рефераты

Рефераты

рефераты   Главная
рефераты   Краткое содержание
      произведений
рефераты   Архитектура
рефераты   Астрономия
рефераты   Банковское дело
      и кредитование
рефераты   Безопасность
      жизнедеятельности
рефераты   Биографии
рефераты   Биология
рефераты   Биржевое дело
рефераты   Бухгалтерия и аудит
рефераты   Военное дело
рефераты   География
рефераты   Геодезия
рефераты   Геология
рефераты   Гражданская оборона
рефераты   Животные
рефераты   Здоровье
рефераты   Земельное право
рефераты   Иностранные языки
      лингвистика
рефераты   Искусство
рефераты   Историческая личность
рефераты   История
рефераты   История отечественного
      государства и права
рефераты   История политичиских
      учений
рефераты   История техники
рефераты   Компьютерные сети
рефераты   Компьютеры ЭВМ
рефераты   Криминалистика и
      криминология
рефераты   Культурология
рефераты   Литература
рефераты   Литература языковедение
рефераты   Маркетинг товароведение
      реклама
рефераты   Математика
рефераты   Материаловедение
рефераты   Медицина
рефераты   Медицина здоровье отдых
рефераты   Менеджмент (теория
      управления и организации)
рефераты   Металлургия
рефераты   Москвоведение
рефераты   Музыка
рефераты   Наука и техника
рефераты   Нотариат
рефераты   Общениеэтика семья брак
рефераты   Педагогика
рефераты   Право
рефераты   Программирование
      базы данных
рефераты   Программное обеспечение
рефераты   Промышленность
      сельское хозяйство
рефераты   Психология
рефераты   Радиоэлектроника
      компьютеры
      и перифирийные устройства
рефераты   Реклама
рефераты   Религия
рефераты   Сексология
рефераты   Социология
рефераты   Теория государства и права
рефераты   Технология
рефераты   Физика
рефераты   Физкультура и спорт
рефераты   Философия
рефераты   Финансовое право
рефераты   Химия - рефераты
рефераты   Хозяйственное право
рефераты   Ценный бумаги
рефераты   Экологическое право
рефераты   Экология
рефераты   Экономика
рефераты   Экономика
      предпринимательство
рефераты   Юридическая психология

 
 
 

