@Новеллы
эпохи Тан Дубаков
Сергей, 132 гр.
ДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДД
В эпоху Тан объединенный Китай стал на
время могущественной и
процветающей
империей. В это время большое развитие получили раз-
личные
виды науки, искусства, в том числе и китайская проза. Рос-
ло
количество книг и библиотек - этот период можно назвать време-
нем
культурного расцвета Китая.
В танской новелле складывается основной
образ героя прозы это-
го
периода - им становится молодой человек - студент. (В произве-
дениях
предыдущих периодов такого определенного образа не сущес-
твовало
- героем мог быть и чиновник,
и монах, и
простой
человек.)
И это не удивительно - ведь в те времена
большое рас-
пространение
получают идеи Конфуция о том, что благородный
чело-
век
должен служить государству. Огромное количество молодых лю-
дей
стремится сдать экзамены для получения чиновничьей должности.
В этой работе я попытался проанализировать
две новеллы эпохи
Тан :
Бо Син-Цзянь "Жизнеописание
красавицы Ли" и
Юань Чжэнь
"Жизнеописание
Ин-Ин". И та и другая новеллы
представляют собой
короткие
истории о любви. Героями обоих является молодой человек,
студент.
Герой "Жизнеописания красавицы
Ли" студент Чжэн влюбляется в
певичку
Ли, женится на ней, несмотря на разницу сословий. Ли ра-
зоряет
его, бросает, но через некоторое время она
встречается с
ним уже
на грани его голодной смерти, берет его к себе, заботит-
ся о
нем и вновь выводит в люди. Автор заявляет идею о том, что
человек
может быть благородным, независимо от его сословия и лю-
бовь -
это чувство, не знающее сословных границ. Интересен и сам
основной
образ новеллы - ведь по сути своей он
очень демократи-
чен -
можно ли представить продажную
певичку героиней, скажем,
античных
произведений ?
Особенность такого рода новеллы в краткости,
"трафаретности"
изложения
чувств героев. Такого рода произведения,
мне кажется,
еще
далеки от художественного повествования, к которому привыкли
мы на
основе современной прозы.
Новелла "Жизнеописание Ин-Ин" уже
более сложна и поэтому бо-
лее
интересна. В ней описываются чувства
студента Чжана и
его
двоюродной
сестры Ин-Ин. Их любовь осложняется тем, что,
видимо,
браки
между такими близкими родственниками в Китае были запреще-
ны. В
этой новелле чувства героев уже показываются более глубоки-
ми,
недаром герои пишут друг другу
лирические стихи, которые и
приводятся
в повествовании. Любовь их настолько глубока, что да-
же
после того, как и Чжан женился, а Ин-ин вышла замуж, она напи-
сала
своему возлюбленному стихотворение :
... И если к нам вернетесь снова,
Прошу вас только об одном :
Любовь, что вы мне подарили,
Отдайте молодой жене ...
Вообще говоря, новеллы Танского периода
еще трудно назвать
полноценными
художественными произведениями,
однако, они пред-
ставляют
собой яркие образцы прозы этого периода
Китая и могут
быть
интересны и с литературной, и с культурной, и
с историчес-
кой
точки зрения.