Ненавидя,
кляня и любя:
За
мученья, за гибель - я знаю -
Все равно: принимаю
тебя !
(Александр Блок)
У нашего
отряда в пионерлагере был девиз: “И вечный бой ! Покой
нам только снится”, который мне очень
нравился. Лишь много
позже я узнал,
что слова написал “настоящий, волею божьей поэт”, по определению
А.М.Горького,
Александр Александрович Блок
(в цикле “На поле Куликовом”), замечательный патриот, ска-
завший: “ О Русь моя !
Жена моя ! ”.
Хоть Блок был
одним из лидеров в общем-то далекого от
реальной жизни течения - символизма, он в своих
произведениях постоянно
сочувствовал трудовому люду, особенно рабочим. В известном стихотворении “Фаб-
рика” он рассказывает о том, как “недвижный кто-то, черный
кто-то” “медным голосом завет”.
Согнуть измученные спины.
Внизу собравшийся народ.
В другом стихотворении, написанном в революционный 1905 год (“Сытые”), поэт с сарказмом говорит о
том, что богатые - “сытые” - “скучали и не жили”, в то время
как кругом слышались “мольбы о
хлебе”. Но вот
началась революция, слышен “красный смех... знамен, и
Так - негодует все, что сыто,
Тоскует сырость важных чрев:
Ведь опрокинуто корыто,
Встревожен
их прогнивший хлев ! ”
Однако - и на
это очень важно обратить внимание - Блок не призывает к расправе:
Пусть доживут свой век привычно -
Нам жаль их сытость разрушать.
Принимая в
революции свержение старого и отжившего, он не хочет, чтобы она была
жесткой и кровавой.
Ведь известно, что самосуды времен революции 1917 года
потрясали Блока, хотя, видимо, он находил им оправ-
дание.
Эпизод
самосуда как раз и является сюжетным стержнем сложной по композиции и
художественным средст-вам поэмы о революции “Двенадцать”. Революционный боец Петруха убивает свою возлюбленную Катьку за
то, что та изменила ему с предателем Ванькой. Последний
успел убежать, но ему обещано:
Утек, подлец ! Ужо,
постой,
Расправлюсь
завтра я с тобой !
И это не пустые угрозы:
Помнишь, Катя, офицера.
Не ушел он от ножа ...
Но в целом
поэма - гимн революции. Недаром в конце ее появляется “первый революционер на земле”
Иисус Христос. И в своей статье, обращенной к русской интеллигенции, “Революция и интеллигенция”
Блок
призывал: “ Слушайте революцию ! ”. Кажется, что
писатель полностью благословляет революцию:
Мы на горе всем буржуям
Мировой пожар раздуем,
Мировой пожар в крови -
Господи, благослови !
Но поэма
оставляет двойственное впечатление, потому что поэт реалистичен:
Запирайте этажи,
Нынче будут грабежи !
Двенадцать
человек (символ двенадцати апостолов,
впереди которых идет Христос) изображены то роман-
тически: “Кругом - огни, огни, огни... Оплечь - ружейные ремни... “,
то натуралистично: “В зубах
цигарка,
примят картуз. На спину надо б бубновый туз ! ” (знак
каторжника).
Поэма, языком
которой трудно не восхищаться, вводит нас в обстановку революционных месяцев, окра-
шенную и упоением свободой, и начинающимся насилием над
волей и правами людей.
Сегодня вопрос
о роли революции - один из
главных для многих из нас. С расстояния
трех четвертей века
отчетливо видны ошибки и преступления революции, но видна и
великая энергия великого народа, которую так
долго сдерживали.
Историки еще
десятилетия будут спорить о роли Октября, но нынче мы должны
быть сильно благодарны
Александру Блоку за то,
что он так точно и ярко
запечатлел революционную эпоху в своем небольшом произ-
ведении. А если еще
вспомнить, что он благословлял
революцию, в пожаре которой
сгорела его выдающаяся
библиотека (она собиралась
поколениями его предков!),
мы согласимся с А.М.Горьким, что
это “человек бес-
страшной искренности”,
и поймем слова К.Федина, который после безвременной смерти 40-летнего поэта
гово-
рил, что уже “не будет подобного мужества и подобной тоски о
правде будущего, какие проявил А.Блок”.