рефераты

Рефераты

рефераты   Главная
рефераты   Краткое содержание
      произведений
рефераты   Архитектура
рефераты   Астрономия
рефераты   Банковское дело
      и кредитование
рефераты   Безопасность
      жизнедеятельности
рефераты   Биографии
рефераты   Биология
рефераты   Биржевое дело
рефераты   Бухгалтерия и аудит
рефераты   Военное дело
рефераты   География
рефераты   Геодезия
рефераты   Геология
рефераты   Гражданская оборона
рефераты   Животные
рефераты   Здоровье
рефераты   Земельное право
рефераты   Иностранные языки
      лингвистика
рефераты   Искусство
рефераты   Историческая личность
рефераты   История
рефераты   История отечественного
      государства и права
рефераты   История политичиских
      учений
рефераты   История техники
рефераты   Компьютерные сети
рефераты   Компьютеры ЭВМ
рефераты   Криминалистика и
      криминология
рефераты   Культурология
рефераты   Литература
рефераты   Литература языковедение
рефераты   Маркетинг товароведение
      реклама
рефераты   Математика
рефераты   Материаловедение
рефераты   Медицина
рефераты   Медицина здоровье отдых
рефераты   Менеджмент (теория
      управления и организации)
рефераты   Металлургия
рефераты   Москвоведение
рефераты   Музыка
рефераты   Наука и техника
рефераты   Нотариат
рефераты   Общениеэтика семья брак
рефераты   Педагогика
рефераты   Право
рефераты   Программирование
      базы данных
рефераты   Программное обеспечение
рефераты   Промышленность
      сельское хозяйство
рефераты   Психология
рефераты   Радиоэлектроника
      компьютеры
      и перифирийные устройства
рефераты   Реклама
рефераты   Религия
рефераты   Сексология
рефераты   Социология
рефераты   Теория государства и права
рефераты   Технология
рефераты   Физика
рефераты   Физкультура и спорт
рефераты   Философия
рефераты   Финансовое право
рефераты   Химия - рефераты
рефераты   Хозяйственное право
рефераты   Ценный бумаги
рефераты   Экологическое право
рефераты   Экология
рефераты   Экономика
рефераты   Экономика
      предпринимательство
рефераты   Юридическая психология

 
 
 

