рефераты

–ефераты

рефераты   √лавна€
рефераты    раткое содержание
      произведений
рефераты   јрхитектура
рефераты   јстрономи€
рефераты   Ѕанковское дело
      и кредитование
рефераты   Ѕезопасность
      жизнеде€тельности
рефераты   Ѕиографии
рефераты   Ѕиологи€
рефераты   Ѕиржевое дело
рефераты   Ѕухгалтери€ и аудит
рефераты   ¬оенное дело
рефераты   √еографи€
рефераты   √еодези€
рефераты   √еологи€
рефераты   √ражданска€ оборона
рефераты   ∆ивотные
рефераты   «доровье
рефераты   «емельное право
рефераты   »ностранные €зыки
      лингвистика
рефераты   »скусство
рефераты   »сторическа€ личность
рефераты   »стори€
рефераты   »стори€ отечественного
      государства и права
рефераты   »стори€ политичиских
      учений
рефераты   »стори€ техники
рефераты    омпьютерные сети
рефераты    омпьютеры Ё¬ћ
рефераты    риминалистика и
      криминологи€
рефераты    ультурологи€
рефераты   Ћитература
рефераты   Ћитература €зыковедение
рефераты   ћаркетинг товароведение
      реклама
рефераты   ћатематика
рефераты   ћатериаловедение
рефераты   ћедицина
рефераты   ћедицина здоровье отдых
рефераты   ћенеджмент (теори€
      управлени€ и организации)
рефераты   ћеталлурги€
рефераты   ћосквоведение
рефераты   ћузыка
рефераты   Ќаука и техника
рефераты   Ќотариат
рефераты   ќбщениеэтика семь€ брак
рефераты   ѕедагогика
рефераты   ѕраво
рефераты   ѕрограммирование
      базы данных
рефераты   ѕрограммное обеспечение
рефераты   ѕромышленность
      сельское хоз€йство
рефераты   ѕсихологи€
рефераты   –адиоэлектроника
      компьютеры
      и перифирийные устройства
рефераты   –еклама
рефераты   –елиги€
рефераты   —ексологи€
рефераты   —оциологи€
рефераты   “еори€ государства и права
рефераты   “ехнологи€
рефераты   ‘изика
рефераты   ‘изкультура и спорт
рефераты   ‘илософи€
рефераты   ‘инансовое право
рефераты   ’ими€ - рефераты
рефераты   ’оз€йственное право
рефераты   ÷енный бумаги
рефераты   Ёкологическое право
рефераты   Ёкологи€
рефераты   Ёкономика
рефераты   Ёкономика
      предпринимательство
рефераты   ёридическа€ психологи€

 
 
 

√оголь Ќиколай ¬асильевич


√ќ√ќЋ№ Ќиколай
¬асильевич (1809-52), русский писатель. Ћитературную известность √оголю принес
сборник Ђ¬ечера на хуторе близ ƒиканькиї (1831-32), насыщенный украинским
этнографическим и фольклорным материалом, отмеченный романтическими
настроени€ми, лиризмом и юмором. ѕовести из сборников Ђћиргородї и Ђјрабескиї
(обаЧ 1835) открывают реалистический период творчества √огол€. “ема униженности
Ђмаленького человекаї наиболее полно воплотилась в повести ЂЎинельї (1842), с
которой св€зано становление натуральной школы. √ротескное начало Ђпетербургских
повестейї (ЂЌосї, Ђѕортретї и др.) получило развитие в комедии Ђ–евизорї
(постановка 1836) как фантасмагори€ чиновничье-бюрократического мира. ¬
поэме-романе Ђћертвые душиї (1-й том Ч 1842) сатирическое осме€ние помещичьей
–оссии соединилось с пафосом духовного преображени€ человека.
–елигиозно-публицистическа€ книга Ђ¬ыбранные места из переписки с друзь€миї
(1847) вызвала критическое письмо ¬. √. Ѕелинского. ¬ 1852 √оголь сжег рукопись
2-го тома Ђћертвых душї. √оголь оказал решающее вли€ние на утверждение
гуманистических и демократических принципов в русской литературе.
