1ѕ«пeНУУФХЧШ В
1867 году Лев
Николаевич Толстой закончил
работу над поизведением " Война и мир " . Говоря о
своём романе , Толстой признавался , что в " Войне и
мире " он " любил мысль народную " . Автор поэтизирует
простоту , доброту , нравственность
народа . Толстой видит в
народе источник нравственности , необходимой для
всего общества .
С
. П .
Бычков писал : " По мысли
Толстого , чем ближе дворяне
стоят к народу , тем острее и ярче
их патриотические чувства , богаче и содержательнее их
духовная жизнь . И , напротив ,
чем дальше они от народа , тем суше и черствее
их души , тем непривлекательнее их моральные принципы " . *** Лев
Николаевич Толстой отрицал
возможность активного воздействия
личности на историю , поскольку предусмотреть или изменить направление
исторических событий нельзя , ибо они зависят от
всех и ни от кого
в отдельности . В своих
философско - исторических
отступлениях Толстой рассматривал исторический процесс как
сумму , складывающуюся из " бесчисленного количества
людских произволов " ,
то есть усилий
каждого человека . Совокупность этих
усилий
выливается в
историческую необходимость ,
отменить которую никто
не может . По мнению
Толстого , историю делают массы , и
её законы не
могут зависеть от
желания отдельного исторического лица . Лидия
Дмитриевна Опульская писала : " Толстой отказывается признать силой ,
руководящей историческим развитием
человечества , какую бы то
ни было " идею " , а также
желания или власть
отдельных , пусть даже и
" великих " исторических деятелей . " Есть законы , управляющие событиями , отчасти неизвестные , отчасти нащупываемые нами , - пишет Толстой .
- Открытие этих законов
возможно только тогда , когда мы вполне отрешимся
от отыскивания причин
в воле одного человека ,
точно так же , как открытие законов
движения планет стало
возможно только тогда , когда люди отрешились от
представления
утверждённости Земли " .
Перед историками Толстой
ставит задачу " вместо отыскания причин ...
отыскание законов " . Толстой остановился
в недоумении перед
осознанием законов ,
которые
определяют " стихийно - роевую " жизнь
народа . Согласно его взгляду , участник исторического
события не может
знать ни смысла
и значения ,
ни -
тем более - результата совершаемых
действий . В силу этого
никто не может
разумно руководить историческими событиями , а должен подчиняться
стихийному , неразумному
ходу их , как подчинялись
древние фатуму . Однако внутренний , объективный смысл
изображённого в " Войне и мире " вплотную
подводил к осознанию
этих закономерностей . Кроме
того , в объяснении конкретных
исторических явлений сам
Толстой очень близко
подходил к определению
действительных сил , руководивших событиями . Так , исход войны
1812 года был
определён , с его точки
зрения , не таинственным и
недоступным человеческому пониманию
фатумом , а " дубиной народной
войны " , действовавшей с
"
простотой " и " целесообразностью " . ***
Народ у Толстого выступает как
творец истории : миллионные массы
простых людей , а не
герои и полководцы
творят историю , двигают общество
вперёд , создают всё ценное
в материальной и
в
духовной
жизни , совершают всё великое
и героическое . И эту
мысль - " мысль народную
" - Толстой доказывает на
примере войны 1812
года .
Лев
Николаевич Толстой отрицал
войну , горячо спорил с
теми , кто находил " красоту ужаса " в войне . При
описании войны 1805
года Толстой выступает
как писатель - пацифист ,
но при
описании войны 1812
года автор переходит
на позиции патриотизма . Война 1812
года предстаёт в
изображении Толстого как
война народная . Автор создаёт
множество образов мужиков , солдат , суждения которых
в совокупности составляют
народное мироощущение .
Купец Ферапонтов убеждён , что французов не пустят
в Москву ,
"
не должны " , но , узнав о
сдаче Москвы , он понимает , что " решилась Расея !
