рефераты

Рефераты

рефераты   Главная
рефераты   Краткое содержание
      произведений
рефераты   Архитектура
рефераты   Астрономия
рефераты   Банковское дело
      и кредитование
рефераты   Безопасность
      жизнедеятельности
рефераты   Биографии
рефераты   Биология
рефераты   Биржевое дело
рефераты   Бухгалтерия и аудит
рефераты   Военное дело
рефераты   География
рефераты   Геодезия
рефераты   Геология
рефераты   Гражданская оборона
рефераты   Животные
рефераты   Здоровье
рефераты   Земельное право
рефераты   Иностранные языки
      лингвистика
рефераты   Искусство
рефераты   Историческая личность
рефераты   История
рефераты   История отечественного
      государства и права
рефераты   История политичиских
      учений
рефераты   История техники
рефераты   Компьютерные сети
рефераты   Компьютеры ЭВМ
рефераты   Криминалистика и
      криминология
рефераты   Культурология
рефераты   Литература
рефераты   Литература языковедение
рефераты   Маркетинг товароведение
      реклама
рефераты   Математика
рефераты   Материаловедение
рефераты   Медицина
рефераты   Медицина здоровье отдых
рефераты   Менеджмент (теория
      управления и организации)
рефераты   Металлургия
рефераты   Москвоведение
рефераты   Музыка
рефераты   Наука и техника
рефераты   Нотариат
рефераты   Общениеэтика семья брак
рефераты   Педагогика
рефераты   Право
рефераты   Программирование
      базы данных
рефераты   Программное обеспечение
рефераты   Промышленность
      сельское хозяйство
рефераты   Психология
рефераты   Радиоэлектроника
      компьютеры
      и перифирийные устройства
рефераты   Реклама
рефераты   Религия
рефераты   Сексология
рефераты   Социология
рефераты   Теория государства и права
рефераты   Технология
рефераты   Физика
рефераты   Физкультура и спорт
рефераты   Философия
рефераты   Финансовое право
рефераты   Химия - рефераты
рефераты   Хозяйственное право
рефераты   Ценный бумаги
рефераты   Экологическое право
рефераты   Экология
рефераты   Экономика
рефераты   Экономика
      предпринимательство
рефераты   Юридическая психология

 
 
 

