Роман
А.Н.Толстого “Петр Первый”
Шемякина Людмила
11 кл.
Роман А.Н.Толстого
" Петр Первый "
А.М.Горький назвал " первым
в нашей литературе
настоящим историческим романом ", " книгой -
надолго ".
Отразивший одну из
интереснейших эпох в
развитии России -
эпоху коренной ломки
патриархальной России и
борьбы русского
народа за свою
независимость, роман
А.Н.Толстого " Петр Первый"
всегда будет привлекать
читателей своим патриотизмом, необыкно-
венной свежестью и
высоким художественным мастерством.
Этот роман знакомит
читателя с жизнью
России конца XVII -
начала XVII века,
рисует борьбу новой молодой России, стремя-
щейся к прогрессу, с Россией старой, патриархальной, цепляющейся
за старину,
утверждает неодолимость нового. " Петр Первый "- это
огромное историческое полотно, широчайшая картина
нравов, но
прежде всего - это,
по словам А.С.Серафимовича, книга о
русском
характере.
Личность Петра и
его эпоха волновали
воображение писателей,
художников, композиторов
многих поколений. От Ломоносова
до на-
ших дней тема
Петра не сходит
со страниц художественной ли-
тературы. К ней
обращались Пушкин, Некрасов,
Л.Толстой, Блок и др.
Свыше двадцати лет
волновала тема Петра
и Алексея Толстого:
рассказ " День Петра " был написан в
1917 году, последние гла-
вы его исторического романа " Петр Первый " - в 1945. Не сразу
сумел А.Н.Толстой глубоко, правдиво и всесторонне нарисовать
Пет-
ровскую эпох, показать характер
петровских преобразований.
" На Петра я
нацеливался давно, еще с
начала февральской
революции, - писал
А.Н.Толстой.- Я видел все пятна
на его кам-
золе,- но все же
Петр торчал загадкой в историческом тумане ".
Об этом свидетельствуют и его рассказ " День Петра ", и тра-
гедия " На дыбе " (1928).
Характерно, что к Петровской
эпохе А.Н.Толстой обратился
в
1917 году; в далеком
прошлом пытался он
найти ответы на
му-
чившие его вопросы
о судьбах родины
и народа. Почему именно
к этой эпохе
обратился писатель? Петровская эпоха - время пре-
образовательных реформ,
коренной ломки патриархальной Руси- вос-
принималась им как
нечто напоминавшее 1917
год.
В рассказе " День
Петра " Толстой стремился
показать Петра
Первого своевольным помещиком, который хочет изменить жизнь род-
ной страны. " Да,
полно,- пишет он , хотел ли
добра России царь
Петр? Что была Россия
ему, царю, хозяину, загоревшемуся
досадой
и ревностью: как это
его двор и
скот, батраки и все
хозяй-
ство хуже, глупее соседского? " Отрицательное отношение
к Петру
и его преобразовательской деятельности связано было, как пола-
гают исследователи, с неприятием
и непониманием А.Н.Толстым
в
1917 году Октябрьской
революции.
В пьесе " На
дыбе " дана более
широкая характеристика вре-
мени Петра и
его окружения. Эпоха дается
по-прежнему в мрач-
ных тонах. Через ряд
эпизодов проходит мотив
трагического оди-
ночества Петра. Он одинок
в своей огромной
стране, ради кото-
рой " живота не
жалел "; народ против преобразователя. Одинок
Петр и в среде
своих " птенцов ":
Меньшиков, Шафиров, Шаховской-
все лгуны и
воры. Одинок Петр и
в своей семье - ему изменяет
Екатерина. Несмотря
на то, что в трагедии
" На дыбе " (на ды-
бу поднята Петром
вся Русь) Петр нарисован
уже большим го-
сударственным
деятелем, он по-прежнему
оставался для Толстого
загадкой - отсюда и утверждение
писателем бесперспективности его
преобразовательской
деятельности и изображение
краха всех его
многолетних трудов.
Стихия побеждает Петра, а
не наоборот , как
у Пушкина в
поэме " Медный всадник ".
Одним из лучших произведений советской
литературы на истори-
ческую тему стал
"превосходный", по словам
А.М.Горького, роман
А.Н.Толстого
"Петр Первый".
Начало работы над
этим романом совпадает
с событиями, важ-
ными в жизни
нашей страны. 1929 год - год
исторического перелома.