очарованный странник” Н.с. Лескова


Лесков и его “Очарованный странник”
В 1866 году лесков писал:
Очарованного странника сейчас же (к зиме) надо издать в одном томе с “Левшою”
под одним общим заглавием: “Молодцы”. “Очарованный странник” был любимым героем
Лескова, он ставил его рядом с “Левшой”. Создавая этот образ, Лесков не забудет
ничего – ни детской непосредственности, ни своеобразного “артистизма” и узкого
патриотизма” “воительницы”. Впервые у писателя личность так многогранна, так
свободна, так отпущена на свою волю.
Основной герой и центральная фигура
рассказа - добрый и простодушный русский богатырь. Герой Лескова совсем не
похож на героев западного толка. Этот человек с детскою душой отличается
неуёмной силой духа, богатырским озорством и той чрезмерностью в увлечениях,
которая столь чужда умеренности добродетельных героев-буржуа. Он живет сердцем
и поступает по велению долга, часто по наитию чувства и в случайном порыве
страсти. Все его поступки, даже самые непредсказуемые, неизменно рождаются из внутренне
присущего ему человеколюбия. Он стремится к истине и красоте через ошибки и
горькие раскаяния, он ищет любви и щедро дарит сам любовь людям. “Очарованный
странник” – это тип “русского скитальца” (говоря словами Достоевского).
Конечно, Флягин не имеет ничего общего с дворянскими “лишними людьми” – Алеко,
Онегиными, которых имел в виду Достоевский. Но он тоже ищет и не может обрести
себя. Ему не надо смиряться и желать трудиться на родной ниве. Он и без того
смирён и своим мужицким званием поставлен перед необходимостью трудиться. Но
покою ему нет. В жизни он не участник, а только странник, “черноземный
Телемак”. В самом странничестве лесковского героя есть глубочайший смысл;
именно на дорогах жизни вступает “очарованный странник” в контакт с другими людьми,
нечаянные эти встречи ставят героя перед проблемами, о самом существовании
которых он прежде и не подозревал.
Жизнь главного героя в повести
представляет собой цепь приключений, столь разнообразных, что каждое из них,
являясь эпизодом одной жизни, в то же время может составить целую жизнь. Кем
ему только не пришлось побывать: форейтор графа К., беглый крепостной, нянька
грудного ребёнка, татарский пленник, конэсер у князя-ремонтёра, солдат,
георгиевский кавалер – офицер в отставке, “справщик” в адресном столе, актёр в
балагане и, наконец, инок в монастыре, – и всё это на протяжении одной жизни,
ещё не завершившейся.
Рассказ об укрощении коня как будто
вовсе не связан с двумя предыдущими рассказами, но его финал – гибель
укрощённого коня – вызывает в памяти смерть ссыльного дьячка. И здесь и там
налицо насилие над свободным от природы существом. И человек и животное,
проявившие непокорство, сломлены и не могут этого перенести. С рассказа об
укрощении коня начинается повествование об “обширной протекшей жизненности”
Флягина, и этот эпизод не случайно “вынут” из последовательной цепи событий.
Это как бы своеобразный пролог к жизнеописанию героя.
Иван Северьяныч Флягин с первого
взгляда поражает своей внешностью: “Это был человек огромного роста, с смуглым
открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета; так странно
отливала его проседь… он был в полном смысле слова богатырь, напоминающий
дедушку Илью Муромца в прекрасной картине Верещагина и в поэме графа А. К.
Толстого. Казалось, что ему бы не в ряске ходить, а сидеть бы ему на “чубаром”
да ездить в лаптищах по лесу и лениво нюхать, как “смолой и земляникой пахнет
тёмный бор”.
У героя на протяжении рассказа
несколько раз меняется имя. “Голован” – прозвище в детстве и юности; “Иван” –
так зовут его татары (это имя здесь не столько собственное, сколько
нарицательное: “у них все если взрослый русский человек – так Иван, а женщина –
Наташа, а мальчиков они Кольками кличут”); под чужим именем Петра Сердюкова
служит он на Кавказе: уйдя в солдаты за другого, он как бы наследует и его
судьбу и по истечении срока службы уже не может вернуть себе своё имя. И
наконец, ставши иноком, зовётся “отец Измаил”, оставаясь тем не менее всегда
самим собой – русским человеком Иваном Северьянычем Флягиным.
Путь, который проходит герой
повести, - это поиски своего места среди других людей, своего призвания,
постижение смысла своих жизненных усилий, но не разумом, а всей своей жизнью и
своей судьбой. Иван Северьяныч Флягин живёт по преимуществу не умом, а сердцем,
и потому ход жизни властно увлекает его за собой, потому-то столь разнообразны
обстоятельства, в которые он попадает. Ивана Северьяныча Флягина как будто и не