* * *
√Шќ√ќЋ№ Ќиколай
¬асильевич [20 марта (1 апрел€) 1809, местечко ¬еликие —орочинцы ћиргородского
уезда ѕолтавской губернии Ч 21 феврал€ (4 марта) 1852, ћосква], русский
писатель.
—емь€. ƒетские годы
ѕроисходил из
помещичьей семьи среднего достатка: у √оголей было около 400 душ крепостных и
свыше 1000 дес€тин земли. ѕредки писател€ со стороны отца были потомственными
св€щенниками, однако уже дед јфанасий ƒемь€нович оставил духовное поприще и
поступил в гетмановскую канцел€рию; именно он прибавил к своей фамилии яновский
другую Ч √оголь, что должно было продемонстрировать происхождение рода от
известного в украинской истории 17 в. полковника ≈встафи€ (ќстапа) √огол€ (факт
этот, впрочем, не находит достаточного подтверждени€). ќтец, ¬асилий
јфанасьевич, служил при ћалороссийском почтамте. ћать, ћарь€ »вановна,
происходивша€ из помещичьей семьи  ос€ровских, слыла первой красавицей на
ѕолтавщине; замуж за ¬асили€ јфанасьевича она вышла четырнадцати лет. ¬ семье,
помимо Ќикола€, было еще п€теро детей. ƒетские годы будущий писатель провел в
родном имении ¬асильевке (другое название яновщина), наведыва€сь вместе с
родител€ми в окрестные места Ч ƒиканьку, принадлежавшую министру внутренних дел
¬. ѕ.  очубею, в ќбуховку, где жил писатель ¬. ¬.  апнист, но особенно часто в
 ибинцы, имение бывшего министра, дальнего родственника √огол€ со стороны
матери Ч ƒ. ѕ. “рощинского. —  ибинцами, где была обширна€ библиотека и
домашний театр, св€заны ранние художественные впечатлени€ будущего писател€.
ƒругим источником сильных переживаний мальчика служили исторические предани€ и
библейские сюжеты, в частности, рассказываемое матерью пророчество о —трашном
суде с напоминанием о неминуемом наказании грешников. — тех пор √оголь, по
выражению исследовател€  . ¬. ћочульского, посто€нно жил Ђпод террором
загробного возда€ни€ї.
Ђ«адумыватьс€ о будущем € начал
рано...ї. √оды учени€. ѕереезд в ѕетербург
¬начале √оголь
училс€ в ѕолтавском уездном училище (1818-19), потом брал частные уроки у
полтавского учител€ √авриила —орочинского, прожива€ у него на квартире, а в мае
1821 поступил в только что основанную Ќежинскую гимназию высших наук. ”чилс€
√оголь довольно средне, зато отличалс€ в гимназическом театре Ч как актер и
декоратор.   гимназическому периоду относ€тс€ первые литературные опыты в
стихах и в прозе, преимущественно Ђв лирическом и сурьезном родеї, но также и в
комическом духе, например, сатира ЂЌечто о Ќежине, или ƒуракам закон не писанї
(не сохранилась). Ѕольше всего, однако, √огол€ занимает в это врем€ мысль о
государственной службе на поприще юстиции; такое решение возникло не без
вли€ни€ профессора Ќ. √. Ѕелоусова, преподававшего естественное право и
уволенного впоследствии из гимназии по обвинению в Ђвольнодумствеї (во врем€
расследовани€ √оголь давал показани€ в его пользу).
ѕо окончании
гимназии √оголь в декабре 1828 вместе с одним из своих ближайших друзей ј. —.
ƒанилевским приезжает в ѕетербург, где его подстерегает р€д ударов и
разочарований: не удаетс€ получить желаемого места; поэма Ђ√анц  юхельгартенї,
написанна€, очевидно, еще в гимназическую пору и изданна€ в 1829 (под
псевдонимом ¬. јлов) встречает убийственные отклики рецензентов (√оголь тотчас
же скупает почти весь тираж книги и предает его огню); к этому, возможно,
прибавились любовные переживани€, о которых он говорил в письме к матери (от 24
июл€ 1829). ¬се это заставл€ет √огол€ внезапно уехать из ѕетербурга в √ерманию.
