рефераты

Рефераты

рефераты   Главная
рефераты   Краткое содержание
      произведений
рефераты   Архитектура
рефераты   Астрономия
рефераты   Банковское дело
      и кредитование
рефераты   Безопасность
      жизнедеятельности
рефераты   Биографии
рефераты   Биология
рефераты   Биржевое дело
рефераты   Бухгалтерия и аудит
рефераты   Военное дело
рефераты   География
рефераты   Геодезия
рефераты   Геология
рефераты   Гражданская оборона
рефераты   Животные
рефераты   Здоровье
рефераты   Земельное право
рефераты   Иностранные языки
      лингвистика
рефераты   Искусство
рефераты   Историческая личность
рефераты   История
рефераты   История отечественного
      государства и права
рефераты   История политичиских
      учений
рефераты   История техники
рефераты   Компьютерные сети
рефераты   Компьютеры ЭВМ
рефераты   Криминалистика и
      криминология
рефераты   Культурология
рефераты   Литература
рефераты   Литература языковедение
рефераты   Маркетинг товароведение
      реклама
рефераты   Математика
рефераты   Материаловедение
рефераты   Медицина
рефераты   Медицина здоровье отдых
рефераты   Менеджмент (теория
      управления и организации)
рефераты   Металлургия
рефераты   Москвоведение
рефераты   Музыка
рефераты   Наука и техника
рефераты   Нотариат
рефераты   Общениеэтика семья брак
рефераты   Педагогика
рефераты   Право
рефераты   Программирование
      базы данных
рефераты   Программное обеспечение
рефераты   Промышленность
      сельское хозяйство
рефераты   Психология
рефераты   Радиоэлектроника
      компьютеры
      и перифирийные устройства
рефераты   Реклама
рефераты   Религия
рефераты   Сексология
рефераты   Социология
рефераты   Теория государства и права
рефераты   Технология
рефераты   Физика
рефераты   Физкультура и спорт
рефераты   Философия
рефераты   Финансовое право
рефераты   Химия - рефераты
рефераты   Хозяйственное право
рефераты   Ценный бумаги
рефераты   Экологическое право
рефераты   Экология
рефераты   Экономика
рефераты   Экономика
      предпринимательство
рефераты   Юридическая психология

 
 
 