" . А если уж
Россия гибнет , то нечего
спасать своё добро . Он
кричит солдатам , чтобы забирали
его товары , лишь бы
ничего не досталось
" дьяволам " . Мужики
Карп и Влас отказались продавать
сено французам , взяли в
руки оружие и
ушли в партизаны . В период тяжких
испытаний для Отечества
" делом
народным
" , всеобщим становится защита
Родины . Все герои романа
проверяются с этой
стороны : одушевлены ли они
всенародным чувством ,
готовы ли на подвиг, на высокую
жертву и самоотвержение.
В любви
к Родине , патриотическом чувстве
равны князь Андрей
Болконский и солдат
его полка . Но князь
Андрей не только
одушевлён всеобщим чувством , а и умеет сказать
о нём , анализировать его , понимает общий ход дел . Настроение всего войска перед
Бородинским сражением именно
он в состоянии оценить и
определить . Сами
многочисленные участники величественного события действуют по
тому же чувству , и
даже не бессознательно , - просто они
очень немногословны .
"
Солдаты в моём батальоне ,
поверите ли , не стали
водку пить : не такой
день , говорят " , - вот
и всё , что слышит
князь Андрей про
солдат от батальонного командира Тимохина . Пьер Безухов
вполне понимает смысл
" неясных " и тоже
слишком кратких слов
солдат : " Всем
народом навалиться хотят , одно слово - Москва . Один конец сделать хотят " . Солдаты выражают
уверенность в победе ,
готовность умереть
за Родину . В романе " Война и мир " Толстой
описывает войну 1812
года лишь на
территории России , справедливую войну . Д . С . Лихачёв писал : " Историческая сторона
романа в её
нравственно - победной
части вся оканчивается в России , и ни
одно событие в
конце романа не
переходит за пределы
Русской земли . Нет в
"
Войне и мире " ни Лейпцигской
битвы народов , ни взятия
Парижа . Это подчёркивается смертью
у самых границ
Кутузова . Дальше этот народный
герой " не нужен " . Толстой в
фактической стороне событий
усматривает ту же
народную концепцию оборонительной войны ...
Вторгающийся враг ,
захватчик не может быть добр
и скромен . Поэтому
древнерусскому историку не
надо иметь точных
сведений о Батые , Биргере , Торкале Кнутсоне , Магнусе , Мамае , Тохтамыше ,
Тамерлане , Эдигее , Стефане
Батории или о
любом другом ворвавшемся
в Русскую землю
неприятеле : он , естественно , в
силу одного только
этого своего деяния , будет горд , самоуверен , надменен , будет
поизносить громкие
и пустые фразы . Образ
вторгшегося врага
определяется только его
деянием
- его вторжением . Напротив ,
защитник отечества всегда
будет скромен , будет молиться
перед выступлением в
поход , ибо ждёт помощи
свыше и уверен
в своей правоте . Правда , этическая правда
на его стороне , и этим определён
его образ " . ***
По
Толстому , бесполезно
противиться естественному ходу
событий , бесполезно
пытаться исполнять роль
вершителя судеб человечества . Во
время Бородинской
битвы , от исхода которой
многое зависело для
русских , Кутузов " не делал
никаких распоряжений , а только
соглашался или не
соглашался на то , что
предлагали ему " . В этой
кажущейся пассивности проявляются
глубокий ум полководца , его мудрость . Сказанное
подтверждают и проницательные суждения Андрея Болконского :
"
Он всё
выслушает , всё запомнит ,
всё поставит на своё место , ничему полезному не помешает
и ничего вредного
не позволит .Он понимает , что есть что - то
сильнее и значительнее его воли , - это неизбежный
ход событий , и он
умеет видеть их ,
умеет понимать
их значение и , ввиду
этого значения , умеет отрекаться
от участия в
этих событиях , от своей
личной воли , направленной на
другое ". Кутузов знал ,
что " решают участь
сраженья не распоряжения главнокомандующего , не место
, на котором стоят войска , не количество
пушек и убитых
людей , а та неуловимая
сила , называемая духом войска , и
он следил за
этой силой и
руководил ею , насколько это
было в его власти " .
Слитность с народом , единение с простыми
людьми делает Кутузова для писателя идеалом
исторического деятеля и
идеалом человека.
