“Евгений Онегин”
подготавливался всем ранним
творчеством Пушкина , и
следы его явственно
заметны на многих
его произведениях. “Евгений Онегин”
подготавливался поэмой “Руслан
и Людмила”, первым опытом
Пушкина в эпическом
роде, в котором
он практически постигнул
все законы и
возможности свободной поэтической
формы.
Он подготавливался в равной
мере и южными поэмами Пушкина,
где он впервые постиг для
себя тот тип
русского героя, который
он изобразит столь
живо и убедительно в Онегине.
Многое в “Евгении
Онегине” было подготовлено и ранней лирикой
Пушкина. Роман в стихах
вобрал в себя
богатый поэтический опыт
Пушкина, его поэтические
находки и достижения - и естественно, что
он стал одним
из самих совершенных
в художественном отношении
произведений не только
Пушкина, он стал
одним из самых
совершенных в художественном отношении
произведений не только
Пушкина , но и
всей русской литературы.
“Евгений Онегин” писался
дольще, чем любое
другое произведение Пушкина,-
в течение более
7 лет. Он писался в
Кишеневе и в
Одессе, в Михайловском и в Петербурге,
и в Болдине - писался в
разные времена и
при разных обстаятельствах жизни.За 7 лет ,
в течение которых
он создавался , многое
менялось и в
России, и в
самом Пушкине , и
все эти перемены
не могли не
найти своего отражения
в романе. Роман
создавался по ходу
жизни и становился хроникой
русской жизни и своеобразнй ее
поэтичеслой историей .
При всем этом “Евгений Онегин” представляет собой
удивительно цельное произведение .
В самой пестроте и разнохарактерности картин , в разнообразии настоении ,
в быстрых переходов от темы к теме -
цельное . Эта
цельость обуссловлена пежде
всего единством и
цельностью личности автора
в романе . В
свободном романе Пушкина автор
не только один
из его героев, но и самый
главный его герой . “ Автор неотступно присутствует при всех сценах романа , комментирует их,
дает свои пояснения ,
суждения , оценки . Он присут -ствует
не только как автор , литературно существующий
во всяком романе , а именно
как персонаж , свидетель ,
отчасти даже
участник событий и историограф всего происходящего”.
Вся первая глава , казалось бы рассказывет об Онегине ; его
детсве , юности развлечениях , друзьях . Эпиграф аф
к этой главе : “ и жить
торопится и чувствовать ть спешит”
( Князь Вяземский) - тоже
про Онегина . Но если прочесть
главу повнимательней , мы
увидим, что в
ней не один, а два
героя: Онегин и
Пушкин. Им не только
уделено почти равное
количество строф , мы
узнаем о каждом
из них очень много- об
авторе почти столько
же , сколько о герое.
Они во многом похожи ,
недаром Пушкин сразу
сказал об Онегине :”добрый мой приятель “. Но
много у них
и разного. Трудно,конечно, сравать реально жившего
великого человека с
другим, его фантазией.
И все-таки насколько
же Пушкин ярче,
умнее, значительней человека,
которого мы называем
типичным представителем” его
эпохи! Поэт находит
самые точные, самые
убедительные слова, чтобы
объяснить, как несчастливо
воспитали Евгения: чувствовать, страдать, радоваться он
не умеет. Зато
умеет “лицемерить,
казаться, являться”;зато,
как многие светские люди умеет
скучать, томиться.
Большая часть публики
совершенно отрицала в
Онегине душу и
сердце, видела в
нем человека холодного,
сухого и эгоиста
по натуре. Нельзя
ошибочнее и кривее
понять человека! Этого
мало: многие добрадушно
верили и верят,
что сам поэт
хотел изобразить Онегина
холодным эгоистом. Это
уже значит- имея
глаза ничего не
видеть. Светская жизнь
убивала в Онегине
не чувства, а
только охолодила к
бесплодным страстям и
мелочным развлечениям. Онегин
не был ни холоден, ни
сух,ни черств, в
душе его жила
поэзия и вообще
он был не из числа
обыкновенных, дюжинных людей.