Москва в произведениях русской литературы


Реферат по литературе
ученицы класса 11-1
лицея 1502
Волковой Любови
тема:Москва в произведениях русской литературы.
Главным летописцем быта и нравов Москвы был Владимир Алексеевич Ги-
ляровский или дядюшка Гиляй,как его любовно называли москвичи.
"Я-москвич!Сколь счастлив тот ,кто может произнести это слово, вкла-
дывая в него себя.Я -москвич!"
Невозможно представить себе Москву конца Х1Х века и начала ХХ векам
без Гиляроского ,как немыслимо представить ее без Кремля,Третьяков-
ской галереи,Художественного театра. Он был знатоком московского "дна",знатоком Хитровки- приюта нищих,
босяков,отщепенцев-по большей части одаренных простых людей,не наше-
дших себе ни места,ни занятия в тогдашней жизни.
Хитровка любила Гиляровского, как своего защитника,который не гнушал-
ся бедностью и понимал всю глубину хитрованско го горя и безрадостной
жизни.Сколько нужно бесстрашия,доброжелательства к людям и просто-
сердечия,чтобы завоевать любовь и доверие сирых и озлобленных людей. Один только Гиляровский мог спокойно и безнаказанно приходить в лю-
бое время дня и ночи в самые хитрованские притоны и ночлежки.Его ник-
то не посмел бы тронуть пальцем.Лучшей охранной грамотой было его ве-
ликодушие.Оно смиряло даже самые ожесточенные сердца. Никто из наших писателей не знал так всесторонне и блестяще Москву,
как Гиляровский. Было просто непостижимо,как может память одного
человека сохранить столько характерных историй о людях , улицах,
окраинах,площадях,садах и парках ,да, к примеру ,почти о каждом
трактире старой Москвы.У каждого трактира было свое лицо и свои
завсегдатаи-от аристократического "Трестого" до студенческой "Кома-
ровки" у Петровских ворот и от трактира для холодных сапожников у
Савелевского вокзала до знаменитого Гусева у Калужской заставы,где,
бряцая литаврами, лучшая в Москве трактирная машина- "оркестрион"
гремела песню: "Шумел-горел пожар московский". Каждому времени нужен свой летописец не только в области ис-
торических событий, но и летописец быта. Летописец быта с особой
резкостью и зримостью приближает к нам прошлое.Чтобы до конца понять
хотя бы Льва Толстого или Чехова , мы должны знать быт того времени.
Даже поэзия Пушкина приобретает свой полный блеск лишь для
того, кто знает быт пушкинского времени. Поэтому так ценны для нас работы такого писателя ,как Гиляровский,
-летописца быта и комментатора своего времени.
К сожалению , таких писателей у нас почти не было.Да и сейчас нет.
А они делают огромное культурное дело. О Москве Гиляровский мог с полным правом сказать: "Моя Москва".
Хлебосольный, открытый и шумный дом Гиляровского был средоточием
артистической,газетной и художественной Москвы. По существу это был
(как и сейчас остался)музей культуры,живописи и быта чеховских времен.
Необходимо сохранить этот дом не только как культурную ценность,
как дом, связанный с именем Гиляровского , но и как образчик
московского житейского обихода конца Х1Х века. Есть люди,без которых не может существовать литература.Это люди-своего
рода бродильные дрожжи , искристый винный сок. Не важно - много ли
они или мало написали. Важно , что они жили и вокруг них кипела
литературная жизнь того времени, а вся современная им история,вся жизнь
страны преломлялась в их деятельности.Важно то,что они определяли собой
свое время.
Таким был Владимир Алексеевич Гиляровский-поэт,писатель и знаток Москвы.
О Москве писали наши классики."Москва... как много в этом слове для
сердца русского слилось,как много в нем отозвалось,"-восторженно писал
о Москве Пушкин.Именно в Москве он создал ряд своих произведений-стихо-
творение"Стансы","Кавказ"и многие другие.Москва,ее быт,различные мо-
менты ее истории отразились во многих произведениях Пушкина.Стихотво-
рение"Воспоминания в Царском Селе" : "Края Москвы, края родные, Где на зоре цветущих лет Часы беспечности я тратил золотые, Не зная горести и бед... Где ты,краса Москвы стоглавой, Родимой прелесть стороны? Где прежде взору град являлся величавый, Развалины теперь одни... ...Все пламень истребил."
,стихотворение"Всеволжскому" и другие,трагедия"Борис Годунов",повести
"Гроовщик","Рославлев",очерк"Путешествие из Москвы в Петербург".Наибо-
лее широко облик современной поэту Москвы воспроизведен в 7 главе
"Евгения Онегина":здесь есть и картины московских улиц: "...Вот уж по Тверской Возок несется чрез ухабы. Мелькают мимо будки,бабы, Мальчишки,лавки,фонари, Дворцы,сады,монастыри, Бухарцы,сани,огороды, Купцы,лачужки,мужики, Бульвары,башни,казаки, Аптеки,магазины моды, Балконы,львы на воротах И стаи галок на крестах",
и ироничные зарисовки московского "света",и исполненные лиризма строки: "Как часто в горестной разлуке, В моей блуждающей судьбе, Москва, я думал о тебе! Москва...как много в этом звуке Для сердца русского слилось! Как много в нем отозвалось!". Московские впечатления другого гения российской поэзии- Лермонтова от-
разились в очерке"Панорама Москвы":
"...Москва не безмолвная громада камней холодных,составленных в симме-
трическом порядке...нет!у нее есть своя душа,своя жизнь."
Тема Москвы развивается Лермонтовым в романе"Княгиня Лиговская"и ряде
юношеских стихотворений.Поэтические картины Москвы времен Ивана Гроз-
ного воспроизведены в поэме"Песня...про купца Калашникова".Тема Москвы
раскрывается в стихотворении Лермонтова"Бородино".В поэме "Сашка" поэт
писал: "Москва,Москва!..люблю тебя как сын, Как русский,-сильно,пламенно и нежно!".
Поэты последующих поколений вновь и вновь возвращались в своих произ-
ведениях к нашей столице.Романтичный Александр Блок так рисует свои
впечатления в стихотворении "Утро в Москве": "Упоительно встать в ранний час, Легкий свет на песке увидать. Упоительно вспомнить тебя, Что со мною ты,прелесть моя. Я люблю тебя,панна моя, Беззаботная юность моя, И прозрачная нежность Кремля В это утро-как прелесть твоя."
Осип Мандельштам противопоставил зыбкой и туманной образности общего
потока современной ему русской поэзии реалистическую конкретность,точ-
ность и изобразительную осязаемость стиха.И даже в тяжелейшие для себя
и страны годы он писал о Москве замечательные строки.Поэт ощущает на-
ступление нового дня, неразрывно связанного со столицей: "Москва-опять Москва. Я говорю ей:"Здравствуй! Не обессудь..."
Москва становится для поэта средоточием и символом новизны времен,ис-
точником новой музыки.Мандельштам пишет стихи о Москве в совершенно
счастливой и радостной тональности: "Река Москва в четырехтрубном дыме- И перед нами весь раскрытый город: Купальщики-заводы и сады Замоскворецкие.Не так ли Откинув палисандровую крышку Огромного концертного рояля, Мы проникаем в звучное нутро?"
Мандельштам тонко ощущает природу Москвы: "Полночь в Москве.Роскошно буддийское лето. С дроботом мелким расходятся улицы в чоботах узких же- лезных. В черной оспе блаженствуют кольца бульваров... Нет на Москву и ночью угомону, Когда покой бежит из-под копыт. * * * Уж я люблю московские законы, Уж не скучаю по воде Арзни. В Москве черемухи да телефоны, И казнями там имениты дни."
Марина Цветаева-поэт сложный и противоричивый.При всей сложности своего
письма и мышления она ощущала необыкновенную нежность к России и
Москве: "Облака-вокруг, Купола-вокруг. Надо всей Москвой- Сколько хватит рук!- Возношу тебя, бремя лучшее, Деревцо мое Невесомое! * * * У меня в Москве-купола горят, У меня в Москве-колокола звонят, И гробницы, в ряд,у меня стоят,- В них царицы спят и цари. И не знаешь ты,что зарей в Кремле Легче дышится-чем на всей земле! И не знаешь ты, что зарей в Кремле Я молюсь тебе- до зари."
Москва всегда служила и будет служит неиссякаемым источником вдохно-
вения для многих поколений российских писателей и поэтов.Величие Моск-
вы как символа России с ее сложной и романтической историей,нежное
очарование древнего города всегда будет достойной темой лучших
произведений поэзии и прозы.

© 2011 Рефераты