1.
Александр Сергеевич
Пушкин родился 6
июня (26 мая
по старому стилю) 1799
году в Москве. Отец его, Сергей Львович (1771 -1848 ), происходил из
помещичьей, когда-то богатой
семьи. От имений предков (в
Нижегородской губернии) до
него дошло немного; но и дошедшее он проматывал, совершенно
не интересуясь хозяйственными
делами; служил он в Московском
комиссариате, но службой не был озабочен. Среди его знакомых было много писателей,
а брат его Василий Львович приобрел известность как
поэт. В доме Пушкина интересовались литературой, а
сам Сергей Львович был поклонником французских классиков
и сам пописывал французские и русские стихи,
которые, впрочем, были известны только знакомым и
родственникам. Мать Пушкина,
Надежда Осиповна,
урожденная Ганнибал, происходила
от Ганнибала, петровского "арапа", изображенного в романе Пушкина.
Воспитание
Пушкина было безалаберным. Сменявшиеся французы- гувернеры, случайные
учителя не могли
иметь
2.
глубокого
влияния на ребенка, в значительной степени предоставленного самому
себе.
Детство
Пушкин провел в Москве, выезжая на лето в уезд Захарово,
в подмосковное имение бабушки. Кроме
Александра у Пушкиных были дети
- старшая дочь Ольга
и младший сын
Лев. Родители не уделяли
многовнимания детям, да, по-видимому,
Александр не был любимым
ребенком в семье.
Его
брат писал впоследствии о детских годах
Александра: "До
одиннадцатилетнего возраста он
воспитывался в родительском доме.
Страсть к
поэзии появилась в нем с первыми понятиями: на восьмом году возраста, умея уже читать и писать, он сочинял на французском
языке маленькие комедии и эпиграммы на
своих учителей. Вообще
воспитание
его мало
заключало в себе русского. Он слышал
один французский язык; Гувернер был
француз, впрочем человек
неглупый и образованный; библиотека его отца состояла
из одних французских сочинений.
Ребенок
проводил
бессонные ночи и тайком в кабинете отца пожирал книги одну за другою". В 1810
году возник проект устройства
3.
привилегированного
учебного заведения - лицея в
Царском Селе, при дворце Александра I.
Пушкин,
обладавший влиятельными
знакомствами, решил определить туда своего сына Александра. В июне 1811 г.
Александр со своим дядей
поехал в Петербург, благодаря
имеющимся связям, Пушкину
былообеспечено поступление. 12 августа он выдержал вступительный
экзамен.19 октября был
торжественно открыт лицей
и с этого дня началась лицейская
жизнь Пушкина. Лицей был
закрытым учебным заведением, в
него было принято всего 30
учеников. Это были
дети средних малообеспеченных дворян, обладавших
служебными связями.
В связи с политическими событиями 1812 г. Взятие французами Москвы ставило под
угрозу Петербург. Из-за
большого потока солдат проходившего через Царское Село, в лицее воцарился
либеральный дух.
В лицей
проникали сплетни об Александре I и его
окружении. Кругозор Пушкина в то
время расширял П.
Чаадаев, оказавшийся в гусарском полку в Царском Селе. Чаадаев был настроен весьма либерально,
он вел
4.
долгие политические беседы с Пушкиным
и сыграл немалую
роль в нравственных понятиях
Александра. Впоследствии Пушкин
посвятил Чаадаеву одно из первых своих политических стихотворений.
Именно в
лицее у Пушкина появляються настояшии
друзья. На первый курс было принято
тридцать человек. Значт , у Пушкина было двадцать девять товарищей.
В дальнейшем
они станут известными людьми. У каждого лицеиста было прозвише,
а у
некоторых и не одно. Иван Иванович Пущин - “Жано” , Вельгельм Карлович
Кюхельбекер - “Кюхля”, “Глиста”, сам Пушкин - “Француз” и множество других забавных прозвищ.
В лицее
Пушкин плотно занимался
поэзией, особенно французской, за
что он
и получил прозвище
"француз". Среди
лицеистов проводились пассивные соревнования, где Пушкин долгое время
одерживал первенство. Из русских поэтов
Пушкина привлекал Батюшков и вся группа писателей, объединившиеся вокруг Карамзина.
С этой группой Пушкин был связан через семейные отношения, в
частности, через дядю, который был вхож
в
5.
нее. В
доме Карамзина, который
находился в Царском Селе,
Александр познакомился с Жуковским и
Вяземским, их влияние особенно
отразилось на творчестве Пушкина начиная с 1815 года.