Он всегда
скромен и прост . Выигрышная поза , актёрство ему
чужды . Кутузов накануне Бородинского сражения читал сентиментальный французский роман мадам
Жанлис " Рыцари
Лебедя
" . Он не хотел
казаться великим человеком - он был им . Поведение Кутузова
естественно , автор постоянно подчёркивает его старческую слабость . Кутузов в романе -
выразитель народной мудрости . Сила его в том , что
он понимает и
хорошо знает то , что
волнует народ , и действует
сообразно
этому.
Правота Кутузова в
его споре с
Бенигсеном на совете
в Филях как
бы подкрепляется тем , что на стороне " дедушки
" Кутузова симпатии
крестьянской девочки Малаши . С. П. Бычков писал :
"
Толстой , с присущей ему
огромной проницательностью художника , правильно угадал
и великолепно запечатлел
некоторые черты характера
великого русского полководца
Кутузова : его глубокие патриотические чувства , его любовь к
русскому народу и
ненависть к врагу , его
близость к солдату . Вопреки лживой легенде ,
созданной официозной историографией об Александре I - спасителе отечества и отводившей
Кутузову второстепенную роль
в войне , Толстой восстанавливает историческую истину и
показывает Кутузова как
вождя справедливой народной
войны .
Кутузов был
связан с народом
тесными духовными узами , и
в этом заключалась его сила
как полководца . "
Источник необычайной силы
прозрения в смысл
совершающихся явлений , -
говорит Толстой о
Кутузове , - лежал в том
народном чувстве , которое он
носил в себе
во всей
чистоте
и силе его . Только признание в
нём этого чувства
заставило народ такими
странными путями его , в
немилости находящегося старика , выбрать , против воли
царя , в представителя народной
войны
" . ***
В
" Войне и мире "
создаются как бы
два идейных центра : Кутузов и Наполеон . Мысль о
развенчании Наполеона возникла
у Толстого связи
с окончательным уяснением
характера войны 1812
года как справедливой войны со стороны
русских . Образ Наполеона раскрывается Толстым с позиции
" мысли народной " .
С. П. Бычков писал : " В
войне с Россией
Наполеон выступал в
роли захватчика ,
стремившегося поработить русский
народ , он был косвенным
убийцей многих людей , эта
мрачная деятельность и
не давала ему , по
мысли писателя , права на
величие . Толстой
развенчивал легенду о
Наполеоне с позиций
подлинного гуманизма .Уже с
первого появления Наполеона
в романе раскрываются глубоко
отрицательные черты его
характера . Толстой тщательно ,
деталь за деталью ,
выписывает портрет
Наполеона , сорокалетнего ,
откормленного и
барски изнеженного человека,
надменного и
самовлюблённого . " Круглый
живот " ,
"
жирные ляжки коротких ног " ,
" белая пухлая шея ",
"
потолстевшая короткая фигура " с широкими ,
"
толстыми плечами " - вот
характерные черты внешности
Наполеона . При описании утреннего
туалета Наполеона накануне
Бородинского сражения Толстой
усиливает разоблачительный характер
первоначальной портретной характеристики императора Франции :
" Толстая спина " , "
обросшая жирная грудь " , " выхоленное тело ", " опухшее и
жёлтое " лицо , "
толстые плечи " - все эти
детали рисуют человека , далёкого от
трудовой жизни , разжиревшего ,
глубоко чуждого основам
народной жизни . Наполеон был
эгоистически самовлюблённым человеком , самонадеянно считавшим , что вся вселенная повинуется
его воле . Люди для
него не представляли интереса . Писатель
с тонкой иронией,
иногда переходящей
в сарказм , разоблачает претензии
Наполеона на мировое
господство , его постоянное
позирование для истории , его актерство.
Наполеон всё
время играл , в его
поведении и в
его словах
не было ничего
простого и естественного . Это выразительно показано Толстым в
сцене любования Наполеона
портретом сына на
Бородинском поле . Наполеон подошёл
к портрету , чувствуя , "
что то , что он скажет и
сделает теперь , - есть история " ; " сын его
в бильбоке играл
земным шаром " - в этом
выражалось величие Наполеона , но он хотел выказать " самую простую отеческую нежность " . Разумеется , это было
чистое актерство.
