Сатира и утопия в романе Ф Рабле Гаргантюа и Пантагрюэль
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО
ИСТОРИИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
ТЕМА: САТИРА
И УТОПИЯ В РОМАНЕ Ф.РАБЛЕ
ГАРГАНТЮА И ПАНТАГРЮЭЛЬ.
Крупнейшим
представителем французского гуманизма и одним из величайших французских
писателей всех времен является Франсуа
Рабле (1494 – 1553). У этого писателя необычная биография. Он родился в Шиноне,
в семье зажиточного землевладельца и адвоката. В молодые годы он поступил во
Францисканский монастырь и монастырь и
до 1525г. пробыл монахом в Фонте-Леконт, но вместо богословских трудов изучал
древних писателей и юридические трактаты. Рабле получил сан священника, но
служебных обязанностей не исполнял. С самого начала Франсуа Рабле больше
привлекали науки, нежели духовные подвиги. Он изучал латынь, греческий, читал
Платона, вступил переписку с главою французских гуманистов Гильемом Бюде, После
конфликта с монахами, он покинул монастырь и занялся изучением медицины, а в
1532г. получил должность врача лионского госпиталя. Кроме того, Ф.Рабле изучал
в Риме римские древности и лекарственные травы. После этого он состоял на
службе у Франциска I, практиковал как врач, путешествуя по Франции, и
получил степень доктора медицины, затем
снова вернулся в монастырь. Умер Рабле в 1553г. в Париже.
Однажды, во
время работы в Лионе, в руки к Рабле попала лубочная книга «Великие и неоценимые хроники о великом и
огромном великане Гаргантюа», в основе которой лежала старинная
французская народная сказка о великане
Гаргантюа, хорошо известная еще в конце XV столетия. Это и послужило толчком,
побудившим Рабле написать свой роман.
Сюжет французской сказки, в которой великан Гаргантюа помогает королю
Артуру спастись от гогов и магогов, Рабле использовал как основу для
своего сюжета. Он заимствовал из народной книги имена героев и ряд эпизодов, а
так же некоторые приемы, например, гротескный перечень всевозможных предметов или похищение Гаргантюа колоколов собора
Парижской богоматери. Однако читателей
привлекала не только фольклорная основа романа, а главным образом содержащаяся
в нем явная сатира на фантастику и
авантюрную героику старых рыцарских романов и глубокое философское содержание. Это
изогнутое зеркало, в котором причудливо отобразилось буйное жизнелюбие «старой веселой Франции», пробужденной к новой
жизни в эпоху Возрождения. Под маской шуток, анекдотов и острот спрятано
особенное идейное содержание. Сам Рабле в предисловии к первой книги «Гаргантюа и Пантагрюэля» сравнивает свое творение с ларцом, на котором
сверху нарисованы «смешные и забавные
фигурки», а внутри хранятся редкие снадобья, приносящие человеку немалую
пользу. «Положим даже, вы там найдете вещи довольно забавные, если понимать их
буквально, вещи, вполне соответствующие заглавию, и все же не заслушивайтесь вы
пенья сирен, а лучше истолкуйте в более высоком смысле все то, что, как вам
могло случайно показаться, автор сказал спроста».
Взять хотя бы воспитание Гаргантюа. Король Грангузье поручил решение
этого вопроса схоластикам и богословам сорбоннского типа, людям старой культуры
и старой науки, для которых главный метод обучения – «зубрежка», в результате
которой Гаргантюа выучил азбуку наизусть в обратном порядке всего лишь за 5 лет
и 3 месяца. Бедный Гаргантюа стал
заметно глупеть и на смену учителям-схоластикам пришли гуманисты. И здесь Рабле в очень яркой форме раскрывает
свои идеалы.
Педагогика в культуре Ренессанса играла очень большую роль. Ведь
Ренессанс – это время научного подхода и открытий, пришедших на место слепой
вере, это время воспитание нового человека с новым образом мыслей. В трудах
Леонардо Бруни, Верджерио, Дечембрино, Гварини была разработана целая система
новой педагогики, была основана школа в Мантуе, которую называли «домом
радости». Воспитание по Рабле – это не только умственное, но и физическое
образование, чередование различных дисциплин
и отдыха, а так же не насильственное «вдалбливание» дисциплин, а свободное
обучение, воспринимаемое учеником с радостью.
Схоластки, будучи представителями старого мира, душили на корню новые
идеалы, вот поэтому-то так жестоко осмеивает их Рабле, выставляя на посмешище
их умственную немощь, издеваясь над их человеческими слабостями.
