рефераты

Рефераты

рефераты   Главная
рефераты   Краткое содержание
      произведений
рефераты   Архитектура
рефераты   Астрономия
рефераты   Банковское дело
      и кредитование
рефераты   Безопасность
      жизнедеятельности
рефераты   Биографии
рефераты   Биология
рефераты   Биржевое дело
рефераты   Бухгалтерия и аудит
рефераты   Военное дело
рефераты   География
рефераты   Геодезия
рефераты   Геология
рефераты   Гражданская оборона
рефераты   Животные
рефераты   Здоровье
рефераты   Земельное право
рефераты   Иностранные языки
      лингвистика
рефераты   Искусство
рефераты   Историческая личность
рефераты   История
рефераты   История отечественного
      государства и права
рефераты   История политичиских
      учений
рефераты   История техники
рефераты   Компьютерные сети
рефераты   Компьютеры ЭВМ
рефераты   Криминалистика и
      криминология
рефераты   Культурология
рефераты   Литература
рефераты   Литература языковедение
рефераты   Маркетинг товароведение
      реклама
рефераты   Математика
рефераты   Материаловедение
рефераты   Медицина
рефераты   Медицина здоровье отдых
рефераты   Менеджмент (теория
      управления и организации)
рефераты   Металлургия
рефераты   Москвоведение
рефераты   Музыка
рефераты   Наука и техника
рефераты   Нотариат
рефераты   Общениеэтика семья брак
рефераты   Педагогика
рефераты   Право
рефераты   Программирование
      базы данных
рефераты   Программное обеспечение
рефераты   Промышленность
      сельское хозяйство
рефераты   Психология
рефераты   Радиоэлектроника
      компьютеры
      и перифирийные устройства
рефераты   Реклама
рефераты   Религия
рефераты   Сексология
рефераты   Социология
рефераты   Теория государства и права
рефераты   Технология
рефераты   Физика
рефераты   Физкультура и спорт
рефераты   Философия
рефераты   Финансовое право
рефераты   Химия - рефераты
рефераты   Хозяйственное право
рефераты   Ценный бумаги
рефераты   Экологическое право
рефераты   Экология
рефераты   Экономика
рефераты   Экономика
      предпринимательство
рефераты   Юридическая психология

 
 
 

Сочинение: "Сами звёзды, только сердца не сжимавшие"

"Сами звёзды, только сердца не сжимавшие"

Брук Ирина 11 “А”

Гимназия №1529

г. Москва

Сами звёзды, только сердца не сжимавшие,

Сами звёзды, но уставшие гореть.

И. Анненский

Много ли было сказано о звёздах? Уделено ли внимание этим маленьким сверкающим точкам на тёмном небосклоне в полифоническом мире поэзии? Ответ будет един для всех, кто когда-нибудь прикасался к этому яркому, многоголосому миру, хотя бы раз в жизни открывал томики стихов символистов, акмеистов или футуристов, не говоря уже о таких мастерах слова, как А. Пушкин или М. Лермонтов. Не только в лирики, но и в прозаики соотносили мир всеобъемлющего пространства с миром земным. Мы можем встретить обращение к звезде у Л.Толстого, М. Булгакова, А. Платонова и многих других писателей XIX –XX веков.

Для поэтов XIX века звезда обычно символизирует высшую степень земного одиночества, противопоставленного небесной торжественности. Антитеза является очень распространённым приёмом и у литераторов XX века.

Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит;

Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,

И звезда с звездою говорит.

В небесах торжественно и чудно!

Спит земля в сиянье голубом…

М. Лермонтов

В лирике же начала XX века, создавая художественную концепцию человека, поэты наделяли героя не только земными, но порой и космическими устремлениями. Это свойственно символистам и акмеистам. Также это свойственно и реалистам. Перечитывая строки О.Мандельштама, И. Анненского, И. Бунина, С. Городецкого, В. Маяковского, порой не сразу понимаешь, какая роль отводится звезде в судьбе поэта.

Для О. Мандельштама характерен приём, называемый оксюморон. Обычно это выражается в противоположном отношении к самим звёздам. В начале стихотворения он пишет:

Я ненавижу свет

Однообразных звёзд.

