рефераты

Рефераты

рефераты   Главная
рефераты   Краткое содержание
      произведений
рефераты   Архитектура
рефераты   Астрономия
рефераты   Банковское дело
      и кредитование
рефераты   Безопасность
      жизнедеятельности
рефераты   Биографии
рефераты   Биология
рефераты   Биржевое дело
рефераты   Бухгалтерия и аудит
рефераты   Военное дело
рефераты   География
рефераты   Геодезия
рефераты   Геология
рефераты   Гражданская оборона
рефераты   Животные
рефераты   Здоровье
рефераты   Земельное право
рефераты   Иностранные языки
      лингвистика
рефераты   Искусство
рефераты   Историческая личность
рефераты   История
рефераты   История отечественного
      государства и права
рефераты   История политичиских
      учений
рефераты   История техники
рефераты   Компьютерные сети
рефераты   Компьютеры ЭВМ
рефераты   Криминалистика и
      криминология
рефераты   Культурология
рефераты   Литература
рефераты   Литература языковедение
рефераты   Маркетинг товароведение
      реклама
рефераты   Математика
рефераты   Материаловедение
рефераты   Медицина
рефераты   Медицина здоровье отдых
рефераты   Менеджмент (теория
      управления и организации)
рефераты   Металлургия
рефераты   Москвоведение
рефераты   Музыка
рефераты   Наука и техника
рефераты   Нотариат
рефераты   Общениеэтика семья брак
рефераты   Педагогика
рефераты   Право
рефераты   Программирование
      базы данных
рефераты   Программное обеспечение
рефераты   Промышленность
      сельское хозяйство
рефераты   Психология
рефераты   Радиоэлектроника
      компьютеры
      и перифирийные устройства
рефераты   Реклама
рефераты   Религия
рефераты   Сексология
рефераты   Социология
рефераты   Теория государства и права
рефераты   Технология
рефераты   Физика
рефераты   Физкультура и спорт
рефераты   Философия
рефераты   Финансовое право
рефераты   Химия - рефераты
рефераты   Хозяйственное право
рефераты   Ценный бумаги
рефераты   Экологическое право
рефераты   Экология
рефераты   Экономика
рефераты   Экономика
      предпринимательство
рефераты   Юридическая психология

 
 
 

Сочинение: Два вечных памятника

Два вечных памятника

(А. Блок. “О доблестях, о подвигах, о славе...”)

Красивое, личное, интимное стихотворение А.Блока... Перед нами - исповедь поэта, тайна его души, боль страстного человеческого сердца.

Сказать, что это стихотворение о любви, - недостойно мало для понимания творчества А.Блока, для которого любовь - это и надежда, и страдание, неземное счастье и страшная мука - сама жизнь. Именно поэтому за автобиографическим контекстом стихотворения (оно посвящено жене поэта - Л.Д. Блок, когда она, отчаявшись решить многочисленные проблемы сложной семейной жизни, ушла из дома и поступила на сцену одного из петербургских театров) скрывается более глубокий смысл.

"О доблестях, о подвигах, о славе" - первые строки, вынесенные в заглавие, подразумевают ратные подвиги на поле битвы, имя которому -жизнь. Но борьбе за жизнь противопоставлена любовь как созидательное начало. "Лицо в простой оправе" - символ веры в любовь, надежды на будущее и свет, исходящий от портрета, свет настоящего чувства.

В стихотворении органично соединились прошлое, настоящее, будущее. Читателю открылась судьба поэта, и через всю жизнь "прошло" "лицо в простой оправе", так много значащее для лирического героя.

"О доблестях, о подвигах, о славе

Я забывал на горестной земле"

рядом был любимый человек, с которым тьма становилась светом.

"Но час настал, и ты ушла из дому.

Я бросил в ночь заветное кольцо".

Любовь для лирического героя Блока - костер самосожжения, полная отдача всего себя, а потому она всегда трагична. Трагична потому, что, поразив человека однажды, оставляет неизгладимый след в сердце.

"Летели дни, крутясь проклятым роем…"

так поэт определяет вихрь опустошённой жизни, жизни

"без божества, без вдохновенья".

"Я звал тебя, но ты не оглянулась,

Я слезы лил, но ты не снизошла".

Синтаксический параллелизм и безжалостная антитеза замыкают вечный круг одиночества лирического героя, и в этом круге он наедине со своей болью.

"Синий плащ" рефреном проходит сквозь всё стихотворение. Синий - для Блока цвет родного, желанного, того, к чему стремится душа, и вместе с тем - недосягаемая высота, отчуждённая временем и пространством. И после боли, страданий, горького одиночества удивительно ласковое: "Ты, милая, ты, нежная..." Его любимая затерялась в неведомом мире, среди "сырой ночи", такая же одинокая в "промозглом" (эпитет "сырая ночь" выстраивает именно такой образный ряд), неприятном, чуждом городе. Но это обращение - лишь отголосок былого чувства, подавленного грузом прожитых в ожидании лет. "Я крепко сплю" - неясный шорох ночи не выведет лирического героя из пустоты, и только в волшебных снах - "синий плащ", "сырая ночь", звуки и краски сказочной мечты молодости.

В стихотворении два действующих лица: "я" - одинокий, страдающий лирический герой, и "она" - таинственная незнакомка, нереальная в своей отчуждённости, она далека и безучастна. Конфликт формируется с самого начала: несовместимость реальности и мечты (в лирике А.Блока 1908 года сохранились традиции “Стихов о Прекрасной Даме”), и "очи синие, бездонные" всё так же манят своей недосягаемостью.

Кольцевая композиция стихотворения подводит к трагическому выводу: нет возврата к прошлому, невозможно вернуть счастливые минуты безвозвратно ушедшей молодости. Любовь - это однажды...

"Твоё лицо в его простой оправе

Своей рукой убрал я со стола"

- так лирический герой осознаёт неумолимое течение времени: то, что питало желание жить и любить, теперь убрано им со стола - "всё миновалось". А впереди - неясное, безликое будущее, и понятно одно: "Уж не мечтать о нежности, о славе". Умершее не воскреснет, забытое не вернется во веки - печальная правда о любви как о лучшем её проявлении.

Стихотворение “О доблестях, о подвигах, о славе...” затрагивает глубинные струны души читателя. Даже без знания биографического контекста рассчитано на понимание не разумом, но сердцем, так же как и бессмертное стихотворение А. С. Пушкина “Я помню чудное мгновенье...”. Частые реминисценции из пушкинского стихотворения (“И я забыл прекрасное лицо”, “Летели дни, крутясь проклятым роем”), сохранение того же размера подтверждают связь этих стихотворений. Но, обращаясь столь явно к пушкинскому стихотворению, А.Блок полемизирует с ним, и доказательство тому - иной финал, обусловленный личным мировосприятием и ощущением поэта.

"И сердце бьётся в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь"

- это у Пушкина. Лирический герой Блока "крепко спит", и нет продолжения утраченной мечты о счастье. И всё же стихотворение Блока “О доблестях, о подвигах, о славе...” и стихотворение Пушкина “Я помню чудное мгновенье...” - два шедевра, два памятника русской любовной лирики, и как памятники они вечны…


© 2011 Рефераты