Не менее важная проблема, рассматриваемая Ф.Рабле – это не удовлетворяющая политика
феодализма. Рассмотрена она в сюжете войны Гранузье и Пирохла. Поводом для
нападения войска Пирохла на утопийцев стали не поделенные плюшки. Война в
романе – это возможность показать не только отрицательные черты существующего
строя, но главным образом изобразить тип правителя. Что представляет собой Пирохл?
Это король-феодал, король в старом стиле, далекий от гуманизма и других
передовых идей, это варвар, который принимает только идею грубой силы. Ему
противопоставлен Грангузье – полная противоположность: добрый король, который
заботится о славе и о благе своих подданных. Оба портрета сатира, крайность, но
отдельные черты обоих королей можно найти в любом из правителей европейских
государств. Из чего ясно, что Рабле, не отвергающий принципа монархии, не видит
достойного короля и достойной системы правления ни в одном из реально
существующих государств.
На примере Телемского аббатства (телема в переводе с греческого - желание) Ф.Рабле показывает свои идеалы устройства общества.
Грангузье хочет наградить за подвиги брата Жана, храбро сражавшегося в
войне, и способствует в реализации его мечты – строительства удивительного монастыря,
не похожего на другие: «… вам надлежит ввести воспрещающее женщинам избегать
мужского общества, а мужчинам –
общества женского, … как мужчины, так и женщины, поступившие к вам, вольны
будут уйти от вас, когда захотят,…
каждый в праве сочетаться законным браком, быть богатым и пользоваться
свободой». Что хотел сказать Рабле этой утопической картиной?
Феодальному средневековью было незнакомо понятие свобода. Это время
свирепствования жесткого принуждения и насилия. Гуманизм отвергал такие
общественные категории и боролся за свободу и уважение человека, утверждая, что самое совершенное, что есть
на свете – это личность. Отставляя в сторону нравы средневековья, Рабле рисует
свою картину устройства общества – Телемское аббатство, на дверях которого
написан единственный принцип жизни телемитов: «Делай, что хочешь». Эта картина
утопична, но признать ее абсолютно не приемлемой тоже нельзя. Скорее, это база, начальная информация для
построения нового общества – общества свободных людей.
Дальнейшая работа над романом затормозилась вследствие реакции новой
политики Франциска I. Она
выразилась в беспощадном преследовании гугенотов и всех инакомыслящих.
Подстрекаемый католической партией, Франциск I вступил на путь жестоких репрессий. Запылали
костры. Многие просвещенные, талантливые люди гибнут от рук инквизиции. Самого
Рабле обвиняют в безверии, кальвинизме и всех смертных грехах. Рабле пришлось замолчать. Он исчез из Лиона и уехал в Италию с
кардиналом Жаном дю Белле.
Теперь Рабле жил в Риме и мог наблюдать за жизнью католического центра
и нашел там много интересного для себя.
В таких условиях этому остроумному
писателю и борцу молчать было не возможно, и
он снова принялся за свои дела.
С 1534г. он создает продолжение романа и перепечатывает старые две книги
«Гаргантюа», потом «Пантагрюэль» на новый лад – им убраны места с особо острой
критикой.
В 1546г. вышла «Третья книга», довольно мягкая по сравнению с
предыдущими. Главный герой этой книги – плут и транжира Панург, который « …
знал 63 способа добывания денег, из которых самым честным и самым обычным
являлась незаметная кража, и был он
озорник, шулер, кутила, гуляка и жулик, каких и в Париже немного. А в сущности,
чудеснейший из смертных». Перед Панургом встает вопрос: жениться ему или не
жениться, ибо он очень боится остаться «рогатым». Многим представителям «учености» задает он этот вопрос, и каждый
дает ему мудрые советы, которые на самом деле нелепы и глупы до невозможности.
Таким образом, Рабле разворачивает целую галерею комических личностей. Среди
них богослов, врач, философ и юрист, а еще раньше были поэт и астролог. Но
после четырех консультаций Панург вместе с Пантегрюэлем решили ехать в Китай к
оракулу Божественной Бутылки.
Эта книга, как и две предыдущих
была осуждена Сорбонной, по-прежнему продолжались казни уважаемых Рабле
людей. На костре инквизиции был сожжен
друг и соратник Рабле Этьен Доле, вновь опасность нависла над самим Рабле, и он
вынужден был бежать за границу. Затем последовала смена на престолах
французском и папском. Это дало возможность вернуться Рабле в Париж. Будучи
священником, Рабле получил два прихода. Теперь у него было достаточно времени
на написание «четвертой книги», которая
начата была еще раньше, за границей. Рабле окончил книгу, и в 1552г. Она вышла
в свет.
