Сочинение
по pоманy Федоpа Михайловича Достоевского "Пpестyпление и наказание"
на темy:
"Тpагедия
Раскольникова".
В центpе pомана Ф.Д.Достоевского
"Пpестyпление и
наказание" хаpактеp геpоя
шестидесятых годов девятнадцатого века, pазночица, бедного стyдента
Родиона Раскольникова. Раскольников совеpшает пpестyпление: yбивает
стаpyхy-пpоцентщицy и ее сестpy, безобиднyю, пpостодyшнyю Лизаветy.
Престуление страшное, но я, как, наверное, и
другие читатели, не вос-
принимаю
Раскольникова отрицательным героем; мне он кажется героем трагическим.
В чем же трагедия Раскольникова?
Своего героя Достоевский
наделил прекрасными качествами: Родион был "замечательного хорош
собою, с прекрасными темными глазами,
ростом выше среднего, тонок и строен." В его поступках, высказываниях, переживаниях мы видим
высокое чувство человеческого достоинства, истинное
благородство, глубочайшее бескорыстие. Раскольников воспринимает чужую боль острее,
чем собственную. Рискуя жизнью, он
спасает из огня детей, делится последним с отцом умершего товарища, сам
нищий, дает деньги на похороны Мармеладова, с которым был едва
знаком. Он презирает тех, кто равнодушно проходит мимо
людских несчастий. В нем нет
дурных и низких черт. Лучшие
герои романа: Разумихин - преданнейший друг
Раскольникова, Соня - несчастное создание, жертва гниющего
общества, восхищаются им, даже его
преступление не может поколебать эти чувства. Он вызывает уважение у
следователя Парфирия Петровича - очень умного человека, догадавшегося раньше всех о его
преступлении.
И вот такой человек совершает чудовищное
злодеяние. Как, почему
это могло случится? Достоевский показывает, что Раскольников, человек
гуманный, страдающий за "униженных и оскарбленных", совершил убийство
"по теории", реализуя
абсурдную идею, рожденную социальной несправедливостью, безысходностью, духовным тупиком. Нищенское
состояние, в котором он сам находился,
и нищета, встречаемая на каждом шагу, породили антигуманную теорию
"крови по совести", а теория вылилась в преступление.
Трагедия Раскольникова в том, что он, согласно
своей теории, хочет действовать по принципу "все
дозволено", но в то же время в нем живет огонь жертвенной любви к людям.
Получается чудовищное и
трагическое для героя противоречие: теория, которую исповедует
Раскольников, измученный чужими и
своими страданиями, ненавидящий "хозяев жизни", сближает его с
негодяем Лужиным и злодеем Свидригайловым. Ведь и эти противоречивые и сложные
два ха
рактера
считает, что человеку, обладающему силой и злостью, "все дозволено."
"Мы одного поля ягоды," - говорит Свидригайлов Раскольникову. И
Родион понимает, что это так, потому
что они оба, хотя по разным мотивам,
"перешагнули через кровь".
Конечно, нельзя равнять Свидригайлова и
Лужина с Раскольниковым. Первый имеет,
как я уже сказал, весьма противоречивый характер: он одновременно добрый,
честный человек, совершает ряд добрых поступков, таких как, например, огромная
помощь детям Мармеладовых, но в то же время на его совести оскорбленная честь Дуни, несколько странная смерть его
жены, Марфы Петровны. Свидригайлова
нельзя назвать ни плохим, ни хорошим
человеком, нельзя назвать его и
"серостью", скорее, это человек, в душе которого борется добро и
зло. И то и другое попеременно держат победу, но к сожалению, в результате берет свое зло - Аркадий
Иванович кончает жизнь
самоубийством. С Лужиным
несколько проще: сладострастное ничтожество, которое в своих
мечтах стремится унизить и властвовать над более умным и чистым
душой, чем он сам. Такого человека невозможно противопоствлять Родиону
Раскольникову.
Трагедия Раскольникова усиливается потому,
что теория, которая должна
была
вывести его из тупика, завела его в самый беспросветный из всех
возможных тупиков. Сознание этого вызывает страдание и муки героя, почувствовавшего после убийства свою полную
отторженность от мира и людей: он не может находится рядом с любимой матерью и
сестрой, не радуется природе, он, словно ножницами, отрезал себя от всех.
Муки совести, леденящий душу страх,
который преследует Раскольникова на каждом шагу, мысли о
том, что он не Наполеон,
а "тварь дрожащая",
"вошь",
сознание бессмысленности совершенного злодеяния - все это невыносимым гнетом
ложится на душу
Раскольникова. Родион понимает
несостоятельность своей теории "сильного человека", она не
выдержала проверки жизнью. Герой
терпит крах, как всякий человек, связавший себя с ложной идеей. И в этом тоже трагедия Раскольникова.
Достоевский-психолог с такой силой раскрыл
трагедию Раскольникова, все стороны его душевной драмы, безмерность его
страданий, что читатель убеждается: эти муки совести сильнее
наказания катаргой.
И мы не можем не сочувствовать герою
Достоевского, который ищет выход из
мира зла и страданий, жестоко ошибается и терпит страшное наказание
за свое преступление.
Очень
чутко, во многом пророчески Достоевский понял уже в девятнадцатом веке роль идей общественной жизни. С идеями - по
Достоевскому - нельзя шутить. Они могут
быть благотворны, но могут оказаться
разрушительной силой для человека, и для общества в целом.
1994 год.
Иван Александpов. AKA Merlin.
Сочинение на тему три встречи раскольникова с парфирием петровичем в романе достоевского. Сочинение на тему В чем трагедия Раскольникова в романе Достоевского. Сочинение на тему в чём заключается истинная трагедия Раскольникова. Сочинение по роману преступление и наказание трагедия раскольникова. Почему страдает и терзается родион раскольников после преступления. Приступление и наказание хорошие качества в радионе раскольникове. Почему мучается и страдает Раскольников после преступления. Психическое состояние раскольникова после преступления. Сочинение на тему В чём трагедия Радиона Раскольникова. Достоевский в чем истиная трагедия роскольникова. Какие два чувства боряться в дуще раскольникого. Сочинение В чём истинная трагедия Раскольникова. Кто такой парфирий петрович в приступлении. Преступление раскольникова и его трагедия. В чем истинная трагедия раскольникова.