Он не
выражал здесь искренних
чувств " отеческой нежности " , а именно
позировал для истории , лицедействовал . Эта сцена
ярко раскрывает самонадеянность Наполеона , полагавшего , что
с занятием Москвы
будет покорена Россия
и осуществятся его
планы завоевания мирового
господства . Как игрока
и актёра писатель
изображает Наполеона и
в ряде последующих эпизодов .
Накануне Бородина Наполеон
произносит :
"
Шахматы поставлены , игра начнётся
завтра " . В день битвы
после первых пушечных
выстрелов писатель замечает : " Игра началась " . Далее Толстой
показывает , что эта " игра " стоила жизни
десяткам тысяч
людей . Так раскрывался кровавый
характер войн Наполеона , стремившегося поработить
весь мир . Война - не " игра " , а жестокая
необходимость
, думает князь Андрей . И
в этом заключался
принципиально иной подход
к войне , выражалась точка
зрения мирного народа , вынужденного взяться
за оружие при
исключительных обстоятельствах ,
когда над родиной нависла угроза
порабощения " . ***
На
борьбу с захватчиками поднялся весь русский
народ . Лев Николаевич Толстой
считал , что роль отдельной личности
в истории незначительна , что творят
историю миллионные массы
простых людей . Тушин и
Тихон Щербатый - типичные представители русского народа ,
поднявшегося на борьбу
с врагом . Лидия Дмитриевна
Опульская писала о
Тушине : " Толстой
намеренно и много
раз подчёркивает невзрачность своего героя :
"
Небольшой сутуловатый человек , офицер Тушин , спотыкнувшись на хобот , выбежал вперёд , не замечая генерала
и выглядывая из - под
маленькой ручки " ; "
... закричал он тоненьким голоском ,
которому он
старался придать молодцеватость , не шедшую
к его фигуре . - Второе , - пропищал
он . - Круши , Медведев ! " ; " Маленький человек , с
слабыми , неловкими движениями
... выбегал вперёд и из
- под маленькой ручки
смотрел на французов " .
Толстой не
смущался даже тем , что
слово
"
маленький " дважды употреблено
в одной фразе .
Вслед за
нею - его грозный приказ : " Круши ,
ребята
! " , хотя выстрелы заставляют
его " каждый раз
вздрагивать " . Потом
ещё будет сказано
про
"
слабый , тоненький , нерешительный
голосок " . Однако солдаты
, " как и всегда
в батарейной роте , на
две головы выше
своего офицера и
вдвое шире его " ( " как всегда " - это Толстой
видел на Кавказе
и в Севастополе ) - " все , как
дети в затруднительном положении
, смотрели на своего командира , и то
выражение , которое было на
его лице , неизменно отражалось
на их лицах " . В
итоге авторского описания
происходит
преображение
: " Сам он представлялся себе огромного роста , мощным мужчиной , который
обеими руками швыряет
французам ядра " .
Глава
заканчивается неожиданно , но вполне в духе
толстовского представления о людях подвига :
"
- До свидания , голубчик , -
сказал Тушин , - милая душа ! прощайте , голубчик, - сказал Тушин
со слезами , которые неизвестно
почему вдруг выступили ему на глаза " . Андрею Болконскому
придётся защищать Тушина
перед начальством ,
и его
слова прозвучат уже
торжественно : " Я был там
и нашёл две
трети людей и
лошадей перебитыми , два орудия
исковерканными и прикрытия
никакого ... Успехом дня мы
обязаны более всего
действию этой батареи
и геройской стойкости
капитана Тушина с
его ротой " . Так из
противоречий , из сочетания " малого " и
" великого ",
скромного и
поистине героического создаётся
образ рядового защитника
Родины . Нетрудно видеть ,
что и
облик руководителя народной
войны - Кутузова - строится
по тем же художественным законам ". ***
Толстой создаёт яркий образ
неутомимого партизана ,
мужика Тихона Щербатого , приставшего
к отряду Денисова . Тихон отличался
богатырским здоровьем , огромной физической
силой и выносливостью . В борьбе с французами
он
проявляет ловкость , отвагу и бесстрашие .