Невольная преданность мечтам,
чувствительность и беспечность
при созерцании красот
природы и при
воспоминании о романах
и любви прежних
лет- все это
говорит больше о
чувстве и поэзии,
нежели о холодности
и сухости. Онегин
не любил расплываться в мечтах, больше
чувствовал, нежели говорил,
и не всякому
открывался.Озлобленный ум есть
тоже признак высшей
натуры, потому что
человек с озлобленным
умом бывает недоволен
не только людьми,
но и самим собой. Связь
с Ленским, юным
мечтателем, все громче
говорят против мнимого
бездушия Онегина. И
Пушкин любит молодого
поэта - нет сомненья.
Более того : те высокие
идеалы, которым верит ,
которым покланяется Ленский, Пушкин называет “чудесами”. Ленский
наивен, не знает
жизни, но Онегину, конечно,
интереснее с ним,
чем с остальными соседями, которые
благоразумно” беседуют о
сенокосе, о вине,
о псарне, о
своей родине, - в этом коротком перечне - полная
картина их бессмысленной, тупой жизни.
На первый взгляд,
жизнь Онегина очень
интересна: развлечения с
утра до глубокой
ночи, и такие
яркие , богатые развлечения: прогулки, беседы с
умными людьми, рестораны,
балы.
Всегда,
каждый день, каждый
год, много летт
подряд - одно и тоже.
Пушкин беспощадно точно
определяет эту жизнь: “ ... однообразна и пестра.
И завтра тоже , что
вчера.”
Онегин- добрый
малой, но при
этом недюжинный человек.
Он не годится в гении,
не лезет в
великие люди, но
бездеятельность и пошлость
жизни душат его,
он даже не
знает, чего ему
надо, чего ему хочется;но он знает, и очень хорошо
знает чего ему
не надо, что
ему не хочется того, чем так
довольна, так счастлива самолюбивая
посредственность. И за
то-то эта самолюбивая
посредственность не только
провозгласила его “безнравственность”, но
и отняла у
него страсть сердца,
теплоту души,доступность всему
доброму и прекрасному. Блестящий юноша, он был
увлечен светом, подобно
многим; но скоро
наскучил им и
оставил его, как это
днлают слишком немногие. В
душе его тлелась
искра надежды- воскреснуть и
освежиться в тиши
уединения, на лоне
природы; но он скоро
увидел, что перемена мест
не изменяет сущности
некоторых неотразимых и не от
нашей воли зависящих
обстаятельств. Онегин- эгоист
поневоле; в его эгоизме
должно видеть то, что
древние называли роком.
Беда Онегина в том,что
труд упорный ему
был тошен”. В нем
живы ум, совесть, мечтания,
но нет
у него способности
действовать, быть активным,
которой, наперекор своему
веку, обладали Пушкин
и его друзья.
Мы часто говорим о поколении
в целом, совсем
не учитывая того,
что каждая возрастная
группа людей вовсе
не одинакова, что в
каждом поколении есть
свои борцы и мыслители,
герои и философы,
трусы и подлецы, карьеристы и стяжатели; есть свои яркие и выдающщиеся
личности - по ним-то мы чаще всего и судим
обо всем поколении .
О чем может мечтать человек все в жизни испробовавший, и ничего для себя не нашедший ? Может быть ,
именно из-за этой преданности мечтам Онегин “ застрелиться , слава Богу ,
попробовать не захотел “ . Он все -таки надеялся ,
все таки верил , что есть
какая -то другая жизнь , пусть еще не доступная ему , но должна же она быть !