Сюжетом «четвертой книги» стало путешествие Панурга и Пантагрюэля через
океан в Китай к оракулу Божественной Бутылки. По дороге они останавливаются в
разных удивительных странах, населенных невероятными существами и претерпевают
ряд приключений.
В первой части описываются два ярких эпизода. Первый – это «панургово
стадо», Мотив его заимствован у итальянца Фоленго. Такую же шутку проделал
герой его поэмы «Бальдус». Этот эпизод полон иронии и тонко характеризует
психологию Панурга. Второй – описание
бури и поведения во время нее пассажиров корабля – Пантегрюэля, Панурга,
Брата Жана, Эпистемона. Корабль тонет, и всплывают черты, раскрывающие образы
этих героев.
С каждой главой усиливаются
сатирические аллегории, направленные на уклад католической церкви. Вот остров, где царствует враждебный всему
естественному Постник, который приводит на память притчу о Физисе и Антифизисе.
Антифизис (Противоестество) плодит детей, ходящих вверх ногами, а так же
монахов, христопродавцев, «святош»,
«неуемных кальвинистов,
женевских обманщиков», бесноватых «путербеев» и «прочих чудищ,
уродливых, безобразных и противоестественных. А с самого Постника Рабле нарисовал
портрет типичного фанатика.
Далее следовали острова Папефигов (показывающих фигу папе, т.е.
кальвинистов) и папоманов. Некогда папефиги были веселы и богаты, но однажды их
угораздило показать папе фигу, и тогда папоманы вторглись на их остров и
разорили его. Зато папоманы чувствуют себя отлично. Они покланяются папским
Декреталиям. Как известно, сборник папских постановлений, носящий это название,
односторонним решением пап был объявлен источником канонического права, и
именно Декреталии санкционировали всякого рода вымогательства курии; Благодаря
их «златекучей энергии» Франция ежегодно отдавала Риму в виде дани четыреста
тысяч дукатов. На этом заканчивается четвертая книга.
Вскоре после ее окончания король заключил мир с папой, и Рабле,
предчувствовавший это, перед самым окончанием книги поспешил скрыться. Книга
эта, как и три предыдущие, была осуждена, а Рабле вернулся в Париж и умер там во второй половине 1553г.
В 1562г. появилась в печати
«пятая книга» под названием «Остров звонкий». Скорее всего, перу Ф.Рабле
принадлежат лишь наброски, весь текст
написан, возможно, каким-нибудь его другом или последователем. В художественном
плане эта книга уступает четырем книгам Рабле, в ней слишком уж много аллегорий
и резких нападок на церковь. Впрочем, когда она издавалась, было
сравнительно безопасное время. Верх
взяли войны гугенотов, и проблемы Декреталий и Острова Звонкого отошли на
второй план.
Рабле – ученый и гуманист. Он и
филолог и естествовед, а кроме того, он представители словесности, как
необходимого орудия для овладения
материальным миром и для пропаганды.
Проза Рабле рассчитана на массового, демократического писателя, и
завоевать его Рабле хотел именно смехом. «Поэтому смех его особенный. Так
смеяться, как он не умел никто. Это оглушительный, раскатистый смех во все
горло, который понятен каждому, и потому обладает огромной заразительностью, от
которого рушится все, над чем он разражается, смех здоровый, освежающий и
очищающий атмосферу. Так смеялся у Чосера Мельник, у Пульчи – Морганте. Так
будет смеяться Санчо Панса. Так смеются люди из народа. И Рабле знает, чем можно
вызвать такой смех у народа». (вступ ст. А.Дживелегова М.:Правда).
Рабле, обладая особым чувством слова и яркой сатирой, описал массу
замечательных персонажей, живых, неувядающих образов. Все он – достойные плоды
пера Рабле, но все-таки из этой славной компании выделяются два самых ярких –
Панург и брат Жан.
Панург – типичный городской житель, порождение улиц ренессанского города. Он не глуп, дерзок, упрям, в нем силен дух
авантюризма и озорства, а кроме того, он студент-недоучка и голова его завалена
кучей разнообразных знаний. О его добродетельности и честности говорит тот
факт, что он знал массу способов
добывания денег, из которым самым честным было воровство. Настоящей, крепкой
устойчивости в его натуре нет. Он может в критическую минуту пасть духом и превратиться в жалкого труса,
который только и способен восклицать: «О! Горе мне, горе», как это было в
эпизоде о разыгравшейся буре. Панург задолго до встречи с Пантагрюэлем отбросил в сторону этические принципы и
общественную мораль, в нем прочно сложился характер плута и эгоиста. Он пародия
на среднестатистического городского
бродяжку, каких полным-полно бродило по
свету. Но в то же время он не
лишен какого-то большого обаяния,
которым сам зачастую любуется и на
которое надеется в критических ситуациях. Но самое главное, что он
предчувствует лучшее будущее, в котором
такие, как он будут иметь место под солнцем.