Именно в это
время Толстой снова
обращается к изображению
Петровской эпохи. Он
ощущает перекличку далекого
Петровского,
"когда трещит и
рушится старый мир",
с нашим временем,
чув-
ствует определенное созвучие
между этими двумя
эпохами.
ИДЕЙНЫЙ
ЗАМЫСЕЛ РОМАНА "ПЕТР
ПЕРВЫЙ"
1. Прежде всего писателю
нужно было определить,
что будет
для него основным
в романе, и
с этих позиций отбирать соот-
ветствующий материал в
трудах историков, исторических документах,
мемуарах. Этим основным
для Толстого, по
его словам, явилось
"становление
личности в эпохе". Об этом он
говорил и в
беседе
с коллективом редакции
журнала "Смена": "Становление личности
в исторической эпохе - вещь очень сложная. Это одна
из задач
моего романа".
2. Иначе решается Толстым и вопрос о петровских преобразованиях.
Весь
ход повествования, вся
система художественных образов
должны
были подчеркнуть прогрессивное значение преобразовательских меро-
приятий, их историческую закономерность и необходимость.
3. Одной из важнейших
задач было для
Толстого "выявление
двигающих сил эпохи" - разрешение проблемы
народа, его истори-
ческой роли во
всех преобразованиях страны,
наконец, изображение
сложных
взаимоотношений Петра и
народа.
Таковы основные задачи,
к разрешению которых
Толстой смог
подойти лишь в
конце 20-х годов.
Идейный замысел романа
нашел
соответствующее
выражение в композиции
произведения, во всех
ее
компонентах.
КОМПОЗИЦИЯ
И СЮЖЕТ РОМАНА
"Исторический
роман не может
писаться в виде
хроники, в виде
истории... Нужна прежде
всего, как и
во всяком художественном
полотне, - композиция,
архитектоника произведения. Что
это такое -
композиция? Это прежде
всего установление центра,
центра зрения
художника... В моем
романе центром является
фигура Петра I."
Итак, в центре
повествования Толстого - Петр, формирование его
личности. Однако роман
не стал пусть
и мастерски написанной
биографией Петра. Почему?
Толстому важно было
показать не только
Петра как большого
исторического деятеля, но
и эпоху, которая
способствовала
формированию этого деятеля.
Становление
личности Петра и
изображение эпохи в
ее истори-
ческом движении определило
композиционные особенности романа.
Толстой не ограничивается изображением жизни и
деятельности
своего героя, он
создает многоплановую композицию, что дает ему
возможность показать жизнь
самых различных слоев
населения России,
жизнь народных масс.
Все классы и
группы русского общества
представлены в романе:
крестьяне, солдаты, стрельцы,
ремесленники,
дворяне, бояре. Россия
показана в бурном
потоке исторических
событий, в столкновении общественных сил.
Поражает широкий охват
событий Петровской эпохи, разнообразие
созданных персонажей.
Действие
переносится из бедной
крестьянской избы Ивашки
Бров-
кина на шумные
площади старой Москвы;
из светлицы властной,
хищной царевны Софьи - на
Красное крыльцо в
Кремле, где малень-
кий Петр становится
очевидцем жестокой расправы
стрельцов с Мат-
веевым; из покоев
Натальи Кириловны в
Преображенском дворце -
в Немецкую слободу,
оттуда в выжженные
южным солнцем степи,
по которым медленно
двигается войско Голицина;
из Троицко-Сер-
гиевской лавры, куда
ночью из Преображенского дворца бежал
Петр, - в
Архангельск, под Азов,
за границу.
Первые главы романа
рисуют ожесточенную борьбу
за власть между
двумя боярскими группами - Милославскими и
Нарышкиными, представляю-
щими старую , боярскую,
допетровскую Русь. Ни
ту, ни другую
группу не интересовали ни интересы госсударства, ни судьба народа.
Толстой почеркивает это
почти однотипными замечаниями, оценивающими
правление одних и
других. " И все пошло
по-старому. Ничего не
случилось. Над
Москвой, над городами,
над сотнями уездов ...
кислые столетние сумерки - нищета , холопство, безделье" ( после
победы Милославских );
но вот
победили Нарышкины - "...стали
ду-
мать и править
по прежнему обычаю. Перемен особенных
не случилось"
Это понимает и сам
народ: "Что Василий Голицын ,
что Борис -
одна от них
радость".
