоревшему
в буревой стихи ми­ру, по своей молодости, по гибнущей русской культуре.
     "Первое
свидание" - вершина поэзии Андрея Белого 20-х го­дов. Дальше начинается
"путь нисхождения".
     В
сентябре  1925 года был завершен первый
том из задуман­ной Белым эпопеи "Москва".
     "Мне всю жизнь грезились какие-то
новые формы искусства,в которых художник мог бы пережить себя слиянным со всеми
видами творчества... Я хотел вырываться из тусклого слова к яркому",­признавался
Белый, и действительно,  поиск,  непокой, движение образуют самое  существо 
его  человеческой и писательской
на­туры.
     Последние годы
жизни Белого не составляют исключения,ско­рее даже наоборот :  пробуются все новые  формы, 
жанры, стили, писатель сочетает 
работу  над  "Москвой" с путевыми заметками
"Ветер с Кавказа" и "Армения", с трудами по стиховедению,
фило­софскими этюдами  и
культурологическими опытами,  обращается
к театральным инсценировкам и даже киносценарию.
     Смерть писателя  в 1934 году была осознана современниками как завершение целой
эпохи.Но им же было очевидно, что создан­ная Белым  проза  оставила  глубокий след в творчестве многих,
способствовала появлению так называемой 
"орнаментальной  про­зы".
            
     Литература :
     Андрей Белый.Сочинения.
     Андрей Белый.Стихотворения и поэмы.                          Андрей Белый.О себе как о писателе.
В. Пискунов ."Сквозь огонь диссонанса".

© 2011 Рефераты