занимают вопросы человеческого бытия, но всей жизнью, её причудливым ходом он
по-своему на них отвечает. По убеждению героя, его предназначение в том, что он
сын “моленый” и “обещанный”, обязан посвятить свою жизнь служению богу.
У Лескова герой обездолен жизнью,
обкраден ею с самого начала, но в процессе самой жизни он во сто крат
приумножает духовное богатство, которым наделён от природы. Его
исключительность произрастает на русской народной почве и тем более
значительна, что герой на всё отвечает собственным сердцем, а не построениями
ума. Идее тут противостоит нечто безусловное, выдерживающее самые трудные
испытания. Тема “хождения по мукам” развивается независимо от того, что герой
не придаёт ей особого значения. Рассказ Ивана Северьяныча о своей жизни кажется
почти неправдоподобным именно потому, что всё это выпало на долю одного
человека. “Экий ты, братец, барабан: били тебя, били, и всё никак не добьют”, -
говорит ему лекарь, выслушавший всю повесть.
Тех героев, которые наиболее близки
его сердцу, Лесков всегда сравнивает с героями былин и сказок.О “добром русском
богатыре”, о “добром простодушии”, о “доброй душе”, о “добром и строгом житии”
говорит Лесков в “Очарованном страннике”. Жизнь описываемых героев полна диких,
злых и жестоких порывов, но в скрытом источнике всяких человеческих поступков и
помышлений покоится доброта – неземная, идеальная, мистическая. Она не
открывается среди людей в своём чистом виде, потому что доброта есть состояние
души, соприкоснувшейся с божеством.
Н. Плещунов делает следующий вывод,
рассуждая об “Очарованном страннике”: “…возникает догадка, что этот
Очарованный странник” и есть народ под крепостным игом, ищущий, ждущий часа
своего избавления”. Не только герои “Очарованного странника”, но и многие
другие образы писателя были “иконами”, но не в том смысле, что они были
религиозны по существу, а в том, что наиболее значительные их черты отражались
писателем “статически”, “традиционно”, в духе религиозных жанров, жанров
фольклора и древней русской литературы: житий и притч, легенд и преданий,
сказаний, анекдотов и сказок.
Писатель создал не только свой
особый художественный мир, но и особые средства его выражения. Обострённый
интерес писателя к национальной культуре, тончайшее ощущение им всех оттенков
народной жизни дали возможность создать своеобразный художественный мир и
разработать самобытный, исполненный артистизма, неповторимый – “лесковский”
способ изображения. Лесков сумел показать жизнь народа, слитую воедино с
народным миросозерцанием, уходящим глубокими корнями в национальную историю.
Лесков верил и смог рассказать, что народ способен глубоко “понимать общественную
пользу и служить ей без подгона и притом служить с образцовым
самопожертвованием даже в такие ужасные исторические моменты, когда спасение
отечества представлялось невозможным”. Глубокая вера в великую народную силу и
любовь к народу дала ему возможность увидеть и постигнуть “вдохновенность”
народных характеров. В “Очарованном страннике” впервые в лесковском творчестве
полнозвучно развивается тема народного героизма. Несмотря на многие
неприглядные черты, реалистически отмеченные автором, собирательный
полусказочный образ Ивана Флягина предстаёт перед нами во всём величии,
благородстве души своей, бесстрашии и красоте и сливается с образом
народа-богатыря. “Очень мне за народ умереть хочется”, - говорит очарованный
странник. Глубоко переживает “черноземный Телемак” свою причастность к родной
земле. Какое великое чувство заключено в его незатейливом рассказе об
одиночестве в татарском плену: “…Тут глубине тоски дна нет… Зришь, сам не
знаешь куда, и вдруг пред тобой отколь ни возьмётся обозначается монастырь или
храм, и вспомнишь крещёную землю и заплачешь”.
В названии рассказа таится отношение
автора у своему герою. Герой рассказа назван очарованным странником, - и в этом
названии выступает целое мировоззрение писателя. Очарование – это мудрая и
благостная судьба, которая, подобно чудесной иконе в “Запечатлённом Ангеле”,
сама ставит человеку разные искушения. Даже в минуты восстания против неё она
неспешно и незаметно воспитывает в человеке божественное самоотрицание,
подготовляя решительный перелом в его сознании. Каждое жизненное событие
отбрасывает в душу какую-то тень, подготовляя в ней горестные сомнения, тихую
печаль о житейской суете.
На что бы ни посмотрел религиозный
человек из простого народа, всё приобретает для него чудесное значение. Он
видит Бога в явлениях – и эти явления кажутся ему одною воздушной цепью,