Толстой показывает,
что народ играет решающую роль и
в тех
событиях, которые разыгрываются в Кремле. Только при
поддержке
народа Нарышкиным удается
сломить Милославских и
т. д. Недовольство
народа своим
положением проявляется в
ряде массовых сцен.
Примерно с четвертой
главы первой книги
Толстой показывает,
как все более обостряются отношения между возмужавшим
Петром
и Софьей, что
приводит в дальнейшем
к падению былой
правительницы.
Петр станоновится самодержавным правителем и со свойственной ему
решительностью,
преодолевая сопротивление
боярства, начинает борьбу
с византийской Русью. "Упиралась вся Россия ,- пишет Толстой. Страшились
перемен, "ненавидели
быстроту и жестокость нововводимого не только
боярство, но и поместное
дворянство, и духовенство, и стрельцы:
"Стал не мир, а кабак,
все ломают, всех
тревожат... Не живут -
торопятся... В бездну катимся..." Сопротивлялся и народ - "мало
было прежней тяготы - волокли на новую непонятную работу - на
судостроительные
верфи в Воронеже". Бегство в
леса дремучие,
на Дон - ответ народа
на все тяготы жизни
в период правления
Петра.
Первая книга кончается
жестоким подавлением Петром
стрелецкого
мятежа. Ее финал лучше
прочесть вслух:"Всю зиму
были пытки и
казни... Ужасом была охвачена
вся страна. Старое
забилось по
темным углам. Кончалась
византийская Русь. В
мартовском ветре
чудились за балтийскими
побережьями призраки торговых
кораблей".
Вторая книга, по
словам самого Толстого "более монументальна,
более
психологична", она рассказывает о том как сдвинулась
с
места Русь - начинается
с изображения
"неохотно" пробуждающейся
Москвы, кончается картиной
строящегося Петербурга.
Монументальность
романа проявляется не в изображении
больших
событий крупным планом,
а в изображении
строительства новой
России. Борьба
старого и нового
становится определяющей в
развитии действия романа.
Толстой показывает в
каких сложных
условиях возникает молодая
Россия, какие трудности пришлось пре-
одолевать Петру на
пути преобразования Руси.
Во второй книге
по сравнению с
первой изображено меньше
исторических событий, действие
концентрируется вокруг подкотовки
к Северной войне,
ее начал "нарвская конфузия",
лихорадочная
деятельность по укреплению
обороны, строительство заводов,
первые
успехи в войне
со шведами - взятие
Нотебурга, выход к
устью
Невы и основание
города-крепости, которую решено
было назвать
Питербурх.
Большое место отведено
в этой книге
психологическим характе-
ристикам. Каждый из
эпизодов частной и
общественной жизни помогает
ярче представить ту или
иную сторону эпохи
Петра, его преобра-
зований ( например,
описание жизни семей
Буйносовых и Бровкиных
и др.) Толстой показывает
как новое врывается
в быт, рушит старые
устои.Прогрессивный характер
петровских преобразований подчеркивается
Толстым в изображении
общего оживления страны, в
появлении вокруг
Петра новых людей идущих
в ногу со временем и
понимающих
нужды Росии. Среди
них и выходцы из народной
среды: Меньшиков,
семья Бровкиных, Федосей
Скляев, Воробьев.
"Птенцы гнезда Петрова", люди энергичные, воспитаные
Петром,
противопоставлены
старому московскому боярству - Буйносову, Лыкову
и другим, изображенным Толстым с иронией. Боярство внешне смирилось,
но продолжало
ненавидеть Петра и
его нововведения.
Во второй книге
с еще большей силой звучит
мотив социального
протеста народа.
Раздражение звучит и в разговоре
мужиков в кабаке
на Варварке, и
в поведении мухиков,
в их недобрых взглядах,
в выкриках, в
открытой ненависти крестьян
к помещикам и боярам.
Толстой показывает глухо
бурлящий в народе протест, который должен
был вылиться в
восстание на Дону
под предводительством Булавина.
Чтоб жить " по воле,
а не по указу государеву", люди бегут
в
леса. Движение раскольников, хотя и реакционое по
своей сути,
является одной из
форм протеста против
усилившегося гнета в
период правления Петра.
В устье Невы заложен
город-крепость. Желанное море
теперь отсюда -
подать рукой, началось
преобразование армии для решительной победы
над шведами и
возвращения исконо русских
земель - Юрьева и Нарвы.