Жанровое своеобразие Чеховских пьес


Cвоеобразие Чеховских пьес
На первый взгляд, драматургия Чехова
представляет собою какой-то исторический парадокс.
Прежде всего, в драматургии Чехова
отсутствует “сквозное действие”, ключевое событие, организующее сюжетное
единство классической драмы. Драма при этом не рассыпается, а собирается на
основе иного, внутреннего единства. Что же тогда объединяет пьесу, создает
единство произведения? Вероятно, судьбы героев, которые при всем своем
различии, при всей их сюжетной самостоятельности, “рифмуются”, перекликаются
друг с другом и сливаются в общем “оркестровом звучании”.
При этом классическая
одногеройность, сосредоточенность драматургического сюжета вокруг главного,
ведущего персонажа с исчезновением сквозного действия в пьесах Чехова
устраняется. В пьесах Чехова не встретишь привычного деления героев на
положительных и отрицательных, главных и второстепенных. У каждого персонажа
есть своя роль в пьесе, своя партия. Пьесы Чехова можно сравнить с оркестром
без солиста, где единство рождается в созвучии множества равноправных голосов.
Стремление к естественности, к
жизненной правде подвигло Чехова к созданию пьесы не чисто драматического или
комедийного, а весьма сложного жанрового содержания. Драматизм гармонично
сочетается с комизмом, а комическое проявляется в органическом сплетении с
драматическим . “ Вышла у меня не драма, а комедия, местами даже фарс”, --
писал сам Чехов.
Убедительным примером тому служит
пьеса “Вишнёвый сад”. В основе пьесы лежит отнюдь не драматическое, а
комедийное начало. Во-первых, положительные образы, какими являются Трофимов и
Аня, показываются совсем не драматически, по внутренней своей сущности они
оптимистичны. Во-вторых, владелец вишнёвого сада Гаев изображён тоже
преимущественно комически. Комическая основа пьесы отчетливо видна. В-третьих,
в комическо-сатирическом изображении почти всех второстепенных действующих лиц:
Епиходова, Шарлоты, Яши, Дуняши. “Вишнёвый сад” включает явные мотивы водевиля,
выражающиеся в шутках, фокусах, прыжках, переодеваниях Шарлоты.
Однако современники восприняли новую
вещь Чехова, как драму. Станиславский писал, что для него “Вишнёвый сад”
является не комедией, не фарсом, а в первую очередь трагедией. И он поставил
Вишневый сад” именно в таком драматическом ключе.
Новизна Чеховских пьес заключается в
том, что Чехов открыл в драме новые возможности изображения характера. Характер
по Чехову раскрывается не в борьбе за достижение цели, а в переживании
противоречий бытия. Пафос действия заменяется на пафос раздумья. Чехов ни о чем
не пишет открыто, не чеканит мысли своих героев. Возникает неведомый
классической драме чеховский “подтекст”, или “подводное течение”. Герои
Островского целиком и полностью реализуются в слове, и слово это лишено
двусмысленности, твердо и прочно, как гранит. У героев Чехова, напротив, слова
размыты, люди никак в слово не умещаются и словом исчерпаться не могут. Здесь
важно другое: тот скрытый душевный подтекст, который герои вкладывают в слова.
Поэтому призыв трех сестер “В Москву! В Москву!” отнюдь не означал Москву с ее
конкретным адресом. Это тщетные, но настойчивые попытки героинь прорваться в
иную жизнь с иными отношениями между людьми. То же в “Вишневом саде”.
Во втором акте пьесы в глубине сцены
проходит Епиходов — живое воплощение нескладицы и несчастья. Возникает такой
диалог:
Любовь Андреевна (задумчиво).
Епиходов идет...
Аня (задумчиво). Епиходов идет...
Гаев. Солнце село, господа.
Трофимов. Да.
Формально герои ведут разговор об
Епиходове и о заходе солнца, а по существу о другом. При внешнем разнобое и
нескладице диалога есть душевное внутреннее сближение, на которое откликается в
драме какой-то космический звук: “Все сидят, задумались. Тишина. Слышно только,
как тихо бормочет Фирс. Вдруг раздается отдаленный звук, точно с неба, звук
лопнувшей струны, замирающий печальный”. Души героев через обрывки слов говорят
о неустроенности и нелепости всей своей несложившейся, обреченной жизни.
Классическая драма, которая
представлена, например, пьесами Островского, изображает своих героев на
переломном этапе их жизни. Островский берёт не ровное течение обычной жизни, а
как бы выламывает из него событие. Например, история гибели Катерины - событие,
потрясшее жителей Калинова, раскрывшее трагическую обречённость её положения.
Драматизм Чехова заключается в
обычном будничном однообразии повседневного быта, а не в событиях. В пьесе
Дядя Ваня” изображен быт деревенской усадьбы Серебрякова во всей своей