Любимым поэтом Пушкина был Вольтер, именно ему пушкин был обязан и ранним
своим безбожием, и
склонностью к сатире, которая,
впрочем,
находилась
также в зависимости от литературной борьбы карамзинистов и от шутливых сатир Батюшкова. В лицее Пушкина также коснулись новые течения
поэзии того времени:
"Оссианицизм" и "Барды". К концу
пребывания в
лицее Пушкин подвергся
сильному влиянию новой элегической поэзии, связанной с
деятельностью таких французских
поэтов,
как Парни и Мильвуа. Литературная
лицейская слава Пушкина пришла к нему в
15 лет, когда он впервые выступил в
печати, поместив в ]"Вестнике Европы" в июльском номере
стихотворение "К
другу стихотворцу".
В октябре 1815 года образовалось литературное общество
"Арзамас" и просуществовало
оно до конца 1817 года.
6.
Помимо "Арзамаса" и
"Беседы" были еще литературные общества. Одним из них был кружок писателей, собиравшихся у Оленина.
Там собирались
противники
"Беседы" но и не сторонники "Арзамаса".
Предводителями этого кружка были
баснописец Крылов и Гредич.
Пушкин ценил обоих
этих людей
и впоследствии посещал Оленинский кружок. Но в лицейское время Пушкин
находился под влиянием
Арзамаса, вдохновленный сатирой
Батюшкова на борьбу с "Беседой" Пушкин
разделял все симпатии и антипатии
"Арзамаса".
Срок
пребывания в лицее
кончился летом 1817
года. 9 июня состоялись выпускные экзамены, на
которых Пушкин читал заказанное
стихотворение "Безверие".
Арзамасец
Ф. Вигель писал
в своих воспоминаниях: "На выпуск молодого Пушкина смотрели члены "Арзамаса" как на счастливое для них происшествие, как на торжество. Сами родители его не могли принимать в нем более нежного участия;
особенно Жуковский, восприемник его в "Арзамасе", казался
счастлив, как будто бы сам бог послал ему милое чадо. Чадо
показалось
7.
довольно
шаловливо и необузданно, и мне даже больно было смотреть, как
все старшие братья на перерыв баловали маленького
брата. Спросят: был ли он тогда либералом? Да как же
не быть восемнадцатилетнему мальчику,
который только что вырвался на волю, с пылким поэтическим
воображением, кипучею африканскою кровью
в жилах, и в такую эпоху, когда свободомыслие было в самом
разгаре".
19 октября до самой смерти останется у Пушкина самым памятным днем в его
жизни. Сколько приятных воспоминаний будет у Пукшкина связанно с лицеем. Ну
хотябы нашумевшая история с “гогель - могелем”.
История
такая. Компания воспитанников с Пушкиным , Пущиным и Малиновским во главе,
устроила тайную пирушку. Достали бутылку рома , яиц, натолкли сахару, принесли
кипящий самовар, пригатовили напиток “гогель - могель” и стали распивать.
Одного из товарищей Тыркова , сильно разобрало от рома , он начал шуметь ,
громко разговаривать, что привлекло внимание дежурного гувернера , и он доложил
инспектору Фролову . Начались распросы, розыски. Пущин , Пушкин и Малиновский
обьявили, что это их дело и что
8.
они одни
виноваты .Фролов немедленно донес о случившемся исправляюшему должность
директора профессору Гауэншильду , а тот поспешил доложить самому министру
Разумовскому . Переполошившийся министр приехал из Петербурга, вызвал виноовных
сделал им строгий выговор и передал дело на
рассмотрение
конференции. Конференция постановила: 1. Две недели стоять во время утреней и
вечерней молитвы. 2. Сместить виновных на последние места за обеденным столом.
3. Занести фамилии их, с прописанием виновности и приговора, в черную книгу, которая должна иметь влияние
при выпуске. Но при выпуске лицеистов,
директором был уже не бездушный карьерист Гауэншильд, а благородный
Энгельгард. Он ужаснулся и стал доказывать своим сочленам недопустимость того,
чтобы давнишняя шалость , за которую тогда же было взыскано, имела влияние и на будущность провинившихся.
Все тотчас же согласились с его мнением и дело сдано было в архив.
Историю с
гогель - могелем” имеет в виду Пушкин в своем послании к Пущину:
Помнишь ли, мой брат по чаше,
Как в отрадной тишине
9.
Мы топили горе наше
В чистом пенистом вине ?