Эту веру, эту надежду и ценит в
нем Пушкин, а к
разочарованности своего героя
поэт относится сочувственно, но в тоже время
с иронией. Онегин
ничего не надо-
и в этом его
трагедия. Вот он
получил наследство от
отца - и предоставил его
заимодавцам,” большой
потери в этом не
видя”. Конечно, говоря об Онегине, мы
не можем не
учитывать и не обвинять
сформировавшую его среду,
его век, его окружение- они отняли у Онегина умение любить жизнь и
наслаждаться многими радостями
жизни. Не случайно Онегиным
начинается целый длинный
ряд социальных типов
и характеров, порожденных
русской исторической действительностью и ярко
запечатленных в
послепушкинской русской литературе.Это и Печорин, и Обломов, и
Рудин, и некрасивый Парин и др. Все
они генетически восходят к пушкинскому Онегину. Онегиным Пушкин наметил общие
социальные и человеческие приметы
родственных характеров,
игравших весьма существенную роль в русской исторической жизни, и одной из
задач для тех писателей, которые пришли в литературу после
Пушкина, было обнаружить
их в современной действительности и художественно
воплотить с достаточной
степенью конкретизации, неповторимо-индивидуально. Как писал
Герцен, “образ Онегина настолько
национален, что встречается
во всех романах и
поэмах, которые получают
какое-либо признание в
России,и не потому,что
хотели копировать его, а потому,
что его постоянно
находили возле себя
или в самом себе”.
Это в большей
или меньшей степени
относится и к Татьяне, и к
Ольге, и к Ленскому. Они тоже
социальные типы исторически
значимы, и в их
художественном
воспроизведении Пушкин тоже
был первооткрывателем. В
них он
запечатлел не только
определенный род людей, но
и определенный род
жизненного уклада, культуры,
социального сознания.
В художественном
отношении все герои в
романе едва ли
не равноправны. Во всяком
случае, их роль
никогда не бывает
ни второстепенной, ни подчиненной. Они существуют в художественной системе произведения как
бы паралельно, с
достаточной долей независимости. Конечно, Ольга
оттеняет Татьяну, составляет
для нее выразительный фон, помогает лучше понять
ее духовную, идеальную высоту.
Но она значительна и сама
по себе ( в своей
незначительности значительна), она
тоже отражение жизни
и эпохи. Конечно, Ленский,
с его романтической восторженностью и трогательным непониманием самых простых вещей,
до некоторой степени
облегчает нашу оценку
Онегина, но еще больше
он помогает понять
некоторые существенные стороны
русской жизни 20-х годов
19 в., помогает познакомиться с
одним из самых
интересных типов
людей того времени. Разочарованность рядом
с романтической очарованностью, трезвостью рядом с восторженностью и идеальностью- все это
несомненные приметы той
исторической эпохи. Герои
пушкинского романа не
просто исторически значимы- само их художественное существование, характер их
художественно воплощения несомненно
определялись теми историческими задачами и целями,
которые ставил перед
собой Пушкин, создавая свой
роман.
Его стремлением возможно
шире показать исторические типы и через них живую,
многообразную и многоголосную
историческую эпоху обусловливается и наличие в
романе большого количества
так называемых эпизодических персонажей. Они не принимают
условия в основном действии, мало или совсем не
связаны с основными героями
романа, но они до
бесконечности раздвигают его
рамки - и тем
самым роман не только полнее отражает жизнь,но и сам становится, как жизнь:
таким же бурлящим, говорливым, многоликим. Каждый из персонажей романа - не
только главные- ярко типичны и незабываемы, а вместе, в целом они образуют
большой художественный мир, в котором живая жизнь и живая история.
Со второй главы
романа читатель вместе с автором из Петербурга попадает в один из глухих и
прекрасных уголков деревенской России. Здесь его ожидают новые впечатления,
новые незабываемые картины, знакомство с новыми человеческими типами.
Цветы, любовь, деревня-
понятно, что всему этому можно быть преданным душой. Праздность опостылела
Онегину, от нее бежал он из Петербурга. Праздность, как и деятельность, бывает
разная. Томительное безделие Онегина не имеет ничего общего с праздностью,
знакомой Пушкину,- когда одинокие прогулки или часы, проведенные в сумерках у
камина, наполненные мыслями, работой воображения, ума и сердца.