Характерен рассказ Тихона
о том , как на
него набросились четыре
француза " со шпажонками " , а он
на них пошёл с топором . Это перекликается с образом
француза - Фехтовальщика и русского , орудующего дубинкой . Тихон и есть художественная конкретизация "
дубины народной войны " . Лидия Дмитриевна
Опульская писала : " Тихон
- образ вполне ясный . Он
как бы олицетворяет собою ту
"
дубину народной войны " , которая поднялась
и со страшной силой гвоздила
французов до тех
пор , пока не погибло
всё нашествие . Он
сам ,
добровольно
,попросился в отряд Василия Денисова.
В отряде , постоянно нападавшем на вражеские
обозы , оружия было много . Но
Тихону оно было
не нужно - он действует
иначе , и его поединок
с французами , когда надо
было достать " языка " , вполне в
духе общих рассуждений
Толстого о народной
освободительной войне : "
Пойдём , говорю,
к полковнику . Как загалдит . А их тут
четверо . Бросились на меня
с шпажками . Я на
них таким манером
топором : что вы , мол ,
Христос с вами , -
вскрикнул Тихон , размахнув и грозно хмурясь , выставляя грудь " . ***
Народному патриотизму Толстой противопоставляет лжепатриотизм
светской знати ,
основная цель
которой - ловить " кресты ,
рубли , чины " . Патриотизм
московских аристократов заключался
в том , что они
вместо французских блюд
ели русские щи , а
за французские слова
назначали штраф . Облик Александра
I в толстовском
изображении непригляден . Черты двуличия
и лицемерия , которые были
присущи
"
высшему свету " , проявляются и
в характере царя.
Особенно ярко
они видны в
сцене приезда государя
в армию после
победы над врагом . Александр заключает Кутузова в
объятия , бормоча при этом : " Старый комедиант " . С. П. Бычков
писал :
"
Нет , не Александр I
был " спасителем отечества " ,
как это
тщились изобразить казённые
патриоты , и не среди
приближённых царя надо
было искать истинных
организаторов борьбы с
врагом . Напротив,
при дворе , в ближайшем окружении
царя , существовала группа откровенных
пораженцев во
главе с
великим князем и
канцлером Румянцевым ,
которая боялась Наполеона
и стояла за
заключение с ним
мира ". ***
Платон Каратаев - вогплощение
" всего русского,
доброго и
круглого " , патриархальности , смирения, непротивления ,
религиозности - всех тех качеств , которые так ценил Лев
Николаевич Толстой у
русского крестьянства .
Лидия Дмитриевна Опульская
писала : " Образ
Платона сложнее и
противоречивее,
он чрезвычайно
много значит для
всей историко - философской концепции
книги . Не больше , впрочем,
чем Тихон
Щербатый . Просто это -
другая сторона
"
мысли народной " . ***
Патриотизм и близость к
народу в наибольшей
степени присущи Пьеру
Безухову , князю Андрею Болконскому , Наташе Ростовой . В народной войне 1812
года была заключена
та огромная нравственная сила , которая очищала и
перерождала любимых героев
Толстого , выжигала в их
душе многие сословные
предрассудки , себялюбивое
чувство . В Отечественной войне
судьба князя Андрея
идёт той же
дорогой , что и судьба
народная
. Андрей Болконский сближается
с простыми солдатами . " В полку
его называли " наш князь "
, им
гордились и его
любили " , - писал Толстой
. Он начинает видеть главное назначение
человека в служении
людям , народу . Ещё до войны
1812 года князь
Андрей понял , что будущее
народа зависит не
от воли правителей , а от самого народаю. Лидия Дмитриевна Опульская писала :
"
Уже поняв внутренние пружины войны , Андрей Болконский ещё
заблуждался относительно мира .
Его тянуло
в высшие сферы
государственной жизни, "
туда , где готовилось будущее , от которого зависели судьбы
миллионов " . Но
судьбы миллионов решают
не Адам Чарторыжский , не Сперанский , не
император Александр , а сами
эти миллионы - такова одна
из главных идей
толстовской философии истории . Встреча с Наташей Ростовой
и любовь к
ней ясно подсказывают Болконскому , что
преобразовательные планы холодного
и самоуверенного Сперанского
не могут сделать
его ,
князя Андрея , " счастливее и
лучше " ( а это
всего важнее в
жизни ! ) и не
имеют никакого отношения
к жизни
его богучаровских мужиков . Так впервые народная точка
зрения входит как
критерий в сознание
Болконского " . ***
Простые русские солдаты сыграли
также решаю щую роль
в моральном обновлении
Пьера Безухова . Он прошёл
через увлечение масонством ,
благотворительностью
, и ничто не дало ему
нравственного удовлетворения .