ѕо возвращении в
–оссию (в сент€бре того же года) √оголю наконец удаетс€ определитьс€ на службу
вначале в ƒепартамент государственного хоз€йства и публичных зданий, а затем
в ƒепартамент уделов. „иновничь€ де€тельность не приносит √оголю удовлетворени€;
зато новые его публикации (повесть ЂЅисаврюк, или ¬ечер накануне »вана  упалаї,
статьи и эссе) обращают на него все большее внимание. ѕисатель зав€зывает
обширные литературные знакомства, в частности, с ¬. ј. ∆уковским, ѕ. ј.
ѕлетневым, который у себ€ дома в мае 1831 (очевидно, 20-го) представил √огол€
ј. —. ѕушкину.
Ђ¬ечера на хуторе близ ƒиканькиї
ќсенью того же
года выходит 1-€ часть сборника повестей из украинской жизни Ђ¬ечера на хуторе
близ ƒиканькиї (в следующем году по€вилась 2-€ часть), восторженно встреченна€
ѕушкиным: Ђ¬от насто€ща€ веселость, искренн€€, непринужденна€, без жеманства,
без чопорности. ј местами кака€ поэзи€!...ї. ¬месте с тем Ђвеселостьї
гоголевской книги обнаруживала различные оттенки Ч от беззаботного
подтрунивани€ до мрачного комизма, близкого к черному юмору. ѕри всей полноте и
искренности чувств гоголевских персонажей мир, в котором они живут, трагически
конфликтен: происходит расторжение природных и родственных св€зей, в
естественный пор€док вещей вторгаютс€ таинственные ирреальные силы
(фантастическое опираетс€ главным образом на народную демонологию). ”же в
Ђ¬ечерах...ї про€вилось необыкновенное искусство √огол€ создавать цельный,
законченный и живущий по собственным законам художественный космос.
ѕосле выхода
первой прозаической книги √оголь Ч знаменитый писатель. Ћетом 1832 его с
воодушевлением встречают в ћоскве, где он знакомитс€ с ћ. ѕ. ѕогодиным, —. “.
јксаковым и его семейством, ћ. —. ўепкиным и другими. —ледующа€ поездка √огол€
в ћоскву, столь же успешна€, состо€лась летом 1835.   концу этого года он
оставл€ет поприще педагогики (с лета 1834 занимал должность адъюнкт-профессора
всеобщей истории —анкт-ѕетербургского университета) и целиком посв€щает себ€
литературному труду.
Ђћиргородскийї и Ђпетербургскийї
циклы. Ђ–евизорї
1835 год
необычаен по творческой интенсивности и широте гоголевских замыслов. ¬ этот год
выход€т следующие два сборника прозаических произведений Ч Ђјрабескиї и
Ђћиргородї (оба в двух част€х); начата работа над поэмой Ђћертвые душиї,
закончена в основном комеди€ Ђ–евизорї, написана перва€ редакци€ комедии
Ђ∆енихиї (будущей Ђ∆енитьбыї). —ообща€ о новых создани€х писател€, в том числе
и о предсто€щей в петербургском јлександринском театре премьере Ђ–евизораї (19
апрел€ 1836), ѕушкин отмечал в своем Ђ—овременникеї: Ђ√-н √оголь идет еще
вперед. ∆елаем и надеемс€ иметь часто случай говорить о нем в нашем журналеї.
 стати, и в пушкинском журнале √оголь активно публиковалс€, в частности, как
критик (стать€ Ђќ движении журнальной литературы в 1834 и 1835 годуї).
Ђћиргородї и
Ђјрабескиї обозначили новые художественные миры на карте гоголевской вселенной.