Когда душа человека пуста,
ему тоскливо и скучно наедине с самим собой. В наше время на помощь такому
человеку приходит техника: магнитофон, телевизор... Но ведь все это может так
же надоесть, как надоели Онегину балы и карты. Спасает от тоски только душевная
заполненность, богатство внутренней жизни- в нее входит наслождение природой, и
роскошь человеческого общения”, и просто умение думать. Конечно, жизнь яркого
, думающего , значительного человека
тоже не состоит из одного блаженства. Пушкин не хуже своего героя знал приступы
грусти, отчаяния, тоски. Но он умел преодолеть их, победить. Есть у человека
выход из любого, самого трагического положения. Всегда остается с нами природа,
всегда остаются друзья- если они настоящие, остается наш труд- если мы научили
себя находить в нем радость. А это уже так много, так бесконечно много...
“ Онегин” писан был в продолжении нескольких,- и поэтому сам поэт
рос вместе с ним, и каждая новая глава поэмы была интереснее и зрелее. Но
последние две главы резко отделяются от
первых шести:они явно принадлежат уже к высшей, зрелой эпохе художественного
развития поэта. Отступления, делаемые поэтом от рассказа, обращения его к
самому себе исполнены необыкновенной грации, задушевности, чувства, ума,
остроты; личность поэта в них является такою любящею, такою гуманную.В своей
поэме он умел коснуться так многого, намекнуть о столь многом, что принадлежит
исключительно к миру русской природы, к миру русского общества!
Известное определение
Белинского, назвавшего поэму “Евгении Онегин”
энциклопедией русской жизни”,
подчеркнуло совершенно особую роль бытовых представлений в структуре пушкинского
романа.В “Евгении Онегине” перед читателем проходит серия бытовых
явлений,нравописательных деталей, вещей, одежд, цветов, блюд, обычаев.Не в том
заключено реалестическое новаторство “Евгения Онегина”, что в нем описан быт,
неоднократно изображенный до него
русскими поэтами, которых мы не захотим и не сможем отнести к реалистам, а в том,что бытовой материал истолкован Пушкиным иначе, чем его
предшественниками. По-новому, реалистически,то есть в качестве типического,
идейно обосновывающего человека и его
судьбу.
Русское дворянство было
сословием душе- и землевладельцев. Владение поместьми и крепостными крестьянами
составляло одновременно сословную привилегию дворян и было мерилом богатства,
общественного положения и пристижа. Это, в частности, привело к тому, что
стремление увеличивать число душ доменировало над попытками повысить доходность
поместья путем рационального землеиспользования. Герои “Евгения Онегина”
довольно четко охарактеризованы в отношении их имущественного положения. Отец
Онегина “промотался”, сам герой романа, после получения наследства от дяди,
видимо, сделался богатым помещиком.Тема богатства оказывается связанной с
мотивом разорения. Слова “долги”, “залог”, “заимодовцы” встречаются уже в
первых строках романа.Предпологалось, что дворянин на полученные при закладе
деньги приобретет новые поместья или улучшит состояние старых и, повысив таким
образом свой доход, получит средства на
уплату процентов и процентов и выкуп поместья из заклада. Однако в
большенстве случаев дворяне проживали полученные суммы в банке, тратя их на
покупку или строительство домов в столице, туалеты, балы.
Поэт изображает достаточно
развернуто провинциальное дворянство
как часть той общественной среды, где проходит жизнь Онегина. Сначала
провинциальное общество показано символически в фантастической ситуации( сон
Татьны). Сравнение мелкопоместного провинциального дворянства с фантастическими
образами чудовищ из сна Татьяны
подтверждается отмеченным еще современниками параллелизмом в описании Пушкиным
съезжающихся на именины гостей.Не следует подыскивать каждому из гостей
параллели среди фантастических образов. Рой чудовищ, соотнесенный с толпой
гостей, нужен был автору для создония общего впечатления о дикости, праздности,
косности, жестокости, мертвенной среды, в которой оказался его герой.К
поколению незаурядных представителей дворянского общества принадлежит и
Онегин,судьба которого обрисована в следующей строфе ( “Предметом став суждений
шумных”). “Между людей благоразумных” Онегин слывет “притворным чудаком”,
потому что, с их точки зрения, чуждаться всего того, что так притягательно для
многих людей,- значит притворяться. Его героя тяготит то, что составляет цель
жизни благоразумного большенства в современном ему обществе.Таким образом, в
порвых строфах главы “ Странствие” была намечена и получила развитие тема
Онегина как “лишнего” человека в дворянском обществе. Но почему он “лишний”?