Только в тесном общении с
простыми людьми он
понял , что цель жизни
в самой жизни : " Пока есть
жизнь , есть и счастье " . Уже на
Бородинском поле , ещё до
встречи с Каратаевым , у Пьера Безухова зарождается
идея опрощения : " Солдатом быть , просто солдатом ! " Встречи с
простыми солдатами произвели
сильнейшее действие на
его душу , потрясли его
сознание , возбудили
желание переменить ,
перестроить всю свою
жизнь . Лидия Дмитриевна Опульская
писала : " Душевное
спокойствие , уверенность в смвсле
жизни Пьер обратает , пережив героическое время 12 - го
года и страдания плена рядом
с простыми людьми , с
Платоном Каратаевым . Он испытывает
" ощущение
своей
ничтожности и лживости
в сравнении с
правдой , простотой и силой
того разряда людей ,
которые отпечатлелись у него в
душе под названием
они " . " Солдатом
быть , просто
солдатом
" , - с восторгом думает
Пьер . Характкрно , что и солддаты , хоть не сразу , но охотно
приняли Пьера в
свою среду и
прозвали " наш барин " , как Андрея " наш князь " . Пьер не
может стать " просто солдатом " , капелькой , сливающейся со
всей поверхностью шара . Сознание своей личной ответственности за жизнь всего
шара неистребимо в
нём . Он горячо думает
о том ,что люди
должны опомниться , понять всю
преступность , всю
невозможность войны " . ***
Положительные черты
Наташи Ростовой с
особенной яркостью раскрываются в тот момент ,
когда она , перед
вступлением французов в
Москву ,
одушевлённая патриотическим чувством , заставляет
сбросить с подвод
семейное добро и
взять раненых и
когда она же
- в другую , счастливую
и радостную минуту - русской пляской и восхищением
народной музыкой проявляет
всю силу заключённого в ней
национального духа . От
Наташи исходит энергия
обновления , освобождения
от фальшивого , ложного,
привычного
, выводящая " на вольный
божий свет " .
И здесь
её роль равносильна
тому , что даёт ищущим
героям Толстого общение
с народом . Лидия Дмитриевна
Опульская писала : " В образе
Наташи воплощается одна
из главных идей
романа:
красоты и
счастья нет там , где
нет добра , простоты и
правды " . ***
В
романе " Война и
мир " облик каждого
героя неразделим с
его языковой характеристикой . Язык дворянской
знати - офранцуженный , выражения
и обороты его , несмотря на изысканность ,
стали привычными штампами , употребляемыми в
светской беседе для
любого случая . Лев Николаевич
Толстой - знаток и ценитель
великого русского языка. По
речи героев произведения мы можем судить
об отношении к
ним автора . Толстой не
вкладывает в уста
своих любимых героев
офранцуженный русский язык .
" Мысль народная " - главная
идея романа
"
Война и мир " . Толстой знал
, что жизнь , простая
жизнь людей , с
её " частными " судьбами , интересами и
радостями , идёт своим чередом , независимо от
встреч Наполеона с
Александром ,
дипломатической игры
или государственных планов Сперанского . Лишь те
исторические события ,
которые приводят в
движение народные массы , касаются судеб национальных ,
способны изменить -
пусть драматически , но всегда благотворно -
отдельного человека . Так очищаются
и возвышаются в
бедствиях Отечественной войны
его любимые герои : Андрей Болконский , Пьер Безухов
, Наташа Ростова . Каждый участник
исторических событий для
Толстого не менее
важен , чем Наполеон . Направление воли
миллионов людей , которые ,
с точки зрения Наполеона и
тогдашней исторической науки , были бесконечно малыми единицами , определяет историческое развитие .