Помнишь ли друзей шептанье
Вокруг бокалов пуншевых,
Рюмок грозное молчанье ,
Пламя трубок грошевых ?
Закипев, о , скол прекрасно
Токи дымные текли!
Вдрук педанта глас ужасный
Нам послышался в дали, -
И бутылки вмиг разбиты ,
И бокалы все в окно,
Всюду пополу разлиты
Пунш и светлое вино.
Убегаем торопливо...
В пируюших
студентах Пушкин так же обрашается к Пущину :
Товарищ
милый, друг прямой ,
Тряхнем
рукою руку,
Оставим
в чаше круговой
Педантам
сродну скуку:
Не
в первый раз мы в месте пьем,
Нередко
и бранимся ,
Но
чашу дружества нальем -
И
тот час помиримся.
Именно в
лицее Пушкин первый раз влюбился.
Фрейлина.
Первую платоническую, истенно поэтитическую любовь возбудила в Пушкине
Бакунина , - рассказывакт Комаровский . - Она часто навещала брата своего и
всегда приезжала на лицейские балы . Прилесное лицо ее , дивный стан и
очаровательное обращение произвели всеобший восторг во всей лицейской молодежи.
Пушкин описал ее прелисти в стихотворении
10.
К
живописцу”, которое было положенно на ноты лицейским товарищем Пушкина Яковлевым и понятно пето до самого выхода из
заведения “.
29 ноября
1815 года Пушкин писал в дневнеке:
Итак, я счастлив был, я наслаждался,
Отрадой тихою, восторгом упивался,
И где веселья быстрый день?
Промчался летом сновиденья,
увяла прелесть наслажденья,
И снова вкруг меня угрюмой скуки тень.
Это была
первая робкая и стыдливая юношеская любовь - с “безметежной тоской”, со
счастьем тайных мук”,
с радастью
на долгие дни от мимолетной встречи или приветливой улыбки. Любовь эта отразилсь в целом ряде лицейских
стихотворений Пушктна.
Посидел с
милой девушкой в беседке, -
Здесь ею счастлив был я раз
В восорге сладосном погас,
И время самое для нас
Остановилось на минуту!
Получил от
нее незначительное письмицо, -
В нем радости мои; когда померкну я ,
Пускай оно груди бесчувственной
коснется;
Быть может, милые друзья ,
Быть может , сердце вновь забьется .
11.
В 1834 году,
тридцати девяти лет, Бакунина вышла замуж за сорокадвухлетнего тверского
помешика, капитана в отставке, А.А. Полторацкого, двоюродного брата Анны
Петровны Керн.
Лицейские
годы жизни Пушкина сыграли огромную роль в становлении его как личности ,
заложили фундамент его гениального творчества.
И лучше
всего об этом говорит сам Пушкин!
Прости! Где б ни был я : в огне ли
смертной битвы,
При милых ли брегах родимого ручья,
Святому бртству верен я .
И пусть (услышит ли судьба мои молитвы
?),
Пусть будут счастливы все, все твои
друзья!
Список
литературы:
1. В.В. Вересаев.
Спутники Пушкина”. Том 1, 2 , Москва, 1993 год.
2. И.И Пушин .
Записки о Пушкине. Письма” , Москва, 1989 год.
3. В. Воеводин.
Повесть о пушкине” , Ленинград, 1955 год.
4. Л. Дугин .
Лицей” , Москва, 1987 год.
5. М.
Цветаева. “Мой Пушкин” , Москва, 1981
год.
6. А. Терц. (А. Синявский) . “ Прогулки с Пушкиным”,
С-Петербург, 1993 год.
У каждого лицеиста было свое прозвище какое прозвиже было у пушкина. Каком классе проходят Пушкина лицейские годы Москва Россия Москве. Сценарий для младших школьников о лицейских годах пушкина. Доклад по литературе на тему лицейские годы А С Пушкина. Сообщение о детских и юношеских годах жизни пушкина. Короткое сообщение на тему пушкин лицейские годы. Лицейское прозвище пушкина Москва Россия Москве. Взаимоотношения Пушкина с лицейскими учителями. Почему пушкину важна память о лицейских годах. Доклад на тему малый Пушкин и лецейские гоыд. Друзья пушкина в лицейские годы презентация. Лицейские годы пушкина Москва Россия Москве. Сколько лицейских товарищей было у Пушкина. Детство и лицейские годы пушкина соченение. Что приобрел пушкин в лицейские годы жизни.