Онегин предан “мечтанью”, отличается “озлобленным умом, Кипящим в действии
пустом” потому, не может жить по рецептам и канонам поведения и образа мыслей
благонамеренных обывателей. Но он не может и активно противопоставить себя
обществу, порвать с ним. К тому же он “ничем заняться не умел”.Автор не
скрывает своих симпатий и антипатий, неприятия многих сторон современных ему
нравов, выступая перед читателями как человек определенной эпохи. В романе
немало критических оценок светского общества. Автор боиться “мертвящего упоенья
света”, в котором можно “Ожесточиться, очерстветь И наконец окаменеть”. Он
иронически замечает:” И даже глупости смешной В тебе не встретишь, свет
пустой”. С огорчением констатирует он распростронение эгоизма, чванства,
карьеризма ( “ Мы почитаем всех нулями...Мы все глядим в Наполеоны”), сетует на
коварство иных друзей ( “ Врагов имеет в мире всяк, Но от друзей спаси нас,
боже! ,на равнодушие в отношениях между родственниками) Иронически говорит
Пушкин и о двух типах светских женщин: о “ красавицах недоступных,
...непостижимых для ума”, с их “ спесью модной”; и о причудницах “ самолюбиво
равнодушных Для вздохов страстных и похвал”, расчетливо кокетливых. Автор-
противник жеманства в жизни и в литературе. С горечью Пушкин замечает :”Мы
должны Признаться: вкусу очень мало у нас и в наших именах (не говорим уж о
стихах) ; Нам просвещенье не пристало, и нам досталось от него жеманство -
больше ничего”.Нравственность в светском обществе носит чисто внешний
характер. Автор - гармоническая натура, человек, любящий жизнь во всем богатстве ее
проявлений. Не случайно многие авторские отступления начинаются глаголом
люблю”. Не раз говорит поэт о природе. Он восхищается петербурским балатом и
несравненным искусством прославленной
балерины Истоминой, одесской оперой, обаянием женской красоты. Он упивается “
дыханьем ночи благосклонной”, очарован “напевом Торкватовых октав”. Поэт любит
веселье светского бала.Образ автора существенно расширяет представление
читателей об изображаемой в романе жизни России в 20-е 19в., потому что Пушкин
является одним из ярчайших носителей и выразителей передового общественного
сознония своего времени, реформатором русской литературы и русского
литературного языка. Образ автора помогает глубже понять характеры Онегина и
других героев романа. Лирическое начало пронизывает все компоненты содержания и
формы “Евгения Онегина”. “Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его; здесь его
чувства, понятия, идеалы”.
Героиня романа, влюбленная в Онегина, склонна его идеализировать.
И тогда ее сознание “ озаряется” неожиданной “ догадкой” : неужели Онегин
подражает безнравственным героям романов, одиноким индивидуалистам с “ озлобленным
умом”? В таком случае он не настоящий человек, а всего лишь “ничтожный
призрак”, чуждый ей по духу человек ( ведь ей органически чужды “
подражательные затеи”). Затем следует новый вариант
Почему автор онегина стремится отобразить низкую природу жертвуя высоким слогом. Реферат на тему образы героев Евгений и Онегин и годы создания произведения. Евгений онегин почему роман в стихах можно назвать реалестическим. Главные и второстепенные герои в романе евгений онегин. Доклад по теме история написания романа Евгений Онегин. Презентация история создания романа Евгений Онегин. Стихотворение евгений онегин второстепенные герои. Как создавался роман в стихах Евгений Онеген. Второстепенный герои романа евгений онегин. Короткое сообщение на тему Евгений Онегин. Презентации к произведению Евгений Онегин. Реферат история создания евгений онегин. Отношение к праизведению евгений онегин. Евгений онегин персонажи второстепенные. Сколько времени писался евгений онегин.