“ематически близкий к Ђ¬ечерам...ї (Ђмалороссийска€ї жизнь), миргородский цикл,
объединивший повести Ђ—таросветские помещикиї, Ђ“арас Ѕульбаї, Ђ¬ийї, Ђѕовесть
о том, как поссорилс€ »ван »ванович с »ваном Ќикифоровичемї, обнаруживает
резкое изменение ракурса и изобразительного масштаба: вместо сильных и резких
характеристик Ч пошлость и безликость обывателей; вместо поэтических и глубоких
чувств Ч в€лотекущие, почти рефлекторные движени€. ќбыкновенность современной
жизни оттен€лась колоритностью и экстравагантностью прошлого, однако тем
разительнее про€вл€лась в нем, в этом прошлом, глубока€ внутренн€€
конфликтность (например, в Ђ“арасе Ѕульбеї Ч столкновение
индивидуализирующегос€ любовного чувства с общинными интересами). ћир же
Ђпетербургских повестейї из Ђјрабесокї (ЂЌевский проспектї, Ђ«аписки
сумасшедшегої, Ђѕортретї; к ним примыкают опубликованные позже, соответственно
в 1836 и 1842, ЂЌосї и ЂЎинельї) Ч это мир современного города с его острыми социальными
и этическими коллизи€ми, изломами характеров, тревожной и призрачной
атмосферой. Ќаивысшей степени гоголевское обобщение достигает в Ђ–евизореї, в
котором Ђсборный городї как бы имитировал жизнеде€тельность любого более
крупного социального объединени€, вплоть до государства, –оссийской империи,
или даже человечества в целом. ¬место традиционного активного двигател€ интриги
плута или авантюриста Ч в эпицентр коллизии поставлен непроизвольный обманщик
(мнимый ревизор ’лестаков), что придало всему происход€щему дополнительное,
гротескное освещение, усиленное до предела заключительной Ђнемой сценойї.
ќсвобожденна€ от конкретных деталей Ђнаказани€ порокаї, передающа€ прежде всего
сам эффект всеобщего потр€сени€ (который подчеркивалс€ символической длительностью
момента окаменени€), эта сцена открывала возможность самых разных толкований,
включа€ и эсхатологическое Ч как напоминание о неминуемом —трашном суде.
√лавна€ книга
¬ июне 1836
√оголь (снова вместе с ƒанилевским) уезжает за границу, где он провел в общей
сложности более 12 лет, если не считать двух приездов в –оссию Ч в 1839-40 и в
1841-42. ѕисатель жил в √ермании, Ўвейцарии, ‘ранции, јвстрии, „ехии, но дольше
всего в »талии, продолжа€ работу над Ђћертвыми душамиї, сюжет которых (как и
Ђ–евизораї) был подсказан ему ѕушкиным. —войственна€ √оголю обобщенность
масштаба получала теперь пространственное выражение: по мере развити€
чичиковской аферы (покупка Ђревизских душї умерших людей) русска€ жизнь должна
была раскрытьс€ многообразно Ч не только со стороны Ђнизменных р€дов ееї, но и
в более высоких, значительных про€влени€х. ќдновременно раскрывалась и вс€
глубина ключевого мотива поэмы: пон€тие Ђмертва€ душаї и вытекавша€ отсюда
антитеза Ђживойї Ч Ђмертвыйї из сферы конкретного словоупотреблени€ (умерший
кресть€нин, Ђревизска€ душаї) передвигались в сферу переносной и символической
семантики. ¬озникала проблема омертвлени€ и оживлени€ человеческой души, и в
св€зи с этим Ч общества в целом, русского мира прежде всего, но через него и
всего современного человечества. —о сложностью замысла св€зана жанрова€
специфика Ђћертвых душї (обозначение Ђпоэмаї указывало на символический смысл
произведени€, особую роль повествовател€ и позитивного авторского идеала).
¬торой том Ђћертвых душї.
Ђ¬ыбранные места из переписки с друзь€миї
ѕосле выхода
первого тома (1842) работа над вторым томом (начатым еще в 1840) протекала
особенно напр€женно и мучительно. Ћетом 1845 в т€желом душевном состо€нии
√оголь сжигает рукопись этого тома, объ€сн€€ позднее свое решение именно тем,
что Ђпути и дорогиї к идеалу, возрождению человеческого духа не получили
достаточно правдивого и убедительного выражени€.  ак бы компенсиру€ давно
обещанный второй том и предвосхища€ общее движение смысла поэмы, √оголь в
Ђ¬ыбранных местах из переписки с друзь€миї (1847) обратилс€ к более пр€мому,
публицистическому разъ€снению своих идей. — особенной силой была подчеркнута в
этой книге необходимость внутреннего христианского воспитани€ и перевоспитани€
всех и каждого, без чего невозможны никакие общественные улучшени€.
ќдновременно √оголь работает и над трудами теологического характера, самый
значительный из которых Ч Ђ–азмышлени€ о Ѕожественной литургииї (опубликован
посмертно в 1857).