повседневности: люди пьют чай, гуляют, говорят о текущих делах, заботах, мечтах
и разочарованиях, играют на гитаре… События – сора Войницкова с Серебряковым,
отъезд Серебряковых – ничего не меняют в жизни дяди Вани и Сони и,
следовательно, не имеют решающего значения для содержания драмы, хотя на сцене
и прозвучал выстрел. Драматичность положения героев не в этих случайных
эпизодах, а в однообразии и безысходном для них образе жизни, в бесполезной
трате своих сил и способностей.
В драмах Чехова нет счастливых
людей. Чеховские драмы пронизывает атмосфера всеобщего неблагополучия. Героям
их, как правило, не везет ни в большом, ни в малом: все они в той или иной мере
оказываются неудачниками. В “Чайке”, например, пять историй неудачной любви, в
Вишневом саде” Епиходов с его несчастьями — олицетворение общей нескладицы
жизни, от которой страдают все герои. За редким исключением - это люди самых
распространённых профессий: учителя, чиновники, врачи и т.д. То, что эти люди
не выделены ничем, кроме того, что их жизнь описывает Чехов, позволяет считать,
что жизнью, которую ведут герои Чехова, живёт большинство его современников.
С героями Чехова редко проходят
события, которые меняют их жизнь. События, что происходят, часто уводятся
Чеховым из действия, например, самоубийство Треплева в пьесе “Чайка”, или дуэль
в “Трёх сёстрах”. В реальной жизни люди редко находят счастье – им трудно это
сделать, так как для этого нужно что-то изменить в себе, преодолеть страх перед
новым. Обыденность поглощает людей, и не каждый может вырваться за рамки
привычной жизни. Но счастье всегда соседствует с разлукой, смертью, с “чем-то”,
мешающим ему во всех чеховских пьесах. Томление, брожение, неуспокоенность
становятся фактом повседневного существования людей. Именно на этой
исторической почве и вырастает “новая чеховская драма” со своими особенностями
поэтики, нарушающими каноны классической русской и западноевропейской драмы.
Темы романов Ф.М. Достоевского
перекликаются с темами чеховских пьес. Он писал о господстве в жизни тупости,
откровенного эгоизма, об “униженных и оскорблённых”, о человеческих отношениях,
о любви, о становлении личности в обществе, о нравственных переживаниях.
Начиная с Гоголя, в литературе Х1Х века утвердился “смех сквозь слёзы”, смех
сочувствующий, быстро сменяющийся грустью. Смех Чехова в пьесах именно такой.
Чехов так и не написал роман, но
жанром, синтезирующим все мотивы его повестей и рассказов, стала “новая драма”.
Именно в ней наиболее полно реализовалась чеховская концепция жизни, особое ее
ощущение и понимание. И в самом деле, на рубеже веков, в период наступления
нового общественного подъема, когда в обществе назревало предчувствие “здоровой
и сильной бури”, Чехов создает пьесы, в которых отсутствуют яркие героические
характеры, сильные человеческие страсти, а люди теряют интерес к взаимным
столкновениям, к последовательной и бескомпромиссной борьбе. Если Горький пишет
в это время о людях активного действия, знающих, по их мнению, как и что нужно
делать, то Чехов пишет о людях растерявшихся, которые чувствуют, что разрушен
прежний уклад жизни, а новое, что приходит на смену страшней, как всё
неизвестное.
Пьесы Чехова стали новой волной в
театральном искусстве. Ценность Чехова – драматурга заключается в том, что он
создает новую драму, отражающую потребности своего времени, отходит от
принципов классической драмы и показывает психологические переживания героев.
Чеховская драматургия покорила театральную сцену почти всех стран мира. МХАТ
избрал своим символом чеховскую “Чайку”. И в нашей стране нет крупного
художника театра, кино, который не называл Чехова в числе своих учителей.
Своеобразие жанра и конфликта в пьесе вишнёвый зад подводное течение и диалог в пьесе. Философская проблематика и жанровое своеобразие маленьких трагедий пушкина. Урок по теме Художественное своеобразие комедии Чехова Вишневый сад. Жанровое своеобразие литературы классово государственного общества. Какую роль отводит автор образу епиходову в вишневом саду. Идейно художественное своеобразие пьес Чайка Три сестры. Жанровое и тематическое разнообразия творчества чехова. Трагическое и комическое в пьесе чехова вишневый сад. Своеобразие чеховской поэтики в драме Три сестры. Вишневый сад чехова жанровое своеобразие пьесы. Своеобразие конфликта в пьесе Б Шоу пигмалион. Художественное своеобразие драматургии чехова. Своеобразие конфликта в пьесе Шоу Пигмалион. Жанровое своеобразие пьесы вишневый сад. Признаки новой драмы в вишневом саде.

© 2011 Рефераты