которая связывает его с последним убежищем духа. Совершая свою житейскую
дорогу, он проливает на неё свет своей младенческой веры, не сомневаясь, что
дорога ведёт его к Богу. Эта мысль проходит через весь рассказ Лескова
Очарованный странник”. Подробности его поражают своей оригинальностью, и
местами, сквозь густые краски бытового описания, чувствуется натура писателя, с
её разнообразными, явными и тайными страстями.
Глубокое ощущение нравственной
красоты, чуждое развращающего равнодушия, “одолевает дух” лесковских
праведников. Родная среда сообщает своим живым примером не только вдохновенные
порывы, но “строгое и трезвое настроение” их “здоровой душе, жившей в здоровом
и сильном теле”.
Религиозное восприятие мира,
склонность к суевериям соответствуют уровню сознания большинства лесковских
героев, определяются тяготеющими над ними традициями и представлениями об
окружающем мире. Однако под покровом религиозных мыслей и рассуждений своих героев
писатель сумел увидеть вполне мирское, обыденное отношение к жизни и даже (что
особенно значительно) смог критически отнестись к официальной религии и церкви.
Поэтому произведение “Очарованный странник” не потеряло своего глубокого
значения и по сей день.
Написание “Очарованного странника”
относится к 1873 году. Первоначально повесть называлась “Черноземный Телемак”.
В образе скитальца Ивана Флягина обобщены замечательные черты людей энергичных,
талантливых от природы, воодушевлённых беспредельной любовью к людям. В ней
изображён человек из народа в хитросплетениях своей трудной судьбы, не
сломленный, хоть “он всю жизнь погибал и никак не мог погибнуть”. В повести
возникает калейдоскоп картин крепостной России, многие из которых предвосхищают
сатирические произведения Лескова 80- 90-х годов. В неторопливом повествовании
лесковских героев вставали зримые черты недавнего прошлого и вырисовывались
фигуры реальных людей. Поэтому “Очарованный странник” развертывает перед
читателем основную тему творчества Лескова – тему становления человека,
мучительные терзания его духа в борьбе страстей и благоразумия, в трудном
познании героем самого себя. За происшествием, случаем вставала в этих
произведениях жизнь личности.
писатель любил свою страну такой,
как она есть. Он воспринимал её как старую сказку, сказку об очарованном
богатыре. Лесков попытался изобразить Русь святую и грешную, неправую и
праведную. Как в сказке перед читателем открывается удивительная страна,
населенная удивительными людьми. Праведники, народные умельцы, чудаки - всем
найдется место в удивительной стране. Но вся она застыла в очаровании, застыла
в невыраженной красоте и святости своей и некуда ей деть себя. На Руси есть
удаль, есть размах, есть великое дарование, но всё дремлет, всё сковано, всё зачаровано.
Конечно, “очарованная Русь” – термин условный, литературный. Этот образ вобрал
в себя жизнь и судьбу народа, его историю и культуру и был создан автором в
своем творчестве, чтобы показать, какие силы дремлют в народе, какая великая
сила сокрыта в нем. Вот что видел писатель в своем народе. Это “старая сказка”
о нём.
Список литературы:
А. Волынский “Н.С. Лесков”;
В. Ю. Троицкий “Писатель Земли
Русской”, “Лесков – художник”;
Л. Крупчанов “Жажда света”;
Г. Гунн “Очарованная Русь Николая
Лескова”.
Б. Дыханова “Запечатленный ангел” и
Очарованный странник” Н. С. Лескова”.
Исповедь как форма выражения характера и сознания центрального героя повести очарованный с. Художественное воплощение русского национального характера в повестях и рассказах лескова. Проблема русского национального характера в рассказе левша и повести очарованный странник. Изображение русского национального характера в произведении Леского Очарованный странник. Изображение русского национального хорактера в романе лескова очарованный странник. Изображение русского национального характера в романе Леского Очарованный странник. Воплощение черт русского национального характера в творчестве леского. Изображение русского национального характера в произведениях леского. Какую проблему в рассказе очарованный странник автор хотел показать. Н С Лесков Очарованный странник тема и основная мысль произведения. Очарованный странник особенности национального русского характера. Образ русского праведника в повести лескова очарованный странник. Разработка урока по повести Лескова Н С Очарованный странник. ЛЕСКОВ ОЧЕРК ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА ПОВЕСТЬ ОЧАРОВАННЫЙ СТРАННИК. Н С Лесков ЛЕДИ МАКБЕТ МЦЕНСКОГО УЕЗДА ОЧАРОВАННЫЙ СТРАННИК.

© 2011 Рефераты