Мастерство художественных деталей в рассказах Чехова


Чехов - мастер художественных деталей
Наверное, всем известно, что Чехов
по праву считается мастером короткого рассказа, новеллы-миниатюры. Чехов
отточил мастерство рассказчика за долгие годы работы в юмористических журналах,
научился в небольшой объем втискивать максимум содержания. Пространные
описания, внутренние монологи и другие приемы просто невозможны в жанре
маленького рассказа. Поэтому на первый план выступает художественная деталь.
Именно на детали делается упор в рассказах Чехова, именно они несут огромную
смысловую нагрузку.
На нескольких примерах можно
рассмотреть, как буквально одна фраза может сказать все о человеке. Достаточно
вспомнить маленький юмористический рассказ "Смерть чиновника",
главный герой которого многими своими чертами напоминает нам Акакия Акакиевича
Башмачкина. Сюжет рассказа в следующем: будучи в театре чиновник Червяков
случайно чихнул и обрызгал лысину генерала Бризжалова. Это обстоятельство так
поразило Червякова, что он постоянно ходит извиняется перед Бризжаловым.
Генерал Бризжалов, человек не злой, сначала благосклонно принимает извинения
Червякова, но в конце, доведенный до исступления его назойливостью, выгоняет
его вон.
Червяков не видит своей назойливости
и не понимает, почему Бризжалов так раздражен. Испытывая страх перед генералом,
он думает, что его карьере конец, приходит домой и умирает. Последняя фраза
дает объяснение всему: "Прийдя машинально домой, не снимая вицмундира, он
лег на диван и... помер". В одном предложении дается полная характеристика
человека: герой умирает, не сняв вицмундира, эта чиновничья униформа как будто
приросла к нему. Страх перед вышестоящим чином убил человека.
В рассказе "Дама с
собачкой" в качестве художественной детали выступает лорнетка. Героиня
рассказа "Дама с собачкой", Анна Сергеевна, приехала в Ялту, так как не
могла больше переносить обстановку своего дома и общество мужа, которого она не
любила и не уважала. В некотором смысле она была подготовлена к роману с
Гуровым, которого воспринимала как человека из другой, лучшей жизни. Лорнетка в
рассказе символизирует тот душный мир, откуда она пытается бежать. Перед тем,
как полюбить Гурова, Анна Сергеевна теряет ее, и это начало попытки
"бегства". Позже, в театре города С., Гуров увидел ее вновь с
"вульгарной лорнеткой" в руках - попытка "бегства" не
удалась.
В противоположность Анне Сергеевне
Беликов, герой рассказа "человек в футляре", не пытается изменить
свою жизнь, сделать ее более интересной и разнообразной. Во всем новом виделась
ему неопределенность, а это вызывало страх, а потому он стремился защитить себя
каким-то образом от внешнего мира. Страх вызывал непреодолимое стремление
окружить себя "оболочкой", "футляром". Поэтому даже вещи
свои он упаковывал в многочисленные чехлы и футлярчики. Из-за того, что Беликов
всю жизнь чего-то опасался, из-за того, что жизнь его пугала, смерть оказалась
для него каким-то освобождением от страхов. В этом вся ирония: после смерти его
лицо приняло простое, приятное, даже веселое выражение. Он попал в футляр, из
которого не надо никогда выходить.
В произведениях Чехова, как в
рассказах, так и в больших произведениях, нет ни одной "лишней"
детали. Чехов считает, что если в пьесе в первом действии на сцене висит ружье,
то в конце оно должно обязательно выстрелить. В пьесе "Три сестры"
Наташа впервые появляется на сцене в розовом платье с зеленым пояском. Эта
деталь подчеркивает не только то, что у героини отсутствует понятие вкуса, но и
говорит о душевных качествах героини. Так, использование детали важно и в
"Вишневом саде". "Многоуважаемый шкаф", звук лопнувшей
струны как раз перед продажей вишневого сада, стук топоров в конце пьесы - все
они несут огромную смысловую нагрузку и важны для раскрытия как характеров
персонажей, так и для самого действия пьесы.
Нужно быть внимательным, чтобы
уловить, что подразумевал Чехов под тем или иным словом. Так, описывая жизнь
Оленьки Племянниковой в рассказе "Душечка", Чехов на протяжении
рассказа неоднократно подчеркивает, что жила она хорошо и счастливо. Эта деталь
совсем не означает, что так было на самом деле. На самом деле жизнь
"душечки" совсем не казалась автору достойной восхищения и
подражания. "Душечка" хороша всем, потому что не имеет ни собственных
желаний, ни мыслей. В конце рассказа, повествующем об отношении
"душечки" к Саше, сыну ветеринара, Чехов уже не пишет, что жила она
хорошо и счастливо. Может быть, это как раз и означает обратное, что она нашла
свое настоящее счастье. Между рассказами "Душечка" и
"Попрыгунья" можно провести параллель. Героиня Оленьки Племянниковой
в чем-то схожа с Ольгой Ивановной, героиней рассказа "Попрыгунья". У
Ольги Ивановны та же зависимость от чужого мнения. Но в отличие от
"душечки", которая не была привередлива в своих знакомствах, Ольга
Ивановна ценила только всяческих "знаменитостей" и прочих
необыкновенных людей, к которым она причисляла и себя.
После смерти Чехова Л. Н. Толстой
сказал: "Достоинство его творчества то, что оно понятно и сродно не только
всякому русскому, но и всякому человеку вообще. А это главное".
Действительно, предметом исследования Чехова (так же как и Толстого и Достоевского)
стал внутренний мир человека. Несмотря на то, что прошло столько времени после
смерти классика, его произведения живут до сих пор, представляя интерес для
всех нас и предоставляя нам возможность заглянуть в душу человека и увидеть его
таким, какой он есть. Поэтому Чехов остается для нас одним из самых бесспорных
художественных и моральных авторитетов.
Как в юмористических рассказах А П Чехова проявлялась художественное мастерство писателя. Как в юмористических рассказах А П Чехова проявилось художественное мастерство писателя. Мастерство художественной детали в рассказах А П Чехова рассказа по выбору абитуриента. Как в юмористических рассказах Чехова проявилось художественное мастерство писателя. Как в юмористических рассказах чехова проявилось художественное мастерство автора. Мастерство художественной детали в рассказах А П Чехова по выбору абитуриента. Как в юмористических рассказах чехова проявилось художественное мастерство. Значение художественной детали в прозе чехова в рассказе чехов в футляре. Почему Червяков так настойчиво извиняется пережд генералом Бризжаловым. Как в юмористических рассказах Чехова проявляется мастерство писателя. Почему червяков так настойчиво извиняется перед генералом бризжаловым. Почему Червяков настойчиво извиняется перед Бризжаловым А П Чехов. Роль художественной детали в рассказе чехова человек в футляре. Художественное мастерство Чехова в юмористических рассказах. Художественная деталь и ее функции в рассказах А П Чехова.

© 2011 Рефераты