А в конце:

Дев полуночных отвага

И безумных звёзд разбег…

Для Бунина специфическим приёмом является метафоричность. Он использует 6 эпитетов в восьми строках:

Звезда дрожит среди вселенной…

Чьи руки дивные несут

Какой-то влагой драгоценной

Столь переполненный сосуд?      

Звездой, пылающей, потиром

Земных скорбей, небесных слёз.

Зачем, о Господи, над миром

Ты бытие моё вознёс?

Так же автор использует гиперболу в первой строке. Её можно сопоставить со строками пушкинского “Анчара”:

Анчар, как грозный часовой,

Стоит – один среди вселенной.

Гипербола символизирует отчуждение, оторванность от мира бренного, устремление куда-то в другие миры.

Для лирического героя И. Анненского звезда – спасительный свет, жизнь без которого потеряла бы смысл. Его звезда превращается из небесного тела в близкое существо, живущее “среди миров в мерцании светил”. Общение с ней ему необходимо

Не потому, что от неё светло,

А потому, что с ней не надо света.

В этом стихотворении тоже проведена линия отчуждённости, словно отрезающая лирического героя от Земли, от низкого общества, но из-за применения гиперболы у Бунина она выделена чётче, и тем самым создаётся впечатление полной оторванности героя от бренного мира.

Важна роль риторических вопросов, с помощью которых лирический герой И. Бунина вступает даже в своеобразный диалог с Богом:

Зачем, о Господи, над миром

Ты бытие моё вознёс?

Риторические вопросы, обращённые к Творцу, проникнуты высшей формой откровения.

Для В. Маяковского они становятся особенно излюбленным приёмом. Для него это разговор не с условной риторической фигурой, а с безликой толпой, которую описывает в стихотворении “Нате”. Он не просто ставит людей ниже себя, а стремительно возносит себя вверх, над тем вселенским чувством, перед которым благоговели лирические герои И. Бунина и И. Анненского, и даже надсмехается над ним, называя звёзды “плевочками”.

Послушайте!

Ведь, если звёзды зажигают –

Значит – это кому-нибудь нужно?

Значит – кто-то хочет, чтобы они были?

Значит – кто-то называет эти плевочки

жемчужиной?

Снисходительно относясь и к лирическому герою, он высмеивает земного обычного человека. Маяковский не признаёт божественной красоты и отчуждает других от этого чувства, предлагая взамен красоту земную, становящуюся живой и чувственной для всех, кто её признаёт.

В этом то мы и видим отличие футуризма от остальных течений. Но это не единственное различие Маяковского с Буниным и Анненским. Например, кульминацией в стихотворениях других двух авторов являются две последние строки:

Зачем, о Господи, над миром

Ты бытие моё вознёс?

И. Бунин

Не потому, что от неё светло,

А потому, что с ней не надо света.

И. Анненский

У Маяковского кульминацией служат строчки:

Послушайте!

Ведь, если звёзды зажигают –

значит – это кому-нибудь нужно?

Они не просто значимы сами по себе. Восприятие читателей усиливается за счёт анафоры. Ведь эти строки есть как в начале, так и в конце стихотворения.

Если обратиться к звукописи, то можно заметить, что у И. Бунина в большинстве используются звонкие, “дрожащие” сочетания звуков [др], [з], а у И. Анненского – глухие, “мерцающие” [с], [тс], [ст]. Казалось бы, что слова “мерцание” и “дрожание” имеют одинаковый смысл, но, на самом деле, они придают различные оттенки.

Маяковский использует такие приёмы усиления восприятия, как эпитеты и метафоры:

…метели полуденной пыли…

…беззвёздная мука…

…спокойный наружно…

Безусловно, правильным будет вывод, что тема звезды занимает особое место в русской литературе. Это доказано тем, что к ней обращаются поэты, представители абсолютно разных течений. О звёздах сказано много слов… Но этот мир остаётся для нас неизведанным, и мы никогда не сможем до конца разгадать загадку такого непреодолимого влечения писать о звёздах.


© 2011 Рефераты