¬ апреле 1848,
после паломничества в —в€тую землю к гробу √осподню, √оголь окончательно
возвращаетс€ на родину. ћногие мес€цы 1848 и 1850-51 он проводит в ќдессе и
ћалороссии, осенью 1848 наведываетс€ в ѕетербург, в 1850 и 1851 посещает ќптину
пустынь, но большую часть времени живет в ћоскве.
  началу 1852
была заново создана редакци€ второго тома, главы из которой √оголь читал
ближайшим друзь€м Ч ј. ќ. —мирновой-–оссет, —. ѕ. Ўевыреву, ћ. ѕ. ѕогодину, —.
“. јксакову и членам его семьи и другим. Ќеодобрительно отнесс€ к произведению
ржевский протоиерей отец ћатвей ( онстантиновский), чь€ проповедь ригоризма и
неустанного нравственного самоусовершенствовани€ во многом определ€ла
умонастроение √огол€ в последний период его жизни.
¬ ночь с 11 на
12 феврал€ в доме на Ќикитском бульваре, где √оголь жил у графа ј. ѕ. “олстого,
в состо€нии глубокого душевного кризиса писатель сжигает новую редакцию второго
тома. „ерез несколько дней, утром 21 феврал€ он умирает.
ѕохороны
писател€ состо€лись при огромном стечении народа на кладбище —в€то-ƒанилова
монастыр€ (в 1931 останки √огол€ были перезахоронены на Ќоводевичьем кладбище).
Ђ„етырехмерна€ прозаї
¬ исторической
перспективе гоголевское творчество раскрывалось постепенно, обнажа€ с ходом
времени все более глубокие свои уровни. ƒл€ непосредственных его продолжателей,
представителей так называемый натуральной школы, первостепенное значение имели
социальные мотивы, сн€тие вс€ческих запретов на тему и материал, бытова€
конкретность, а также гуманистический пафос в обрисовке Ђмаленького человекаї.
Ќа рубеже 19 и 20 столетий с особенной силой раскрылась христианска€
философско-нравственна€ проблематика гоголевских произведений, впоследствии
воспри€тие творчества √огол€ дополнилось еще ощущением особой сложности и
иррациональности его художественного мира и провидческой смелостью и
нетрадиционностью его изобразительной манеры. Ђѕроза √огол€ по меньшей мере
четырехмерна. ≈го можно сравнить с его современником математиком Ћобачевским,
который взорвал ≈вклидов мир...ї (¬. Ќабоков). ¬се это обусловило огромную и
все возрастающую роль √огол€ в современной мировой культуре.
—очинени€:
ѕолное собрание
сочинений. ћ.; Ћ., 1937-52. “. 1-14.
Ћитература:
√иппиус ¬. ¬.
√оголь. Ћ., 1924.
¬ересаев ¬. ¬.
√оголь в жизни. ћ., 1990.
Ќиколай √оголь
// Ќабоков ¬. ¬. Ћекции по русской литературе. ћ., 1996.
ё. ¬. ћанн
ѕочему √оголь заканчивает комедию –евизор немой сценой сочинение рассуждение дл€ класса.  ак назывались гимназические литературные журналы организатором и участником был √оголь.  ак назывались гимназические литературные журналы организации которой €вл€етс€ гоголь.  ак называетс€ гимназический литературный журнал организатором которых был √оголь. –ассуждение на тему ѕочему в финале комедии √огол€ –евизор происходит нема€ сцена.  ак назывались гимназические литературные журналы участником которых был √оголь. —очинение рассуждение по тексту погодина незабвенный николай васильевич гоголь. —очинение по теме ѕочему Ќ ¬ √оголь заканчивает комедию –евизор немой сценой.  ак назывались гимназические литературные журналы николай васильевич гоголь.  ак назывались литературные журналы организатором которых был Ќ ¬ √оголь.  ак назывались гимназические журналы организатором которых был √оголь. —очинение ѕочему Ќ ¬ √оголь заканчивает комедию –евизор немой сценой.  ак назывались литературные журналы организатором которым был гоголь. √имназические литературные журналы организатором которых был √оголь. —очинение почему √оголь заканчивает камедию –евезор немой сценой.

© 2011 –ефераты