Панург нужен не только Пантагрюэлю, но и самому Рабле. Великому
писателю нужен его острый язык, его дерзость, его умение выставлять в смешном
виде все то, с чем боролись гуманисты.
Другой яркий образ в романе –
брат Жан, приятель Гаргантюа. Это тоже человек из народа, веселый и
обходительный. У него мозолистые руки, изворотливый ум, масса энергии. Он
привык труду, никогда не тратит время в пустую. Даже в то время, когда, стоя на
клиросе, он поет за панихидой или заутреней, он мастерит тетиву для арбалета,
оттачивает стрелы, плетет сети и силки для кроликов. По поводу соблюдения поста
и целомудренности у брата Жана свои
соображения: «Из всех рыб, не считая линя,… лучше всего крылышко куропатки или
же окорочек монашки». Когда враги вторглись в утопию, Жан превратился в
богатыря и разнес «в пух и прах» неприятеля, проявив чудеса храбрости. По
поводу основного своего занятия, монашества, то тут брат Жан не питает особых
идей. Рясу он носит по привычке, а
спится ему лучше всего на проповеди или молитве. Во французской литературе эпохи возражения
не найти другого такого яркого и привлекательного изображения простолюдина,
любящего жизнь и способного на подвиг.
Общий друг Панурга и брата Жана – Пантагрюэль. С первого появления он в
центре рассказа, хотя иногда и уступает передние планы другим. Уравновешенный,
мудрый, ученый, гуманный, он обо всем успел подумать и составить мнение. Его спокойное, веское слово всегда вносит
умиротворение в самые горячие споры, осаживает пылкие порывы брата Жана и
хитроумные планы Панурга. В нем Рабле выразил свой идеал монарха, и, быть
может, человека. Пантагрюэль не похож ни на одного из реально существующих
монархов. И Франциска и Генриха II он далеко превосходит по
своим качествам. Пантагрюэль великан и по росту и по своим достоинствам.
Роман Рабле – крупнейший памятник французского Ренессанса. Великое
произведение этого борца за новое общество, художника и мыслителя, имеет полное
право считаться национальным и мировым шедевром. Роман создан в эпоху Возрождения
время, когда мир закончил свое политическое объединение и создавал новую,
весьма отличную от старой, культуру. Роман писался на стыке эпох, во время
перемен и потрясений, и отражает все противоречия и недочеты, существовавшие в
жизни.
В мировой литературе роман по праву занимает одной из самых почетных
мест. Многие крупнейшие писатели восторгались им, шли за ним, учились у него и
реализму и сатире, учились смеяться, ведь смех Рабле вселяет веру в конечное
торжество прогресса и разума. В его смехе всегда звучат победные нотки.
Список используемой литературы.
Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль. – М.: Правда, 1981.
Зарубежная литература. Эпоха Возрождения. Сост. Б.И.Пуришев. Москва, «Просвещение»
1976.
Б.И.Пуришев. Литература эпохи Возрождение. Курс лекций. Москва «Высшая
школа» 1996.
История зарубежной литературы Раннее средневековье и Возрождение под
общей ред. В.М.Жирмунского Учпедгиз Москва 1959.
Энциклопедический словарь юного литературоведа Москва «Педагогика»
1987.
Проблематика романа Рабле Гаргантюа и Пантагрюэль Карнавальное начало в романе. Идейно художественное своеобразие романа Ф Рабле Гаргантюа и Пантагрюэль. Гуманистические идеи в романе Ф Рабле гаргантюа и Пантагрюэль. Гаргантюа и пантагрюэль идейно художественное своеобразие. Утопические идеи Рабле в романе Гаргантюа и Пантагрюэль. Гаргантюа и пантагрюэль тема общественного воспитания. Гуманистические идеи в романе гаргантюа и пантагрюэль. Проблематика книги Ф Рабле Гаргантюа и Пантагрюэль. Особенности романа Рамблер Гаргантюа и Пантагрюэль. Анализ произведения Рабле Гаргантюа и Пантагрюэль. Ф рабле гаргантюа и пантагрюэль полное содержание. Тема и идея произведения Гаргантюа и Пантагрюэль. Очень краткое содержание гаргантюа и пантагрюэль. Сатира в романе Ф Рабле Гаргантюа и Панагрюэль. Франсуа рабле гаргантюа и пантагрюэль анализ.