Третья книга романа
посвящена борьбе за
Юрьев и Нарву.
" Третья книга -
писал сам Толстой,- самая главная часть
романа о
Петре, она относится к
наиболее интересному периоду
жизни Петра.
В ней будет
показана законодательная деятельность Петра, его нова-
торство в области
изменений уклада русской
жизни, поездки царя за
границу, его окружение,
общество времени. В третьей
части будут даны
картины не только
русской жизни, но и Запада
того времени - Франции,
Польши, Голландии. Все
основные задачи, которые я
ставил, приступая к
роману, будут
осуществлены в этой
части."
Третья книга, как и
вторая, начинается с описания
Москвы. Прошло не
так много времени, но
перед нами другая, обновленная Москва. Во второй
книге показана неторопливая, во многом косная жизнь
в столице, и, хо-
тя обитатели ее
чувствуют, что назревают большие
события, что жить
становится все тревожнее, тем не менее жизнь
города течет пока
по-
прежнему. В третьей книге
Москва предстает иной: крутые перемены про-
изошли в ее
жизни. Новое ворвалось в
жизнь, изменило привычное ее
теченние. Нет больше челяди
у боярских дворов, " ворота закрыты
наглу-
хо, на широком дворе - тихо, людишки взяты
на войну, боярские сыновья
или зятья в
полках унтер-офицерами либо
усланы за море,
недоросли
отданы в школы." Чувствуется, что жизнь
уходит в новую
столицу - Пе-
тербург.
Третья книга - это книга
о блестяще одержанных
победах русскими над
войсками Карла XII. В ней
поставлена проблема культурного
развития Рос-
сии, проблема
формирования новой интеллигенции. Особенно ярко
показан
образ молодой России, победившей в нелегкой борьбе.
Однако и в
этой книге не
ослабевает, а, наоборот, звучит
с новой си-
лой социальный конфликт - рост противоречий между Петром
и народом.
Книга осталась, к сожалению, незавершенной.
" Человека,- писал А.Н.Толстой,- равно как
исторический отрезок времени -
можно понять только диалектически - в движении, в борьбе, в
противоречии".
Так он изображает
Петровскую эпоху - в движении, в
борьбе нового со
старым.
В тексте нет
указаний на определенные даты, нет ссылок на
числа, ме-
сяцы, и все-таки движиние
времени ощущается во
всем: в том, как растет
и мужает Петр, как
изменяется жизнь страны
в целом и
Москвы в част-
ности, как новое, с трудом
воспринимавшееся ранее,
прочно входит в быт
людей. Изменяется
внешность людей, их характеры, жизнь, судьба. ( Семья Бров-
киных и князь Буйносов). Стремительный бег
времени проявляется в
общем
оживлении жизни страны, в
том, как " представители
одних слоев поднимают-
ся быстро вверх, другие не в силах
поспеть за бурным
темпом событий
и оказываются отброшенными резко назад".
В романе Толстого, в
каждой строчке его
чувствуется биение пульса
большой страны, движение народа, который с честью выходил
из всех суровых испытаний: и в
созидательном труде и в
борьбе добывал славу
своей родине.
А.С.Макаренко
восхищался бодрым звучанием
романа Толстого: "
Самое главное и самое
прекрасное, что есть в книге, - это живое движение живых
людей...-это здоровое и
всегда жизнерадостное движение
русского народа".
Сочинение на тему Творчество А Н Толстого Роман петр первый Москва Россия Москве. Л Толстой описал в романе Петр Первый реформы петровского времени. Конспект урока Роман Алексея николаевича Толстого Пётр первый. Алексей Толстой и его произведение Эволюция Пертровской эпохи. А Н Толстой Роман Петр Первый Изображение петровской эпохи. Петровская эпоха в романе а н толстого пётр первый реферат. Личность и история в романе Алексея Толстого Петр Первый. Алексей толстой в х годах разнообразие тематики жанра. Характеристики романа Петра Первого Алексея Толстого. Композиция и сюжет в романе а н толстого петр первый. Интеллигенция и революция в романах алексея толстого. Тема русской жизни в романе А Толстого Петр Первый. Роман а н толстого петр первый читать в сокрощении. Толстой Алексей Петр Первый в сокращенном варианте. Петр как явление советского исторического романа.